Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 11:41, курсовая работа
.Время от времени в жизни общества происходят явления, привлекающие к себе особенный, повышенный интерес. Впоследствии может показаться, что подобное внимание не соответствовало масштабу происходившего, но для своего времени эти явления были необыкновенно важными
Этот фильм только начали снимать, а крупнейшие павильоны во всем мире, особенно киносъемочные фирмы компании «Парамаунт», уже переоборудовались под дискотеки, и в них стало происходить что-то невообразимое. По всему миру шли конкурсы на лучшее исполнение танца в стиле диско, и победителей ждала награда — рукопожатие Джона Траволты. Это было невероятно — люди приезжали в Америку со всего света — из Испании, c Филиппин, чтобы пожать руку Джону Траволте, актеру еще не вышедшего фильма, который уже был объявлен событием мировой величины! За второе место конкурсант получал шикарный автомобиль, за третье — круиз и т. д. Но самой ценной наградой была возможность приехать в Голливуд, на съемки киноленты «Лихорадка субботней ночи». Так был подогрет интерес к картине. Суммы в рекламную кампанию были вложены астрономические.
Многим современным молодым людям этот фильм, наверное, незнаком, но при желании его нетрудно найти и посмотреть. Хотя, боюсь, ничего особенного вы там не найдете — сюжет прост и незамысловат: убогая жизнь молодого продавца, который в субботу вечером приходит на дискотеку — и все волшебным образом меняется.
А что происходило в реальной жизни?
Как по мановению волшебной палочки, везде, в первую очередь на Манхеттене, открываются и мгновенно становятся супермодными шикарные танцевальные залы, где «пол ходит ходуном» и «дым коромыслом» и в прямом, и в переносном смыслах.
Отголоски дискотечного бума докатились и до Советского Союза. Известный российский писатель Владимир Солоухин в «Литературной газете», а потом и в своей книге рассказал о посещении одной из нью- йоркских дискотек, которую вроде бы осудил как «порождение буржуазного Запада». Однако каждому, кто читал, как Солоухин «заклеймил» дискотеку, очень хотелось туда попасть, потому что там разыгрывалось непонятное и запретное, но в высшей степени притягательное действо, к которому отчаянно влекло.
Словом, шум на дискотеках и вокруг них возник немыслимый; кроме того, эта «лихорадка» здорово подогревалась. В Нью-Йорке, например на Манхэттене, была одна из таких знаменитых дискотек, и однажды сын президента Кеннеди приехал туда, а его не узнали и не дали войти. Прозвучало что-то вроде: «Парень, ты кто? Вали отсюда! Или встань в очередь, может, к утру мы тебя и пропустим». Разразился скандал.
Что же сделал владелец клуба? Извинился? — Напротив! Он заявил: «Посмотрите, наша дискотека такая популярная, что к нам даже сын Кеннеди не может попасть!» Конечно, его служащие промахнулись — они должны были узнать Кеннеди, провести «под белые рученьки» и посадить за лучший столик, а вместо этого «выгнали в шею». Однако ловкий хозяин спас положение, перевернув все с ног на голову. Это происшествие еще больше стимулировало ажиотаж.
Так создавалась новая мода. Все быстро полюбили дискотеки. Однако если бы не существовало социальной потребности именно в такой форме времяпрепровождения, то никакой, даже самый лучший, фильм и изощренные рекламные трюки не смогли бы сформировать моду на дискотеки. Какая же потребность смогла сделать дискотеку таким популярным занятием, собирающим огромное количество людей? Ведь это явление, с которого с помощью рекламы всего лишь сняли один ярлык — «только для бедных» и навесили новый — «суперпрестижно».
Разумеется, речь идет не о тех маленьких дискотеках в тесных подвальчиках, больше походивших на забегаловки, где прыгали несколько подростков. В моде были дискотеки, которые проводились в новых шикарных танцевальных залах. Эти залы оснащались супераппаратурой, дающей необыкновенный свет и чистейший звук. Там оборудовался специальный «умный» пол, который мог опускаться, подниматься, качаться (как уже упоминалось), и плюс ко всему — дым, пиротехника, искусственные запахи и прочие спецэффекты. Приглашались знаменитые артисты. Это были дискотеки совершенно иного уровня. Тем не менее общественному мнению очень тяжело дается смена ярлыков. И все же удалось!
Можно назвать несколько причин, вызвавших перемены. Однако главной из них стало то, что начиная с 1960-х годов в западном обществе резко меняется положение молодежи, которая выделяется в сравнительно обособленную социальную группу. То есть имела место социально-культурная потребность общества в некоторой изоляции молодого поколения, и дискотека помогала ее удовлетворять. С позиций этой тенденции дискотека выполняла полезную функцию — стала формой обособления и социализации молодежи.
