Форма народной хореографии на сюжетной основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является освоение танцевальных форм русского народного танца.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:
1. Изучить литературные источник, позволяющие проследить историю развития русской народной хореографии.
2. Выявить особенности форм русского народного танца.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Исследование состояния проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
I.1. Истоки форм русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
I.2. Развитие форм русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
А) Балетное искусство России XVIII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Б) Сохранение форм русского народного танца и появление новых .12
В) Становление характерного танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
I.3. Совершенствование форм хореографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
А) Балет как высшая форма хореографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Б) Появление профессиональных ансамблей народной хореографии . 19
Глава II. Основные формы русского народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . .23
II.1. Особенности форм народной хореографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
А) Характерные отличительные черты форм русского народного танца (Протокол №1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Б) Виды форм русского народного танца (Протокол №2). . . . . . . . . . .29
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ……... .37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Файлы: 1 файл

КПТконтрольная.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры и архива Пензенской области  Государственное бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

«Пензенский колледж культуры и искусств»

 

 

 

 

Контрольная работа.

По  дисциплине: КПТ

Тема: «Форма народной хореографии на сюжетной основе».

Специализация: хореографическое творчество.

 

 

Выполнила: студентка курса 2 «В»

заочного  отделения Тюрина Е.А.

Проверил  преподаватель: Снежко Л.И.

 

 

Пенза,2013г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   3

Глава I. Исследование состояния  проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6 

I.1. Истоки форм русского  народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6

I.2. Развитие форм русского  народного танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  10          

 А) Балетное искусство  России XVIII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10           

 Б) Сохранение форм  русского народного танца и появление новых .12            

 В) Становление характерного  танца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   16

I.3. Совершенствование форм  хореографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18          

 А) Балет как высшая  форма хореографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  18         

 Б) Появление профессиональных  ансамблей народной хореографии . 19

Глава II. Основные формы русского народного танца . . . .  . . . . . . . . . . . .  .23

II.1. Особенности форм народной  хореографии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23          

 А) Характерные отличительные  черты  форм русского народного танца (Протокол №1) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24         

 Б) Виды форм русского  народного танца (Протокол №2). . . . . . . . . . .29

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ……... .37

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39

Введение         

 Если вы зададите  кому-либо из жителей села, принадлежащих  к молодому поколению, знает  ли, любит ли он песни и танцы  родного края,  которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, - то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы.          

 Во всяком случае, нечто  подобное выявляется в беседах,  которые случается вести с  молодежью во время поездок  по стране с целью собирания  народного фольклора.         

 Мы полагаем, что фольклор -  это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходить от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.         

 Утратить все эти  богатства - значит нанести большой  ущерб не только национальным  культурам нашей страны, но и  общему культурному фонду человечества.          

 Народная поэзия поднимает  извечные, общезначимые  для всех времен проблемы бытия. Русский народный танец же. Отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца.         

 Народное творчество- это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей как  добрых соседей. Народное искусство, сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему.

Красивые и скромные,  строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения, вышивания и иного рукоделия - все это убедительные свидетельства особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит. Народное искусство всегда было основой, фундаментом прогрессивного профессионального творчества.         

 В настоящее время  появилось очень много различных  направлений в хореографии. Одним  из них является модернизм.         

 Модернизм в хореографии,  «модерн - балет» явление не  передовое, а реакционное. Он  засоряет и разрушает школу  классического танца, совершенно  игнорирует народный. Он либо  вовсе отрицает содержание в  танце, превращая его в цепь  изощренных телодвижений, либо обращается  к эротическим или мистическим  темам. Изломанные, дерганные, расслабленные  движения характерны для этого  направления в современном западном  балете.         

 В последнее время  растут всевозможные танцевальные  школы и студии. Каждый руководитель  такой студии стремится во что бы то ни стало заявить о себе и о своем «направлении» чем-то особенным, необычным, чтобы привлечь как можно больше учащихся: ведь к этому обязывает их коммерческая сторона дела, во имя которой все это делается. И в настоящее время нашим долгом является своевременно указывать на недопустимость их проникновения в профессиональный балет.         

