Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:53, курсовая работа
Экспрессионизм, как одно из наиболее влиятельных художественных движений XX века, формировался преимущественно в Германии и Австрии. Изначально возникнув в изобразительном искусстве, он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие «экспрессионизм» распространилось на литературу, кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждалась идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутая субъективностью творческого акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли и крика.
Введение............................................................................................................5
Глава 1. Экспрессионизм - новое движение в искусстве ХХ в......................5-6
1.1 Истоки и причины возникновения.............................................................6
1.2 Понятие термина........................................................................................6
1.3 Сферы распространения..........................................................................6-8
Глава 2. Архитектура экспрессионизма..........................................................9
2.1 Выдающиеся зодчие и самые знаковые их произведения.........................9
2.1.1 Архитекторы Германии 20-30-х гг........................................................9
2.1.2 «Кирпичный экспрессионизм»...............................................................9-18
2.1.3 «Амстердамская школа»....................................................................19-22
2.2 Особенности эстетики нового движения в градостроении....................22-24
Заключение.................................................................................................25-26
Список литературы......................................................................
Ведущими мастерами экспрессионизма этого времени были: Э. Мендельсон (1887-1953), Б. Таут (1880-1938), Г. Пёльциг (1869-1936) и В. Гропиус (1883-1969).
Экспрессионизм во многом продолжил традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм.
Творчество Эриха Мендельсона - наиболее яркое в раннем периоде экспрессионизма. К началу 1930-х гг. по проектам мастера было возведено большинство крупных архитектурных произведений в новом необычном стиле, символом которого стало здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Эйнштейна» (1921). Оно спроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными обтекаемыми монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема.
Проект башни вынашивался довольно длительное время. Находясь на фронте в Первую мировую войну, молодой архитектор сделал многочисленный ряд набросков (некоторые из них были не больше почтовой марки). Первоначально эскизы башни создавались на образной основе: в них отражались формы плывущего кита, рыбины, корабля, замка на вершине горы. И, когда в 1919 г. Эйнштейн открыл теорию относительности, и потребовалось экспериментальное подтверждение его теории, у Мендельсона появилась возможность воплотить в жизнь свою идею создания башни под астрофизическую обсерваторию, предназначенную специально для научной работы А.Эйнштейна.
Благодаря своей специфике, сооружение обладает большим числом композиционных и технологических особенностей. По сути, это не просто здание, а огромная оболочка для гигантского телескопа, установленного на вершине башни, внутри вращающегося купола. Сферическая поверхность купола не является сплошной и прерывается в одном месте. Поэтому купол оборудован специальной раздвижной конструкцией, которая во время работы ученых приоткрывает пространство над зданием.
Тело башни образует шахту, вдоль которой солнечные лучи отражаются вниз, на уровень подвала. Выступающая двухуровневая часть подземной лаборатории имеет вид искусственного рельефа, поросшего травой и в шести местах прерванного маленькими окнами. На стенах башни заметны выступы оригинальной формы: это ничто иное, как воздуховоды, превратившиеся из строго функциональных частей здания в элементы, раскрывающие его выдуманный образ.
Башня не просто стоит на вершине горы, она как бы готовится взлететь и находится в непрерывном движении. В ней практически нет плоских поверхностей и вертикальных линий. Здание просто излучает энергию. Оно выглядит необычным живым образованием, не имеющим ничего общего с представлением о традиционном доме. В архитектуре башни ее объемная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.
В 1921-1924 году реализовывался еще один знаменитый проект немецкого архитектора – шляпная фабрика. Особенностью строения является продуманная технология. Привлекают внимание перекрытие и его необычная железобетонная конструкция. Интересно спроектирован красильный цех. «Функция плюс динамика – вот решение», — делился своими мыслями немецкий архитектор, подчеркивая, что формообразующими должны быть динамические композиции. Вдохновением для создания проекта стала поездка Мендельсона в Голландию, где на него произвели впечатление работы архитекторов-экспрессионистов.
Магазин «Шокен» в Штутгарте
Определяющим характер постройки универсамов в Германии 20х гг. прошлого столетия стал широко известный проект Мендельсона – магазин «Шокен». Пятиэтажное здание штуттгардского универмага. Его фасад – чередование горизонтальных стеклянных полос с полосами из кирпича и травертина цвета золота. Создан эффект «захвата» полосами башни круглой формы, внутри которой располагается лестница. Единение внешнего и внутреннего, функциональная и конструктивная обоснованность достигаются за счет размещения окон в торговых помещениях на большом расстоянии от пола. Это позволяет поместить полки для хранения товаров вдоль наружной стены.
