Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:28, курсовая работа
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. .
создателей.
В течение нескольких веков человек умело придает куску ткани разнообразные формы, дополняя их разнообразными отделками и украшениями.
Искусство создания одежды - это умение выразить идеи человека посредством удачного расположения кусков ткани. Для более тщательного исследования исторического костюма важно знать не только историю моды. Еще это требует внимательного исследования конструирования и производства предметов одежды определённого периода, а также соответствующих портретов, скульптуры, гравюр и фотографий для того, чтобы знать, как эти наряды носили.
1.Анализ источников творчества
1.1. Краткая характеристика исторического периода Башкирии .
1.2. Характеристика быта
2.Эстетический идеал красоты
3.Анализ башкирского женского костюма
3.1. Анализ общих закономерностей женского костюма
3.2. Характеристика модных аксессуаров, декора и дополнений костюма
3.3. Конструктивное решение народного костюма Башкирии
3.4. Обоснования выбора костюма для макетирования
4. Анализ и проработка макета женского костюма
4.1. Конструктивный анализ женского башкирского костюма
4.2. Эскизная проработка декора костюма
4.3. Выбор материалов
4.4. Изготовление макета
Заключение
Литература
2.Эстетический идеал
красоты башкирской женщины
.
Антропологический
состав понтийский (тёмный европеоидный),
субуральский (сублапоноидный), светлый
европеоидный, южносибирский (переходный
между монголоидной и европеодидной расами)
и памиро-ферганский. .
Высокий статус женщины-башкирки регулировался
древними мировоззрениями. Идеал красоты:
башкирская женщина должна быть хранительницей
традиций и обычаев, мудрая ,главная целительница,
провидица. Она должна была обладать искусством
сохранения семьи, детей от дурного влияния
недобрых сил, глаз, слов, проклятий. Она
являлась главной шаманкой, родовой заклинательницей
болезней, змей. Грамота исцеления природой
должна была учиться каждая женщина –
предводительница народной школы этикета,
воспитания. Акбикэ – так называлась старшая
и уважаемая всеми женщина, она обучала
молодых девушек обрядам, манере одеваться,
петь, танцевать. Одаренная исполнительница,
хранительница народного искусства пения,
танца, слова. Мудрость и высокий статус
женщины – матери у башкир был обусловлен
и тем, что она не только рожает, но и охраняет,
защищает, оберегает дитя. О том, что в
представлениях башкир мать, женщина выполняет
охранительную, защитную функцию, свидетельствуют
и названия мифических образов : мать воды,
хозяйка горы. В башкирской мифологии
мать воды охра-няет воду, хозяйка горы
– гору. В башкирском фольклоре существует
множество легенд и преданий о том, как
после ухода матери или хо-зяйки воды источник
высыхал, исчезал. Благодаря своей мудрости
башкирская женщина выполняет прямую
роль в жизни башкирской семьи и общества.
3.Анализ башкирского женского костюма
.
3.1. Анализ общих закономерностей
В северных районах и у башкирского
населения Курганского и Челябинского
Зауралья, где верхняя одежда в последние
века выполняла роль сезонной, оформлению
платьев уделяли основное внимание. Здесь
шили платья из браного холста с разноцветными
полосами и розетками, украшали подол
вышивкой, аппликацией. Узор располагали
не только на подоле, но и на грудке, рукавах.
Характеристика башкирского национального
костюма, Этнокультурные особенности
влившихся в состав башкирского народа
племен обусловили многообразие национальной
культуры. Значительные местные различия
обнаруживаются в народной одежде, особенно
женской. .
В 60-е годы прошлого века на основании
собранных в этнографических экспедициях
материалов было выделено 7 башкирских
территориальных костюмных комплексов:
юго-восточный, северо-западный, юго-западный
(демский), самаро-иргизский, северо-восточный
(айский), восточный (зауральский), центральный
(инзерский) …………………………………….
Башкирский костюм в основе своей сформировался
под влиянием древнего и скотоводческого
мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду
(шубы, тулупы. Снятая шерсть употреблялась
для войлока и шерстяных тканей. Из нее
катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю
обувь. Тонкое сукно (бустау) употреблялось
для праздничной верхней одежды, грубое
(мэллэ) - для повседневной. Из сукна шили
женские и мужские чекмени, теплые штаны,
чулки, делали голенища обуви. Для уплотнения
сукно сваливали, поливая горячей водой
и катая в рулоне.