ДИСКОТЕКА КАК ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ
Во второй половине ХХ века особую роль в жизни молодых людей приобретает компания сверстников. Говоря о проблеме становления личности, нельзя не вспомнить о термине из социологии «центр социализации». Суть его в следующем. Человек рождается, ему предстоит стать взрослым и сформировать свою личность, но это не происходит автоматически. Если оставить ребенка на необитаемом острове, он станет дикарем, а не полноценно развитым человеком. Такие примеры известны. В обществе существуют определенные институты, которые способствуют взрослению, становлению личности. Процесс вхождения в общество, социум называется социализацией. Существуют некоторые исторически сложившиеся центры социализации. Первый из них — семья, где ребенок приобретает много знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Второй центр социализации — учебное заведение и, наконец, третий — молодежная группа. Есть некоторые вещи, которым семья и школа научить не могут, и прежде всего это специфический опыт взросления.
Научно-технический прогресс сильно изменил не только образ жизни людей, но и их сознание, и эти перемены продолжают происходить с нарастающей скоростью. В результате то, что было ценно для родителей, становится далеко не так важно для детей. И не потому, что молодежь недоверчива — она всегда такова, а потому, что жизнь слишком динамична. Посмотрите, например, как менялся престиж одной профессии в течение всего четырех десятилетий. В 1960-е годы отец говорил сыну: «Иди учись на инженера, будешь инженером — будешь человеком». И сын верил. Через 10 лет, в 1970-е годы, молодой человек, слыша подобные слова, уже глубоко задумывался, потому что на инженера надо шесть лет учиться, получать маленькую стипендию и клянчить деньги у родителей. А если пойдешь сразу на завод, простым рабочим, то будешь получать больше инженера — и не надо особо напрягаться, учиться, «терять время». В 1990-е годы утверждение «учись на инженера — будешь человеком» стало просто смешным, потому что зарплаты инженера не хватало даже на пропитание. Теперь же, в начале XXI века, идея учиться на инженера вновь приобретает привлекательность: в наше время по-настоящему квалифицированный специалист может зарабатывать 1-1,5 тыс. долларов.
Как видите, в каждое десятилетие что-то меняется, и родительские рецепты неактуальны, поскольку сами родители взрослели двадцатью годами раньше. Да, им приходилось решать те же проблемы, что и сегодняшней молодежи, но в совершенно другой ситуации. И что получается? Мама с папой утверждают одно, а сверстники — совсем другое. Кого будет слушать юноша или девушка? Скорее всего приятеля из своей компании.
Молодому человеку очень важно обмениваться опытом именно в своей среде, узнавать, как подруга, друг, знакомый решают аналогичные проблемы — здесь и сейчас, в современных условиях. Для этого необходимо расширить круг общения со сверстниками и отчасти изолироваться от взрослых.
Российский социолог Игорь Кон, изучая молодежь, начертил своеобразную кривую взаимоотношений детей и родителей. С момента рождения и в течение первых лет жизни ребенка его близость с родителями максимальна, они для него все. Первое слово, которое человек произносит, — «мама». Пищу младенец получает от родителей, учится ходить, разговаривать — у них же, мама улыбается — значит, все хорошо и т. д. Затем, примерно в возрасте 11 лет, происходит некоторое отдаление, но все же родители еще имеют большой авторитет и влияние. Ребенок действует почти исключительно полагаясь на суждения отца и матери и лишь иногда — на собственные, но в 11 лет их еще немного. А потом, примерно от 14 до 16 лет, кривая взаимоотношений детей и родителей резко опускается практически до нуля. Подросток сильно отстраняется от взрослых. Он может не убегать из дома, по-прежнему есть мамины котлеты, надевать выглаженную ею рубашку, но его внутренний мир наглухо закрывается от старших. Внешне отношения могут быть неплохими, но не исключены и конфликты. В любом случае у сына или дочери появляются дела, о которых они не сообщают родителям. Например, мальчик не говорит, что он влюблен в такую-то девочку, а девочка не рассказывает о своих отношениях с таким-то мальчиком и т. п. Со временем тайн становится все больше. Стоит молодому человеку выйти за дверь квартиры, и на него обрушивается мощный поток значимой для него информации.
