Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:28, курсовая работа
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. .
создателей.
В течение нескольких веков человек умело придает куску ткани разнообразные формы, дополняя их разнообразными отделками и украшениями.
Искусство создания одежды - это умение выразить идеи человека посредством удачного расположения кусков ткани. Для более тщательного исследования исторического костюма важно знать не только историю моды. Еще это требует внимательного исследования конструирования и производства предметов одежды определённого периода, а также соответствующих портретов, скульптуры, гравюр и фотографий для того, чтобы знать, как эти наряды носили.
1.Анализ источников творчества
1.1. Краткая характеристика исторического периода Башкирии .
1.2. Характеристика быта
2.Эстетический идеал красоты
3.Анализ башкирского женского костюма
3.1. Анализ общих закономерностей женского костюма
3.2. Характеристика модных аксессуаров, декора и дополнений костюма
3.3. Конструктивное решение народного костюма Башкирии
3.4. Обоснования выбора костюма для макетирования
4. Анализ и проработка макета женского костюма
4.1. Конструктивный анализ женского башкирского костюма
4.2. Эскизная проработка декора костюма
4.3. Выбор материалов
4.4. Изготовление макета
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. И.А. БУНИНА»
Кафедра ДИЗАЙНА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
«ИСТОРИЯ КОСТЮМА И КРОЯ»
Тема: ______________________________
Группа:__________________
ФИО студента:_____________________
Научный руководитель: _______________________
Допущен к защите: « » ________________________
Защищен с оценкой: « »_______________________
Елец – 2012
1.Анализ источников творчества
1.1. Краткая характеристика исторического
периода Башкирии .
1.2. Характеристика быта
2.Эстетический идеал красоты
3.Анализ башкирского женского костюма
3.1. Анализ общих закономерностей женского
костюма
3.2. Характеристика модных аксессуаров,
декора и дополнений костюма
3.3. Конструктивное решение народного
костюма Башкирии
3.4. Обоснования выбора костюма для макетирования
4. Анализ и проработка макета женского
костюма
4.1. Конструктивный анализ женского
башкирского костюма
4.2. Эскизная проработка декора костюма
4.3. Выбор материалов
4.4. Изготовление макета
Заключение
Литература
Слово «традиция» подразумевается
культурное наследие, а также – передачи
культурных достижений от поколения к
поколению. Традиционный костюм служил
наиболее ярким определителем национальной
принадлежности человека. Его стиль, конкретный
образ складывались в ходе многовековой
истории. Его особенности зависели от
природных, хозяйственных условий, в которых
обитал народ, от домашнего уклада и производственных
навыков. В костюме воплощались художественно-эстетические
идеалы, находил отражение духовный мир
людей. Традиционный праздничный костюм
является непременным атрибутом обрядов
и торжественных церемоний. Башкирский традиционный костюм не повторяет
одежду ни одного другого народа, хотя
за долгое время своего развития впитал
различные стили предшественников. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий
путь, тесно связана с историей и эстетическими
взглядами создателей. Национальный костюм
- не только яркий самобытный элемент культуры,
но и синтез различных видов декоративного
творчества, вплоть до середины ХХ века
донёсшего традиционные элементы кроя,
орнамента, использования материалов
и украшений. .
Башкирский костюм чрезвычайно
многообразен и богат. В основе этого лежат
культурно-этнические особенности влившихся
в состав башкир древних и средневековых
племен и народов. .
Одежда всегда была и остается неотъемлемой
частью материальной культуры общества.
Поэтому костюм следует рассматривать
в неразрывной связи с историческим развитием
,с географической средой, традициями
того или иного народа. .
Костюм несет в себе особенности представлений
народа об идеале, другими словами, выполняет
эстетическую функцию улучшения облика
человека. Актуальностью данной темы является
сохранение и развитие национальных традиций
башкирского народа, его традиционного
костюма, культурно-нравственных ценностей. .
Костюм несет в себе особенности представлений
народа об идеале, выполняет эстетическую
функцию улучшения облика человека. .
создателей.
В течение нескольких веков человек умело
придает куску ткани разнообразные формы,
дополняя их разнообразными отделками
и украшениями.
Искусство создания одежды - это умение
выразить идеи человека посредством удачного
расположения кусков ткани. .