Из выделанных коровьих и лошадиных кож
местные сапожники в ХIХ веке и ранее делали
башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой
козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки
ситек. Нередко, изготавливая те или иные
виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком,
реже – с домашним холстом.
При изготовлении одежды находили применение
шкуры и мех диких зверей. В фольклорных
и этнографических источниках встречаются
упоминания о шубах и головных уборах
из рысьего, лисьего меха, из заячьих и
беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя,
волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные
шубы и головные уборы.
.
В одежде, шитой из домашних тканей, нередко
сохранялся естественный цвет. Украшение
подола платьев было принято у всех башкир.
Орнаментовались также концы рукавов,
ворот. Нередко воротник выкраивался из
ткани другого цвета, в тон ему подбирались
ластовицы.
.
В составе башкирского женского костюма,
платье и штаны. Традиционный комплект
дополняла распашная верхняя одежда: приталенная
безрукавка или кафтан, просторный халат.
В будни поверх рубахи надевали камзол
или казакин – кэзэкей. Нередко, выходя
из дома, на эту одежду набрасывали чекмень
или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой
– шубу или тулуп.
Многочисленность верхних одежд, особенно
в праздничном костюме, была в обычае древних
кочевников. В районах горной Башкирии,
удаленных от восточных рынков, одежда
была более однородна. Распространено
было украшение платьев нашивкой лент
вокруг нагрудного разреза и на подоле.
В первые десятилетия нашего века распространившийся
в северных и центральных районах фартук
стал не только рабочей, но и праздничной
одеждой. Его пояс стянул свободное платье.
Стан перетягивали также поясом нагрудника,
приталенной безрукавкой или кафтанчиком.
Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладке.
Угловатый покрой с боковинами, прямыми
рукавами и ластовицами в халатах почти
не применялся. В то же время распашные
вещи, как и рубахи, зачастую не имели швов
в плечах. Покупные ткани, более широкие,
чем домашние, позволяли шить халаты из
цельного полотнища, без боковин, со слегка
выбранными в талии и плавно расширенными
книзу боками. В других случаях два полотнища
стыковались посередине спинки. Это давало
возможность вместе со спинкой выкроить
и верхнюю часть рукавов. По тому же признаку
вырезали полочки.
.
Одежда из меха у башкир считалась обязательной
в мужском гардеробе. Женщины имели ее
не всегда, обходясь стеганым пальто или
шалью и тканевым халатом. Случалось, что
они надевали шубу мужа. В то же время существовали
специально женские шубы, занявшие прочное
место в обрядах.
Широкое использование в костюме металлических
пластин и монет, кораллов - характерная
особенность народной художественной
культуры последнего тысячелетия. Серебро
и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой,
применялись не только в оформлении верхней
одежды, но и головных уборов, обуви. Они
использовались для создания самостоятельных
украшений: нагрудников, наспинников,
перевязей, ожерелий и др .
Все это в совокупности отличало башкирский
костюм от одежды окружающих народов.
Являясь логическим
завершением костюма, головной убор нес
на себе особую смысловую нагрузку. Он
информировал об имущественном, семейном
и возрастном положении человека. Этническая
и художественная специфика костюма наиболее
выразительно проявлялась в женских головных
уборах.
Чаще других в литературе упоминаются
кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»).
В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался
относительно часто; о другом уборе помнили
только в восточном Зауралье. С кашмау
был связан целый набор головных, шейно-нагрудных
и наспинных украшений. Особо следует
сказать об оформлении наспинной ленты;
ее называли койрок – «хвост», реже олон,
озон – букв. «нечто длинное». Эта полоса
обычно доходила до края одежды; в большинстве
случаев она располагалась поверх праздничного
халата, дополняя его декоративное убранство.
На кумачовой основе наспинника выкладывался
бисером мозаичный узор из квадратиков,
ромбов, треугольников и других фигур.
По краю ленты прикреплялись раковинки
кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали
от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой.
.
В начале ХХ в. на юге Башкирии женщины
средних лет надевали кашмау на платок,
пожилые - на полотенцеобразное покрывало
тастар. Имелись кашмау лишь в состоятельных
семьях.
