Текстовая деятельность в результате прочтения короткого рассказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

По словам Дридзе Т.М. в работе «Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации», соединению людей для совместной деятельности, согласованию совместных действий, а значит, эффективному взаимодействию социальных субъектов способствует один из основных видов социальной коммуникации - знаковое общение. Знаковое общение как способ обмена особым, текстуальным образом организованной смысловой информацией представляется поэтому одной из важнейших, хотя пока еще малоизученныx «составляющих» комплексного механизма социального взаимодействия личностей, групп, организаций и социальных институтов. Эта «составляющая» выражает разнообразные формы реализации социальных отношений и связей.

Содержание работы

Bвeдeниe
Cвязь знaкoвoгo oбщeния с вocприятиeм и пoнимaниeм тeкстoв
Продуктивная иноязычная текстовая деятельность (продуктивный подход)
Понятие «текст» как социокультурный феномен
2.2 Текстовая деятельность в структуре знакового общения
2.3 Интерпретационные характеристики и семиосоциопсихологическая типология текстов
3. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Текстовая деятельность в результате прочтения короткого рассказа.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУММАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра английского языка

Специальность: английский язык с дополнительной специальностью французский

 язык

«Допущена к защите»

Декан

Саламатина И.И.

« ____ »   ___________________   201   г.

Зав. кафедрой

Мигдаль И.Ю.

« ____ »   ___________________   201   г.

 

TEKCTOBAЯ ДEЯTЕЛЬHОCTЬ B РEЗУЛЬTATE ПPOЧTEHИЯ KOPOTKOГO PACCKAЗA

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Выполнила:

 студентка 4 курса очной формы обучения

Симакова Ольга Николаевна

Руководитель:

Бочкова С.Е.

Итоговая оценка - ________________________________

Подпись______________________

 

 

Коломна - 2013

 

  1. Содержание
  2. Bвeдeниe
    1. Cвязь знaкoвoгo oбщeния с вocприятиeм и пoнимaниeм тeкстoв
  3. Продуктивная иноязычная текстовая деятельность (продуктивный подход)
    1. Понятие «текст» как социокультурный феномен

     2.2 Текстовая  деятельность в структуре знакового  общения

     2.3 Интерпретационные характеристики и семиосоциопсихологическая типология текстов

     3. Заключение

     Список использованной литературы

 

 

 

1.Введение

К организованности и слаженности в работе всех уровней экономической и социальной организации общества возросшие масштабы производства, усложнившиеся экономические и социальные связи в условиях современной научно-технической революции предъявляют особые требования.

К. Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали значение способов реализации людьми социальных связей для эффективного ведения общественного производства. В работе «Наемный труд и капитал» они указывали, в частности, на то, что люди «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 6, с. 441].

По словам Дридзе Т.М. в  работе «Текстовая деятельность в структуре  социальной коммуникации», соединению людей для совместной деятельности, согласованию совместных действий, а значит, эффективному взаимодействию социальных субъектов способствует один из основных видов социальной коммуникации - знаковое общение. Знаковое общение как способ обмена особым, текстуальным образом организованной смысловой информацией представляется поэтому одной из важнейших, хотя пока еще малоизученныx «составляющих» комплексного механизма социального взаимодействия личностей, групп, организаций и социальных институтов. Эта «составляющая» выражает разнообразные формы реализации социальных отношений и связей.

Невозможно назвать такую  сферу деятельности, которая не была бы связана с общением, а само общение все более оформляется в самостоятельную деятельность с определенной психологической структурой, с собственной стратегией решения тех или иных коммуникативно-познавательных задач.

 

 

    1. Связь знакового общения с восприятием и пониманием текстов

По утверждению Т. М. Дридзе, проблемы знакового общения связаны с восприятием, пониманием, истолкованием текстов как единиц общения. «Месту текста в структуре социальной коммуникации стоит уделить особое внимание, так как к порождению, восприятию и истолкованию текстов в ходе знакового общения относятся критерии оценки взаимопонимания людей в различных ситуациях», - пишет цитируемый автор. От уровня такого взаимопонимания зависит эффективность совместной деятельности людей, а также адекватность тех или иных управленческих решений, принимаемых на уровнях социальной организации общества.

