Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:02, курсовая работа
Одесский национальный академический театр оперы и балета - первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности[. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.
Начиная с 25 декабря 1941 года продолжается работа театра в оккупации. Оккупационная газета Юзовской городской управы „Донецкий вестник” информирует о том, что 1 января 1942 года Украинский музыкально-драматический театр открывает свой сезон оперой С. Гулака –Артемовского „Запорожец за Дунаем”. С июня 1942 г. директором и режиссером театра был назначен режиссер Мюнхенской оперы Тони Грашбергер и театр переименовывается на Городской театр оперы и балета. В июле 1943 года театр снова переименовывают на Фронтовую оперу – FRONT –OPER Stalino.
В апреле 1944 года в театр из эвакуации возвратились артисты во главе с режиссером Александром Здиховским, художником Эдуардом Ляховичем. И уже в сентябре 1944 года в театре состоялась премьера оперы А. Бородина «Князь Игорь». «Половецкие пляски» в опере поставил балетмейстер Большого театра, заслуженный артист республики Касьян Голейзовский.
Театр становится центром музыкальной культуры Донецкого края, сценой для украинского и зарубежного, классического и современного оперного и балетного искусства, классической оперетты, музыкальных спектаклей для детей.
В 1946 году при театре организована хореографическая студия, которую возглавила Клавдия Васина (солистка балета Национальной оперы Украины). Благодаря этой студии, Донецкая труппа пополнялась молодыми артистами, что способствовало постановке балетных спектаклей. Значительных успехов добилась балетная труппа театра под руководством главного балетмейстера театра А. П. Гирмана. В 1947 г. состоялись первые балетные спектакли - балет Б. Асафьева „Бахчисарайский фонтан”, который 38 лет был в репертуаре театра и „Лілея” К. Данкевича. В 1948 г. состоялась премьера балета П. Чайковского „Лебединое озеро”.
В сентябре 1947 года Донецкий русский музыкальный театр был переименован в Сталинский государственный русский театр оперы и балета. В 1961 году переименован в Донецкий государственный русский театр оперы и балета.
В творческих кругах бывшего СССР Донецкий театр называли „лабораторией современной оперы”. Большая заслуга в этом главного режиссера театра, народного артиста Украины Александра Афанасьевича Здиховского, который за годы своей работы в театре поставил более 70 оперных и музыкальных спектаклей. Впервые в Украине, именно на сцене Донецкого театра оперы и балета поставлены оперы: „Обручение в монастыре”, „Семен Котко” С. Прокофьева, „Дон Жуан” В. А. Моцарта, „Андре Шеньє” У. Джордано, „Ярослав Мудрый” Ю. Мейтуса и др.
Донецкий театр оперы и балета одним из первых в Украине обратился к произведениям современных украинских композиторов, осуществив постановку спектаклей: „Сорочинская ярмарка”, „Оксана” по мотивам поэмы Т. Шевченко, „Сліпа”, „Наймичка” В. Гомоляки, «Маруся Богуславка» А. Свешникова, „Лісова пісня” Н. Скорульской, „Незраджена любов” Л. Колодуба, „Катерина” Н. Аркаса, „Лілея” К. Данкевича, „Запорожець за Дунаєм” С. Гулак-Артемовского, „Наталка Полтавка” Н. Лысенко.
На сцене Донецкого театра были поставлены спектакли компорзиторов национальных республик: „Шуралле” Ф. Яруллина, „Кето и Коте” В. Думбадзе, „Спартак” А. Хачатуряна, „ Тысяча и одна ночь” Ф. Амирова и др.
В репертуарную афишу театра, кроме классических произведений, вводились спектакли гражданского и социального звучания украинских композиторов: ”Сквозь пламя” Губаренко - это первая опера о революционном Донбассе, „Тихий Дон” И. Дзержинского и др. Украинский композитор Гомоляка именно для Донецкого театра создал партитуру балета ”Черное золото”. Это балет о тружениках Донбасса, добывающих из недр земли ”Черное золото”- уголь. Впервые в хореографическом искусстве была затронута тема шахтерского труда.