.
Девушки в башкирских деревнях до вступления
в брачный возраст, лет до 10-11, ходили с
непокрытой головой. Позже на манер взрослых
женщин закрывали волосы платком или надевали
шапочку вроде тюбетейки, украшенную галуном.
.
Широко принятым убором в северной Башкирии
были так называемые «колпачки». Их носили
взрослые девушки и молодые женщины, покрывая
небольшим платком.
Характерным убором молодых невесток
в северо-восточных и зауральских восточных
районах были сдвоенные платки кушъяулык.
Кушъяулык – это большой платок-покрывало,
размером 227х114 см. Его украшением служат
позумент и мелкие монеты, пришитые по
краю около лица. Он был приобретен вместе
с головной повязкой баш бэйзэмес – маленьким
ситцевым платком, который складывался
косынкой и повязывался под кушъяулык
на лоб, а концы завязывались на затылке.
.
К разряду головных уборов-покрывал, хотя
и несколько другого рода, относился у
башкир тастар. В конце ХIХ в. покрывало
тастар описано М.Баишевым в составе костюма
пожилых женщин Орского уезда: "Вместо
платка употребляют для головы тастар
– ситец аршина в 3 или 4 длины. Им старухи
обматывают голову, оставляя открытым
лишь одно лицо. Сверх этого вне дома накидывают
на голову халаты".
.
Были распространены меховые шапки (бурек,
кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси,
крытые сверху тканью; их край окаймляла
узкая выпушка или полоска более дорогого
меха. Ценились шапки из выдры, бобра (kама
бурек, kамсат бурек), из лисьих шкурок
или лисьих лапок (тэлкэ бурек). В степном
Башкортостане в холода надевали малахаи
(кэлэпэрэ, kолаkсын) - уборы с высокой тульей
и полостью, прикрывающей плечи и спину.
Меховые шапки – головной убор, характерный
для скотоводческого быта, башкирские
женщины носили не везде. Башкирии были
приняты стеганые ватные шапки без отворота
– тупый. Их надевали пожилые женщины
под платок, как говорят, для тепла. В некоторых
случаях спереди надо лбом на них нашивали
монетки. Украшением тупый могла быть
и позументная налобная повязка с бахромой
– каш ука.
Сведения о башкирской
обуви в литературных источниках отрывочны.
Авторы конца ХVIII и ХIХ веков свидетельствуют
о выделке в хозяйствах, занимавшихся
скотоводством, лошадиных кож для сапог;
сообщается, что шили их размягченными
коровьими или конскими «жилами». В старину
делали сапоги из обработанной копчением
кожи. Кроме сапог на твердой подошве,
принятых и у других скотоводов, существовали
различные варианты низкой кожаной обуви:
башмаки и глубокие галоши.
При выделке обуви на местах, помимо кожи,
использовали сукно, войлок, мех, шкуры,
а также материалы растительного происхождения:
лыко, бересту. Обувь была комбинированной.
.
На ноги надевали чулки, «сделанные из
холста или сукна, а чаще шерстяные». Носили
также суконные или холщовые портянки.
.
Кожаные сапоги на твердой подошве итек
– обувь преимущественно молодых мужчин
и женщин – носили с шерстяными вязаными
или суконными чулками, но чаще с портянками
сылгау
.
Праздничные сапоги шили из черной или
подкрашенной кожи, с мягкими голенищами.
На низ шла воловья или коневая кожа, верх
могли делать из козлиной или телячьей.
Для башкирских сапог были характерны
широкий носок, относительно прямое по
всей длине, слегка приподнятое уступом
на колене голенище. Шов располагался
сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую
для обеих ног. Высота сапога доходила
до колена. Носок сапога кроился отдельно,
иногда он заходил на голенище спереди
мыском. Задник в некоторых случаях вырезался
вместе с голенищем. Праздничные сапоги,
особенно женские, могли быть на высоком
каблуке. Нередко каблук отсутствовал,
но пятка укреплялась несколькими слоями
кожи и на это утолщение заходила подошва.
