Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48
Декоративный натюрморт
Жанр натюрморта в художественных школах открывает ученикам широкие творческие возможности, формирует их образное мышление. Как самостоятельный жанр искусства, натюрморт обладает большими изобразительными возможностями, является творческой школой, где педагог ставит и решает с учащимися различные учебные и творческие задачи.
В настоящее время становятся актуальными вопросы, касающиеся теории и практики художественного образования, так как художественное образование является областью развития культуры, социума и личности ребенка, где существенное значение имеют цветовые средства образного восприятия.
Сегодня многие ученые, педагоги
и художники придают большое
значение развитию цветовой культуры
ребенка, большое внимание уделяют
способности ребенка
Художественное образование
учащихся в детских школах искусств
(ДШИ) связывают с развитием
В психологическом словаре восприятие трактуется как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, которые раскрывают образ через его содержание, соответствующее идее автора.
Все это характеризует восприятие как сложный психический процесс, где особые механизмы осуществляют процесс понимания и осознания действительности в образах, несущих информацию об окружающем мире. В свою очередь, это раскрывает необходимость нахождение тех методов, которые способствуют развитию образного цветовосприятия у учащихся ДШИ, так как образовательный процесс в школе требует поиска новых подходов в формировании художественной культуры, связанных с решением проблем развития образного восприятия цвета
На сегодняшний день в детских школах искусств формированию образного мышления, развитию художественного восприятия, цветовой культуры уделяется недостаточное внимание. Акценты в процессе обучения живописи смещены на «граммати-ко-прагматическую» сторону обучения. В частности, при работе над натюрмортом не учитывается взаимосвязь наиболее значимых его сторон - идейного замысла, содержательности образа и убедительной его репрезентации. Недостаточное внимание уделяется и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач. Поэтому одной из важнейших проблем обучения живописи в ДШИ является преодоление у детей стандартов и шаблонов в изображении действительности, перехода к художественному восприятию, когда цвет раскрывает эмоционально-образную сторону работы.
Под художественным восприятием понимается не обыденное, а особое видение предметов. А.Матисс утверждал: «Творчество начинается с видения. Видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения». Результатом художественного видения, пристальных наблюдений и размышлений над цветовыми и пространственно-объемными отношениями натуры становятся образы, отражающие совокупность выразительных компонентов живописного языка.
Б.М.Неменский говорит: «Художественный образ, созданный учащимися, отражает духовный (внутренний) мир ребенка, не поддающийся прямому воспроизведению, а лишь косвенно выражающий цветом, языком декоративной или реалистической манеры живописи эмоциональное состояние школьника».
Обучение живописи активизирует процесс
художественного восприятия у школьников,
влияет на формирование эстетического
отношения к действительности, способности
созерцать и трансформировать свои
переживания и мысли в
Основным условием художественного развития ребенка является практическая изобразительная деятельность. Занятия по живописи предполагают художественную интерпретацию изображаемого. Каждое задание опирается на эмоции, чувства, опыт ребенка, что и придает работе художественную значимость и выразительность.
В основе развития художественного восприятия — понимания того, что изображение, не имеющее художественной задачи, не выражающее чувства, настроения, является отвлеченной, придуманной формой, лишенной идеи.
Натюрморт является одним из основных
видов изобразительной
Натюрморт является основой формирования и развития творческого мышления детей, особой формой учебной работы школьников, с помощью которой учащиеся познают законы реалистического изображения объемной формы в пространстве, решают различные изобразительные задачи, создают образы, то есть натюрморт является основной моделью формирования изобразительных знаний, умений и навыков, развития образного мышления. Натюрморт является той средой, которая воспитывает ребенка, повышает уровень эстетической культуры, влияет на развитие образного мышления и уровень восприятия. Все это отражается на продукте живописного изображения натурной постановки. Следовательно, чем глубже будет знать, и чувствовать ребенок, тем ярче, выразительнее и образнее будет изображение натюрморта.
Обучение учащихся ДШИ
живописному изображению
Натюрморт может быть декоративным,
формальным, реалистичным, отражающим
время или эпоху, выполненный
в стиле импрессионистов или
кубизма. Возможностей очень много.
Но самое главное, необходимо чтобы
созданный натюрморт привлекал
внимание, воздействовал на чувства
и эмоции, передавал впечатление
ребенка об окружающем мире. Умелое
сочетание учебных и
Педагогу необходимо учитывать, что для того чтобы вызвать интерес и творческую активность у ребенка к процессу изображения натюрморта, мало просто рассказать тему урока и показать различные репродукции. Необходимо вовлечь ребенка в изобразительную игру, в которой самым важным компонентом является цвет, удивить ребенка цветовыми возможностями, качествами и свойствами.
