Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:10, реферат
Зародившись в древней Греции и насчитывая в своей истории практически три тысячи лет, театр вобрал в себя все виды искусства: литературу, музыку, живопись и остался самым притягательным из них, искусством неограниченных возможностей отображения жизни человека. Однако театр - это еще явление национальное. «Чтобы создать нацию, нужно создать театр», - говорил Гёте.
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства.
Введение
1.Зарождение и развитие театрального искусства Беларуси
2.Развитие частных театров Беларуси
2.1 Первый в Беларуси придворный крепостной театр в Несвиже
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
2.4. Особенности развития Шкловского театра
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
2.6. Театр Огинского в Слониме.
2.7 Школьные театры
Заключение
Список использованной литературы
В репертуаре театра были произведения, написанные самой Франциской Радзивилл - комедии «Остроумная любовь» (1746), «Утешение в хлопотах», «Золото в огне» и «В очах рождается любовь» (1750), «Негодяй в силках» и «Судья, лишённый разума» (1751), «Любовь - великолепная мастерица» (1752), драмы «Плод божественного провидения» (1746) и «Любовь - заинтересованный судья» (1747); трагедии «Судья, лишённый рассудка» (1748) и «Игра Фортуны» (1750); оперы «Слепая любовь не думает о конце» и «Счастливое несчастье» (1752); переведённые и переделанные ею пьесы Мольера «Смешные жеманницы» под названием «Увиденное не проходит» (1749) и «Лекарь поневоле» (1752), а также балеты, пантомимы. С 1746 года режиссёром театра Радзивиллов был Я. П. Фричинский, балетмейстером - Шреттер (с 1746) и Л. Матье (с 1750), капельмейстерами были Ян Тентилович и Е. Баканович.
В 1753-1762 князь Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» придал театру профессиональный характер - пополнил крепостную труппу актёрами, создал театральную (музыкальные, вокальные классы) и балетную школы и оркестры: народных инструментов («литовская музыка»), роговой и военный («янычарня»). В репертуаре театра были произведения Франциски Радзивилл, комедии Мольера («Маскариль» и «Сганарель», 1755; «Жорж Данден», 1757; и другие), Вольтера («Заира», 1757), С. Мытельского («Иосиф-патриарх»), В. Ржевусского («Жолкевский» и «Владислав под Варной», 1761), итальянские и немецкие комические оперы и балеты. Театр выезжал в Слуцк (между 1755-1759), Белую (1753, 1761), Жолкву (1753), Олыку (1753), в 1755 году работал в здании «нового театра». При князе Карле Станиславе Радзивилле «Пане Коханку» в составе театра (1762-1764, 1777-1786) были труппа драматических актёров (с 1783 года режиссёр Л. Перожинский, актёры К. Овсинский, В. Ясинский,
С. Закжевский и другие), группа итальянских певцов и балет (более 20 крепостных танцоров, балетмейстер с 1750 — Луи Дюпре, с 1761 — А. Путини, с 1762 - Я. Оливье, с 1779 - А. Лойко и Г. Петинетти). В репертуаре были балеты А. Путини, оперы Дж. Паизиелло, Я. Голанда, К. Глюка («Орфей и Эвридика») и другие.
В Несвижском театре Радзивиллов использовались несколько типов декораций (из зелёных боскетов, объёмные павильоны, симультанные декорации). В 1785 году была открыта драматическая школа для крепостных под руководством М. Вернера и С. Закжевского. С 1786 года театр работал нерегулярно. Несвижский придворный крепостной театр просуществовал около 70 лет-до 1809 года. Пример города предрешил появление придворных театров в Слуцке, Слониме, Ружанах.