На праздничные сапоги было принято набивать
шпунты, подковки. На заднике дратвой или
конским волосом обозначался несложный
контурный узор; иногда его выкладывали
тонкой крученой проволочкой. . В северных
районах Башкирии, в Челябинской и Курганской
областях башмаки надевали их не только
на вязаный или суконный чулок, но и на
сапожки ситек. Особых украшений на обуви
не было, тем не менее она считалась праздничной,
входила в состав свадебного костюма.
.
Почти по всей Башкирии и за ее пределами
использовалась глубокая, до щиколоток,
обувь на небольшом каблуке, с широкими
носами. Она напоминала сапоги с урезанными
голенищами. В конце ХIХ – начале ХХ века
такая обувь часто фигурировала под названием
куныслы калуш – «калоши с голенищами».
Она являлась уличной обувью мужчин и
женщин, в первую очередь – пожилых.
В ряду кочевничьей обуви ичиги представляются
кожаными чулками. Не случайно повсюду
их носили с обувью на твердой подошве
– кожаными калошами или башмаками. Обувь
с суконными голенищами представлена
у башкир несколькими видами.
.
Наиболее самобытны сарыки (сарык) с головками
из грубой, домашней выделки, кожи и длинным
суконным верхом, закреплявшимся под коленками
плетеными шерстяными шнурками. В конце
ХIХ века их носили по восточным склонам
Уральских гор и в зауральских степях
– в Челябинской и Курганской областях.
Надевали их на суконные чулки или портянки.
У женщин они входили в состав свадебного
и праздничного костюма, белые голенища
украшали цветной аппликацией.
.
Одновременно с сарыками в ряде районов
существовала другая обувь с суконным
верхом – бышым или ишем ката («башмаки
с голенищами»), ката. Ее особенностью
был кожаный низ на твердой подметке и
с каблуком. В зависимости от высоты суконного,
реже холщового голенища можно выделить
несколько разновидностей этой обуви.
.
Праздничные женские ката восточного
Зауралья с длинными белыми голенищами,
закрепляемыми под коленками плетеной
тесьмой, по форме голенищ и их орнаментации
идентичны женским сарыкам этой территории.
Такие сапоги являлись обувью молодых
женщин и девушек; они имелись только в
состоятельных семьях. К обуви, вошедшей
в быт башкир в Приуралье, относятся лапти
(сабата). Областью распространения обуви
из размягченных полос древесной коры
издавна являлась зона произрастания
лиственных лесов, прежде всего липы.
.
Вместе с лаптями некоторыми северо-западными
башкирами от волжско-камского населения
были заимствованы холщовые онучи ыштыр.
Носили лапти также с вязаными или суконными
чулками.
Существовало несколько разновидностей
чулок: войлочные (кейез ойок, байпак),
суконные (тула ойок), холщовые (киндер
ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок).
.
В горной Башкирии и в восточном Зауралье
существовали праздничные белые чулки
с красной обшивкой и полосой аппликационного
узора из завитков – «кускаров» (каршы
кускар) по верхнему краю ; иногда вверху
пришивалась полоса ткани, вышитая счетной
гладью, тамбуром.
3.2. Характеристика модных аксессуаров, декора и дополнений костюма
Одним из
самых популярных видов искусства башкир
является народный орнамент. В переводе
с латинского “орнамент” означает “украшение,
узоры”..
Рисунки орнаментов создавались в соответствии
со вкусом и фантазией исполнителей, передавались
из поколения в поколение. По технике выполнения
в большинстве случаев они были ручными:
именно такой способ был доступнее для
женщины. .
Башкирский народный орнамент оказал
большое влияние на орнаменты других народов
и сам обогащался рисунками, переносимыми
из других культур. Башкирские мастера-резчики
внесли в украшение жилищ немало элементов,
обусловленных всем внутренним строением
народной культуры. При этом предпочтение
отдается традиционной орнаментике, к
примеру, сложным композициям из S-образных
фигур, рогообразному узору “кускар”.
Размещение орнамента на одежде, украшения.
Украшения для женской одежды разделяются
на 4 группы шейно-грудные, нагрудные, головные
и наручные. К шейным украшениям относятся
бусы, чаще коралловые, реже стеклянные
или из янтаря. Гораздо чаще они надевали
на шею ожерелъе или вернее ошейник из
полосы бархата (муйынсак).
