Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 12:03, реферат
Термин «фольклор» (англ.folklore), принятый в международной науке около ста лет назад и вошедший в российский обиход чуть позже, означает в переводе «народная мудрость». В некоторых странах под фольклором понимается вся народная культура – от одежды и национальной кухни до колыбельных песен. В нашей стране под фольклором обычно подразумевают устное народное творчество, иначе говоря – устную словесность как совокупность текстов.
В волшебных сказках несравненно больше, чем в каком-либо другом виде сказок, фантастического, выдуманного и нереального, о чем подробно говорилось выше. Но и в волшебных сказках много от реальной действительности. Прежде всего сами герои сказок, несмотря на всю фантастичность сюжета, обладают ярко выраженными жизненными чертами. Взаимосвязь реального и фантастического в волшебных сказках своеобразно проявилась и в приеме их «кольцевой композиции». Как правило, картина фантастического мира, в котором герою приходится встречаться с самыми загадочными существами, обрамляется в волшебной сказке картинами реального мира: сказка, как правило, и начинается и заканчивается на реальной Земле.
Таким образом, во всех видах сказок мы находим своеобразное сочетание реального и нереального, обычного и необычного, жизненного правдоподобного, вполне вероятного и совершенно невероятного и неправдоподобного. Именно как результат столкновения этих двух миров (реального и нереального), двух типов сюжетных ситуаций (вероятных и невероятных) и возникает то, что делает повествование сказкой. Именно в этом и есть прелесть.
На основе всего сказанного можно заключить, что сказочный сюжет и по своей организации и по своим идейно-художественным функциям отличается яркой жанровой спецификой. Его главное назначение – создание удивительного.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПРОЗА
К фольклорной несказочной прозе относят рассказы, вызывающие доверие слушателей. Поэтому в первую очередь они выполняют информативную функцию. Собственно художественного статуса у этих рассказов нет: они являются непосредственным выражением народного мировосприятия.
По содержанию устные народные рассказы делятся на былички ( мифологические рассказы), легенды, предания, бывальщины. « Для всех этих жанров характерна относительно слабая выработанность стилистических средств. Они обычно не рассказываются без внешнего повода и не имеют зачинов и концовок, формально выделяющих их из обыденного речевого потока». Они бытуют в трех формах (выделенных скандинавским фольклористом Карлом фон Сидовым): слухи и толки, мемораты (рассказы- воспоминания), фабулаты (сюжетные рассказы, вошедшие в устную традицию). Слухи и толки мимолетны, они еще не вошли (и чаще всего не входят) в устную традицию, но представляют отличный материал для характеристики этнического менталитета.
БЫЛИЧКИ
Рассказы о существах и людях, наделенных сверхъестественными способами, называются быличками. Они отражают не древние представления о мире, а верования русского человека ХIХ-ХХ вв. Мир быличек – таинственный и страшный. Это мир леших и водяных, полудниц и русалок, домовых и банников, овинников и гуменников, ведьм и оживших мертвецов. Рассказы о них зовутся также демонологическими: демонами древние греки называли природных духов. Былички – рассказы не просто о нечистой силе, а о встречах человека с нею. Задача быличек – «доказать, утвердить, подкрепить то или иное верование… Поэтому быличка всегда носит характер свидетельского показания: рассказчик либо сообщает о пережитом им самим случае, либо ссылается на авторитет того лица, от которого он об этом случае слышал», т. е. быличка обычно является меморатом.
Другой жанр прозы представляют легенды – рассказы религиозного содержания. Частично они смыкаются с демонологическими рассказами: придя на Русь, христианские представления были ревизованы в духе языческой мифологии. В результате сложился особый вариант христианства – народное православие. Некоторые рассказы из области народного православия церковь приняла, другие отвергла. Тем не менее они жили не только в фольклоре, но и в литературе, получив название апокрифов (ложных, отреченных). Фольклорная легенда существовала бок о бок с легендой книжной и многое от нее позаимствовала.
Вплоть до наших дней рассказываются местные, локальные легенды, особенно об иконах. Чудотворные иконы приплывали по воде, были найдены в пещере, в источнике, у камня. Обычно на месте чудотворной иконы начинает бить ключ – и в этом нельзя не видеть архаичных представлений о земле и воде.
Легенды легко осваивают сказочную прозу. Так, известны легенды о животных. Мельник решил напугать Христа и был превращен в медведя. Поэтому и медвежья лапа похожа на человеческую руку. Пока младенец Христос лежал в яслях, лошадь все еле да ела, мешая ему, - с тех пор она так и жует не переставая. Повадки животных приобретают здесь христианско- меморалистический смысл.