Для более тщательного исследования
исторического костюма важно знать не
только историю моды. Еще это требует внимательного
исследования конструирования и производства
предметов одежды определённого периода,
а также соответствующих портретов, скульптуры,
гравюр и фотографий для того, чтобы знать,
как эти наряды носили.
.
1.Анализ источников творчества
.
1.1. Краткая характеристика
исторического периода Башкирии .
Башкирский
народ, как и другие народы нашей страны,
имеет большую и чрезвычайно богатую событиями
историю. История Башкирии до XVI в. — это
история упорной и мужественной борьбы
за независимость и свободу против многовекового
гнета жестоких завоевателей. История
Башкирии XVI—XIX вв. наполнена борьбой трудящихся
башкир против феодального и, позднее,
капиталистического гнета. В процессе
этой борьбы зародилась и окрепла та великая
дружба с русским народом, которая, явившись
поворотным этапом в исторической судьбе
башкирского народа, нашла яркое выражение
в победе Великой Октябрьской революции
в Башкирии и бурном социалистическом
развитии Башкирской Советской Автономной
Республики.
К 1557 году состоялось добровольное вхождение
большей части современного Башкортостана
в состав России. Ко времени вхождения башкиры
занимали территории от среднего течения
Тобола до среднего течения Волги. После
падения Казани Иван IV обратился к башкирам с призывом
добровольно войти в состав Русского государства.
Первыми в 1554 году к царскому наместнику
в Казани приехали послы северо-западных
башкирских родов и заранее договорились об условиях
вхождения.
К середине XVII века, после распада Сибирского
ханства, фактически, состоялось окончательное
вхождение территории нынешнего Башкортостана
в состав России.
С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма
в Башкортостане сразу же стала меняться
в худшую сторону. На словах власти заверяли
башкир в своей верности условиям соглашения,
на деле — встали на путь их нарушения.
Это выразилось, в первую очередь, в расхищении
вотчинных башкирских земель и строительстве
на них застав, острогов, слобод, христианских
монастырей, линий. Видя массовое расхищение
своих земель, нарушение исконных прав
и свобод, башкиры поднимались на восстания
в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704-11/25 гг. Царские
власти были вынуждены удовлетворить
многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664
гг. правительство ещё раз официально
подтвердило вотчинное право башкир на
землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама. .
Самым тяжёлым по потерям для самих башкир
является восстание 1735—1740 гг., в ходе которого был избран
хан Султан-Гирей В ходе данного восстания
многие наследные земли башкир были отняты
и переданы служилым мещерякам. Из башкир погиб каждый четвёртый
человек.
Следующее восстание разразилось
в 1755 году. Поводом послужили слухи о религиозных
гонениях и отмена легкого ясака (единственного
налога на башкир; ясак брался только с
земли и подтверждал их статус вотчинных
землевладельцев) при одновременном запрете
бесплатной добычи соли, которую башкиры
считали своей привилегией. Восстание
было блестяще спланировано, но сорвалось
из-за спонтанного преждевременного выступления
башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника
— взяточника Из-за этой нелепой и трагической
случайности планы одновременного выступления
башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе
с мишарями, и, возможно, татарами и казахами,
оказались сорваны. .
Последним башкирским восстанием принято
считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг.
С присоединением казахских земель в 1731 г. к России Башкортостан стала одной из
многих внутренних областей империи, и
необходимость привлечения башкир, мишарей и тептярей к пограничной службе
отпала. В ходе реформ 1860—1870-х гг. в1864—1865 гг. кантонная система была
отменена, и управление башкирами и их
припущенниками перешло в руки сельских
и волостных обществ, аналогичных русским
обществам.
Октябрьская
революция внесла коррективы в процесс
становления автономии. 16 ноября 1917 года Башкирское областное (центральное)
шуро (совет) провозглашает части . территорий Оренбургской, Пермс
|
Материальная культура башкир
Основным занятием башкир являлось полукочевое
скотоводство. Стадо состояло из лошадей,
овец, коз и крупного рогатого скота. Основную
роль в хозяйстве играла лошадь. Конина
и жир, кумыс из кобыльего молока составляли
основную пищу башкир. Из конской шкуры
изготовляли колчаны, щиты, сбрую. Конь
был и рабочей силой и средством передвижения.Важное
значение в хозяйстве башкир имели овцы.
