Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 23:10, реферат
Зародившись в древней Греции и насчитывая в своей истории практически три тысячи лет, театр вобрал в себя все виды искусства: литературу, музыку, живопись и остался самым притягательным из них, искусством неограниченных возможностей отображения жизни человека. Однако театр - это еще явление национальное. «Чтобы создать нацию, нужно создать театр», - говорил Гёте.
Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства.
Введение
1.Зарождение и развитие театрального искусства Беларуси
2.Развитие частных театров Беларуси
2.1 Первый в Беларуси придворный крепостной театр в Несвиже
2.2. Радивилловский театр в Слуцке
2.3. Театральная жизнь XVIII века в Ружанах
2.4. Особенности развития Шкловского театра
2.5. Гродненский театр А.Тизенгауза
2.6. Театр Огинского в Слониме.
2.7 Школьные театры
Заключение
Список использованной литературы
Театр был создан 30 апреля 1769 года. До 1774 года это был небольшой ансамбль инструменталистов и вокалистов, позднее - постоянный коллектив с обширным оперным и балетным репертуаром из сочинений немецких, французских и итальянских авторов.
В 70-е годы 18 века оперно-балетная труппа Гродненского старосты Антония Тизенгауза была широко известна. Труппа работала в специально возведенном для неё здании театра. Она считалась одной из лучших в Европе. Доподлинно известно о постановках оперы А. Грепери «Магнифик» (Великолепный), комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник» (1778), балетных постановок Г.Петинетти.
Здание театра имеет богатую историю. Построенное в 1772 году архитекторами Мезером и Сакко, оно предназначалось для подскарбия надворного литовского Антония Тызенгауза. Здание было соединено с дворцом Тызенгауза крытым переходом. Зал был сформирован по «итальянской кривой». Представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру. Имел 22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами декораций.
В 1774 году в труппе преобладали итальянские артисты. С 1778 года в постановках активно участвовали ученики Гродненской музыкально–театральной школы А. Тизенгауза, крепостные танцовщики, певцы и инструменталисты. После закрытия театра (по причине отставки Тизенгауза от всех должностей) балетная труппа и школа работали в Поставах до 1785 г.
2.6. Театр Огинского в Слониме.
Воплощением идей театрального барокко в Беларуси стал театр Огинского в Слониме. В 1768 году на месте старого замка Сапег Огинский построил великолепный дворец, в архитектурный ансамбль которого вошли манеж, театр, оранжерея, а также типография, парк, дома для придворных и гостей, другие постройки. Знаменитый «палац» имел 116 богато убранных комнат. Его главный, самый пышный «Зал богинь» был выполнен в игривом и воздушном стиле рококо.
Однако любимым детищем известного мецената стал Слонимский придворный театр, на сцене которого работали профессиональные итальянские и польские оперные и драматические актеры, художники, крепостной балет и хор.
Материальные возможности, которыми обладал меценат, позволяли ему создать необычные театральные сооружения и помещения. Чего стоил «театр на шести колесах» с совсем маленькой сценой, передвигающийся при помощи четырех пар волов; противоположность ему - «плавающий театр» на канале и реке Щаре, поражавший воображение и сознание современников. С 1776 г. М.К. Огинский, постоянно находясь в своей резиденции в Слониме, занялся строительством «Нового дома оперы». Новый театр был возведен из камня в 1780-1781 гг. по проекту и под руководством итальянского зодчего и театрального художника И. Мараино. Слоним того времени - не тот заштатный городок, каким мы его знаем теперь. В 18 в. здесь регулярно проходили крупнейшие съезды магнатов и шляхты – предсеймовые генеральные сеймики. Возведение такого грандиозного сооружения было вполне закономерно для города и к тому же стало воплощением честолюбивых амбиций мецената и общественного деятеля.
Театр Огинского представлял собой массивное прямоугольное здание с двухсветным залом и глубокой сценой, с примыкающими к ней двумя флигелями. Вероятно, зал имел два яруса лож, наподобие остальных театров в магнатских усадьбах Беларуси. Многие побывавшие в нем отмечали, что такой театр по своей роскоши и великолепию вполне мог составить предмет гордости любой европейской столицы.
Согласно сохранившимся описаниям, в нем было 27 лож на обоих ярусах. Самой красивой была центральная - украшенная орнаментальным бордюром и увенчанная картушем с королевским гербом. Через высокую дверь зритель заходил в партер, а в обе стороны из зала шли деревянные лестницы к ложам.
Однако самым примечательным «достижением» Слонимского театра была сцена. Ее механика, размеры и возможности просто поражали. Сцена была приспособлена для барочных балетов и опер с сюжетами сценических превращений, в которых могли быть задействованы сотни актеров и статистов.
Большая сцена была сконструирована по последнему слову техники и позволяла воплощать самые сложные спектакли и балетные постановки, театрализованные конные баталии и водные феерии. Представьте, значительная часть сцены затоплялась водой из соседнего пруда и перед зрителями плавали настоящие, а не бутафорские лодки. Предусматривались даже фонтаны с подсветкой бенгальскими огнями. Для создания подобных чудес приглашались известные мастера из-за границы.