ПРЕДАНИЯ
Иногда легендами считают все устные об исторических лицах. Это не совсем грамотно: термин «легенда» - латинского, церковного происхождения; легенда это то, что подлежит чтению. В средневековых монастырях легендами называли тексты благочестивого содержания, которые полагались читать во время монастырских трапез и на богослужениях. Поэтому для рассказов о реальных исторических лицах этот термин не подходит. Фольклористы называют такие рассказы преданиями они бывают близки литературе, где истории об удивительных случаях из жизни знаменитых людей стали называться анекдотами (в таком значении употреблялось это слово А.С. Пушкиным: об Онегине говорится, что « дней минувших анекдоты / От Ромула до наших дней / Хранил он в памяти своей»).
Область преданий – это история пополам с географией: сама земля хранила «мифологическую память» о прошлом. Главный вид преданий – местные, топонимические. Они объясняют происхождение и название городов, деревень, озер, курганов. Такие предания связывали человека со своей территорией и предками – в этом их социальная функция. Обычно предания такого рода сообщались людям «чужим», из другого социума, поскольку в «своей» среде полагались общеизвестными.
БЫЛИНЫ
Былины – это произведения народного героического эпоса. Героический эпос (для краткости будем называть его просто эпосом) сложился у многих народов (но далеко не у всех) на заре государственности. Объем его колеблется – от небольших эпических песен до огромных поэм-эпопей. Он известен и в живом бытовании, и в письменной фиксации – как литературный памятник. Русские былины – сравнительно небольшие эпические песни, известные до недавнего прошлого в устной традиции.
Название «былина» говорит о том, что это быль, в реальность которой верили. Понятие ввел в обиход русский фольклорист первой половины ХIХ в. И. Сахаров. В типологии былин основную группу составляют былины героические (богатырские), повествующие о борьбе с чудовищами, иноплеменными полчищами. Другую группу составляют новеллистические былины, где конфликт завязывается между богатырями, князем и богатырем, и боя не происходит. Остальные группы представлены небольшим количеством сюжетов (сказочные былины, пародии и т. д.).
Былины, а и сказки, являются важнейшим эпическим жанром русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во
всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в былинах и в сказках раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль в былинах, как и в сказках, выполняет сюжет. Определенное значение в них имеют и такие внесюжетные элементы композиций, как портретные характеристики и различные пейзажно- бытовые картины.
Жанровая специфика сюжета и композиции былин обусловлена прежде всего особенностями содержания былин, которое существенно отличается от сказок. Если основу содержания сказок составляют сказочно преображенные различные факты, преимущественно из бытовой жизни, личные (чаще всего семейные) взаимоотношения, которые раскрываются в подчеркнуто неправдоподобной форме, то в основе былин – важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Если герои сказок, как правило, совершенно обыкновенные люди, со всеми человеческими слабостями, то главные герои былин – богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.).
Однако былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былин в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему, как уже отмечалось, о чем-то очень существенном.
Особенности содержания былин отразились и на манере их исполнения, в корне отличной от исполнения сказки. Глубокое определение особенностей содержания былин и своеобразия их исполнения (в сравнении со сказкой) дал В.Г. Белинский. Называя былины «сказочными поэмами», критик писал: «Есть большая разница между поэмою и рапсодом и между сказкой. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет и в других возбудить к нему благоговение; сказочник – себе на уме: цель его – занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом важность, увлечение, а тем более – пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль, заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам. Сказитель даже о невероятных фактах повествует как о фактах совершенно достоверных. Былина живет до тех пор, пока в реальность и достоверность ее содержания полностью верят и сказитель, и его слушатели.
Остановимся вначале на сюжете былин. Содержание былин исторично лишь в самом широком, самом общем смысле слова: в них отражена русская история периода Киевского государства, эпохи монголо-татарского нашествия; борьба с половцами, печенегами и татарами. Имеют исторических прототипов образы князя Владимира, богатыря Добрыни Никитича, татарского хана Батыя и др. Однако былины включают и много вымышленных, фантастических образов: Соловей-разбойник, Змей, идолище и др.
