Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 23:02, курсовая работа
Одесский национальный академический театр оперы и балета - первый театр в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности[. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году.
На сцене театра была широко представлена оперная классика («Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Кармен», «Аида», «Фауст», «Лоэнгрин», «Гугеноты» и др.).
В театре работали певцы B. Н. Будневич, Е. И. Виноградова, И. Н. Воликовская, З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, В. Н. Гужова, С. И. Данченко, М. И. Донец, М. Э. Донец-Тессейр, Б. Я. Златогорова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, А. А. Колодуб, А. З. Левицкая, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. В. Микиша, И. С. Паторжинский, М. Д. Роменский, А. Д. Ропская, Н. А. Частий и другие.
Балетный коллектив возглавляли балетмейстеры Р. Н. Баланотти, Н. А. Болотов, К. Я. Голейзовский, А. М. Мессерер, М. Ф. Моисеев, В. А. Рябцев, а также П. П. Вирский, В. К. Литвиненко, П. К. Йоркин. Среди ведущих артистов балета — В. С. Дуленко, А. М. Соболь, А. В, Ярыгина.
Постановки — «Лебединое озеро» (1925), «Красный мак» (1927); «Иосиф Прекрасный» (1928), «В солнечных лучах» (1928) и «Цыганы» (1938) Василенко, «Футболист» Оранского (1930), «Ференджи» Яновского (1930), «Пан Каневский» Вериковского (1931), «Эсмеральда» (1933), «Раймонда» (1934), «Пламя Парижа» (1935), «Спящая красавица» (1935), «Бахчисарайский фонтан» (1938); «Песнь Сольвейг» на музыку Грига (1938), «Сердце гор» А. Баланчивадзе (1940), «Светлана» Клебанова (1941).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 театр был эвакуирован в Читу, затем в Иркутск, где работал совместно с находившимся там Украинским театром оперы и балета.
24 мая 1945 спектаклем «Иван Сусанин» театр начал первый послевоенный сезон в Харькове. Коллектив возглавили: дирижёр В. Н. Пирадов, режиссёр М. П. Стефанович, балетмейстер А. Р. Томский, художник И. С. Назаров.
Среди постановок этих лет: оперы — «Царская невеста» (1945); «Севастопольцы» Коваля (1947), «Единой жизнью» Клебанова и Сандлера (1947), «Князь Игорь» (1949), «Пиковая дама» (1950), «Орлеанская дева» (1951), «Борис Годунов» (1951; Государственная премия СССР, 1952); «Богдан Хмельницкий» Данькевича (1953), «Русалка» Дворжака (под названием «Любовь русалки», впервые в СССР, 1954), «Опричник» Чайковского (1955), «Тарас Бульба» Лысенко (1956).
Большое значение в творческой жизни балетного коллектива имели постановки: «Лилея» Данькевича (1946), «Данко» (1948), «Весенняя сказка» (1954) и «Мещанин из Тосканы» (1965) Нахабина, «Красный мак» (1948), «Спящая красавица» (1950); «Юность» Чулаки (1951), «Лауренсия» (1952); «Шурале» Яруллина (1953), «Лайма» Лепина (1955), «Маска» Боярского (1957), «Каменный цветок» (1962).
Театр успешно работал над созданием современного репертуара, ставил новые произведения советских украинских композиторов, в т. ч. оперы — «Буковинцы» (1957) и «Иркутская история» (1978) Карминского, «Павка Корчагин» Юхновской (1962), «Коммунист» Клебанова (1965), «Лейтенант Шмидт» Яровинского (1970), «Один шаг до любви» (1973) и «Волжская баллада» (опера-балет, 1975) Жуковского, «Молодая гвардия» (новая редакция 1975); «Письма любви» Губаренко (1979); балеты — «Таврия» Нахабина (1959), «Песня о дружбе» Щуровского (1961), «Северная сказка» Ковача (1978), «Огонь Элиды» Золотухина (1980).
В конце 60 — начале 70-х годов театр поставил также балеты советских композиторов других республик — «Спартак» (1966 и 1979), «Ромео и Джульетта» (1968); «Барышня и хулиган» на музыку Шостаковича (1969), «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина (1973).
Среди лучших постановок 70-х годов: оперы — «В бурю» (1971) и «Безродный зять» (1973) Хренникова, «Тарас Бульба» Лысенко (1971), «Снегурочка» (1972), «Даиси» (1972), «Чародейка» (1974), «Кармен» (1976), «Травиата» (1977), «Царская невеста» (1978), «Запорожец за Дунаем» (1978), «Пиковая дама» (1979); балеты — «Легенда о любви» Меликова (1969), «Лесная песня» Скорульского (1970 и 1980), «Дон Жуан» Губаренко (1972), «Сотворение мира» (1975) и «Берег надежды» (1977) Петрова. В репертуаре театра — многочисленные классические произведения западно-европейских композиторов, в т. ч. оперы «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло», «Дон Карлос», «Фра-Дьяволо», «Лакме», «Лючия ди Ламмермур», «Тоска», «Богема».
