Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель исследования – исследовать особенности декоративного натюрморта и использования их в развитии художественного восприятия учащихся ДШИ.
Исходя из этого, мы формулируем следующие задачи:
Изучить и проанализировать научную литературу по искусствоведению, педагогике и т.п.;
Обозначить особенности декоративного натюрморта;
Организовать и провести экспериментальную работу;
Дать методические рекомендации по использованию декоративного натюрморта в развитии художественного восприятии учащихся ДШИ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 6
1.1. Декоративный натюрморт: история развития, особенности 6
1.2. Декоративный натюрморт как средство развития художественного восприятия учащихся ДШИ. 18
Выводы: 25
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ ДШИ 26
2.1. Педагогические условия проведения поисковой работы 26
2.2 Организация поисковой работы 29
Выводы: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 48
По первым исследования были следующие
показатели: по когнитивному критерию
высокий уровень – 6 человек (43%), средний
– 3 (21%), низкий – 5 (36%); по операционально-
Метод опроса выявил существующие трудности в восприятии и понимании роли цвета учащимися, его значение в процессе изображения натюрморта. Интересно отвечали учащиеся на вопрос «обладает ли цвет особыми свойствами: силой, звуком, запахом и как эти качества влияют на создание образа постановки», отвечали: «что цвет ассоциируется с разными явлениями природы и настроением, продолжая, что в постановке важно передать реальность предметов». «Художественный замысел в натюрморте», объясняли как композицию, в которой необходимо передать настроение постановки» однако многие из учащихся на примере конкретного натюрморта, не могли определить, какое настроение «заложено» в натюрморте. Для учащихся цвет это, прежде всего краска, средство, с помощью которого можно сделать предмет похожим.
Анализ результатов
Следующим этапом моей опытно-поисковой работы стало проведение дополнительных занятий с 5 классом.
В ходе практического занятия по живописи школьникам предложили выполнить следующее практическое задание.
Задание №1:
- «описать одну из постановок натюрморта», дать ему название, например: «Дары осени», «Осенний букет»;
- «затем, изобразить эскиз, обобщенное
построение образа за 15-20 минут.
Создать определенный
Цель: необходимо с помощью цвета создать образ осеннего натюрморта, отражающий характер постановки, эмоциональное состояние ребенка и его настроение.
Задачи: добиться цветовой цельности и гармоничности в образном решении постановки. Используя выразительные возможности цвета, композиции, ритма.
Основные требования: рисование с натуры; найти композиционное и цвето-пластическое решение натюрморта; конструктивное решение; сложное, но гармоничное цветовое сочетание; организация определенного колорита (теплый или холодный), эмоциональный строй цвета (положительное или отрицательное, грустное или веселое); создание художественного образа постановки (рис 1-4).
Задание №2: написать на формате А 4 натюрморт, в котором предметы объединены:
1) одной темой, идеей (сюжетом);
2) написать эскиз натюрморта, который
решен в едином стиле; манере
исполнения; в определенном
3) написать любые предметы
Цель: передача цвета, формы, пространства, композиции и замысла посредством передачи пропорциональных и цельных цветовых и тональных отношений, отражающих закономерности построения натюрморта.
Задачи: в соответствии с индивидуальным восприятием найти гармоничное цветовое решение, выразить цветовой ритм, формообразование предмета; настроения; колорита; образа.
Данное задание направлено на определения
уровня развития художественного восприятия
цвета, умения учащимися за счет использования
выразительных характеристик
Результаты критериев после второго измерения.
II -ое измерение
№ |
Список учащихся |
Когнитивный |
Операц.-техн. |
Эмотивный | ||||||||
Выс |
Ср. |
Низ |
Выс |
Ср. |
Ни |
В. |
Ср |
Н. | ||||
1 |
Алексеева Виктория |
+ |
+ |
+ |
||||||||
2 |
Безух Виктория |
+ |
+ |
+ |
||||||||
3 |
Давыдова Олеся |
+ |
+ |
+ | ||||||||
4 |
Жунусова Мадина |
+ |
+ |
+ |
||||||||
5 |
Ищенко Мария |
+ |
+ |
+ |
||||||||
6 |
Лымарев Алексей |
+ |
+ |
+ |
||||||||
7 |
Липовой Евгений |
+ |
+ |
+ |
||||||||
8 |
Носенко Екатерина |
+ |
+ |
+ |
||||||||
9 |
Полипенко Елизавета |
+ |
+ |
+ |
||||||||
10 |
Рытиков Владимир |
+ |
+ |
+ |
||||||||
11 |
Суворина Дарья |
+ |
+ |
+ |
||||||||
12 |
Суворина Марина |
+ |
+ |
+ |
||||||||
13 |
Тришина Виктория |
+ |
+ |
+ | ||||||||
14 |
Федорчук Константин |
+ |
+ |
+ |
По второму исследованию
были следующие показатели: по когнитивному:
высокий – 8 человек (57%), средний
– 3 (21%), низкий – 3 (21%); по операционально-
Итог. Качество образования.
