Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 11:53, курсовая работа
Экспрессионизм, как одно из наиболее влиятельных художественных движений XX века, формировался преимущественно в Германии и Австрии. Изначально возникнув в изобразительном искусстве, он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие «экспрессионизм» распространилось на литературу, кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждалась идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутая субъективностью творческого акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли и крика.
Введение............................................................................................................5
Глава 1. Экспрессионизм - новое движение в искусстве ХХ в......................5-6
1.1 Истоки и причины возникновения.............................................................6
1.2 Понятие термина........................................................................................6
1.3 Сферы распространения..........................................................................6-8
Глава 2. Архитектура экспрессионизма..........................................................9
2.1 Выдающиеся зодчие и самые знаковые их произведения.........................9
2.1.1 Архитекторы Германии 20-30-х гг........................................................9
2.1.2 «Кирпичный экспрессионизм»...............................................................9-18
2.1.3 «Амстердамская школа»....................................................................19-22
2.2 Особенности эстетики нового движения в градостроении....................22-24
Заключение.................................................................................................25-26
Список литературы......................................................................
Первый и второй этажи разделены поясом со сложным профилем, который окаймляет все здание. Нижняя часть балкона, встроенного в образованную сводом нишу, подхватывает форму пояса, и он как бы «стягивает» все здание воедино. Перепад над асимметричными дверями главного входа на северо-западной стороне соединяется поясом таким образом, что устройство входа представляется совершенно оправданным.
Активно моделированная крыша дома выполнена в бетоне. Именно в его облике можно наиболее четко выявить принципы формообразования, которыми руководствовался Рудольф Штайнер: на северо-восточной стороне доминируют вогнутые формы, как если бы крыша дома находилась под «влиянием» мотива портала, расположенного напротив главного здания; на юго-западе, со стороны долины, крыша мощно оплывает, благодаря чему побеждает выпуклая форма.
Особого внимания заслуживают входные двери, симметричная и асимметричная, являющиеся точным повторением специально выполненных для них макетов.
Ханс Пёльциг начинал как последователь П. Беренс но в 10-е гг. перешёл к экспрессионистической трактовке новых конструкций, свободным объёмно-пространственным композициям, неожиданным декоративным решениям интерьеров Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века.
В 1919 г. по проекту архитектора было построено здание драматического театра в Берлине. Среди идей Пёльцига для этого сооружения оказались выразительными металлические перекрытия-рёбра в виде сталактитов и позаимствованный у античных театров просцениум-партер.
В 1920-е гг. Пёльциг связал своё творчество с кино. Он работал над декорациями к фильму ужасов «Голем», спроектировал здание кинотеатра «Капитоль», украсив его многоступенчатым потолком.
В конце 1920-х Пёльциг ушёл от экспрессионизма к интернациональному стилю. Активная творческая и педагогическая деятельность Пёльцига оказала большое влияние на следующее поколение немецких архитекторов.
Вальтер Гропиус был учредителем Баухауса - высшей архитектурной и художественно-промышленной школы, теоретической основой которой был «функционализм», принцип - «то хорошо выглядит, что хорошо функционирует» Вальтер Гропиус.
Руководители Баухауза стремились создать вненациональную демократическую архитектуру, которая якобы могла стать фактором смягчения социальных противоречий капитализма.
Гропиус интенсивно занимался жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступал за рационализацию строительства. Он выполнил многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926-1931 гг.), Даммершток (в 1928-1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине (1930/31 гг.)
Бруно Таут, являясь ярким представителем «новой вещественности» в архитектуре, в первую очередь получил известность благодаря спроектированным им жилым комплексам в Берлине: посёлок Хуфайзен в районе Бриц и «Хижина дяди Тома» в районе Целендорф. Самым знаменитым в стиле экспрессионизма стал его проект «Стеклянного дома» для павильона стеклянной промышленности Германии на кёльнской выставке Werkbund в 1914 г. (к сожалению, сохранился только на фотографиях).
Сооружение представляло собой прозрачную конструкцию с призматическим куполом из цветного стекла. Эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста Пауля Шеербарта, написавшего книгу «Стеклянная архитектура».
Таут использовал новые архитектурные методы и художественно-конструкторские элементы, которые и дальше стали отличать его работы, став основой нового архитектурного направления в Германии - «нового строительства». Для оформления фасадов и их элементов мастер использовал яркие цвета, за что его дачный посёлок Фалькенберг в Берлине получил название «Ящик с красками».