Универмаг «Шокен» в Хемниц
«Горизонтали» немецкого архитектора динамичны, массивные акценты делают построение еще более выразительными и подчеркивают его характер. Ленточные окна выделяют геометричность формы, придают прямоугольный объем, служат элементом игры противопоставлений.
Отличные по своей функциональности решения продемонстрированы в проектах универсальных магазинов в разных городах Германии. Строения узнаваемы благодаря сплошным витринам из стекла, занимающим первый этаж и ленточным окнам, расположенным по горизонтали, закругленным фасадам.
Яркий образец отличного функционального решения – кинотеатр «Универзум», который был построен в Берлине в период с 1926 по 1929 годы. Форма здания – удлиненная подкова – резко контрастирует с вертикально спроектированной рекламной башней, имеющей форму прямоугольника.
Двенадцатиэтажное здание «Колумбус-хауз» в Берлине стало последним строением, которое спроектировал Мендельсон в Германии. Оно было возведено в 1931 году. Здесь характерная для творчества архитектора криволинейность контура строения практически отсутствует. Ее компенсирует светотень от фасада и крыши над рестораном, который располагается на последнем этаже здания.
Воплощением экспрессионистского модернизма является проект 1925 года комплекса зданий фабрики «Красное знамя» в Ленинграде.
В 1920-е - начале 1930-х гг. Э. Мендельсон спроектировал и построил много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хемнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. В этих сугубо коммерческих объектах, где объемно-планировочная структура жестко предопределена функционально-технологическими требованиями, Мендельсон не отказывается от экспрессионистических решений композиции, заявленных им в 1919-1920 гг. эскизными проектами разнообразных сооружений.
Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и пр.), Мендельсон отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, он использует контраст ортогональных форм и криволинейных, динамичную асимметрию, выделяя объемом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов.
Такие новые приемы в разнообразных вариантах были им применены для зданий многоэтажных универмагов в Штутгарте, Бреслау, Хемнице. Наиболее ярко эти композиционные решения отражены в многофункциональном здании с кинотеатром «Универсум» (ныне театр Шаубюне), построенном в Берлине в 1926-1928 гг. Два концентрических подковообразных объема (зрительного зала и опоясывающего его фойе) поставлены на столбчатые опоры и контрастны: нижний - большего диаметра - имеет по всей протяженности ленточные окна, верхний - глухой. Контрастны они и по цвету облицовки. Но наибольший контраст предусмотрен автором между низкими и криволинейными объемами и высокой башней - плоской пластиной, врезанной в этот объем. При этом башня своей светлой облицовкой контрастирует с темными тонами облицовки цилиндрических объемов.
Нацистские власти преследовали Мендельсона, ему пришлось эмигрировать сначала в Голландию, затем – в Англию. Некоторое время архитектор провел в Эрец-Исраэль. Проекты, создаваемые здесь органичны с окружающей средой, климатом и рельефом, выполнены из бетона и местных пород камня. По данному принципу спроектированы дом и библиотека Зальмана Шоккена, Англо-Палестинский банк и остальные его проекты, воплощенные в Иерусалиме и других городах.
Позднее Мендельсон оставляет Эрец-Исраэль и перебирается в Сан-Франциско, США. На новом месте Мендельсон занимается созданием проектов больниц, зданий культа. Его последние произведения верны идее горизонтальности. Например, при проектировании одной из больниц Сан-Франциско, возведенной в период с 1946 по 1950 годы ленты окон заменили выступающие балконы. Горизонтальность их линий подчеркивается перилами, их прерывают небольшие выступы округлой формы. В проекте просматривается излюбленный прием раннего Мендельсона – контраст.
Мендельсон оказал большое влияние на архитектуру Германии и всей Европы. С популярностью его творчества во многом связано и распространение стилизаторского отношения к новой архитектуре, превращение ряда ее композиционных приемов и форм в моду. Его смелые поиски помогли раскрепостить творческую мысль архитектора и показали эстетические возможности новой архитектуры.
Другим ярким примером архитектуры периода раннего экспрессионизма служит «Гётенаум» в Дорнахе (1923-1928) - здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта которого был не архитектор, а философ Рудольф Штайнер - основатель антропософской школы, пытавшийся воплотить идею об органической архитектурной форме морально-эстетических и духовных основ мироощущения человека. Для его архитектуры характерны динамические трансформации, различным образом связывающие полярные представления о формах в природе.
В стремлении создать «новый архитектурный стиль», «новую эстетику» он обратился к духовным и естественнонаучным идеям И.В. Гёте. Штайнер назвал Гёте отцом новой эстетики, а новое сооружение, являвшееся ее средоточием, - Гётеанумом.