Дальше кривая взаимоотношений снова идет вверх, но очень медленно, и максимума уже не достигает, держится примерно на одном уровне. Когда родителям исполнится по семьдесят лет, а ребенку — около пятидесяти, то уже почти невозможно отличить, например, мать от дочери, особенно если они живут под одной крышей (что типично для России, в отличие от западных стран). На этом жизненном этапе мама с дочкой вполне могут стать подружками «водой не разольешь».
Правильно ли складываются отношения детей и родителей, может ли быть по-другому? Дело в том, что кривая, о которой шла речь, иллюстрирует закономерность, хорошо изученную педагогами и психологами: чтобы повзрослеть, в определенный момент ребенок должен отстраниться от взрослых — создать свою компанию, свой мир и в нем пытаться обрести свое истинное лицо, свое «Я». Если этого не случается, развитие ребенка может стать уродливым. Например, сын остается холостяком, потому что мама — лучшая из женщин — не разрешает ему жениться. При этом человек так и не становится зрелой, сформировавшейся личностью.
У Игоря Кона, нашего знаменитого ученого, академика, который часто бывает в Университете, есть книга «Открытие "Я"», где показано, как человек становится взрослым. Для этого подросток должен построить свою модель общества, где он проигрывает определенные роли.
До конца XIX — начала XX века такой проблемы практически не существовало — дети не чувствовали необходимости в обособлении. В патриархальном обществе ребенок мог до 13 лет спокойно расти в семье, среди взрослых, и к этому возрасту овладеть всеми ролями и навыками поведения. А потом, через 2-3 года, подростку выбирали невесту, ставили отдельный дом, и молодой человек жил, копируя образ жизни родителей.
Однако с началом
эпохи научно-технической
Таким образом, дискотека стала ответом на вполне конкретный социальный запрос значительной части общества — молодежи, нуждающейся в свободном общении.
В начале 1980-х годов
я провел в Петербурге (тогда еще
Ленинграде) научное исследование дискотек
как социально-культурного
К концу 1970-х годов
отечественная наука уже
Я же попытался прояснить социальное значение дискотеки. Провел исследования, выдвинул ряд гипотез. Зачем молодежь ходит на дискотеку? Анкетирование показало: в 1980-е годы 72,2 % посетителей в наши дискотеки привлекала возможность потанцевать; 59,7 % — возможность получить информацию; 55,8 % — желание обрести новых знакомых, то есть стремление к общению; 44 % шли за свежими впечатлениями; 21 % привело отсутствие лучших возможностей провести свободное время; 15 % следовали моде.
Однако опрос выявляет лишь то, что человек осознает. Когда я заглянул глубже, то увидел, что дискотека удовлетворяла практически все потребности молодежи. Хорошо или не очень — это другой вопрос. Оказалось, например, что дискотека в какой-то мере решала проблему профориентации, хотя это утверждение на первый взгляд выглядело странным.
Когда дискотеки вошли в моду, некоторые люди начали туда ходить систематически, почти как на работу. Мы провели анализ бюджета времени и обнаружили, что постоянные посетители дискотек тратят на них времени больше, чем студенческая молодежь — на учебу. Во всяком случае так было в 1980-е годы. Это для них был своего рода альтернативный университет — там тоже что-то происходило, чему-то учили. Интересно, не правда ли?
Итак, собирается компания сверстников, они танцуют, знакомятся друг с другом, общаются, обсуждают события, которые произошли с ними за прошедшую неделю. Один говорит: «Я устроился на работу; там начальник — гад, работа пыльная и пообедать негде — словом, все плохо». Другой отвечает: «А я работаю там-то, у нас классно и есть вакансии, жми ко мне...» Чем не профориентация? Кто-то учится в институте, кто-то — в техникуме, еще один бездельничает и т. д. Эти молодые, еще неопытные люди обмениваются полезной информацией, и получается, что дискотека сильно влияет на их взгляды и убеждения.
В свое время я провел подряд 169 дискотечных программ в одном из любопытнейших мест нашего города. Есть такое правило ведения дискотек: между музыкальными композициями нельзя говорить больше 15 секунд. Мне удалось, соблюдая это правило, добиться того, что слушатели стали говорить моим языком! А было это в районе заводских общежитий, где жили иногородние рабочие, приехавшие в Ленинград на заработки. Они вдруг начали говорить как Запесоцкий — аспирант, пишущий кандидатскую диссертацию о дискотеках, и чуть ли не с его интонацией.
Мне удалось доказать, что на дискотеке может быть оказано сильное влияние на аудиторию, и при определенных обстоятельствах там могут удовлетворяться практически все потребности молодежи. А значит, в такой форме общения существует социальная необходимость. Молодежь обрела возможность столь нужного ей общения именно на дискотеках.