Славу и гордость театра в разные годы составляли прославленные артисты: Ю. Сабинин, Е. Горчакова, Т. Подольская, А. Колобов, А. Галенкин, Ю. Гуляев, А. Коробейченко, Н Момот, В. Землянский, Г. Каликин, Р. Колесник, М. Веденева, А. Бойцов, режиссер - А. Здиховский, художники - В. Московченко, Б. Купенко, В. Спевякин; дирижер – Т. Микитка, а на сцене Донецкого театра в разные годы танцевали и пели такие корифеи и мастера сцены, как народные артисты Советского Союза Иван Козловский, Сергей Лемешев, Мария Биешу, Ольга Лепешинская, Марина Семенова, К. Шульженко, А. Соловьяненко и мн. другие.
13 сентября по 1 октября 1979 года
на сцене Московского
С большим успехом состоялись творческие отчеты театра в Киеве.
Ведущие артисты приглашались на гастроли во многие страны мира.
За большие заслуги в развитии советского искусства 2 ноября 1977 г. театру было присвоено почетное звание «академический».
1 февраля 1983 г за успехи в развитии театрального искусства. театр был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.
В 1992 году при театре была создана школа хореографического мастерства Вадима Писарева.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 г. театру было присвоено имя А. Б. Соловьяненко.
С 1993 года в театре проводится международный фестиваль «Звезды мирового балета», основателем и художественным руководителем которого является Вадим Писарев – народный артист Украины, лауреат международных конкурсов артистов балета в Москве, Хельсинки, Париже, Джексоне, постоянный участник самых выдающихся празднований, проводимых в разных странах мира, где он выступал с известнейшими артистами современности. Удостоен приза ЮНЕСКО „Лучший танцовщик мира – 95”.
Сейчас Вадим Писарев является художественным руководителем театра и сосредоточен на традициях и постановках классического балета. За эти годы в фестивале приняли участие около 300 сильнейших танцовщиков из 25-ти стран мира. В ноябре 2009 года состоялся XVI Международный фестиваль «Звезды мирового балета».
В 2009 году в театре состоялся VI Международный фестиваль детских балетных спектаклей «Гран Па»- самый молодой и единственный в Украине. Созданный усилиями дирекции театра, «Гран Па» уже имеет свою историю и своих поклонников. В фестивале принимают участие воспитанники разных хореографических школ с Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня в балетной труппе театра работают уже признанные мастера и талантливая молодежь, завоевавшая признание на международных конкурсах артистов балета. С коллективом артистов работают талантливые и опытные педагоги-репетиторы: главный балетмейстер театра народная артистка Украины Е. Хасянова, народная артистка Украины Г. Кириллина, заслуженная артистка Украины Е. Огурцова.
С оперным и балетным искусством Донецкого театра оперы и балета знакомы зрители многих городов и республик бывшего Советского Союза, а также за рубежом: Германии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Швеции, Австрии, Норвегии. Балетная труппа театра приглашается на гастроли в США, Англию, Японию, Китай, Корею; оперная труппа, симфонический оркестр и хор – в Италию, Испанию, Швейцарию. Хор театра под руководством главного хормейстера театра народной артистки Украины Людмилы Стрельцовой, кроме участия в гастролях театра неоднократно гастролировал с большой концертной программой по произведениям мировой хоровой класики в Испании, Швейцарии, Бельгии, Франции и др. Сегодня хор театра признан одним из лучших в Украине.
В репертуаре театра спектакли, которых нет ни в одном оперном театре Украины: „Богдан Хмельницкий” К. Данкевича, „Фальстаф”, „Любовный напиток”, Г. Доницетти. Опера „Богдан Хмельницкий” стала всеукраинским событием. С триумфом опера прошла во Львове и Киеве. Этот всеукраинский проект, посвященный 400-летию со дня рождения Богдана Хмельницкого и 100-летию со дня рождения К.Данкевича, продемонстрировал не только культурное, но и государственное единство Украины.
Театр продолжает завоевывать любовь и авторитет зрителей интересным репертуаром, экспериментированием, приглашая лучших режиссеров, дирижеров, хореографов. В последние годы коллектив театра работает над программой возрождения лучших призведений мировой и украинской классики.
Сегодня театр является неотъемлемой частью культуры Донбасса, и за 77 лет своего существования вписал яркую страницу в летопись украинского театрального искусства. Коллективом театра осуществлено более 250 постановок опер, балетов, оперетт, музыкальных комедий, детских музыкальных сказок по произведениям украинских, зарубежных композиторов, произведений современных авторов. Нет ни одного признанного классического произведения, с которым театр не познакомил бы донецкого зрителя за период своей творческой деятельности.