Таут, создав штаб из молодых архитекторов-единомышленников, среди которых были Карл Крайль и Йоганнес Гёдериц, продолжал последовательно продвигать свою концепцию цвета в архитектуре, начав кампанию в газетах под заголовком «Призыв к красочному строительству».
Бруно Таут оказал заметное влияние на всю архитектуру ХХ века. Его идеи о раскрашенной или цветной архитектуре имели огромное значение для последующих поколений.
2.1.2 «Кирпичный экспрессионизм»
Кирпичный экспрессионизм как стиль возник и развивался в Германии параллельно с функционально-экономической школой Баухауса, которая осознанно отказывалась от любых декоративных украшений. В свою очередь, представители второго направления, наоборот, разработали собственный орнаментальный язык - с многочисленными углами, ребрами, разными горизонтальными и вертикальными формами. Тем самым они пытались передавать динамику и напряжение бурной послевоенной эпохи, прогресс и радостное (поначалу) предвосхищение будущего Франческа Прина.
В Германии сохранилось немало зданий, построенных в данном стиле. Красный кирпич - материал старый и традиционный, получивший распространение много столетий назад.
Ганзейская башня в Кёльне (1925) - работа Якоба Кёрфера - яркий пример кирпичного экспрессионизма, в своё время была самым высоким зданием Европы (17 этажей, 65 м). Она похожа на маяк, который по большой дуге вокруг центра города огибают поезда и электрички. С правой стороны пассажирам открывается вид на почерневший от времени Кёльнский собор (более ранний пример экспрессии в архитектуре!). Ганзейская башня стала «мостиком» от кирпичной готики - к кирпичному экспрессионизму.
Кирпичные фасады Ганзейской башни по сравнению со зданиями предыдущих архитектурных эпох выглядят стерильно и суховато, но скульптуры на замковых камнях, несомненно, обладают большей экспрессией.
Стиль иногда называют не кирпичным, а клинкерным экспрессионизмом (Klinkerexpressionismus), так как для строительства и отделки фасадов использовался не только обычный обожженный кирпич, но и клинкерная плитка, стоившая дороже, но из-за большей устойчивости идеально подходившая для промышленных объектов. Именно поэтому кирпичный экспрессионизм получил особо широкое распространение в Рурской области с ее угольными шахтами и сталелитейными заводами. Здесь он стал типичным региональным стилем.
Что качается цветовой гаммы, архитекторы могли выбирать между многочисленными оттенками красного и коричневого тонов и вплоть до фиолетовой плитки. На этом фоне эффектно смотрелись ослепительно белые рамы, как правило, высоких и узких оконных проемов, напоминавших бойницы средневековых крепостей.
Фасады зданий украшали скульптурами и другими элементами, например, в духе Арт деко, что совсем не удивительно для тех лет. Чувствуется и влияние модерна. Зодчие-экспрессионисты вообще охотно цитировали другие стили, в частности, восточную архитектуру. Выдающийся пример - издательская высотка Анцайгерхоххаус в Ганновере архитектора Фрица Хёгера. В оформлении ее фасада помимо восточных также читаются готические цитаты. Это 50-метровое здание с импозантным позеленевшим от времени медным куполом сейчас считается одним из главных архитектурных символов Ганновера - столицы Нижней Саксонии. Строительство было завершено в 1928 году. В «золотые двадцатые» Анцайгерхоххаус принадлежал к числу самых высоких зданий в Германии Франческа Прина.
Архитектура одиннадцатиэтажного Чилихаус в Гамбурге также берет свои истоки в средневековой готике, плюс Арт деко. Это здание было построено в 1922-1924 годах. Вонзающийся в городское пространство фасад, в котором доминируют характерные для готики вертикальные линии, устремленные к небу, напоминает нос корабля, а сам угол считается самым острым «архитектурным» углом в Европе. Такая форма объясняется не чисто эстетическими побуждениями, а границами земельного участка в торговом квартале, эффективно использованного при застройке.
Из кирпичей и обожженных плиток выкладывались самые разные орнаменты, что оживляло фасады, придавая им вертикальный и горизонтальный ритм. Некоторые узоры чем-то напоминают «косички», кроме которых художники и архитекторы создавали из кирпичей целые скульптурные изображения.
