Технологии обучения грамматики английского языка с приминением компьютерных тренажеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
изучение лексики;
отработку произношения;
обучение диалогической и монологической речи;
обучение письму;
отработку грамматических явлений.

Файлы: 1 файл

Теоретические основы использования новых информационных технологий в учебном процессе.docx

— 836.60 Кб (Скачать файл)

Введение

     Вспомним, что еще 10 лет назад на уроках английского языка использовались магнитофоны, пректор для слайдов. Сегодня многое изменилось, всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  средней школе. Это не только новые  технические средства, но и новые  формы и методы преподавания, новый  подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной  культуры школьников, обучение практическому  овладению иностранным языком.

     Основная цель работы учителя иностранных языков  в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

     На  уроках английского языка с помощью  компьютера можно решать целый ряд  дидактических задач: формировать  навыки и умения чтения, используя  материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять  словарный запас учащихся; формировать  у школьников устойчивую мотивацию  к изучению английского языка.

     Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

  • изучение лексики;
  • отработку произношения;
  • обучение диалогической и монологической речи;
  • обучение письму;
  • отработку грамматических явлений.
 

 

 

  1. Теоретические основы использования  новых информационных технологий в учебном  процессе. Новые информационные технологии в обучении английскому языку
 

     В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули  и обучение иностранному языку в  школе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс  новые информационные технологии, такие  как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п.

     Разработкой и внедрением в учебный процесс  новых информационных технологий активно  занимаются такие исследователи  как, Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков  С. В,, Полилова Т.А., Цветкова Л. А. И т. д..

     Так О.И. Руденко-Моргун в своей статье "Компьютерные технологии как новая форма обучения пишет", мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту.

      Компьютерные обучающие программы в обучении английскому языку, считает Э.Л. Носенко , стали использоваться с 80-х гг. XX в. Говорилось о том, что автоматизированные обучающие системы (АОС) относятся к так называемым комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера, работающих в диалоговом режиме, функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера.

     «О  том, что компьютеры стремительно вошли  в нашу жизнь и в процесс  обучения английскому языку, несколько  потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании  которых несколько десятков лет  назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев . Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

     Система образования, по мнению  многих исследователей , не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый, привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции для российских школьников и студентов.

     Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял  простую мысль: компьютер в учебном  процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее  и расширяющее возможности его  обучающей деятельности. То, что  преподаватель желает получить в  результате использования машины, в  неё необходимо запрограммировать.

     Таким образом, компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для  творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники  не может быть отдана компьютеру.

     Как известно, пригодность технических  средств обучения и контроля для  использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим  критериям:

     во-первых, они должны способствовать повышению  производительности труда и эффективности  учебного процесса,

     во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных  действий каждого учащегося;

     в-третьих, повышать сознательность и интерес  к изучению языка,

     в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

     в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода  ответов без длительного их кодирования  и шифрования.

     Как показывает практика,  из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим  образом "вписываются" в структуру  учебного процесса, наиболее полно  удовлетворяют дидактическим требованиям  и максимально приближают процесс  обучения английскому языку к  реальным условиям. Компьютеры могут  воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать  решения, могут запоминать необходимые  данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических  средств обучения, как синтезаторы  речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют  возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому  языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в  своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

     Применение  компьютеров на уроках английского  языка значительно повышает интенсивность  учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее  количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

     Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для  контроля качества знаний учащихся достигается  и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю  уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

     Ещё одно достоинство компьютера – способность  накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений  за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель  судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

     Необходимо  отметить, что компьютер снимает  такой отрицательный психологический  фактор, как «ответобоязнь». Во время  традиционных аудиторных занятий различные  факторы (дефекты произношения, страх  допустить ошибку, неумение вслух  формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности  и старается проявить максимум своих  знаний.

     Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной  работы учеников на уроках английского  языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных  тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным  сколько угодно повторять любые  задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

     Однако, сказав о достоинствах компьютеров, Носенко Э. Л. , Ломов Б.Т. отмечают и некоторые недостатки. Диалектичность педагогических явлений состоит  в том, что какое бы то ни было, положительное само по себе свойство или качество целостного учебно-воспитательного  процесса оборачивается своей противоположностью и становится крайне нежелательным  при неумеренном, гипертрофированном проявлении, подавляющем другие, не менее важные свойства. Это замечание  имеет самое непосредственное отношение  к индивидуализации обучения, тем  более что в условиях компьютеризации  существенно меняются условия взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом.

     Уже на первом этапе обучения английскому  языку, в процессе постановки целей  и задач предстоящей познавательной деятельности учащихся учитель участвует  опосредованно. Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие  в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или  иной задачи. Но в реализации важнейшей  психолого-педагогической функции  обучения – предъявлении и принятии учащимися целей и задач учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации  возможен острый дефицит непосредственного  общения учителя и ученика, живого слова учителя.

     Хотя  передача всех функций преподавателя  машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо  подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам  создания и использования компьютера Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать  как практически реализуемую  и гуманную. Обучение немыслимо без  воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого  необходим их непосредственный контакт. 

     2. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка 

     Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое  значительно повлияло на образовательный  процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально  означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях  является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной  методики, так как происходящие изменения  затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов  и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

     Основная  цель изучения иностранного языка в  средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.

Информация о работе Технологии обучения грамматики английского языка с приминением компьютерных тренажеров