Философ не устанавливал никаких догм для языка архитектурных форм, считая, что искусство невозможно объяснять, его нужно сопереживать. Он, как и Гёте, утверждал, что все виды искусства, в том числе и архитектура, выражают то, что другим путем выразить невозможно. Архитектура не относится к свободным видам искусства, ее задачей является создание пространственных «оболочек» для жизни людей.
Штайнер предложил расширить сферу применения научных принципов и развивавшихся строительных технологий, чтобы выразить себя, свой духовный мир через архитектуру и таким образом вернуться к природе. Содержание «нового» строительства он связывал с «новым» импульсом. Оно должно было выражать движение и заключаться в осознании сущности формы.
Рудольф Штайнер говорил, что окна должны отражать дух мира, а стены зданий «выявлять внутренние и внешние процессы, представляя собой нечто живое и дышащее . Они имеют волевую тенденцию к расширению изнутри наружу». Эти процессы аналогичны тем, что происходят в жизни растений. Таким образом, у философа появилась цель попытаться выразить всю гармонию мира растений. Он, осознавая законы естественного развития и метаморфоз растительного мира, проникаясь ощущениями сжатия и растяжения, концентрации и разряжений, перенес их в архитектуру.
Первый Гётеанум, появился в 1915 году. Сооружение состояло из двух цилиндрических объемов разного диаметра, перекрытых взаимопроникающими, взаимосвязанными разновеликими куполами. Конструктивный каркас, фасады и интерьеры были целиком выполнены в дереве. Сооружение имело бетонный первый этаж и уже тогда выразительно продемонстрировало художественно-образные возможности нового материала.
В 1922 году здание первого Гётеанума сгорело. Но уже в 1925-1928 гг. на том же месте был возведен второй Гётеанум. При соответственном увеличении площади и объемов он воспринимался как колоссальное бетонное сооружение. В процессе проектирования Штайнер изготовил пластилиновые макеты, которые в скульптурных формах отразили стилеобразующие художественные импульсы, возникающие при использовании пластических свойств бетона в ходе строительства. Здание было построено в монолитном железобетоне.
К концу 1920-х годов вокруг Гётеанума в Дорнахе по макетам и проектам Штайнера было построено одиннадцать сооружений: Глас-Хаус с мастерскими для стекольных работ, здания для занятий эвритмией, котельная, дом скульптора Ягера, дом Дульдек и другие. Ещё при жизни современники находили общие черты его архитектурного учения и эстетической концепции экспрессионистов.
При проектировании здания центральной котельной Штайнер впервые поставил задачу создать архитектурное сооружение только из бетона. Необходимо было решить проблему создания архитектурно-художественной формы из обыкновенной дымовой трубы. Если стоять неподалеку, когда топят, то дым воспринимается как часть архитектуры, и можно ощутить красоту этой формы, несмотря на прозаическую функцию, именно благодаря тому, что в ней отражено назначение здания и что она образована не по принципам утилитарной архитектуры, а исходя из ее внутренней эстетичности. Купола, расположенные по обе стороны дымовой трубы, развиваясь и трансформируясь, перерастают в листообразные формы, подобно растению устремленному вверх. Эти формы воспринимаются органично, что вполне убеждает в возможности создания эстетически значимой архитектуры даже для таких прозаических целей.
Тема двух равновеликих куполов котельной отражает образ больших сдвоенных куполов и полуцилиндрических выступов трех порталов в цокольном этаже первого Гётеанума. Закругленные формы со стороны входа гармонируют с прямоугольными очертаниями и кубическими формами задней части здания, которые воспринимаются как стабилизирующее начало на фоне пологого склона.
Таким образом, архитектура открывает зрителю свою тайну. Действительно возникает «осмысленная красота», благородная оболочка для технических процессов: сжигания в котле, циркуляции в трубах, подъема дыма, переключения электрического тока.
Другое произведение - дом Дульдек обладает смелыми, текучими формами. Сильное впечатление производит на зрителя двухъярусное перекрытое сводом углубление-ниша в центре фасада дома. Оно усиливается угловыми цилиндрическими объемами. Можно предположить, что за этим углублением скрывается хорошо освещенное пространство. При обходе здания выясняется, что дело обстоит именно так, ибо со стороны долины обнаруживается почти такое же сводчатое углубление, которое также фланкируется двумя небольшими выступами. Наличие этих углублений приводит к тому, что пространство первого этажа сравнительно невелико, но кажется значительно больше благодаря окнам и открывающейся перспективе. Архитектурная идея здания состоит в том, чтобы раскрыть пространство изнутри наружу и образовать «проход» для импульса, исходящего от Гётеанума.