Обязательной принадлежностью костюма
башкирской женщины была нагрудная повязка
— тушелдерек. Она являлась необходимым
дополнением к платью. Нагрудные украшения
закрывали всю грудь от воротника и завязывались
на шее тесёмками, богато украшались ювелирными
поделками. Они являлись зеркалом женского
благосостояния, внимания и любви со стороны
супруга
Башкирский орнамент включал в себя знаки
- обереги, с помощью которых человек стремился
оградить себя от злых духов. Такому назначению
орнамента соответствовало его расположение
на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы,
подол, вырез, застежки. .
Использование шумящих
подвесок. Шумящие подвески также использовались
для отпугивания злых духов. В последствии
у мусульманских народов подвески сохранились
только в женской одежде (предупреждение
о приходе "сосуда греха"). В украшении
костюма использовались кораллы, бусины,
цветное стекло и полудрагоценные камни
в оправе, раковины, перламутровые пуговицы,
серебрянные кружки и монеты. В основе
этой традиции лежали древние представления
людей, согласно которым кораллам, сердолику,
бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась
особая очистительная, отгоняющая злых
духов сила. Постепенно эти представления
забывались, люди привыкали смотреть на
необычные предметы с чисто эстетической
точки зрения
Основным материалом для изготовления
украшений было серебро, башкиры редко
использовали позолоту
Селтэр-нагрудное женское украшение. Селтэр-означает
"кружево", "сетка". Это украшение
представляло из себя плетенную из коралловых
нитий коралловую сетку, которую украшали
монетами.
Сакал-женский нагрудник, имел мягкую
полуовальную форму. Его главным убранством
являлись художественно расположенные
узорчатые бляхи, полудрагоценные камни
в серебряной оправе.
К началу XX века на территории Башкирии
существовало несколько вышивальных центров
с характерными традициями украшения
костюма. Основным приемом вышивки на
одежде в бассейне Ая и в верховьях Уфы
является тамбурный шов; у курганских
башкир вышивка выполнялась тамбуром
или счетной гладью, в качестве орнамента
использовались простейшие геометрические
фигуры - ромб, треугольник, квадрат. Распространенным
приемом украшения одежды южных башкир
была так называемая "кускарная"
вышивка. Свое название (кускарная) получила
благодаря основному изобразительному
мотиву - кускару, или завитку. На одежде
выполнялись пристейшие варианты этого
орнамента: парные завитки ("рога барана"),
несколько пар завитков, S -образные фигуры,
турбулентная розетка с тремя завихрениями
и т.д. Вышивка выполнялась в характерной
для башкир цветовой гамме: красные, зеленые,
желтые теплых оттенков узоры эффектно
выглядели на черном бархатном или лощенном
сатиновом халате.
3.3 Конструктивное решения исторического
костюма
Для выполнения в проекта в
материале взяла за основу выкройку традиционного
костюма Башкирии. После чего выкройка
была переведена на кальку, сделана подгонка
деталей непосредственно на кукле
Для изготовления костюма требуется светлого
тона шелковая и бордового цвета 50 см при
ширине 150, бархатная ткань 30 см при ширине
150см,атласные ленты, тесьма.
Изготовить детали выкроек на базе выкройки-основы
пальто ,как показано на рисунке(см.рис1)и
платья, как показано на рис(см.рис.2)
3.4. Обоснования выбора костюма для макетирования. .
Для макетирования костюма
на кукле в масштабе был выбран женский
национальный костюм Башкирии наряд начало
XIX века. Костюм состоит из халаты (елэн),
платья (кулдэк), меховой шапки.
Халат имеет расширенный силуэт (трапециевидный)с
цельнокроеным рукавом, сшитым их бордового
бархата, отделанный двумя разновидностями
серебристой тесьмы, низ рукава и низ изделия
халата оформлен натуральным мехом в дополнении
используется декорированный пояс. .
Платье имеет расширенный силуэт
с цельнокроеным рукавом из шифона розового
цвета, платье с оборкой по подолу, отделанной
розовой полоской атласа, по низу отделка
розовыми нитями.
4. Анализ и проработка
макета женского костюма.
4.1. Конструктивный
анализ женского башкирского костюма. .
Перед тем как начать работу непосредственно
с костюмом, был сделан макет, был сформован
и предан в нужную форму – бюст был соединен
с туловищем из плотно набитой ткани по
форме, макет куклы был поставлен на
каркас на металлической основе.
