Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:11, курсовая работа
По словам Дридзе Т.М. в работе «Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации», соединению людей для совместной деятельности, согласованию совместных действий, а значит, эффективному взаимодействию социальных субъектов способствует один из основных видов социальной коммуникации - знаковое общение. Знаковое общение как способ обмена особым, текстуальным образом организованной смысловой информацией представляется поэтому одной из важнейших, хотя пока еще малоизученныx «составляющих» комплексного механизма социального взаимодействия личностей, групп, организаций и социальных институтов. Эта «составляющая» выражает разнообразные формы реализации социальных отношений и связей.
Bвeдeниe
Cвязь знaкoвoгo oбщeния с вocприятиeм и пoнимaниeм тeкстoв
Продуктивная иноязычная текстовая деятельность (продуктивный подход)
Понятие «текст» как социокультурный феномен
2.2 Текстовая деятельность в структуре знакового общения
2.3 Интерпретационные характеристики и семиосоциопсихологическая типология текстов
3. Заключение
Список использованной литературы
2. Продуктивная
иноязычная текстовая
В сравнение со взглядами Т. М. Дридзе рассмотрим точку зрения А. В. Рубцовой, кандидата педагогических наук. В своей статье «Продуктивная иноязычная текстовая деятельность» (продуктивный подход) А.В. Рубцова раскрывает содержание понятия продуктивной иноязычной текстовой деятельности изучающего иностранный язык в ракурсе социально-философских аспектов теории текста и текстовой деятельности.
Как отмечает А.В. Рубцова, разработка методологии продуктивного подхода в профессионально- ориентированном иноязычном образовании, в первую очередь, связана с выделением адекватного критерия определения уровня продуктивности коммуникативной деятельности обучающегося. Этот критерий соотносится с критерием развития продуктивной иноязычной образовательной деятельности, который проявляется не в готовых знаниях, а в личностных новообразованиях изучающего иностранный язык, его речемыслительных способностях, выражаемых в конкретном «личностном текстовом продукте» (устный или письменный текст).
Отсюда следует, что необходимо более детально остановиться на рассмотрении понятия «текст» как социокультурного феномена, который является одним из ключевых в гуманитарной культуре ХХ-Х1вв.
2.1 Понятие «текст» как социокультурный феномен
Как указывает А.В. Рубцова, существуют различные научные подходы к трактовке и пониманию «текста» с точки зрения семиотики, структурной лингвистики, филологии, философии текста, культурологии, филологической и философской герменевтики.
Как отмечает А.В. Рубцова, в философской литературе проблема текста начала обсуждаться в XX в., что было подтверждено повышением интереса к изучению проблем языка, его роли в познании и формировании окружающей действительности, реальности. Так, в качестве предпосылок для разработки социально-философской теории текста, выступили исследования представителей аналитической философии — T. Витгенштейн, Д. Мур, Б. Рассел, которые развили теорию знаков и символов. Собственно текст рассматривался этими учеными как статичное явление, которое не обладает потенциалом для формирования нового смысла.
Разработка теории текста
в социально-философском
Вследствие этого в
понимании социальной философии
«текст» есть конкретный объем дискретной
информации, которая выражается при
помощи искусственного или естественного
языка. Выступая в качестве смыслового
единства, предназначенного для решения
коммуникативной задачи, текст приобретает
функцию регулирования
По словам А.В. Рубцовой, проблема текста являлась и продолжает являться одной из важнейших тем исследований и в области психологии. Многочисленные разработки оказывали и оказывают существенное влияние на понимание процессов создания и восприятия текста, объясняют причину различного влияния текста на конкретного представителя социокультурного пространства.
«Текст» как философская категория есть сложное образование, находящееся на ином, чем дискурс, уровне. Согласно современному семиотическому пониманию, тексто-«ткань» культуры в целом, сплетена из разнообразных дискурсов (кодов). В свете культурологических, семиотических и информациологических оснований «текст» логично понимать как речевое, или знаковое, или информационно- семиотическое образование. При этом каждое художественное произведение есть текст, рассматриваемый в его социальных связях с окружающей исторической реальностью, историей его создания, автором, реципиентом и т. д.
В современной семиологии текст, как считает А.В. Рубцова, признается своеобразной семантической системой, которая должна вносить в мир осмысленность, а не какой-то конкретный смысл, значение. Здесь происходит в определенной степени разделение понятий «текст» и «произведение», когда первый термин не ограничивается рамками второго. Благодаря пространственной многолинейности текста возникает множественность смыслов. Текст есть ткань, сеть культуры, в качестве узелков которой выступают дискурсы. Текст, существующий между текстами, сквозь произведения, являет собой «интертекст».
Текст можно считать метафорой
социального пространства, или социосферы,
которое организовано также по языковому
принципу, а собственно текст, как
весь мир, принимает активнейшее
участие в этом процессе и процессе
трансформации этого
По утверждению А.В. Рубцовой, мы живем, прежде всего, в мире информации, облекающей и пронизывающей все и вся. Информация может выступать в различных видах и формах, т. е. быть зафиксированной и незафиксированной на каком-либо носителе, каким-либо способом, материалом и инструментом. Естественно, что не вся информация может и должна быть зафиксирована — это касается только достойной, важной информации, или сообщения, или знания. Одновременно с фиксацией информация приобретает социокультурную значимость и превращается в собственно текст, текст произведения.