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
В 1753 году князь Михал Казимир Радзивилл окончательно придает театру в Несвиже профессиональный характер. Он пополняет труппу профессиональными актерами, создает театральную и балетную школы и оркестры. Двумя годами ранее, в 1751 году, Радзивиллы открывают театр и в городе Слуцке. Его владельцем становится Героним Флориан Радзивилл. Формирование первой слуцкой труппы столкнулось с трудностями. Актеры, узнав о деспотичной натуре князя, который мог больных артистов поднимать с кровати и гнать на спектакли, побоялись ехать в Слуцк. В драматических спектаклях театра принимали участие кадеты. Позже в театре стали чаще ставиться «немецкие» комедии. К игре на сцене стали привлекаться музыканты и педагоги кадетского корпуса. Солдаты гарнизона - обязательные участники массовых сцен.
В какой-то момент Героним Флориан Радзивилл активно увлекся теневым театром. Он считал, что такие спектакли больше подходят для публики, так как она не всегда понимает немецкий язык. Потом князь увлекается марионетками, которыми управлял актер Гельман вместе со своей супругой.
Ставились на слуцкой сцене и оперные спектакли на немецком и итальянском языках. Они ставились приезжими актерами и музыкантами. Среди них – балетмейстер, музыканты: арфист, клавиоцимбалист, архитектор и механик для создания театрализованных машин и другие. Чуть позже приезжие актеры окончательно перебираются в Слуцк. В 1756-1758 годах заключается наибольшее количество контрактов с актерами. В одном из договоров говорилось: «… профессию свою выполнять отлично, безо всяких выкруток во время комедий, опер и балетов, а также само во всех случаях, когда будет приказано». В 1756 году в Слуцк прибывает новая партия актеров из Гданьска (Польша) и Вены (Австрия). Чтобы сопровождать их в свои владения, Героним Радзивилл выслал конный эскорт.
Из «Диариуша» (дневника) Михаила Казимира Рыбоньки за 1755 год можно узнать, что с 22 по 28 июня в слуцком театре было поставлено 5 спектаклей, из которых 3 - немецкие комедии, 1 итальянская опера и 1 «комедия Маринетта». Вот некоторые записи из «Диариуша» Михала Рыбоньки: «Ужин и комедия немецкая». «Обедали в замке... Потому играли комедию Маринетта». «Вернувшись, были мы на комедии немецкой». «После обеда мы стреляли диких свиней и одиннадцать забили, потом была опера итальянская». «Одолели в зверинце оленя. Вернувшись, были на комедии немецкой». «После обеда охотился на кабанов, потом были на немецкой комедии, которую мой брат держит за большую цену». «Приехали в Слуцк, были на комедии немецкой, ужинать вернулись в старый замок, где и ночуем». «Танцы людей брата моего в театре после комедии». 9 июля 1759 года: «После обеда были мы на итальянской оперетте, балетах, который исполняли танцоры и танцовщицы моего брата». Из этих записей следует, что часть представлений выглядели своеобразным дополнением к охоте.
В 1759 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз». Хозяин, Героним Радзивилл, охарактеризовал его так: «Зал для оперы и комедии возведен с большой пышностью. В нем полно зеркал, подвешенных и настенных, в партере лавки мягко выстелены и обиты сукном, рядом такие же удобные ложи, для нас же, больше достойных, диван, обитый пунцовым бархатом, богато украшенный галунами и крепом, возле нее, кроме обычной охраны, стоят вооруженные гранд-мушкетеры, которые представляют собой очень видную фигуру. Театр также очень красивый, у него много разных сцен, которые меняются в декорациях, пристойное место для оркестра, в котором удобно размещаются до 40 иностранцев разных народов, чтобы тешить ухо зрителей слаженной мелодией».
Возле театра находились флигели, в которых жили актеры, музыканты, певцы. Здесь же размещалась балетная школа, которая создала первую в истории Беларуси балетную труппу. В своем «Диариуше» от 11 марта 1756 года князь Героним писал: «Я принял балетмейстера Путини для уроков домашнего танца, обещал ему за это 30 дукатов. Просится ко мне еще один балетмейстер, но еще не решил принять его, потому что кажется мне, что он совсем стар».