Баранина шла и в пищу, а также на пошив
одежды. Овечья шерсть шла на изготовление
войлоков, паласов, сукна.
Охота и рыболовство
Богатые степи и леса позволяли вдоволь
ловить и стрелять дичь и зверя, держать
ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями.
Охотничья добыча была большим подспорьем
для башкир. Шкуры шли на изготовлении
одежды. Пушные меха обменивались на другие
продукты питания, а также шли на выплату
податей. Шкурка белки была денежной единицей.
Рыболовство было не так распространено
как охота. Тем не менее в лесных и горных
районах рыбный промысел играл значительную
роль. В засушливые годы, а также в периоды
военного разора, и в степной зоне население
прибегало к рыболовству.
Земледелие
Никто точно не может сказать, когда люди
начали заниматься земледелием, но достоверно
известно, что 9 тысяч лет назад люди выращивали
пшеницу, ячмень, горох и чечевицу.
Подобно большинству евразийских
кочевников, башкиры засевали небольшие
поля просом и ячменём. Под посевы использовали
участки, свободные от леса. В лесных районах,
выбранный для пашни лес вырубали и сжигали.
Зола сожженных деревьев служила удобрением
для почвы. Такой способ земледелия применяли
соседние угро-финские племена, а также
славяне. Вплоть до XX века в Башкирии и
во всей Российской империи во время жатвы
урожай убирали при помощи железных серпов
и кос.
Ремесло и торговля ……………………………………………………………
Значительное развитие у башкир получили
домашние промыслы и ремесло. Обработка
дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей,
одежды, обуви, войлока являлись важным
дополнением в хозяйстве, служившим для
потребления самих производителей. Вместе
с тем возникли элементы разделения труда,
связанные с развитием ремесла. Это особенно
заметно было в металлообработке. Немало
ценных предметов оружия и конской сбруи.
Бляхи, покрытые сложными, искусственно
сделанными узорами, мы находим на большинстве
старинных кожаных колчанов и налучий.
Ременные части конской сбруи, иногда
и деревянные седельные луки сплошь покрывались
чеканным железом. Большое значение металла
в хозяйстве и военном деле породило почтительное
отношение к нему, переросшее в религиозный
культ. По представлениям башкир, железо,
особенно острое, способно отгонять, отпугивать
болезни и болезнетворных злых духов,
оберегать от несчастий. Серебряным изделиям
приписывались иные свойства. Из дерева
башкиры изготовляли орудия труда, деревянные
части оружия, транспортные средства,
различного рода сосуды и предметы бытового
обихода. Со степными скотоводческими
традициями были связаны ремёсла по обработке
животного сырья. Башкиры выделывали кожу,
меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление
одежды, обуви, воинского и охотничьего
снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, тебеньки
сёдел, различные футляры и сумы орнаментировались
тиснёным орнаментом, металлическими
накладками. Войлок украшался вышивкой,
аппликацией с узорами в технике вдавливания . Получило распространение
и ткачество. Пряжу получали, обрабатывая
коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст,
грубое сукно, паласы. Холст из конопли
был самым распространённым. Льняной же
холст встречался очень редко. Небольшое
распространение имело ворсовое ковроделие.
Хозяйство башкир в основном было натуральным.
Тем не менее они поддерживали торговые
связи с Волжской Булгарией, Средней Азией,
Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину,
мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые
ткани, оружие, украшения, восточные сладости,
а также цветные камни, кораллы, жемчуг,
раковины, применявшиеся при изготовлении
у себя женских украшений. Разумебтея,
дорогие восточные товары были доступны
лишь зажиточной верхушке родоплеменной
знати.
Хозяйство и утварь
Среди бытовой утвари башкир преобладала
посуда из дерева: деревянные чаны, кадки,
ковши и чаши. Деревянные изделия находили
самое разнообразное применение в быту.
В них хранили муку, зерно, держали топлёный
жир, солонину и другие припасы, перевозили
масло, мёд, сметану, сыпучие продукты.
Всевозможная деревянная посуда использовалась
на кухне. В чанах и кадках замешивали
тесто, взбалтывали кумыс, отстаивали
молоко, сбивали масло. Из дерева изготовляли
лотки для муки, корытца для рубки мяса,
ковши, поварёшки, скалки, лопаточки для
теста и хлебов, ведра для воды и другие
предметы. Особенно богатым был ассортимент
столовой посуды. Целый комплекс утвари
предназначался для потчевания гостей
кумысом: напиток выносили в резных бочонках
и наливали ковшом в тонкостенные изящные
чаши.
