Академічні театри опери і балету України

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Одесский национальный академический театр оперы и балета - первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности[. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.

Файлы: 1 файл

Академические театри оперы и балета Украины.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

На благотворительные средства был приобретён уникальный музыкальный инструмент — английский рожок стоимостью 59 тысяч гривен (около 12 тысяч долларов США).

 

Творческая жизнь

 

Театр интересен не только своей архитектурой, но и богатой творческой биографией. Театру принадлежит большая заслуга в развитии музыкальной культуры на Украине. Выступали артисты, чьи имена прославили отечественное искусство. Здесь пели великие Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Людмила Ширина , Н. Н. Фигнер и М. И. Фигнер, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Джузеппе Ансельми, Титта Руффо, Маттиа Баттистини, Л. Джеральдони, Михаил Гришко, Арнольд Азрикан, танцевали: первая балерина мира — Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер.

 

Спектаклями и симфоническими концертами дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник, А. С. Аренский, А. К. Глазунов, Я.Гречнев, исполняли свои произведения Эжен Изаи, Пабло Сарасате и другие.

В 1894—1937 годах музыкальный руководитель театра — народный артист Украинской ССР И. В. Прибик.

 

Во все времена театр осваивал постановки всё новых и новых спектаклей. За всё время существования труппой театра были поставлены десятки опер и балетов. Впервые поставлены оперы «Разлом» Фемилиди (1929), «Захар Беркут» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «В плену у яблонь» Чишко (1931), «Дела небесные» (1931), «Сотник» (1939) Бериковского, «Трагедийная ночь» Данькевича (1935), «Семья» («Искатели счастья») Ходжа-Эйнатова (1940).

 

Достаточно продолжительное время выпуск новых спектаклей был приостановлен ввиду реставрации и связанных с ней технических сложностей.

 

Также в Одесском оперном театре проходят различные симфонические концерты, в том числе органные, так как театр обладает лучшими в городе акустическими данными и встроенным органом.

 

При театре работает детская хореографическая школа (директор Литвиненко Анатолий Николаевич). Ученики школы постоянно принимают участие в различных украинских и международных балетных конкурсах.

 

В творческом сотрудничестве с театром работают детские хоры: «Жемчужины Одессы» (художественный руководитель Л. Гарбуз) и «Зёрнышки» (художественный руководитель А. Гарбуз). Юные исполнители принимают участие в спектаклях театра, в частности в постановке «Белоснежка и семь гномов».

 

В 2001 году академик В. С. Максименко опубликовал монографию на русском языке «Храм и вічний музей мистецтва: Сторінки двохсотлітньої історії культури Одеси на фоні Міського театру» об истории театра.

 

История

 

Изначально театр не имел постоянной труппы. Для постановок приглашались известные российские и иностранные артисты: в 1836 году московский танцор К. Ф. Богданов с дочерьми (балеты «Сильфида», «Пахита»), в 1853 году балерина Е. И. Андреянова с группой артистов Большого театра (балеты «Своенравная жена», «Катарина или Дочь разбойника», «Эсмеральда» и другие), в 1889 году итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла (балеты «Сильвия», «Эксцельсиор», «Брама» — балетмейстер Д. Саракко).      В Западной Европе не было ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре.

 

Организаторами оперных сезонов были антрепренёры. Первым антрепренёром Одесского городского театра был И. И. Черепенников. Театр был отдан ему безвозмездно на два года с условием проволить оперные спектакли. Черепенников пригласил в Одессу итальянскую труппу.

 

Второй антрепренёр, Иосиф Яковлевич Сетгофер, также пригласил итальянских певцов: Дамерини, Прево, Боронат, Арамбуро, Броджи, а также знаменитую балерину В. Цукки.

