Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что именно с античного театра начинается зарождение и формирование основ искусств и художественных форм, которые будут популярны на протяжении многих веков.
Цель исследования античного театра: рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности – греков и римлян.

Содержание работы

Введение …………………............................................................... 3
Глава 1 Древнегреческий театр
1.1 Происхождение древнегреческого театра…………..... 5
1.2 Театр демократических Афин…………………………. 9
1.3 Театр эпохи эллинизма……………………………….... 15
Глава 2 Древнеримский театр
2.1 Истоки римского театра ……………………………… 19
2.2 Римский театр эпохи республики …………………… 21
2.3 Римский театр императорской эпохи………………... 26
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Античный театр.docx

— 775.84 Кб (Скачать файл)

Античные театры строили  с таким расчетом, чтобы в них  была хорошая слышимость. Иногда для  усиления звука в театрах устанавливали  резонирующие сосуды, которые размещали  среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка  в некоторых пьесах кое-какие  части проскения временно занавешивали.

Исторические документы  того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера – девтерагониста, а Софокл – третьего – тритагониста.

В связи с тем, что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин [3].

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли  стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках  греческих драм участвовало по три  актера. В связи с этим часто  получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько  ролей.

        В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

      Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом  театре обусловлено связью с культом  бога Диониса. Актер, который играл  роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в  классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать  героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских  ролей мужчинами тоже требовало  применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.

Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна . Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

  Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй – хламида – имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.

Трагические актеры во время  представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой  башмаки с высокими голенищами, с  толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая  обувь значительно увеличивала  рост актера.

Для того чтобы придать  фигуре объемность, актеры-трагики  подкладывали под одежду специальные  ватные подушечки. Актеры комедийного  плана при помощи ватных подушек  и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в  комедиях использовали обычный женский  костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число  певцов хора всегда равнялось 24. Все  участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей».

В трагедийном представлении  хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии  хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Как уже говорилось выше, все представления давались во время  дионисий. Для народа это были великие  праздники. Об этом говорит то, что  в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали  от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали  заключенных, чтобы они могли  посмотреть представления. Вместе с  мужчинами в театр приходили  женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла  неимущим жителям выдавали специальные  суммы на посещение театра.

Представления в театрах  шли с рассвета до заката. Поэтому  зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки  из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала  труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

 

1.3 Театр эллинистической эпохи

В период IV—I веков до н. э. классический греческий театр изменился довольно существенно. Изменилась не только драматургия, но и актерское исполнение, и даже архитектура самого здания театра. Все эти перемены были связаны с определенными историческими условиями, сложившимися в это время.

После того как Афины потерпели  поражение в Пелопоннесской войне, они потеряли свое влияние во всей Греции. В связи с победой при  Херонее главенствующую роль в Греции стала играть Македония.

Афины на протяжении многих лет были небольшим рабовладельческим  полисом. К 338 году до н. э. такая форма  государства и связанное с  ним мелкое хозяйство стали нежизнеспособными. Появление крупных полисов и больших хозяйств потребовало новых земель и большого количества рабочей силы. В связи с этим Александр Македонский предпринял несколько походов, во время которых в кратчайшие сроки завоевал почти весь известный в то время грекам мир.

В 323 году до н. э. Александр  Македонский умер. После его кончины  империя, которой он управлял и жестко держал в руках, стала постепенно разваливаться на отдельные части. Среди них можно назвать особо  крупные эллинистические государства: монархию Селевкидов в Азии, Птолемеев  в Египте и Антигонов в Македонии, от которой зависела и Греция.

Греческий театр сыграл большую  роль в распространении греческого языка, культуры и образования в  странах Востока, которые были колонизированы греками. Театры строились не только в таких крупных городах, как  Александрия и Антиохия, но и в только что возникших малых городках.

Театр эллинистического периода  существенно отличался от театра эпохи демократических Афин. В  государствах с монархическим строем не могло быть и речи о политической свободе, подобной той, что была в V веке до н. э. Законность, армия, решение всех важных жизненных и государственных вопросов находились отныне в руках монарха. Деятели литературы и искусства, в частности театр, не могли уже критиковать общественный уклад жизни или хоть чем-то касаться священной особы монарха. Поэтому театральное искусство того времени круто поменяло тематику пьес. Теперь драматурги писали не на общественно-политические, а на бытовые и семейные темы.