В 1756 году в Слуцке создается профессиональный балет. Сюда из Вены приезжает Антони Путини и, предположительно, блестящий французский танцор и балетмейстер Луи Максимилиан Дюпре – солист парижской оперы, один из первых лиц в истории мужского классического танца. На тот момент Дюпре имел 30-летний опыт танцора, балетмейстера и либреттиста.
До 1758 года Путини и Дюпре работали вместе. Героним Флориан наказал им в короткие сроки создать в Слуцке труппу. Но воплотить наказ князя в жизнь было нереально - в городе практически не было профессиональных исполнителей. Тогда было принято решение об открытии балетной школы. На занятия набирались дети 8-10 лет из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстеры обращали внимание на их ноги и фигуру. Балетной школе выделили специальное помещение в одном из флигелей возле театра. С этого момента для юных воспитанников наступает тяжелое время обучения. Их учили то в Слуцке, то в Несвиже. Среди детей были и будущие «звезды». Один из них – Антон Лойка – первый белорусский балетмейстер. В балетной школе Слуцка начали обучать и маленьких негров, детей крепостных, которых закупал в Вене князь. Детей заставляли танцевать по 6 часов в день, а при провинностях жестоко наказывали. Для этого в школе работал карцер. Питание детей тоже оставляло желать лучшего. К тому же они жили за «закрытыми дверями», а надзирателю разрешалось в воспитательных целях использовать розги.
На протяжении 50-х годов слуцкий театр часто выступал на несвижской сцене. Артисты исполняли балет плана «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». Фигурировали танцы немецкие, швейцарские и тирольские. Популярностью пользовались танцы «стрелков», «садовников», «чертей», «цветочниц», «трубочистов» и «сельчанок».
После смерти князя Геронима судьбу театра долгое время не могли решить. Театр был закрыт, а костюмы и декорации были перевезены в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Это были последние дни слуцкого театра.
2.3. Театральная жизнь 18 века в Ружанах
Еще один знаменитый в те времена театр размещался в Ружанах, во дворце А. Сапеги. О его былой славе сегодня свидетельствуют лишь руины да еще воспоминания современников. В его архитектуре переплелись черты итальянского театра и поиски новых форм французских архитекторов 18 в. Театр построил архитектор И.С. Беккер, который долгое время работал над созданием всего ружанского дворцовопаркового комплекса. Особенностью этого здания было то, что задумывалось оно не как чисто театральное, а как театральноманежный флигель. Поэтому исследователи долгое время не могли установить расположение театра: вытянутые в плане руины каменного флигеля справа от главного корпуса дворца никак не ассоциировались с театральным помещением. По замыслу архитектора помещение разделялось парадной лестницей на две равные части: манежную и собственно театральную. Причем в последней сцена была на треть длиннее зрительного зала (кстати, такое же соотношение выдержано в «Зале театральных машин» в Тюильри). Сцена приспосабливалась для большого числа перемен декораций: благодаря кулисным машинам можно было трижды менять декорации при открытом занавесе. А зал с двумя ярусами открытых лож напоминал конфигурацию театрального зала Фарнезе в Парме. Хотя решение лож продиктовалось скорее французским влиянием: они выступали вперед, разделялись только колоннами и немного нависали над залом, а барьеры были выполнены в виде легких балюстрад. Но в то же время, наподобие итальянских образцов театральной архитектуры, он не имел парадного фойе и других репрезентативных помещений. В декоре зала уже прослеживались элементы раннего классицизма.