Затем шла работа с подборкой материалов
и фактур. Материалы и фактуры, из которых
выполняется макет, имитируют ткань национального
костюма. Основная ткань была выбрана
с учетом анализа традиционного башкирского
костюма.
Макет изделия, изготовлен, по графической
копии традиционного башкирского костюма.
Разработка формы копии осуществлялась
путем конструктивного моделирования.
Создание фор-конструкции необходимо
для изготовления лекал. С ее помощью достигается
необходимая форма костюма. Готовая конструкция
в масштабе 1:5 и эскиз модели в трёх проекциях
представлены в Приложении.
Итог данной работы, т.е. аналог башкирского
женского платья, может быть использован
как выставочный методический материал,
демонстрирующий пластический и композиционный
образ традиционного костюма
Непосредственно перейдем на анализ женского
костюма.
Костюм состоит из халаты (елэн),
платья (кулдэк).
Халат с расширенный силуэт, с цельнокроеным
рукавом, из бархатной ткани бордового
цвета. Линия талии естественная. Полочка
без выточек с расширенным и углубленным
вырезом горловины. Спинка имеет выточки
низ халата расширен к низу. Рукава- цельнокроеный,
длинные, низ отделан мехом. . .Платье имеет расширенный
силуэт с цельнокроеным рукавом из шифона
розового цвета, платье с оборкой по подолу,
отделано тесьмой и нитями. Передняя
часть платья имеет две нагрудные выточки.
Спинка со среднем швом. воротник –стойка,
отделанный тесьмой.
.
Костюм состоит из платья, верхней
одежды- халата, и меховой шапки (тэлкэ
бурек). Платье имеет расширенный силуэт
с цельнокроеным рукавом,линия талии естественная
.Для платья выбрана шифоновая ткань розового
цвета. Ткань легко драпируемая. Плохо
сминаемая.
Халат имеет расширенный силуэт (трапециевидный)с цельнокроеным рукавом. Для халата выбрана бархатная ткань, бордового цвета на синтетической основе, хорошо драпируемая, плохо. Низ рукава и низ изделия халата оформлен натуральным мехом в дополнении используется декорированный пояс.
В качестве отделки: по низу платья оборка, обделанная тесьмой из розовой атласной ленты. В халате низ рукава и низ изделия халата оформлен натуральным мехом в дополнении используется декорированный пояс из серебристых переплетенных нитей. Также рукава, борта, низ халата- серебристая тесьма, металлические украшения виде манеток.
Костюм состоит из халаты (елэн),
платья (кулдэк).
Халат с расширенный силуэт, с цельнокроеным
рукавом, из бархатной ткани бордового
цвета. Линия талии естественная. Полочка
без выточек с расширенным и углубленным
вырезом горловины. Спинка имеет выточки
низ халата расширен к низу. Рукава- цельнокроеный,
длинные, низ отделан мехом. . .Платье имеет расширенный силуэт
с цельнокроеным рукавом из шифона розового
цвета, платье с оборкой по подолу, отделано
тесьмой и нитями. Передняя часть платья
имеет две нагрудные выточки. Спинка со
среднем швом. воротник –стойка, отделанный
тесьмой.
Для выполнения в проекта в
материале взяла за основу выкройку традиционного
костюма Башкирии. После чего выкройка
была переведена на кальку, сделана подгонка
деталей непосредственно на кукле .
Изготовить детали выкроек на базе выкройки-основы
пальто ,как показано на рисунке(см.рис1)и
платья, как показано на рис(см.рис.2)
Платье
1. На полочке и спинке стачать
вытачка, боковые и плечевые швы.
2. Стачать боковые швы юбки.
Наметать оборки, складывая их лицом
к лицу с тканью юбки, направляя нижней
срез оборки к верхнему срезу юбки-
что бы после притачивания оборки падали
вниз, закрывая шов притачивания.
Халат
1. На полочке и спинке стачать
вытачки ,боковые и плечевые швы, верхние
и нижние швы рукавов. Вдоль горловины
настрочить тесемку.
2. Настрочить мех к юбке
халата и к низу рукавов.
Информация о работе Анализ и проработка исторического периода башкирского костюма