 

С 1891 года антрепризу в театре держал артист Императорских театров И. Н. Греков. Одним из первых он решил дать в Одессе русскую оперу. В сезоне 1892—1893 годов включили оперу «Демон» и начали готовить «Пиковую даму». Постановка «Пиковой дамы» совпала с приездом П. И. Чайковского в Одессу. Находясь в зале театра, Чайковский делал замечания, давал советы исполнителям главных партий, а также дирижёру Н. Б. Эммануэлю, готовившему премьеру оперы, которая прошла с большим успехом. В 1893 году Чайковский рекомендовал И. В. Прибика, и в следующем году дирижёр был принят по конкурсу в качестве главного дирижёра одесского Городского театра. И. В. Прибик сорок три года бессменно был главным, почётным дирижёром одесского Городского театра. Он в числе первых в стране получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины, героя труда.

 

В сезоне 1899 года в Одессе гастролировали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, супруги Фигнер и выдающийся баритон Л. Яковлев. В конце XIX столетия прошли выступления одесского скрипача А. П. Фидельмана, авторские концерты С. Рахманинова и А. Скрябина, концерты оркестра Берлинского филармонического общества под управлением А. Никиша, гастроли Яна Кубелика и Оскара Недбала. Ряд симфонических концертов прошёл с участием А. К. Глазунова, Ф. М. Блуменфельда и И. В. Прибика. С 1897 по 1900 годы при антрепренёре А. И. Сибирякове театр пережил пору наивысшего расцвета. На сцене пели Тетрацини, Баттистини, Саммарно, гастролировала драматическая труппа Н. Н. Соловцова. С 1903 года антрепризу взяла в свои руки известная певица М. Лубковская — в 1905 году она организовала гастроли Титта Руффо. В ряде спектаклей — «Евгений Онегин», «Демон» и др. — вместе с Титта Руффо пели итальянский певец Д. Ансельми и певица Я. Вайда-Королевич.

 

В 1900-х годах на одесской оперной сцене постановка «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Царской невесты», «Мазепы» свидетельствует о расцвете русской оперы в Одессе. Яркими артистами одесской оперной сцены в это время были выдающиеся исполнители П. И. Цесевич, А. Л. Каченовский, С. С. Залевский, Л. Я. Липковская, П. Л. Карпова и др.

 

В 1910-х годах была организована постоянная труппа. Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса. В 1920-х годах при театре были организованы хореографические школы под руководством Е. А. Пушкиной и Р. Ремиславского, выпускники которых играли на сцене театра.

 

В сезоне 1919—1920 гг. в Одесский оперный театр был приглашён режиссёр В. А. Лосский. За короткое время им были осуществлены постановки опер «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Аида», «Кармен», «Богема», «Иоланта».

 

В 1923 году балетный коллектив одесского театра возглавил известный балетмейстер Р. И. Баланотти. Поставленный им балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года) положил начало истории одесского балета. Дирижировал спектаклем М. Крамер, партии исполняли: Одетта-Одилия — Е. А. Пушкина, принц Зигфрид — П. Павлов и Р. Баланотти, Ротбарт — Смоляр. За период 1923—1925 годов были созданы постановки балетов «Конёк-Горбунок» и «Коппелия». Неординарной постановкой Р. Баланотти и дирижёра Н. А. Гольдмана стал балет «Корсар». Среди заметных балерин того времени можно упомянуть Д. Алидорт.

 

 

 

 

 

Очень плодотворным в театре оказался 1930 год, когда балетную труппу возглавил М. Моисеев. Поставленный им балет Б. Яновского «Ференджи» стал очень популярным.

 

В 1940 году балетный коллектив возглавил Вахтанг Вронский. Его работа над героико-романтическим балетом К. Ф. Данькевича «Лилея» стала значимым событием в балетном искусстве.