Декорации менялись прямо на глазах у зрителей. О конкретной технической системе сведений не сохранилось: были это теларии или кулисные станки, доподлинно неизвестно. Однако известно, что на поддержание этих устройств в рабочем состоянии истрачивались немалые суммы денег. Так что машинерия Слонимского театра не уступала таковым в западноевропейских и российских театрах, и даже более того, «Новый дом оперы» во многом превзошел такие театры 18 в., как придворный в Мангейме, народный театр в Варшаве, театры Шереметева в Кусково и Останкино. Пожалуй, ни один театр России, Украины или Польши не имел возможностей слонимской сцены.
Некоторые из опер для придворного театра, одного из самых больших в Европе, писал сам Михаил Казимир. Талантливый композитор во время концертов своей капеллы нередко играл на разных инструментах. Также Огинский был автором нескольких книг.
Благодаря его деятельности Слоним в те времена называли «полесскими Афинами», куда в праздничные дни съезжались люди искусства и их поклонники со всего края, а также из Вильно и Варшавы. Город, в особенности его центр, приближенный к дворцу, был приведен в идеальный порядок - сады, скверы, оранжереи, рыбные пруды создавались лучшими специалистами Европы. От красоты, ухоженности и роскоши нельзя было отвести взгляд.
Под влиянием деятельности знаменитого мецената развивались музыкальные способности его племянника Михаила Клеофаса Огинского (1775-1833) будущего дипломата, политического деятеля и композитора - автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» («Pozegnanie Ojczyzny» - 1794 г). Им были написаны многочисленные марши и боевые песни, около 20-ти полонезов, мазурки, вальсы и множество романсов.
Слава о придворном театре Огинского распространилась далеко за пределы Беларуси. В конце 18 в. артисты Слонимского и Гродненского (А. Тызенгауза) театров, подаренные королю Станиславу Августу, составили основную труппу польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы, драматические актеры, крепостной хор и балет. Репертуар театра в основном складывался из балетных спектаклей, опер итальянских композиторов и авторских произведений Огинского, которые исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и других городах. Опубликовано и сохранилось около 60 произведений, составляющих лишь часть его наследия.
2.7 Школьные театры
В 16-18 веках в православных академиях и братских школах, иезуитских, базилианских, пиарских и доминиканских коллегиумах и школах широко был представлен так называемый школьный театр, показывавший интермедии и драмы на библейские, а позднее и на исторические и бытовые сюжеты. Первое упоминание о школьном театре мы встречаем у Ивана Вишенского, который упрекал братчиков (членов религиозных братств) в том, что они мало молятся, а только «комедии строят и играют».
Показ школьного театра вёлся
на на латинском, польском и западнорусском
языках, в сценках использовались приёмы
и сюжеты батлейки и народных игрищ. Сюжеты
для школьных драм сначала брали из Библии,
они носили дидактическо-назидательный
характер, позже стали преобладать исторические
и бытовые темы. Влияние на развитие школьного
театра оказало творчество писателя Симона
Будного, автора пьес «Комедия притчи
о блудном сыне» и «О Навходоносоре царе».
Пользовались популярностью драма Георгия
Конисского «Воскресение мёртвых» (1747)
и «Комедия» К. Марашевского (1787). Известны
постановки «Святой Ксаверий» и «Антоний
Подевский» в 1750 году в Бресте, где были
использованы объёмные декорации, в том
числе башни, подвижные объёмные фигуры
рыб, раскрашенные музы, которые поднимались
на шнурах.
Актёрами были ученики, которых обучали
сценическому искусству учителя риторики.
Школьный театр имел свою разработанную
поэтику с канонизированными средствами
сценического движения, манерой исполнения,
гримом и оформлением сценической площадки.
Сцена освещалась рампой, имела рисованный
задник и объёмные декорации в виде поворотных
призм для сценических эффектов.
Особенно часто спектакли проходили
в учебных заведениях иезуитов, где школьному
театру придавали особое значение как
методу воспитания. Практически со времени
открытия Полоцкого иезуитского коллегиума
при нём действовал школьный театр, который
широко использовался иезуитами для миссионерской
и просветительской деятельности. В репертуаре
полоцкого школьного театра были пьесы
на французском, итальянском и латинском
языках. В иезуитских коллегиумах и академиях,
братских школах в Вильне, Минске, Могилёве,
Гродно, Витебске, Несвиже и Бресте также
стали давать представления.
Популярны спектакли были и в протестантских
школах, где школьная драма рассматривалась
как элемент образовательной системы.
Спектакли чаще всего ставились в церковные
праздники - Рождества Христова, Пасхи
и другие. Эти представления назывались
мистериями (от лат. misterium ― тайна, таинство).