 Объектом исследования  является становление русского народного танца от зарождения до наших времен.         

 Предметом исследования  является формирование форм русского национального танца.         

 Целью исследования  является освоение танцевальных форм русского народного танца.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:

1.   Изучить литературные источник, позволяющие проследить историю развития русской народной хореографии.

2.   Выявить особенности форм русского народного танца.

3.   Освоить и изучить элементы русского народного танца.

Гипотеза: мы предположили, что изучение форм русского народного танца будет способствовать повышению хореографический культуры и профессионального уровня хореографов.          

 Самая передовая в  мире, российская хореография, достигла  огромных успехов в профессиональном  искусстве, сделала не мало и в сфере народного танца. Неутомимые собиратели и знатоки отечественной классики: И.А. Моисеев, П.П. Вирский, Т.А. Устинова, О.Н. Князева, В.В. Окунева, А.Э. Чижин, Н.С. Надеждина, И.А. Чарнадская, Ф.К. Сударкин, С.Д. Рудыева, М.Д. Яницкая, А.И. Перчихина и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии.

 

 

 

Глава I. Исследование состояния проблемы

I.1. Истоки форм  русского народного танца.

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних  видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к  жизненным явлениям.

Развитие русского народного  танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные  условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа , что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец - это  яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим  отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную  культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в  народных традициях. Песенно- плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие  времена он был необходимой принадлежностью  культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.         

 Наличие схем, разнообразных  рисунков и фресок из прошлого  позволяет нам говорить о том,  что у плясунов того времени  была своя техника танца: «... построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и  разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец  с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами». Л.Д. Блок.          

 О древности танцев  на Руси говорят дошедшие до  наших дней предания о свайных  постройках на Ладожском озере  в дохристианский период. На них  собирали девицы и молодцы  «хороводились и играли кругами».         

 В V - VII веках народный  танец исполняли в лоне «игрищ».  На их характер налагали отпечаток  древне-языческого представления.  В VIII - IX веках складывается первое  древнерусское государство - Киевская  Русь. Принятие христианства способствовало  развитию культуры: возводятся храмы,  развивается письменность. Народное  творчество получает выражение  в скоморошестве. Скоморохи сыграли  огромную роль в развитии и  популяризации русского народного  танца: зарождаются сценические  формы народных творчеств.         

 Скоморохи владели  высокой техникой пляса, но  их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие  игрища и обряды. В XII веке очень  популярным становится жонглирование,  которое достигает полного расцвета  в XIII веке. Танец жонглирования  был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.         

 В конце XV века русский  народ окончательно освобождается  от татаро- монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи.  А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.         

 Однако, несмотря на  притеснения и угрозы, тяжелую  жизнь, не остановилось развитие  талантливого русского народа.         

 Наряду со скоморошеством  существовал народный профессиональный  и самодельный театр. Этот театр  пережил скоморошество и , как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно - через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков.          

XVII век связан с именем  «почти легендарного» балетмейстера  Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.          

 К XVII веку начала  складываться система сценического  танца с разделением на классический и характерный.          

 Характерный танец  - это одно из выразительных  средств балетного театра, разновидность  сценического танца. В XVII - XIX веках  термин «характерный танец» служило  определение танца в характере,  образе. Такой вид танца был  распространен в интермедиях,  персонажами которых являлись  ремесленники, крестьяне, матросы,  нищие, разбойники и т.д. Характерный  танец обогащается движениями  и жестами, специфичными для  той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались  не так строго как в классическом танце.         

 Также в XVII веке  усилился процесс экономического, политического и культурного  подъема России как могучей  национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.          

 Русские дипломаты  и купцы, просто вольные путешественники  знакомились с театром Запада. Балет вызывал особый интерес  потому, что язык музыки, танца  и пантомимы доступен каждому.  Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвредике».

Балет того времени был  синкретичен, т .е. включал кроме танца и пантомимы пение и декламацию.

Информация о работе Форма народной хореографии на сюжетной основе