Как указывает Т. М. Дридзе, без порождения и интерпретации текстов невозможен обмен знаниями и опытом, умениями и навыками, эмоциями, ценностями, идеалами и нормами — этими важнейшими ориентирами человеческой деятельности, не говоря уже о том, что сами эти ориентиры рождаются, поддерживаются, а порой и устраняются именно в текстовой деятельности. В текстовой деятельности актуализирует себя практическое (т. е. непосредственно включенное в деятельность) сознание, формируется общественное мнение.

По определению Т. В. Жеребило, текстовая деятельность- это:

1. Система действий на  основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты  и воспринимать, интерпретировать  их.

2. Речевая разновидность  коммуникативной деятельности, которая,  в свою очередь, может быть  и неречевой, невербальной: общение  с помощью знаков, цветов, свиста, барабанов и т.п.

3. Разновидность речевой  деятельности, отличающейся конкретностью  целей, задач, сферы общения  и жанра, ситуативной обусловленностью, личностной ориентацией. В отличие  от текстовой деятельности, речевая  деятельность характеризуется обобщенностью,  типовыми закономерностями, ориентацией  на социум. Речевая деятельность  – процесс, единицей которого  является текст. Общие черты  текстовой и речевой деятельности  – наличие:

1) мотива;

2) цели;

3) содержания;

4) формы выражения. 

Текстовая деятельность направлена на обеспечение общения в разных сферах коммуникации, сообщение информации и воздействие на адресата. Первичная текстовая деятельность имеет цель, замысел, характеризуется отбором фактов и языковых средств, осмыслением композиции (структуры речевого сообщения). Этапы текстовой деятельности соответствуют этапам риторического канона.

Т. М. Дридзе говорит, что все люди так или иначе интерпретируют тексты, в чем-то по-разному ощущая «текстовую действительность», то обогащая, то и обедняя ее.

Сам принцип формирования культуры и общественного сознания - от зарождения идей до их общественного утверждения - невозможен вне социальной коммуникации, а значит, и вне текстовой деятельности социальных субъектов.

Кооперируясь для совместной материально-практической деятельности, люди общаются. Именно общение позволяет осуществлять взаимодействие как обмен деятельностью, оказывая заметное влияние на его исход. Общение как «способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества, ибо это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности» [Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974, с. 17], требует к себе пристального внимания социологов и социальных психологов. Категория «общение» нуждается в такой теоретической разработке, которая могла бы привести к операционализации понятия, позволяющей перейти к конкретным социологическим и социально-психологическим исследованиям.

Образ жизни формируется  в процессе совместной деятельности и взаимодействия индивидов и  групп. Именно общение дает возможность  индивиду и группе соотносить свои действия и поведение с действиями и поведением других индивидов и  групп. В процессе общения (как непосредственного, так и опосредованного развитыми  в современном обществе системами  коммуникации) происходит усвоение людьми социального и культурного опыта, который включается ими в повседневную жизнедеятельность. Процессы общения  способствуют формированию и поддержанию  различных групповых и организационных  структур, они же влияют на изменение  и разрушение последних. В этом смысле общение - важный движущий механизм, влияющий на структуру и содержание образа жизни различных социальных субъектов.

Вместе с тем общение  все чаще становится источником социальных проблем. Распространение формального  и поверхностного стиля общения  не только в сфере труда, но также  в сферах общественной и даже личной жизни людей, объективно обусловленное  многочисленностью их контактов, порождает  серьезное социально-психологическое  противоречие. Суть его в том, что  способы общения нередко перестают  соответствовать насущным потребностям и ожиданиям людей. Отсюда — чувство  одиночества и изоляции у одних  и ощущение перегруженности своего образа жизни ненужными, нежелательными контактами у других.

Как отмечает Б. Ф. Ломов, проблема общения, ранее не привлекавшая специального внимания исследователей, за последние 10—15 лет «стала одной из наиболее популярных» [Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. – В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981, с. 3], что объясняется в значительной мере «развитием социальной психологии и усилением ее влияния на всю систему психологических наук» [Там же]. Влияние социальной психологии не только на психологические науки, но и на всю систему наук о человеке и обществе не случайно. Оно существенным образом связано с тем, отмечают Г. Гибш и М. Форверг, что «кооперация людей — основополагающий исходный пункт социально-психологического исследования, а объект этого исследования — социальное взаимодействие» [Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972, с. 39]. Известно, что социальное взаимодействие трактуется в теории марксизма как обмен материально-практической деятельностью между людьми (шире — между социальными субъектами) [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, т. 6, с. 441]. Имея в виду именно такой обмен, касаясь вопроса о субъекте общественных отношений, К. Маркс указывал также, что какова бы ни была форма общества — оно «продукт взаимодействия людей» [Там же, т. 27, с. 402].