 

В годы Великой Отечественной войны и оккупации Одессы румынскими захватчиками многие артисты театра сражались на фронте, выступали с концертами в составе фронтовых бригад. Часть труппы была эвакуирована из Одессы, была объединена с днепропетровским коллективом и работала в Красноярске. Там давались спектакли «Евгений Онегин», «Наталка-Полтавка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан». Оставшиеся в городе артисты оперы продолжили работать в театре. В те годы в театре шли спектакли «То́ска», «Фауст», «Кармен», «Паяцы», «Травиата», «Риголетто», «Корсар», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Ставились русские оперы — «Евгений Онегин» и «Борис Годунов».

 

После освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году оперный театр продолжил свою работу. С 1944 по 1964 годы художественное руководство в театре осуществлял главный дирижёр, народный артист УССР Н. Д. Покровский. Балетмейстерами театра были В. Вронский и Д. Алидорт (1944—1954), С. А. Павлов и З. А. Васильева (1954—1958), Н. Трегубов (1958—1970). В послевоенное время были поставлены как классические, так и новые спектакли: «Севастопольцы» М. Коваля, ставили оперы К. Данькевича «Богдан Хмельницкий»[21] и «Назар Стодоля» (режиссёр Я. А. Милешко, художник П. А. Злочевский, дирижёр Н. Д. Покровский); опера Ю. Мейтуса «Дочь ветра» (постановщик Я. А. Вощак), «Июльское воскресенье» В. Рубина (постановщик Б. Е. Грузин), опера-балет В. Губаренко «Вий» и «Семён Котко» С. Прокофьева (постановщик Г. Проваторов), «Ромео и Джульетта» (балетмейстер М. Лавровский, дирижёр Г. Проваторов); балет «Золушка» (балетмейстер О. Виноградов, художник В. Левенталь), «Вальсы» и «Подпоручик Киже» (постановка О. Тарасовой и А. Лапаури, дирижёр Г. Проваторова, художник Б. Мессерера). В начале 70-х годов балетный коллектив театра возглавил балетмейстер И. Чернышев[19].

 

В 1970-е — 1980-е годы главный дирижёр театра Б. И. Афанасьев поставил «Хованщину» М. Мусоргского, «Богему» Джакомо Пуччини, монооперу В. Губаренко «Письма любви» и «Алеко» С. Рахманинова.

 

Современное состояние

 

В театре большая оперная труппа, среди которой можно отметить народных артистов Украины Анатолия Бойко (бас), Валентину Васильеву (меццо-сопрано), Анатолия Капустина (тенор), Людмилу Ширину (сопрано). Балетная труппа театра состоит из 50 человек. Среди них выделяются заслуженные артисты Украины Андрей Мусорин и Елена Каменских — участники Прощального турне Рудольфа Нуриева.

 

Главный дирижёр Одесского государственного академического театра оперы и балета — народный артист Республики Молдова Александр Самуил. Главный балетмейстер — заслуженный артист России Юрий Васюченко.

 

Артисты балета гастролировали в Канаде, Японии, Вьетнаме, Шри-Ланке, Китае, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Южной Корее, Италии, Испании, Португалии — с Майей Плисецкой, Индонезии, Швейцарии, Швеции и других странах. В 2007 году труппа театра принимала участие в фестивале «Оперные дни Курессааре» (Эстония).

Репертуар

 

В репертуаре оперы «Маскарад», «Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита», «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Аида», «Риголетто», «Фауст», «Тоска», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Запорожец за Дунаем», «Богема», «Чио-Чио-Сан», «Сельская честь», «Князь Игорь», «Паяцы», «Тайный брак», «Наталка-Полтавка», «Лючия ди Ламмермур»; балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Жизель», «Шопениана», «Пахита», «Сильфида», «Дюймовочка», «Золушка» .

 

Среди самых известных и удачных постановок театра можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

 

После реставрации театра в 2007 году артисты представят новые премьеры — оперу Джузеппе Верди «Бал-маскарад» и балет «Доктор Айболит» в новой постановке .