В театре в разное время работали: певцы — И. Л. Бронзов, В. Н. Будневич, Т. Н. Бурцева, Б. В. Бутков, А. З. Левицкая, А. Д. Оголивец, М. М. Суховольская; солисты балета — О. А. Байкова, Е. И. Баранник, Н. В. Васильева, Н. В. Виноградова, В. Т. Гудименко, Г. Г. Гузовская, Я. А. Додин, Л. П. Камышникова, О. А. Ширай-Литвиненко; дирижёры — П. Н. Баленко, Е. В. Дущснко, И. А. Зак, А. В. Калабухин, A. А. Людмилин, Л. Ф. Худолей, И. С. Штейман; режиссёры — М. В. Авах, Ю. И. Иванов, Л. Н. Куколев, Ю. Н. Леков, В. М. Скляренко, Д. Н. Смолич; балетмейстеры — М. В. Арнаудова, В. В. Бойченко, М. М. Газиев, Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов, Н. Н. Корягин, B. Н. Никитин, А. И. Паитыкин, М. Л. Сатуновский; художники — И. С. Назаров, Д. П. Овчаренко. В труппе театра (1980): певцы — нар. арт. СССР H. P. Манойло, Е. И. Червонюк, нар. арт. УССР В. Ф. Арканова, Л. В. Попова, засл. арт. УССР А. В. Арцемюк, А. Г. Гроза, А. Д. Дубинин, Я. И. Иванов, В. Г. Ломакин, Л. В. Морозова-Тарасова, А. Э. Резилова и др.; солисты балета — нар. арт. УССР С. И. Поливанова, Т. К. Попеску и др.; гл. дирижёр — Я. А. Скибинский, гл. режиссёр — засл. арт. УССР В. А. Лукашёв, гл. балетмейстер — засл. арт. УССР В. Т. Гудименко, гл. хормейстер — засл. деят. иск-в УССР Е. А. Коноплёва, гл. художник — нар. художник УССР Л. С. Братченко.
В 1960 театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Ю. А. Станишевский
Театр открыт в Харькове в 1925 на базе постоянной оперной антрепризы, существовавшей с 1880. Первый балетный спектакль — «Лебединое озеро» (1925). В 1926-28 труппу возглавлял балетмейстер М. Ф. Моисеев, впервые на украинской сцене поставивший «Красный мак» (1927), среди артистов — опытная танцовщица К. И. Сальникова, молодые украинские балерины В. С. Дуленко, А. В. Ярыгина, ведущие репертуар танцовщики А. М. Соболь, П. Павлов-Кивко.
Поднятию профессионального уровня коллектива способствовали В. А. Рябцев и А. М. Мессерер, перенёсшие на харьковскую сцену постановки балетов «Дон Кихот» (1926) и «Корсар» (1927).
Экспериментальность решения отличала балеты «Иосиф Прекрасный» и «Гротеск» («В солнечных лучах») Василенко (оба — 1928), осуществлённые К. Я. Голейзовским. Формальными поисками был отмечен эксцентрический балет-пантомима «Футболист» Оранского (1930) в постановке Н. М. Фореггера.
К использованию «свободной» пластики и эстрадного танца обратился П. Е. Кретов в балете на героический сюжет «Ференджи» (1930), созданный им в творческом содружестве с украинским композитором Б. К. Яновским.
В 1931 в репертуаре театра появился национальный балет «Пан Канёвский» («Любина Бондаривна») Вериковского, в котором впервые были объединены элементы классического и украинского народного танца. В этом спектакле раскрылись яркие актёрские индивидуальности артистов Дуленко, Г. А. Лерхе, А. М. Соболя, В. К. Литвиненко, М. Мономахова, К. Г. Васиной, определились черты национального балетного исполнительства.
Реалистические принципы балетной драмы развивали П. П. Вирский и Н. А. Болотов в «Эсмеральде» (1933) и «Раймонде» (1934). Значительными событиями стали постановки балетов «Спящая красавица» (балетмейстер Голейзовский) и «Пламя Парижа» (балетмейстер Цаплин), оба — 1935. Оригинальные решения были найдены в спектаклях: «Бахчисарайский фонтан»; «Цыганы» Василенко (оба — 1938), «Сердце гор» (1940). В 1941 был показан балет «Светлана» композитора Д. Л. Клебанова.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 харьковская балетная труппа работала в Иркутске, объединившись в 1942-44 с киевской.