Увлечение музыкой в Ружанах имело давние традиции. Казимир Леон Сапега (1609 - 1656) считается родоначальником ружанской капеллы. Известно, что в середине XVI ст. в ружанский театр приглашали цыган-цимбалистов. В 1752 г. в замке в «концертном зале» («музыкальный зал», «опергауз») выступала капелла и оркестр, которые принадлежали К. Масальскому. До 1763 г. относятся известия о капелле и первых спектаклях в Ружанах. В 1763 г. капелла выступала на именинах своего владельца. У 1765 г. капелла А. Сапеги насчитывала 40 музыкантов «при бубнах и трубах». В ружанской капелле работали музыканты из Италии и Польши, а также местные крепостные крестьяне. Талантливых крепостных крестьян А. Сапега отправлял учится в Италию. После смерти А. Сапеги по его завещанию все крепостные артисты ружанского театра, балета, оркестра получили свободу. Длительное время в Ружанах работал итальянский композитор и выдающийся виолончелист Камье (Кромер) Чиприяни (Киприяни). Он не только был капельмейстером и придворным композитором, но и обучал игре на виолончели крестьянских музыкантов и самого хозяина дворца. Понятно, что такие услуги весьма хорошо оплачивались. После Ружан композитора пригласили к Огинским в Слоним.
Известно, что в Ружанах существовала музыкально-оперная школа и театр, который насчитывал 60 артистов и танцоров. В 1780 - 1785 г.г. танцором и балетмейстером был Мацей Пранчинский.
12 августа 1784 г. в ружанском театре состоялась премьера балета «Літасцівасць Ціта» (балетмейстер М. Пранчинский) по случаю посещения дворца королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. В этот же день была представлена комедия Молине «Волшебное дерево». В репертуаре театра были также одноактная опера Жан Жака Русо «Деревенский чародей», балет «Арыянка». Возможно, в ружанском театре ставились произведения и других авторов, которые известны по каталогу библиотеки Сапег. В библиотеке были произведения Ф. Богомольца и Ф.У. Радзивил. В местном театре работал художник-декоратор К. Отосельский.
В конце 18 ст. театральная жизнь в Ружанах угасла. З 1786 г. по 1791 г. постановки ружанской трупы осуществлялись в Деречине. Капелла существовала до 1820 г. Многие ружанские артисты потом оказались в театрах Петербурга и Варшавы.
А. Сапега построил театр и в другой своей резиденции, в Деречине: легкое деревянное сооружение каркасного типа, высотой в «полтора света», рассчитанное на небольшое количество зрителей. Знаменателен деречинский театр тем, что в нем была кулисная перспективная декорация, пока единственная в Беларуси, известная от последней четверти 18 в. Политические неурядицы драматично отразились на судьбе сапеговских театров (да пожалуй, и не их одних): театр в Деречине был разобран, ружанский вначале продан под фабрику и красильню, а в начале 20 в. сгорает в пожаре вместе со всем дворцовым ансамблем.
2.4.
Особенности развития
В 1772 г. Шклов вошел в состав Российской империи, через год стал относиться к Могилевской губернии. К тому времени имуществом империи распоряжалась Екатерина II. Князь Потемкин в 1773 г. получил в подарок от нее Шкловское имение. А в 1778 г. у него появился новый владелец - вышедший в отставку бывший флигель-адъютант Екатерины II генерал-майор Семен Гаврилович Зорич. Он поселился в Шклове и развил бурную деятельность. Возвел 7 фабрик (выпуск камзолов и военного обмундирования, сукна, канатное, парусное, золотошвейное производства и т.д.), начал зарабатывать немалые деньги, открыл профессиональный театр («Шкловский театр Зорича»). Он был так хорош, что позднее стал основой труппы Петербургского императорского театра.
Шкловский театр представлял собой крепостную театральную труппу графа Семена Зорича, действовавшую в Шклове в последней четверти 18 столетия. Состояла она из крепостных певцов, танцовщиков, драматических актеров и музыкантов-инструменталистов, к которым присоединялись великосветские любители, учащиеся кадетского корпуса и гастролеры-иностранцы.
Представления шли
в специальном театральном
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
Во второй половине 18 века город Гродно стал крупным торговым и ремесленным центром не только Речи Посполитой, но и Европы. В 1770-1780 годах гродненский староста Антоний Тизенгауз основал в городе и его окрестностях ряд мануфактур: суконную, полотяную, оружейную, чулочную, каретную и т. д. Им же был открыт первый в городе театр, музыкальная капелла и театральная школа.