 

Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко

 

 

 

Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко был создан  в 1932 году в г. Луганске на базе Передвижного оперного театра Правобережной Украины. В документах  Наркомпроса Украины  предлагается с 15 марта 1932 года передать Передвижную оперу в распоряжение Донецкого театрального треста для постоянного обслуживания населения Донбасса. 1 сентября 1932 г. оперой А. Бородина „Князь Игорь” был открыт первый театральный сезон. Художественным руководителем и режисером театра был заслуженный артист республики Николай Николаевич Боголюбов, музыкальным руководителем и главным дирижером театра  был заслуженный артист республики Александр Гаврилович Ерофеев. В театре работали:  дирижер Макс Купер, режиссер Александр Здиховский , балетмейстер  Марк Цейтлин, художники - Олесь Власюк, Едуард Ляхович.

 

В репертуаре театра  1935  года: „Пиковая дама”, «Евгений Онегин» П. Чайковского, „Кармен” Ж. Бизе, „Фауст” Ш. Гуно, „Риголетто”, «Травиата», „Аида” Дж. Верди, „Мадам Баттерфлай” Дж. Пуччини, „Паяцы” Р. Леонкавалло”, „Севильский цирюльник” Дж. Россини, „Запорожец за Дунаєм” С. Гулак-Артемовский, „Сказки Гофмана” Ж. Оффенбаха.

 

Балеты: „Раймонда”, „Красный мак” Р. Глиэра, „Ференджи” Б. Яновского. В составе театра было  40  артистов  хора, 45 артистов балета, 45 артистов оркестра, 3 состава солистов. Всего в театре работало 225 человек.

 

К 1940 году определилась группа  талантливых мастеров оперной сцены: дирижеры: Е. М. Шехтман, А. Ф. Ковальский, режиссер А. А. Здиховский, художник Э.И. Ляхович, П. И. Злочевский. Первыми исполнителями, которые принесли славу театру были Юрий Сабинин, Надежда Лотоцкая, Александр Мартыненко, Павел  Никитенко,  Тамара Собецкая, Тамара Подольская и др.

 

В 1936 году в г. Донецке (Сталино) начинается строительство театра. Главным архитектором строительства назначен Людвиг Иванович Котовский, главным инженером  Соломон Давидович Кроль.

 

12 апреля 1941 г. Донецкий музыкальный  театр открывает свой сезон  в новом театральном здании  сооруженном по проекту архитектора Людвига Ивановича  Котовского  премьерой оперы М. И. Глинки „Иван Сусанин” (постановщики: режиссеры - И.М. Лапицкий и Я. С. Пресман, дирижер А. Ф. Ковальский, художник Э.И. Ляхович). Сегодня здание театра является памятником архитектуры.

 

 

 

Первым директором и художественным руководителем театра  был  выдающийся оперный режиссер, последователь системы Станиславского в музыкальном театре, заслуженный артист РСФСР Йосиф Лапицкий. Первые артисты прибыли в Донецкий театр из Москвы, Ленинграда, Киева, Луганска и Винницы. В состав оркестра вошли лучшие музыканты Луганского и Винницкого театров оперы и балета, Сталинской областной филармонии. С первых дней организации коллектива проводилась работа со зрителем: выездные спектакли, беседы, концерты. Осуществлялись новые постановки оперных и балетных спектаклей.

 

В репертуарную афишу 1941 года были включены: опера Ш. Гуно «Фауст» - премьера состоялась 4 мая 1941г., опера Р. Леонкавалло «Паяцы» - премьера  22 мая, опера Дж. Россини «Севильский цирюльник» - премьера  в июне. 7 августа 1941 г. состоялась премьера первого балетного спектакля  „Лауренсия” А. Крейна. Партию Лауренсии танцевала Нина Гончарова, позже заслуженная артистка Украины.

 

В период Великой Отечественной войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизскую республику (с Сазановку), а в июне 1942 года переехал в г. Пржевальск, где продолжал работать над созданием новых спектаклей и проводил концертную деятельность в воинских частях и госпиталях.

Информация о работе Академічні театри опери і балету України