В театрах по-прежнему ставили  трагедии и комедии. Но от трагедий IV века до н. э. сохранились лишь небольшие отрывки, видимо потому, что их художественная ценность была небольшой. А вот о комедиях имеется довольно много сведений. До наших дней целиком дошла одна пьеса и несколько отрывков из комедий, принадлежавших перу крупнейшего драматурга тех времен – Менандра.

В эллинистическую эпоху  комедия называлась новоаттической. В произведениях того времени  были отражены все изменения общественно-политической жизни Греции. Теперь уже люди верили не в Божественное провидение и конечное торжество справедливости, а в  его величество случай. Греки считали, что жизнь человека, его здоровье, счастье, благополучие, общественное положение  – все зависит от воли случая.

Авторы в пьесах стали  изображать только семейно-бытовые  отношения. В комедиях выводились одни и те же типы персонажей: хвастуны-офицеры, гетеры (незамужние женщины, ведущие  свободный образ жизни), параситы (нахлебники), молодые влюбленные, их отцы, ловкие, изворотливые слуги, которые помогают влюбленным устроить свои дела.

Многие принципы изображения  новоаттическая комедия переняла у  Еврипида. По своему строению она сильно отличалась от древнегреческой политической комедии. Во-первых, в ней не было хора, связанного с развитием действия в пьесе. Выступления хора проводились только в антракте.

К середине IV века до н. э. в Греции стали возникать так называемые синоды технитов (театральные товарищества), в которые объединялись актеры-профессионалы. Актеров стали называть «дионисовы артисты» и освобождать от воинской повинности.

В эллинистическом театре ставились комедии, воспроизводящие  жизнь простых людей. В связи  с этим актеры стали показывать на сцене более жизненные характеры. Тем не менее женские роли все равно играли актеры-мужчины, и маски тоже сохранились.

В эллинистическую эпоху  театры стали строить из камня, поэтому  до нашего времени сохранилось много  руин (см. приложение 1). Орхестра в таких театрах представляет собой иногда полный, иногда почти полный круг. Перед нижним этажом сцены имеется каменный проскений. Все действие пьес происходило теперь не на орхестре, а на плоской крыше проскения. Эту площадку стали называть «логейон» (от греческого глагола «лего» – «говорю»). Глубина логейона составляла 2,5 – 3,5 м. За ним помещался второй этаж скены, выполненный в виде стены с дверями, перед которой, собственно, и происходило действие комедии. Самым известным эллинистическим театром является театр в Эпидавре, который был построен примерно в середине IV века до н. э. архитектором Поликлетом Младшим.

В Древней Греции существовали не только трагедии и комедии, но и  разные формы низовых зрелищ. Актеры давали представления на бытовые  темы, разыгрывали сценки пародийно-сатирического  характера. Эти сценки назывались «мимы». В переводе с греческого слово  «мимос» означает «подражание», или «воспроизведение». Исполнителей таких сценок также стали называть мимами. Темы для мимов брались самые разные. Одни актеры изображали воров, другие делали пародии на мифы.

Мимы разыгрывались не в театрах, а на деревянных подмостках. В представлении, кроме мужчин, принимали  участие и женщины. Вероятнее  всего, впервые на сцене женщина  появилась именно в миме. Женщины-мимы выступали также в качестве акробаток  или танцовщиц.

В эллинистическую эпоху  возникли бродячие труппы, которые  показывали публике мимы.

На основе мима возник мимический танец на мифологические темы, который  был назван «пантомим». Актеры при  исполнении этого танца не пользовались ни словами, ни пением. Они могли  при помощи только движений передавать душевные переживания, показывать тонкую гамму чувств. Поэтому актеры, занятые  в пантомиме, должны были мастерски  владеть своим телом и постоянно  совершенствоваться.

В исполнении танца, как правило, принимал участие только один актер. Он исполнял сразу несколько ролей, меняя костюмы и маски. Женские  роли в пантомиме исполняли мужчины. Танец исполнялся обычно под аккомпанемент  флейты.

Кроме мима, существовал  еще один тип комедийной низовой  игры- «флиаки», которые представляли собой небольшие комические сценки, отличавшиеся от мима тем, что актеры флиаков обязательно использовали маски. Во флиаках пародировались мифы, но темы практически всегда были взяты из реальной жизни. Актерами в этих представлениях были только мужчины, которые использовали такие же костюмы и аксессуары, как в древней комедии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Древнеримский  театр  
            2.1 Истоки римского театра

 

По своему культурному  развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой  мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни [4].

Информация о работе Античный театр