Столовая утварь
Деревянные чаши для еды различались
не только по внешнему виду, но и по назначению.
В одних чашах (алдыр-чашка) подавали еду
только в кругу семьи. Другие (ашлау- большая
чаша) являлись преимущественно торжественной
или даже обрядовой посудой. Праздничные
чаши были более вместительными, чем повседневные.
Некоторые старинные ашлау, диаметр которых
доходил до одного метра, были рассчитаны
на целую баранью тушу. Деревянные чаши
небольших размеров были предназначены
для напитков. Деревянные пиалы и тарелочки
служили для различных целей: из них кормили
детей, пили молоко. Иногда в разных вазочках
подавали к чаю масло, мёд и другие сладости.
Форму чаши повторяла специальная посуда
для угощения медом, распространенная
в богатых липой пчеловодческих районах.
Кумысные ковши (ижау) служили главным
образом для разлива напитка по чашам.
Кухонная утварь
Лотки для муки и зерна служили для провеивания
зерна, просеивания муки. Долбленные корыта
использовались в хозяйствах для стирки
белья, кормления птицы и скота. Иногда
в них содержали зерно и другие продукты.
Ступы и пест были предназначены для обдирки
проса, дробления высушенных зёрен пшеницы
и ячменя, измельчения соли. Поварские
ложки, совки и лопатки также входили в
обязательный состав кухонной утвари.
Поварешками на длинной ручке с небольшим
выступом-крюком для удержания их на краю
котла намешивали пищу при приготовлении,
раскладывали её по чашам. Зерно и муку
набирали с помощью деревянных совков
на короткой ручке. Небольшие лопаточки
предназначались для замеса теста, перемешивания
творожной массы, переворачивания оладий
и лепешек.
Жилище башкир
Юрта (тирмэ) — это переносное жилище башкир.
Пол в юрте устилали сухой травой. В этой
части принимали гостей и устраивали домашние
трапезы. В расстановке вещей и утвари
соблюдался определённый порядок. Правая
сторона юрты считалась женской. Здесь
стояли посудные шкафчики и лавки, находились
турсуки с кумысом, посуда и пищевые припасы.
В левой части юрты, более нарядной, стояли
на деревянных подставках кованые сундуки
с имуществом. На них была сложена постель:
одеяла, подушки, нашитые на войлок цветные
паласы. По стенам развешивали выездную
упряжь, сёдла, оружие, нарядную одежду.
В юртах состоятельных башкир можно было
встретить низкие кровати с резными деревянными
спинками. Внутреннее убранство юрты зависело
от степени обеспеченности семьи: чем
она была богаче, тем многочисленнее, красочнее
были предметы обихода. .
Роскошным было убранство специальных
гостевых юрт. Коврами здесь устилали
весь пол, украшали стены. Поверх них раскладывали
стёганные подстилки и подушки. Наиболее
торжественными считались белые юрты
-свидетельствовало о состоятельности
семьи..
Традиции
Главой семьи являлся отец.
Он распоряжался семейным имуществом,
его слово было решающим не только во всех
хозяйственных вопросах, но и в определении
судьбы детей, семейных обычаях и обрядах.
Положение пожилых и молодых женщин было
неодинаковым. Старшая женщина пользовалась
большим почетом и уважением. Она посвящалась
во все семейные дела, распоряжалась домашними
работами. С приходом в дом невестки (пылен)
свекровь полностью освобождалась от
всех работ по хозяйству, выполнением
их занималась уже молодая женщина. Несколько
свободнее чувствовали себя в семье несовершеннолетние
девушки. .
В семейных обычаях и обрядах башкир нашли
отражение различные этапы их социально-экономической
истории, а также древние и мусульманские
религиозные запреты. Пережитки экзогамных
обычаев сохранялись среди башкир вплоть
до Октябрьской революции. С разложением
родоплеменной организации брачный запрет
распространялся лишь на членов родового
подразделения; в конце XIX — начале XX в.
брак мог заключаться и внутри родового
подразделения, но лишь с родственниками
не ближе пятого или шестого поколения.