Среди значительных работ послевоенного периода — «Лилея» (1946, балетмейстер А. А. Берёзова) и «Данко» Нахабина (1948, балетмейстер Литвиненко). Труппу возглавляли балетмейстеры Берёзова, Литвиненко, в неё входили артисты Н. Н. Виноградова, И. Н. Герман, Я. А. Додин, П. П. Плавник и др.
В спектаклях «Юность» (1950), «Лауренсия» (1952), «Шурале» (1953), поставленных Н. В. Даниловой, проявилось сценическое дарование О. А. Байковой, Г. Гузовской, Л. П. Камышниковой, В. В. Гудименко, В. П. Терновченко.
Балетмейстер И. К. Ковтунов, возглавлявший труппу в 1954-62 гг., продолжил работу над созданием балетных произведений на современные сюжеты в содружестве с украинскими композиторами Нахабиным («Таврия», 1959), Ю. С. Щуровским («Песня о дружбе», 1961), утверждал принципы пантомимно-танцевальной драмы («Лайма» Лепина, 1955, и «Кавказский пленник», 1957). Одной из лучших балетных постановок стал комедийный спектакль «Мещанин из Тосканы» Нахабина (1966).
В конце 60 — начале 70-х годов поставлены: «Спартак» (1967), «Легенда о любви» (1969); «Каменный властелин» Губаренко (1972) и др.
С 1945 при театре работает балетная школа.
Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т.Шевченко
1.1 Исторический очерк
Постоянная оперная труппа была организована в Киеве только в 1867 году и стала наряду с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865—1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, построенного в 1856 году по проекту архитектора И.Штрома.
Национальная опера Украины имени Т. Г. Шевченко
Дореволюционные годы
Первый сезон был открыт оперой Верстовского «Аскольдова могила». Вскоре в театре были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, на премьеры опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889) и «Пиковая Дама» (1890) приезжал П. И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С. В. Рахманинов на премьеру оперы «Алеко», а в 1895 — Римский-Корсаков на премьеру «Снегурочки». В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Пвавловна Кошиц, Мария Куренко...
В феврале 1896 года после утреннего показа «Евгения Онегина» случился пожар, полностью уничтоживший здание Городского театра, после чего был объявлен конкурс на проект нового здания. Этот конкурс выиграл проект архитектора Виктора Шретера. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 г.
Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 куб. м, площадь помещений — 40210 кв. м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила — покровителя города, однако по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, Шевченко подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.
Кроме опер российских композиторов, в театре также были поставлены оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, а также оперы Н. Лысенко «Майская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914).
Убийство Столыпина
В конце августа 1911 г. император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным находились в Киеве. 1 сентября 1911 г. император, его дочери и приближенные министры, Столыпин в их числе, присутствовал на спектакле «Сказание о царе Салтане».
Во время второго антракта спектакля «Сказание о царе Салтане», Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В.Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: "счастлив умереть за Царя".
1.2. Советские годы
С приходом советской власти в 1919 году театр был национализирован и назван «Государственный оперный театр им. К.Либкнехта», с 1926 г. — Киевская государственная академическая украинская опера (постановки шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы; — Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко.
В 1930-е гг. обсуждался проект социалистической перестройки помещения киевского оперного, ему хотели придать архитектурные особенности нового «пролетарского стиля». Однако перестройка коснулась лишь снятия бюстов российских композиторов и сведения пристройки к тыльной стороне сооружения двухэтажного помещения репетиционных залов. В те годы в репертуаре театра появились оперы «Золотой обруч» и «Щорс» Б.Лятошинского, «Борис Годунов» М.Мусоргского и другие.
В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.
В годы Великой Отечественной войни театр был эвакуирован в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулся в Киев. В послевоенные годы репертуар театра пополнился сочинениями советских композиторов, среди выдающихся достижений следует выделить постановку «Катерины Измайловой» Д.Шостаковича, награждённую Государственной премией им. Т.Шевченко (1975).
В разные годы в тетре работали знаменитые артисты — дирижёры Натан Рахлин и Степан Турчак, вокалисты Арнольд Азрикан, Борис Гмыря, Зоя Гайдай, Мария Литвиненко-Вольгемут, Иван Паторжинский, Оксана Петрусенко, Михаил Гришко, Лариса Руденко, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Бэла Руденко, Галина Туфтина, Анатолий Кочерга и другие. Выступал в театре и Фёдор Шаляпин. С 1954 года в театре работает хормейстер и дирижёр, в 1986—1991 годах — директор театра, Герой Украины Лев Венедиктов.
Информация о работе Академічні театри опери і балету України