Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48

Файлы: 1 файл

Зарема курсовая живопись.docx

— 990.71 Кб (Скачать файл)

Сложившаяся система преподавания живописи в школах дополнительного  образования, вызывает односторонность  методов решения натурной постановки по живописи, что ведет к снижению уровня развития учащихся противоречиям  между организацией учебно-творческого  процесса и особенностями развития образного цветовосприятия. В учебном процессе отсутствует этап, обеспечивающий развитие образного восприятия.

 

2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ

2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы

Целью моей работы является проверка выдвинутой гипотезы, суть которой  в том, что совершенствование творческого восприятия учащихся возможно, если ввести в учебный процесс блок последовательных взаимосвязанных занятий по написанию декоративного натюрморта.

Цель эксперимента:

- определить уровень изобразительной  грамотности и степень развития  художественного восприятия в  процессе изображения декоративного  натюрморта;

- выявить недостатки, откорректировать  дальнейшую работу с детьми, направленную  на развитие художественного  восприятия;

- разработать методику развития  художественно восприятия у учащихся  ДШИ.

Для решения задач эксперимента была определена база и разработана  программа исследования, в основе которой беседа и наблюдение, анализ детских работ выполненных на живописи, проверочные задания. Опытно-экспериментальной  базой выступала Майское БОУ СОШ Краснозерского района Новосибирской области.

Майская школа – 2х этажное здание. В школе имеется: Уютный небольшой  спортивный зал, хорошо оснащенный спортинвентарем; библиотека хорошо оснащена всеми необходимыми учебниками, современной методической литературой; различные «кружки», студии; столовая; гардероб.

В школе комплексно решается проблема оздоровления детей: ведется работа по формированию и сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья.

Кабинеты хорошо оборудованы для  занятий, практически в каждом классе есть интерактивная доска для  работы, либо телевизор.

Рабочее место (парта и стул) учащегося  подобраны в соответствии с его индивидуальными особенностями. Мебель соответствует ГОСТам. Размер парты и стула подходит возрасту учащихся. Требования к освещению соблюдены: классы светлые, нет помех естественному освещению.

Оборудован кабинет ИЗО. Используются напольные учебные мольберты, качественные художественные кисти, проведен водопровод, есть доска неметаллическая трехстворчатая, чтобы можно было закрыть заранее приготовленный наглядный материал. Оформление кабинета изо несет, как эстетическую, так и учебную нагрузку. Использованы различные плакаты и репродукции, которые могут быть использованы в ходе занятий. Кабинет изо укомплектован различными учебно-наглядными и демонстрационными пособиями. Сюда относятся муляжи для рисования, геометрические фигуры, маски и орнаменты из гипса, таблицы, слайд-альбомы, видеофильмы, компакт-диски и т.п. Соответственно имеется и демонстрационное оборудование для просмотра учебных материалов.

В этой школе учителем изобразительного искусства работает художник Румынский  Владимир Николаевич. Общий педагогический стаж 11 лет.

В эксперименте приняло участие  13 школьников 5 класса, из которых 4 мальчика и 10 девочек. Класс обучается по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Алексеева Виктория

Безух Виктория

Давыдова Олеся

Жунусова Мадина

Ищенко Мария

Лымарев Алексей

Липовой Евгений

Носенко Екатерина

Полипенко Елизавета

Рытиков Владимир

Суворина Дарья

Суворина Марина

 Тришина Виктория

 Федорчук Константин


Таким образом, в целом  сложились благоприятные педагогические условия для проведения поисковой  работы по теме «Декоративный натюрморт  как средство развития восприятия учащихся ДШИ».

 

2.2 Организация поисковой  работы

С целью определения содержания, форм и методов, направленных на развитие творческого мышления школьников в  процессе изучения стилевых направлений  в живописи, была проанализирована программа по изобразительному искусству.