Брачный возраст у девушек считался в
14—15 лет, у юношей — в 16—17 лет. .
Помимо брака по сватовству бывали, правда
редко, случаи похищения девушек. Иногда
похищали девушку, особенно в бедных семьях,
с согласия родителей, которые стремились
таким путем избежать свадебных расходов.
Из всех семейных обрядов башкир только
те, которые были связаны с браком, обставлялись
пышной церемонией. Рождение ребенка отмечалось
много скромнее. Похороны также не были
ни особенно торжественными, ни многолюдными.
На время родов все члены семьи выходили
из избы. С роженицей оставалась лишь приглашенная
бабка-повитуха. При трудных родах женщину
заставляли ходить или, туго обвязав ей
живот, слегка поворачивали с боку на бок.
Часто производили и магические действия:
чтобы отпугнуть злого духа, стреляли
из ружья, перетаскивали женщину через
высушенную растянутую волчью губу, царапали
вдоль спины лапкой норки. После благополучных
родов в течение нескольких дней мать
и младенца навещали родственницы и соседки.
Через три дня отец ребенка устраивал
праздник наречения имени. Собирались
гости, приходили мулла и муэдзин. Прочитав
молитву, мулла трижды произносил над
ухом ребенка избранное отцом имя. Затем
следовало угощение с обязательным питьем
кумыса и чая. .
Похоронный обряд был тесно связан с господствующей
религией и мало отличался от похорон
у других мусульманских народов. После
обмывания умершего заворачивали в саван
и на лубковых носилках относили на кладбище.
В похоронной процессии принимали участие
только мужчины. Тело умершего клали на
спину в нишу, вырытую в южной стенке могилы,
головой на восток, лицо поворачивали
к югу. Нишу прикрывали корой или досками
и могилу засыпали. На могильном холме
устанавливали каменную плиту или деревянный
столб. Иногда обкладывали могилу камнями.
В северных и центральных лесных районах
над могилой сооружали из тонких бревен
домики, вернее крыши на приземистом основании.
На 3-й, 7-й и 40-й день устраивали поминки,
на которые приглашали только близких
родственников; собравшихся угощали тонкими
лепешками (йэймэ)..Значительное место у башкир
занимали магические заклинания, применявшиеся
в быту, сельскохозяйственной деятельности,
семейной жизни и т. д. Болезнь в представлениях
башкир связывалась с вселением в человека
(или животное) злого духа. Поэтому целью
всякого лечения было его изгнание. В профилактических
целях, а иногда для излечения носили различные
обереги, амулеты (бетеу). Это были либо
зашитые в кусочки кожи или бересты изречения
из корана, либо, кости и зубы некоторых
животных. Раковины-каури, нашитые на головной
убор, монеты, гусиный пух считались средством
от сглаза. Иногда болезнь «изгоняли»
путем своеобразной колдовской хитрости.
Заболевший шел на то место, где, по его
мнению, его настигла болезнь, и, чтобы
отвлечь злого духа, бросал на землю что-либо
из одежды или ставил чашу с кашей. После
этого он спешил убежать в деревню другой
дорогой и спрятаться, «чтобы вернувшаяся
болезнь не могла отыскать его». Пользовались
башкиры и имитативной магией, «переселяя»
болезнь из человека в тряпичную куклу.
В некоторых случаях для «извлечения»
болезни из тела больного приглашались
специалисты-бесо- гонители (щрдэ).' Довольно
часто в качестве очистительного средства
при эпидемиях и эпизоотиях применялся
огонь, добытый трением о дерево.
В основе лечебной магии обычно лежали
испытанные средства народной медицины.
Башкиры знали целебные свойства трав
и умело ими пользовались. Доисламские
верования и магические заклинания тесно
переплетались с мусульманской идеологией.
Очень часто «целителем» выступал местный
мулла. Вместе с изречениями из корана
и нашептываниями он производил различные
магические действия. Во многих случаях
мулла организовывал жертвоприношения
(по случаю засухи, при падеже скота и т.
д.), сохранявшие в значительной степени
языческую окраску. Таким образом, еще
несколько десятилетий назад семейный
быт башкир сохранял многие патриархальные
черты, тесно переплетавшиеся с исламскими
и доисламскими религиозными представлениями.
Информация о работе Анализ и проработка исторического периода башкирского костюма