С приходом к власти национал-социалистов в 1933 г. развитие и распространение экспрессионизма в архитектуре надолго приостановилось, а в моду вошел столь любимый Гитлером неоклассицизм с гранитом, мрамором и необузданной гигантоманией. Даже убежденные сторонники коричневой идеологии, но ранее принадлежавшие к экспрессионистической школе, с трудом получали заказы, несмотря на готовность принять новую тоталитарную эстетику.
2.1.3 «Амстердамская школа»
Частным случаем архитектурного экспрессионизма стали здания, созданные так называемой Амстердамской школой, достигшей в 1920-х и 1930-х гг. больших успехов. Они соединяли в себе черты экспрессивности и романтики, сочетавшиеся с элементами модерна.
Движение «Амстердамская школа» зародилось в архитектурном бюро Эдуарда Кёйперса в Амстердаме. Несмотря на то, что его самого вряд ли можно было отнести к прогрессивным художникам, он не ограничивал архитекторов, работавших под его началом, в возможности творить. Три лидера Амстердамской школы - Мишель де Клерк, Йохан ван дер Мей и Пит Крамер - работали у Кёйперса до 1910 года. Побудительным мотивом движения стало развитие Амстердама. Дело в том, что в 1905 году городом был впервые принят градостроительный кодекс, и вскоре городские власти наняли Йохана ван дер Мея в качестве специального «советника по эстетике» для проведения слаженной политики в области городской архитектуры.
Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.
Первым произведением Амстердамской
школы считают кооперативно-торговый «
Наиболее известные произведения Амстердамской школы находятся в Амстердаме, и среди них - «Корабль» (1917-1921), главное произведения этого стиля, построенное Мишелем де Клерком. Это обычный 102 квартирный дом необычной формы, представляющей собой огромный корабль, не имеющий правильных углов. Мастер в своей работе применил большое количество символических и экспрессионистических декоративных деталей.
Каждая сторона дома, находящегося на веерообразном земельном участке, оформлялась, что называется «по факту». Внутренний двор жилого квартала состоит из маленьких садов и школьного двора, которые связаны между собой над дорогой.
Многочисленные скульптуры, украшающие фасад, выполнены нидерландским скульптором Гильдо Кропа (1884-1970). Одна из них «Ворона», например, украшает угол почтамта, органично входящего в застройку, вершина которого украшена башенкой.
Юго-западная сторона дома оформлена сравнительно сдержанно, зато эркер на северо-западном углу выполнен в форме сигары! Клерк создал идиллическую атмосферу полукруглой площади, увенчанной по центру башней и элегантным входом.
Движение и его последователи принимали активное участие в разработке перспективного плана развития Амстердама под руководством Х. П. Берлаге. Однако после смерти де Клерка Амстердамская школа утратила своё ведущее значение на нидерландской архитектурной сцене. Построенный в 1924 году в Гааге универсальный магазин «Де Бейенкорф» считается последним образцом классической Амстердамской школы. Здания в стиле Амстердамской школы (в основном протестантские церкви) возводились вплоть до начала Второй мировой войны, однако влияние этого стиля уже не имело прежнего значения.
Другими членами Амстердамской школы были: Ян Гратама, который подарил движению его название, Б.Т. Буйинга, П.Х. Эндт, Х.Т. Вейдевелд, Й.Ф. Стал, К.Й. Блау и П.Л. Марнетте Иосиф Бух.
Творческие поиски подобного рода имели место и в других странах. Порой они объединялись с попытками использовать трансформированные формы классицизма и национальные архитектурные темы. Один из наиболее удачных случаев такого «сплава» - известное здание ратуши в Стокгольме, возведенное по проекту Рагнара Эстберга, законченное в 1923 году.
В стиле экспрессионизма построена Церк
В подготовке к проекту архитектор изучил много датских деревенских церквей, особенно на острове Сеаланд с необычными фронтонами. Клинт слил современные геометрические формы «кирпичного экспрессионизма» с классической вертикалью Готической архитектуры. Внушительный фасад с его сильным вертикальным строем ведет глаза к небу. Клинт украсил неф вариацией фронтонов, распространенных на датских церквях, но дал иное толкование, удваивая вершину.
2.2 Особенности эстетики
нового движения в
Экспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ в., эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, проектом и реальностью. Эти поиски так и не увенчались успехом, потому что, скорее всего, таких границ либо не существовало вовсе, либо их так же много, как субъектов, которые занимаются поисками этих границ.