Отличен сюжет былины от сказочного и по своей форме. Если в сюжете волшебной и новеллистической сказок, как правило, множество эпизодов и событий, связанных с довольно продолжительными периодами в жизни героев и расположенных в последовательности, которую трудно предугадать (весь интерес сказки в непредвиденности и занимательности развития ее сюжета), то в сюжете былины, как правило, одно, два и редко более событий, которые происходят в какой-то один, очень непродолжительный период жизни главного героя-богатыря. Малособытийность сюжета – жанровая специфика былины. Многособытийность ей противопоказана, и поэтому права Т.М. Акимова, высказывая такое мнение: «Попытки писателей и фольклористов составить единую эпопею из былин не дали положительных результатов».
Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке. Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки. Однако зачин в качестве зкспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собой завязку сюжета. После зачина-завязки в былине идет развитие действия. В отличие от сказки, где сюжет представляет главный интерес, а сказочные персонажи подчинены реализации тех или иных сюжетных целей, в былине первостепенное значение имеет образ главного героя-богатыря, что определяет особенности сюжета. Образы богатырей наряду с общими имеют и определенные индивидуальные черты. Это отражается и на специфике былинных сюжетов. Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт – одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Как правило, в былине в такой временной последовательности развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием ее основного образа – героя-богатыря.
Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. И здесь мы отмечаем яркую жанровую специфику былины. В отличие от сказки, где сражение героя со своими противниками нередко описывается очень подробно (при этом акцентируется внимание на трудностях победы), в былине это описание сражения (состязания) богатыря с противником всегда очень краткое, победа богатырю всегда дается очень легко. И если в сказке одержать победу над врагом часто помогают герою всевозможные волшебные существа и предметы («В волшебной сказке герой сам по себе бессилен…»), то в былине всегда побеждает сам богатырь без какой-либо посторонней помощи. Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в такой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины. Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы), который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания.
«МЛАДШИЕ» ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Кроме героического эпоса, в фольклоре многих народов сложились иные эпические формы. У русских это исторические песни, баллады и духовные стихи. Старая русская фольклористика называла их «младшими» эпическими песнями, отдавая старшинство былинам. Хронологической последовательности в их развитии, однако, нет (хотя многие фольклористы утверждают обратное, строя некий эволюционный ряд): «старшие» и «младшие» эпические песни сосуществовали. Но у них разные эстетические законы, и «младшие» песни от былин отличает в первую очередь отсутствие героической идеализации прошлого. Если былина относит действие к идеальному эпическому времени (киевской или новгородской старине), то «младшие» формы эпоса (будем их так называть условно) – или к более позднему времени, или вообще к времени неопределенному.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Наиболее близки былинам и в то же время принципиально от них отличаются исторические песни. Фольклористика обычно относит к ним любые песни исторического содержания – от веселых скоморошин до солдатских протяжных песен. Но собственно эпический характер имеют лишь исторические песни ХVI в. Их можно вознести к конкретным событиям и ситуациям, хотя основаны они на вымысле: историческая песня – жанр художественный и, как фольклор в целом, оперирует стандартными сюжетными положениями, создает стандартные характеры. Исторические песни представляют интерес не столько фактический (было бы наивно изучать по ним русскую историю), сколько мировоззренческий: в них «вершится суд над историей и создается определенная концепция исторического процесса».
Историческая песня обращается не к седой старине, а к обозримому прошлому, и опирается она не на архаическое наследие, а на исторические предания. Реальные события проходят определенную художественную трансформацию. При этом ярко обозначается совершенно иной характер отражения действительности, нежели в былинах. Герои былин идеальны, и эта исключительность подчеркивается гиперболизацией. Герои исторических песен – люди реальные, и ничего богатырского в них нет. Повествование в былинах приподнято и приукрашено, не чурается фантастики. Повествование в исторических песнях фактически лишено фантастики и строится на «реальных» фактах.
БАЛАДЫ
Фольклористы ХIХ в. называли баллады «низшими» эпическими песнями, а следующее поколение ученых – былинами-балладами. В самом деле, старые баллады напоминают былины, поскольку это эпические песни, но, в отличие от «высших», повествуют они о внутрисемейных и частных конфликтах, не имеющих государственного масштаба. Баллады ХIХ- ХХ вв. эволюционируют в сторону лирики и могут быть названы лироэпическими песнями (так называемые жестокие романсы). Но изначально баллады представляют ветвь народного эпоса, и многие фольклористы смотрят на них как на результат эволюции этого рода народной поэзии. Как бы ни складывалась судьба жанра, есть общий признак, свойственный балладам от первых образцов до современных романсов: это повествовательные песни драматического содержания. « Баллада тяготеет к изображению страшных событий. Любовь и ревность или внутрисемейная ненависть приводит к трагическим конфликтам, которые разрешаются кровавыми преступлениями».