27 ноября 2009 года Президент Украины Виктор Ющенко, в Донецкой облгосадминистрации встретился с представителями Донецкого академического государственного театра оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко. Глава государства вручил Указ о присвоении статуса – НАЦИОНАЛЬНОГО – Донецкому академическому государственному театру оперы и балета имени А.Б.Соловьяненко.
Здание театра
Театр построен по проекту архитектора Л. Котовского, который стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений. Котовский ставил себе целью достигнуть синтетической монументальной композиции внешнего образа сооружения в духе социалистического реализма.
Переработав ренессансовые приемы композиции, построенной на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, здание театра увенчано барельефами и объемной скульптурой, которые подчеркивают и завершают основной архитектурный замысел.
Здание театра было вначале запроектировано для драматических постановок. После постановления о создании музыкального театра понадобилось внесение в процессе строительства ряда корректив в отдельные планировочные решения.
Зрительный зал, фойе, потолки и стены театра пышно декорированы лепкой и соответствующей легкой позолотой.
В отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, писателей и декоративные вазы. Зрительный зал решен в виде партера на 650 мест и бельэтажа на 320 посадочных мест, небольшими балконами.
Над бельэтажем и балконами зрительного зала в нишах установлены бюсты выдающихся композиторов и поэтов. Форма построения рядов мест в партере и на бельэтаже такова, что обеспечивает хорошую видимость. Кресла в зрительном зале полумягкие, оббитые бархатом. В центре потолка зала подвешена большая хрустальная люстра.
Театр имеет механизированную сцену, состоящую из основной сцены площадью 560 квадратных. метров. Сцена Донецкого театра оборудована так, что на нее удобно въезжать машиной и лошадьми - это самая престижная сценическая площадка города.
С 1989 по 1994 в театре велись работы по реконструкции и выборочному капитальному ремонту.
Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко
Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко - один из старейших и ведущих украинских оперных театров. Открыт в 1925 оперой «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. Постоянная оперная антреприза существовала в Харькове с 1880; были впервые поставлены оперы Н. В. Лысенко «Рождественская ночь» (1883) и «Утопленница» (1885).
В сезоне 1885/86 музыкальное руководство осуществлял В. И. Сук. В конце 19 — начале 20 веков здесь выступали певцы — Н. А. Большаков, А. П. Боначич, И. В. Ершов, Н. И. Забела, М. А. Михайлова и другие.
С конца 1918 в Харькове работала Народная опера, спектакли которой («Царская невеста», «Демон», «Кармен») шли нерегулярно.
В 1920 создана Русская государственная опера. Здесь работали: дирижёры — А. М. Пазовский, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг, режиссёры — Н. Н. Боголюбов, В. Д. Манзий; художники — A. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов; певцы — М. Э. Донец-Тессейр, М. И. Донец, И. С. Козловский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. О. Рейзен, П. И. Цесевич и другие. Ставилась русская и зарубежная оперная классика; среди лучших спектаклей — «Борис Годунов» (1922), «Аида» (1924). В 1924 состоялась первая постановка оперы «Тарас Бульба» Лысенко (на украинском языке).
В 1925 театр получил наименование — Украинская государственная столичная опера (с 1931 — Харьковский государственный театр оперы и балета, с 1934 — академический, с 1944 — имени Н. В. Лысенко, с 2010 — национальный). Становлению театра способствовали режиссёры Я. И. Гречнев, С. И. Каргальский, И. М. Лапицкий, В. Д. Манзий, С. Д. Масловская. Н. В. Смолич, H. M. Фореггер, дирижёры М. И. Вериковский, А. Э. Маргулян, А. М. Пазовский, Н. Д. Покровский, В. С. Тольба, О. М. Штейман.
В содружестве с украинскими композиторами в 20-30-е годы создавался новый национальный советский репертуар (были поставлены оперы — «Взрыв» Яновского, «Разлом» Фемелиди, «В плену у яблонь» Чишко, «Золотой обруч» Лятошинского, «Перекоп» Мейтуса, Рыбальченко и Тица), театр работал также над современным прочтением украинской классики («Тарас Бульба», «Наталка Полтавка» Лысенко, «Запорожец за Дунаем»), ставил произведения композиторов других советских республик («Абесалом и Этери» — впервые на украинской сцене; «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю»).
Информация о работе Академічні театри опери і балету України