I измерение |
II измерение | |||||
Конг. |
Опер.-техн. |
Эмот. |
Конг. |
Опер.-техн. |
Эмот. | |
Высокий |
43 |
29 |
35 |
57 |
43 |
43 |
Средний |
21 |
43 |
35 |
21 |
43 |
43 |
Низкий |
36 |
29 |
29 |
21 |
14 |
14 |
Исходя из выработанной методики,
выведем следующие
Таким образом, учащиеся лучше стали разбираться в художественном образе, цвете, освоили декоративный натюрморт.
Результаты исследования показали, что одной из главных проблем в области художественного образования является проблема развития художественного (образного) восприятия, формирование цветовой культуры, воспитания художественного вкуса, особого эстетического отношения к миру, при которых формируется направленность ребенка выражать разнообразными способами замысел, способность к интерпретации действительности, стремление создавать гармоничный и цельный образ;
В данном исследовании предпринята попытка создания культурно-эстетического, чувственно-эмоционального, учебно-творческого пространства, в котором цвет, образ, восприятие является механизмами развития творческих способностей учащихся, позволяющими управлять и направлять восприятие детей, приводят их к художественному применению цвета, ритма, света и тени, контраста в решении образа, как наиболее выразительных средств живописи.
В результате работы над заданием поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности декоративного натюрморта, рассмотрены проблемы обучения, возможности декоративного натюрморта в развитии художественных восприятий, выявлены особенности художественно – эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста; рассмотрены особенности обучения учащихся младшего школьного возраста.
Обобщив и проанализировав полученные данные, была разработана методика художественно – эстетического восприятия учащихся младшего школьного возраста на примере выполнения декоративного натюрморта, т.е. цель курсовой работы была достигнута. Разработанная методика была применена на практике.
Однако, выполненная работа не исчерпывает проблему развития художественного (образного) восприятия цвета у учащихся ДШИ, проблем организации цветового пространства и формы, применения средств выразительности в создании образа, необходимости знаний о цвете и его возможностей способствующих образованию целой системы (алгоритма) художественного восприятия цвета, как основы развитии, воспитания и обучения ребенка.
Проведенное исследование и его результаты вносят определенный вклад в решение проблемы развития художественного восприятия цвета, но не исчерпываю возможность его дальнейшего исследования, расширяющие представления о многообразии методов и вариативности трактовке постановки, которое может быть продолжено в формировании образного мышления живописными средствами, где образ сопоставляется с эстетическими идеалами прекрасного, духовного и гармоничного.
Опросник
Конспект проведенного урока
Ход урока
I часть Организационный момент Приветствие. Проверка всех необходимых материалов, необходимых для урока: бумага А-4, карандаш, линейка стирательная резинка, фломастеры, акварель, кисти, баночка для воды.
II часть Вводная. Введение в тему. Погружение, насыщение и осмысление развития жанра натюрморта.
Педагог: Сегодня мы с вами вновь поговорим о натюрморте. Вспомним, что как самостоятельный жанр натюрморт возник в Европе в конце XVI – начале XVII в. Тогда же впервые в 1650 г. был зафиксирован термин «still-leven», в буквальном переводе «тихая жизнь». Период становления и рассвета натюрморта в искусстве связывают с именами таких выдающихся фламандских и голландских художников XVII в. как: Якоб Иорданс, Виллем Клас Хеда, Абрахам ван Бейерен. В своих полотнах они стремились передать радость и полноту мира, чувственную прелесть вещей.
Идет демонстрация работ называемых художников.
Абрахам ван Бейерен «Натюрморт с омарами».
Педагог: К каждой работе задает перечисленные ниже вопросы.
- Что вы видите на этой картине?
- Как вы думаете, где это происходит?
- Когда это могло происходить?
- Как вы думаете, что осталось за кадром?
Учащиеся: Рассматривают картину, перечисляют то, что видят на картине, дополняют другие мнения, высказывают свои предположения, задумываются, интерпретируют.
Педагог: подводит резюме высказыванием учащихся.
- Обратите внимание
на блистательное