Представления-мистерии, в основе сюжета
которых лежали чудеса какого-либо святого,
назывались миракли (от лат. miraculum — чудо),
а пьесы с аллегорическими существами
(Земля, Небо, Вера, Надежда, Любовь, Вражда,
Фортуна и другими) получили название
морали (лат. moralites). Спектакли игрались
в братской церкви при стечении горожан.
Пьес школьного театра сохранилось мало. Это объясняется тем, что каждый раз ставилась новая пьеса, зачастую написанная учителем братской школы или даже учеником, а к старым пьесам не возвращались. Например, до нас дошла мистерия автора толкового словаря «Лексикона славеноросского» Памвы Берынды ― «На рождество Христа Бога и Спаса нашего вирши для утехи православным христианом». Это декламация представляет собой евангельский рассказ о рождении Иисуса Христа, по выражению автора, «на утеху православным христианам». После поэтического посвящения епископу следует пролог, произносимый первым юношей с призывом радостно встречать Рождество. Далее юноши рассказывают евангельский сюжет. Разыгрывают диалоги 7 учеников. Кроме декламации следует и сценическое действие. Один из учеников спрашивает: «Ест ли ту кто с пастухов, нех ся отзывает?» Пастухи как свидетели Рождества Христа рассказывают о «таемници», свидетелями которой они «очне насмотрили» и так далее. Памва Берында не ограничивается поэтическим пересказом евангельского сюжета, он старается его оживить. Так, после поклонения пастухов Христу, показываются дальнейшая жизнь пастухов, возвращающихся к своим стадам, и их радость передается всему живому. Пастухи слагают и поют хвалебные радостные песни и все вокруг радуется вместе с ними. Заканчивается мистерия эпилогом, тоже в стихах.
Спектакли несвижских школяров были рассчитаны на социальные верхи, шли на латинском и польском языках. К сожалению, тексты пьес, которые тогда роказывались до нашего времени не дошли. Зато в библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений. Из них следует, что в 1723 году местными школярами показывалась драма «Зрелище мира», рассказывающая о Христофоре Колумбе. Есть предположение о том, что выбор такого сюжета объясняется совпадением имён открывателя Америки и несвижского мецената Криштофора «Христофора» Кондратовича, которому была посвящена драма. Между её актами исполнялись интермедии.
Сохранились также программы
1730 и 1732 годов, когда, ставились пьесы «Дух
бурь» и «Золотая свобода вне свободной
власти царства мудрых».
Школьные драмы писались по определённым
канонам. Так по инструкции 1647 года на
сцене нельзя было «есть, пить, топать
ногами, показывать, что-нибудь такое,
что могло бы вызвать неприятное впечатление
у актёров и зрителей». В соответствии
с виленским предписанием спектакль не
мог продолжаться более трех часов. Сначала
женские роли запрещались вообще, а потом
их разрешили играть только мужчинам.
Репертуар несвижского школьного театра значительно обогатился в 50-е году 18 века - после того, как поэтику и риторику в коллегии стал преподавать довльно одарённый драматург Юзеф Катенбринк. В 1755 году была поставлена его трагедия «Суета суёт, или Томас Паунд». Сюжет произведения взят и английской истории. На примере юного героя трагедии автор доказывал бренность земной жизни и славы. В 1758 году была показана пьеса Катенбринка «Сироэс!» В программе указывается, что перед началом пьесы и после неё, а также в антрактах исполнялись интермедии, балетные номера.
Первое упоминание о зрелище
в Несвижском замке относится к 1740 году,
когда здесь иностранцы поставили пьесу
«Пример справедливости». В последующие
годы там же были поставлены впервые в
Беларуси комедии Мольера и знаменитая
«Заира» Вольтера, а также сочинения местных
авторов.
Первые профессиональные актёрские труппы
возникли в Приднепровье в конце 18 века.
В придворном театре Кирилла Разумовского
под руководством Г. Теплова ставились
комедии и комические оперы на французском,
итальянском и русском языках.
Заключение.
Еще в эпоху Великого княжества Литовского Беларусь была поистине театральной державой. Известно, что многие виды представлений - школьные, светские, придворные - появились на наших землях раньше, чем у соседей. Первые театральные залы представляли собой не отдельные постройки, а приспособленные для спектаклей парковые оранжереи, просторные залы замков и дворцов.
В 18 веке расцвет культуры барокко в Речи Посполитой достиг наивысшей точки. Театр, как одна из мощных граней художественной среды той эпохи, стал королем искусств. Восемнадцатый век можно назвать его звездным часом. Сценография, техническое оснащение, театральная архитектура - все создавалось с размахом, шиком и небывалой грандиозностью.
Становление именно театральной архитектуры приходится на последнюю четверть 18 века. На территории Речи Посполитой было возведено несколько театральных помещений. Их прообразом стал итальянский «ранговый театр», имевший многоярусные изолированные ложи, овальный или подковообразный зал, глубокую сцену и площадку для оркестра перед сценой.