Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что именно с античного театра начинается зарождение и формирование основ искусств и художественных форм, которые будут популярны на протяжении многих веков.
Цель исследования античного театра: рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности – греков и римлян.

Содержание работы

Введение …………………............................................................... 3
Глава 1 Древнегреческий театр
1.1 Происхождение древнегреческого театра…………..... 5
1.2 Театр демократических Афин…………………………. 9
1.3 Театр эпохи эллинизма……………………………….... 15
Глава 2 Древнеримский театр
2.1 Истоки римского театра ……………………………… 19
2.2 Римский театр эпохи республики …………………… 21
2.3 Римский театр императорской эпохи………………... 26
Заключение 29
Список используемых источников и литературы 31
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Античный театр.docx

— 775.84 Кб (Скачать файл)

Античный театр

Содержание:                                                                                                                          

                                                                                                                           Стр.

 Введение …………………...............................................................         3                                                                                 

Глава 1 Древнегреческий  театр              

           1.1 Происхождение древнегреческого театра………….....         5                             
           1.2 Театр демократических Афин………………………….         9                                                 
           1.3 Театр эпохи эллинизма………………………………....         15                                                            
Глава 2  Древнеримский театр  
            2.1 Истоки римского театра ………………………………         19                                                         
            2.2 Римский театр эпохи республики ……………………          21                                          
            2.3 Римский театр императорской эпохи………………...          26                                     
Заключение                                                                                                29                                                                                          

      Список  используемых источников и литературы                                  31                               

 Приложения                                                                                               33

 

 

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 
    Понятие "античность" ведёт происхождение от латинского слова antiquus, что означает "древний". Античным театром называют сценическое искусство Древней Греции и Рима. Оно существовало в период с VI в. до н. э. по IV в. н. э.

     «Феномен театра» - это пример одного из многих, пока еще неразрешенных вопросов античности. Множество и размеры античных театров просто потрясают. Во многих городах они являются мощными центрами, важнейшими узлами всей городской территории. Таковы театры Эфеса, Пергама, Милета и даже самих Афин.  
Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

        Античный театр, занимающий в истории более тысячи лет и географически охватывающий весь бассейн Средиземного моря, предстает перед нами единой могущественной и цельной системой, состоящий только из двух театров: древнегреческого и древнеримского. На всем протяжении его действуют одни и те же движущие силы. В других государствах театры возникли значительно позднее. Все же без большого насилия можно установить в этой системе четыре основные периода и различать:

1) Греческий театр эпохи независимости.  От основания греческих городов  – государств до потери ими  самостоятельности (с VI в. до середины IV в.).

2) Театр эллинистических монархий. От походов Александра до завоевания  Востока римлянами (середина IV в.  – П век.).

3) Римский республиканский театр.  От пунических войн до Великой  Революции: (III – I вв. до Р. X.).

4) Театр римской империи (I –  IV вв. по Р. X.).

  Актуальность этой  темы заключается в том, что  именно с античного театра  начинается зарождение и формирование  основ искусств и художественных  форм, которые будут популярны  на протяжении многих веков.

Цель исследования античного театра: рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих народов древности – греков и римлян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Древнегреческий театр.  
              1.1. Происхождение театра в Древней Греции.  

    Неотъемлемой  составляющей культурной жизни  Античности являлся театр. Греки  не просто любили его, а возникает  такое ощущение, что вся Греция  была огромным театром. Не было  ни одного крупного населённого  пункта, в котором не было бы  театрального сооружения, и не  осуществлялись бы театральные  постановки. Театральные здания  были поистине грандиозными, некоторые  из них вмещали 40 тысяч человек.  Можно даже сказать, что театр  был составляющей государственной  политики, о чём свидетельствовало  наличие магистратов отвечающих  за театральную жизнь, а также  выделение на это дело средств  из государственного бюджета.

У всех народов мира с  древнейших времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами  умирания и возрождения природы, со сбором урожая.  Греческий театр также своими корнями уходит в глубокую древность и изначально проявлялся в ритуальных и трудовых действиях: похоронах, охоте, сборе урожая, празднествах, посвящённых тем или иным богам - Зевсу, Аполлону, Афине, Посейдону и особенно Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог — это и был своего рода драматический первоэлемент, который со временем получил литературную обработку. А где диалог — там и активная мимика, и действие. Вначале построенный на принципах импровизации, диалог постепенно становился все более четко фиксированным. Правда, Платон, недолюбливавший театр, считал театральные представления “недостойными величия и благости богов”. Некоторые исследователи склонны утверждать, что именно культ Диониса решающим образом повлиял на становление упорядоченного театра. Принято считать, что первая такого рода театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах; её осуществил афинский трагик Феспид. Он показал спектакль - диалог актера, исполнявшего роль Диониса и хора. С этого легендарного года театральные представления, видимо, стали обязательной частью праздников Диониса. 27 мая и сейчас отмечается как Всемирный день театра[1]. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова  «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут  пояснение происхождения греческой  драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также  имеет в своем составе два  греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса». Основная тема развития первых двух периодов античного театра – это борьба между обрядовой игрой народа и профессиональным актерским мастерством.

Считается, что древнегреческое  искусство берет свое начало в  мифологии. По мере развития греческой  трагедии ее основой стали повествования  не только о жизни Диониса, но и  таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже  во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего  периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших  дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в  себе не только религиозные, но и житейские  мотивы, которые со временем стали  доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных  шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых  актеры разыгрывали чисто бытовые  сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к  больному и пр.). В это же время  к содержанию комедий стали примешиваться  элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы  политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн.

Пика своего расцвета греческое  театральное искусство достигло во времена творчества трех великих  трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Таким образом, уже у своих  истоков театр — искусство  народное, возникшее как необходимый  элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. Эти черты театрального искусства  на заре его становления на Европейском  континенте обусловили и устройство театральных помещений. В Древней Греции театр состоял из орхестры, зрительных мест и скены. Орхестра — круглая площадка, на которой выступали актеры и хор и вокруг которой свободно располагались зрители. Затем на склонах холмов стали делать специальные места для публики. За пределами круга орхестры находилась скена: там актеры переодевались, оттуда выходили к зрителям. Когда скену начали устраивать по касательной к окружности орхестры, то передняя стена скены — проскений — все активнее использовалась при оформлении спектакля. Проскений обычно представлял собой колоннаду или портик: ведь большинство событий в древнегреческих трагедиях развертывалось перед дворцом царя или перед храмом, посвященным одному из богов. Позже к скене стали пристраивать параскении, в них хранилось имущество театра и они же, если было нужно, могли включаться в действие как часть среды, в которой это действие развертывается. Наконец, большую роль играли и пароды — проходы между скеной и местами для зрителей; по пародам выходили на орхестру вестники и чужестранцы.

Древнегреческий театр был  учреждением общественным, содержавшимся  государством. Наиболее состоятельные  и почтенные граждане платили  за обучение хора и содержание его (они  назывались хорегами). Профессии драматурга и актера считались почетными.

 

 

1.2 Греческий театр периода демократических Афин

Поскольку театр в Древней  Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений  занимались специально назначенные  для этого люди.

Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю); Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в марте—апреле). Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились  три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса  был рассчитан на 17 000 человек) и  состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены [6].

Орхестра представляла собой  круглую площадку, на которой размещались  хор и актеры. Поначалу зрители  рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные  места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием  древнегреческой драматургии происходила  эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена  Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными  были эккиклема и эорема. Эккиклема – это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».

Информация о работе Античный театр