Наиболее полное рассмотрение
структуры текста как целостной
системы позволяет нам, в свою
очередь, осуществить структурно-
При коммуникативной функции
текст гомоструктурен и гомогенен;
при смыслообразующей — гетерогенен
и гетероструктурен (текст есть одновременная
манифестация нескольких языков, когда
в качестве механизмов смыслообразования
выступают сложные
Не меньший интерес
представляет собой концепция структурной
антропологии К. Леви-Строса, где текст
есть не столько фиксированные в
письменной форме понятные конструкции,
сколько способ, каким явления
действительности даны человеку, включая
чувственный уровень
В целом, текст представляет
собой своеобразный носитель социально-
значимой информации. В качестве источника
последней могут выступать
Основываясь на вышеизложенном, содержание понятия «продуктивная иноязычная текстовая деятельность» мы рассматриваем текст через призму концепта «культуротекст», который в целом определяется как основной элемент существующей коммуникативной системы, функционирующей в социокультурном пространстве.
Таким образом, понимание
текста как единицы знакового
общения позволило обозначить социально-философский
статус продуктивной иноязычной текстовой
деятельности как процесса порождения
и интерпретации иноязычных текстов,
образованных в ходе созидания личностных
иноязычных речевых продуктов, который
включает в себя обмен коммуникативными
интенциями, знаниями, представлениями,
мыслями, идеями, образами, впечатлениями,
ценностями, идеалами и т.д. и способствует
реализации личностного потенциала
индивида в условиях профессионально-
2.2 Текстовая деятельность в структуре знакового общения
По словам Дридзе Т.М. в работе «Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации», человек совершает мотивированные действия, способствующие осуществлению определенной, пусть не всегда четко представляемой, но все же намеченной цели общения, вводя элементарные знаки в различные смысловые связи в составе сложных знаков более высокого порядка (слова в высказываниях, высказывания — в коммуникативных блоках (предикациях), а последние в текстах (сообщениях)). Замысел общения мотивирует возникновение целостного текста (сообщения), причем именно задуманного, а не какого-либо иного. Но, порождая одни тексты, мы обращаемся к другим и к третьим и потребляем их опять же с определенной целью, осознанно, а иногда и неосознанно, ориентируясь на искомый результат. Тысячи, миллионы читающих и слушающих, а короче, реципиентов интерпретируют «потребляемые» тексты (сообщения), в чем-то по-разному ощущая текстовую действительность, обогащая, а порой и обедняя ее.
Как утверждает Дридзе Т.М., порождение и потребление текстов — это виды знаковой деятельности, иногда соединенные, а иногда и разделенные во времени.
При возникновении из потребностей общественной деятельности и функционировании в социальной коммуникации, тексты как бы обретают новую жизнь, трансформируясь в бесчисленном множестве интерпретаций. В этой новой своей жизни, когда судьба содержащейся в тексте концепции или, скажем, смысловой информации нередко решается той интерпретацией содержания текста, которая завоевала себе место и привилась в общественной практике, «текстовая деятельность» становится частью общественно-исторического опыта. Она «вплетается» в процессы продуктивной познавательной деятельности. Сливаясь с ней, она участвует в формировании общественного сознания, внедряется в механизмы регулирования общественной деятельности и поведения. Уходя корнями в материально-практическую деятельность, текстовая деятельность (особенно в эпоху массового тиражирования текстов) все более формируется в самостоятельный вид деятельности с «внутренними», реализуемыми в рамках знакового общения мотивами и целями.
Дридзе Т.М. приводит в пример ту ситуацию, когда формирование личности в процессе обучения тому или иному предмету происходит (точнее, должно происходить) в ходе общения педагога с учащимися. Такое общение включает в себя практически непрерывное порождение и (или) предъявление друг другу обоими субъектами педагогического процесса (как педагогами, так и учащимися) подлежащих интерпретации текстов. Эта текстовая деятельность мотивируется целым комплексом факторов, определяющих направленность учебной деятельности не только на привитие определенных умений и навыков, но также и на передачу идей, знаний и представлений, установок, ценностных ориентации, норм и образцов поведения и деятельности. Все это необходимо человеку и обществу, всей системе социальной практики.
Предметом текстовой деятельности является коммуникативная цель общающихся, т. е. не смысловая информация вообще, а смысловая информация, цементируемая замыслом, коммуникативно-познавательным намерением.
Соответственно в качестве мотива-цели текстовой деятельности может быть рассмотрено стремление к реализации определенного, т. е. поддающегося содержательной интерпретации, коммуникативно-познавательного намерения (интенции, замысла), а в качестве действий могут рассматриваться конкретные акты осмысления и операции с применением мнестических средств (т. е. средств памяти), с одной стороны, и средств предицирования, т. е. выражения с использованием того или иного конкретного языка, — с другой. Такое расчленение позволяет выделить названные цели, а также соответствующие действия и операции, построив адекватную экспериментальную процедуру.
В текстовой деятельности как «образующей» знакового общения реализуется собственно «общенческий» мотив. В ней опредмечивается особая внутренняя потребность субъекта общения в реализации коммуникативного намерения, замысла общения.
По словам Дридзе Т.М., деятельность знакового общения актуализируется в текстовой деятельности или, точнее, в действиях порождения и интерпретации текстов.
Понимаемый таким образом текст — порождение коммуникативно-познавательной деятельности, ее образ и продукт — в «круговороте» этой деятельности превращается в ее объект. В субъективных смысловых интерпретациях возникают субъективные смысловые образы «текстовой действительности».
Объективным результатом интерпретационной деятельности оказывается множество воспроизведенных и как бы «заново родившихся» текстов на основе так или иначе истолкованной и преобразованной восприятием смысловой информации.
Возникающее отношение «текст—
Подводя итоги выше сказанному, нужно отметить, что текст как сложный знак и целостная единица общения — это некоторая система смысловых элементов, функционально (т. е. для данной конкретной цели общения) объединенных в единую замкнутую иерархическую коммуникативно-познавательную структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) субъектов общения.
Информация о работе Текстовая деятельность в результате прочтения короткого рассказа