Общественные связи людей  выступают как общественные отношения, замечает Л. П. Буева, указывая, что «социально-психологическая сторона отношений выражается в мотивах, чувствах, настроениях, жизненных установках, оценках, стереотипах восприятия и понимания различных явлений жизни отдельными личностями – членами “малой группы”, коллектива, класса, общества» и что «психолог, анализируя отношение личности к объектам или субъектам, вправе сосредоточить внимание на его субъективном аспекте, беря отношения во внутреннем, “интернализованном”, виде и в различных их проявлениях» [Буева Л. П. Человек: деятельность и общение, с. 114]. При этом объективные, социально-

содержательные, конкретно-исторические аспекты системы общественных отношений  не только проявляются в этом субъективном, детерминируя деятельность и поведение  людей, но и до известной степени  формируются им прежде всего в  общении. Вряд ли можно представить себе какие-либо реальные социально-экономические, общественно-политические и культурно- идеологические процессы вне конкретизации и персонификации реальности общественных отношений в коммуникативно-познавательной деятельности людей, вне их актуализации в знаковом общении как обмене действиями порождения и интерпретации текстов для целей социального взаимодействия.

Способы обмена текстуально  организованной смысловой информацией  вырабатывались и будут вырабатываться на протяжении всей человеческой истории, поскольку можно предположить, что совместная материально-практическая деятельность людей, обмен такой деятельностью, т. е. социальное взаимодействие, не могут быть эффективными вне адекватного его смыслу и целям знакового общения. Сказанное, по-видимому, относится к взаимодействию социальных субъектов в ситуациях как непосредственных контактов, так и опосредованных, когда субъектов разделяют время и пространство, влекущее за собой многократное опосредование социального взаимодействия на уровне коммуникативно-познавательной деятельности множества включенных в него людей.

Понятие «знаковое общение» обладает значительной эвристической  ценностью для осмысления целого ряда феноменов общественной психологии. Оно характеризует важнейший способ реализации социальных связей между людьми и фиксирует одну из наиболее существенных составляющих механизма социального взаимодействия.

Как говорит Т. М. Дридзе, семиосоциопсихология, как новое комплексное направление междисциплинарных исследований, акцентирует свое внимание на текстовой деятельности.

Важная роль этой деятельности состоит в том, что она не только сопутствует всем другим видам деятельности человека, пронизывая их, связывая их в единое целое, но оказывается еще самостоятельно мотивированной и целенаправленной предметной деятельностью.

Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что главной целью здесь является сформулировать и обосновать предмет и систему методов этого нового направления, включающего особенности знакового общения как системы способов передачи смысловой информации, организованной особым, текстуальным образом, и на основе этих методов получить новое знание о ходе протекающих в обществе коммуникативно-познавательных процессов.

Также представляется целесообразным изучение не только ситуационных форм общения, но и внеситуационных (не зависящих от той или иной конкретной ситуации, универсальных), т. е. фундаментальных, глубинных характеристик, обусловливающих специфику коммуникативно-познавательных процессов, поскольку в общении люди осваивают культурные ценности на уровне повседневной практики. Усваивая социокультурный опыт в материально-практической деятельности и в общении, индивиды не только сохраняют устоявшиеся черты такого опыта, но и преобразуют и обогащают его, преодолевая устаревшие нормы и стереотипы.

Также изучение явлений, связанных со знаковым общением, т. е. с коммуникативно-познавательной деятельностью людей, оказывается не менее важным для анализа тенденций общественного развития, чем исследование феноменов, связанных с материально-практической деятельностью людей. В сочетании этих решающих видов деятельности социальных субъектов складываются и актуализируются общественные отношения, формируются культура и общественное сознание.

Независимо от аспекта  и уровня изучения общения в рамках той или иной

дисциплины следует учитывать  его глубинный социально-психологический  механизм, состоящий в мотивированном и целенаправленном обмене действиями порождения и интерпретации текстов между социальными субъектами. Этот универсальный механизм характеризует знаковое общение как целостный (т. е. не расчлененный на «сферы владения» отдельных дисциплин) объект, один из факторов формирования общественной психологии.

Информация о работе Текстовая деятельность в результате прочтения короткого рассказа