Программа, разработанная под руководством Б.М. Неменского, построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей действительности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Содержание  рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

Рабочая программа включает пояснительную  записку; основное содержание с примерным  распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование.

Цели художественного образования для 5 класса:

  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного декоративно-прикладного искусства, архитектуры;
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по представлению, по памяти, по воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • сформировать представление об основных географических центрах народных промыслов России:
  • овладеть элементарными приемами росписи предметов народного быта;
  • развитие ощущения гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • владеть основными сведениями о видах современного декоративно – прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • формирование у учащихся навыков работы в области декоративно – прикладного искусства;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому пониманию смысла и замысла художественных произведений;
  • развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
  • освоение языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий.

Учащиеся 5 класса должны знать:

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • основные центры народных промыслов, историю их развития и возникновения (Гжель, Жостово, Хохлома, Дымково);
  • уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древний Египет, Япония, средневековая Европа);
  • иметь представление об основных тенденциях развития современного повседневного и выставочного искусства;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;
  • создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
  • создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи).

Учащиеся должны понимать:

  • о значение народных корней;
  • о связи времен в народном искусстве;
  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Формы проведения занятий:

урок-повтор; урок-вариация; урок-импровизация; урок-экскурсия.

Урок состоит из:

  • введения в тему занятия;
  • изучения нового материала;
  • восприятия произведений искусства;
  • творческой практической деятельности учеников;
  • обобщения и обсуждения итогов урока;
  • подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Из всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что уроки посвящены  историческим и национальным особенностям декоративного искусства, народным промыслам, повседневному, выставочному и декоративному искусству в  целом.

Таким образом, за основу нами была выбрана  программа Б.М. Неменского, содержание которой соответствует теме исследования и может являться основой для разработки содержания обучения направленного на развитие восприятия учащихся ДШИ с помощью декоративного натюрморта.

Для того чтобы произвести замеры сформированности развития восприятия школьников нами были разработаны критерии:

когнитивный компонент -

высокий уровень: показывает глубокие знания при ответе на вопросы учителя.

средний уровень: показывает хорошие знание при ответе на вопросы учителя.

низкий уровень: не проявляет интерес  к искусству, не заинтересован.

операционально-технологический  компонент -

высокий уровень: умеет и владеет  техниками и материалами, знает  пропорции.

средний уровень: обращается за помощью, затрудняется, владеет одной техникой, путает пропорции.

низкий уровень: Не умеет работать в техниках, не работает без помощи учителя, не знает пропорций.

эмотивный компонент -

высокий уровень: любит заниматься живописью. Интересуется художниками, проявляет глубокий интерес, задает вопросы, активен на уроках, понимает стили в живописи.

средний уровень: любит изображать портреты, но не уделяет внимания пропорциям, не придает значения особенностям стилей в живописи.

низкий уровень: не проявляет интереса к рисованию.

Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы анкеты (см. Приложение)

I-ое измерение

Список учащихся

Когнитивный

Операц.-техн.

Эмотивный

Выс

Ср.

Низ

Выс

Ср

Низ

В.

Ср

Н.

1

Алексеева Виктория

+

   

+

   

+

   

2

Безух Виктория

   

+

 

+

     

+

3

Давыдова Олеся

   

+

   

+

   

+

4

Жунусова Мадина

+

   

+

     

+

 

5

Ищенко Мария

 

+

   

+

   

+

 

6

Лымарев Алексей

+

   

+

   

+

   

7

Липовой Евгений

+

   

+

   

+

   

8

Носенко Екатерина

   

+

   

+

   

+

9

Полипенко Елизавета

 

+

   

+

   

+

 

10

Рытиков Владимир

+

     

+

 

+

   

11

Суворина Дарья

 

+

   

+

   

+

 

12

Суворина Марина

   

+

   

+

   

+

13

 Тришина Виктория

   

+

   

+

   

+

14

 Федорчук Константин

+

     

+

 

+

   

Информация о работе Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