С помощью цвета можно придать постановке определенное эмоционально-образное, ассоциативное и символическое значение. С помощью цвета учащиеся постигают основы цветоведения, учатся видеть разницу в цветовых отношениях между предметами, строить логические умозаключения, основанные на теоретических знаниях в области цветового восприятия, а иногда и строят свои цветовые гармонии. Сам процесс изображения, является живописной игрой цвета, в результате которой ребенок реализует свои потребности в самовыражении как самостоятельной и творческой личности. Так цвет воздействует на ученика.
Однако в процессе освоения знаний живописного построения натурной постановки необходимо помнить, что каждое занятие по живописи, есть решение конкретных художественно-творческих задач, осмысление которых ведет к более глубокому пониманию образа и его создания. Необходимо пом- нить, что благодаря цвету, его воздействию, мы не только развиваем, но и воспитываем ребенка.
Основной задачей педагога является расширить представления учащихся о цветовой природе, его декоративности и символичности, развивая образное восприятие, художественное мышление, воображение и фантазию. Стимулируя этот процесс художественного развития особой категорией постановок и решением в этих постановках различных художественных задач.
Для учащихся ДШИ глубокого познания в теории цвета не нужно, для ребенка важно эстетическая, эмоциональная сторона цвета, построение гармоничных цветовых отношений, создание колористического образа. То есть мы говорим о художественной направленности предмета, так как для ребенка важны визуальные проявления цвета и пути создания гармоничных цветовых отношений. Цвет давно и прочно вошел в жизнь человека, поэтому обойтись без таких вопросов как история цвета, природа цвета, цветовой круг, основные характеристики цвета (тон, светлота, насыщенность; контраст, нюанс; типы колоритов), психофизиологическое воздействие цвета, символика цвета просто невозможно в педагогической практике. Мы говорим о включении в методику преподавания живописи процесса освоения элементов живописной грамоты.
На сегодняшний день в сложившейся
системе обучения живописи ДШИ нужны
те методические приемы, которые влияют
на развитие чувства цветовой культуры
и творческих способностей ребенка,
что ставит вопрос о создании гибкого
организационно-методического
Сложившаяся система преподавания живописи в школах дополнительного образования, вызывает односторонность методов решения натурной постановки по живописи, что ведет к снижению уровня развития учащихся противоречиям между организацией учебно-творческого процесса и особенностями развития образного цветовосприятия. В учебном процессе отсутствует этап, обеспечивающий развитие образного восприятия. С одной стороны, формирование образного восприятия происходит стихийно, что не позволяет создать необходимый эмоциональный фон для развития творческих способностей. С другой стороны, обучая основам живописной грамоты, педагог ограничивает ребенка в выборе замысла постановки, поиске формы и выразительных средств выражения художественного об- раза. Таким образом, проблема развития образного цветовосприятия исходит из цели и задач процесса обучения и воспитания в детских художественных школах. Необходимо создать условия, при которых урок принесет ребенку моральное, духовное удовлетворение, а не равно- душное восприятие предметов постановки, что ставит вопрос об эстетическом от- ношении к миру. С одной стороны, развитие образного цветовосприятия в условиях дополнительного образования не являлось объектом широкого педагогического изучения. Так как данная способность складывалась стихийно в процессе онтогенеза, базируясь на теории о врожденном характере восприятия цвета.
Способность воспринимать мир образно
открывает ребенку возможности
интерпретации информации, развивает
способности формировать свои мысли
и чувства с помощью
Художественно-образное цветовосприятие детей является одной из задач в обучении, развитии и воспитании учащихся в методике преподавания изобразительного искусства в ДШИ, обеспечивающее разностороннее развитие детей, так как окружающие предметы обладают определенными эстетическими качествами (красота, гармония, целостность).
Однако на сегодняшний день программа
развития художественно-образного
восприятия цвета у детей в
ДШИ еще недостаточно разработана
и обоснована. Данный вопрос представляет
большой теоретический и
Творческие способности
Декоративный натюрморт – это
путь к смелому решению
Изучив авторов, я
могу сделать следующее заключение:
декоративный натюрморт в силу своих
специфических особенностей способствует
развитию художественно-творческих способностей,
так как воздействует на подсознание
учащихся, стимулирует эмоционально-
Декоративное рисование
Сам процесс изображения, является
живописной игрой цвета, в результате
которой ребенок реализует свои
потребности в самовыражении
как самостоятельной и