Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Апплика-ция имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы 6
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации 14
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах 17
Детские работы оценивались по следующим критериям:
1.Передача формы:
*форма передана точно;
*есть незначительные искажения;
*искажения значительные, форма не удалась.
2.Строение предмета:
*части расположены верно;
* есть незначительные искажения;
*части предмета расположены неверно.
3.Передача пропорций предмета в изображении:
*пропорции предмета соблюдаются;
* есть незначительные искажения;
* пропорции предмета переданы неверно.
4. Композиция – расположение на листе:
*по всему листу;
*на полосе листа;
*не продумана, носит случайный характер.
5. Цвет:
а) цветовое решение изображения:
*реальный цвет предметов;
*есть отступления от реальной окраски;
*цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
*многоцветная гамма;
*преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
*безразличие
к цвету, изображение
По всем критериям оценка дается по трехбалльной системе: 1-ый (по месту за критерием) – 3 балла, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются.
На основании подсчета баллов были выведены 3 уровня развития эстетических чувств:
- высокий - сумма баллов 14-18;
- средний - сумма баллов 7-13;
- низкий - сумма ниже 6 баллов.
Анализ результатов наглядно отражен в таблице 2.
Таблица 2.
Уровни владения средствами выразительности на этапе констатирующего эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Абс.ч |
% |
Абс.ч |
% |
Абс.ч |
% | |
Экспериментальная |
2 |
25 |
5 |
50 |
3 |
37.5 |
Контрольная |
3 |
37.5 |
4 |
43.5 |
3 |
37.5 |
Оценивание уровня развития самостоятельности и творчества в аппликационной деятельности проводилось при помощи метода наблюдения и анализа детских работ. В ходе занятия дети проявили интерес к содержанию, материалу. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы, технических навыков, дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как дети действовали по образу воспитателя.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования работы по формированию технических навыков у старших дошкольников в процессе аппликационной деятельности.
Формирующий эксперимент.
На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, результатов констатирующего эксперимента, были определены цель, задачи, формы и методы организации формирующего эксперимента. В формирующем эксперименте принимало участие только экспериментальная группа, с контрольной же группой проводились обычные занятия по аппликации.
Основной целью было развитие у детей старшего дошкольного возраста технических навыков в процессе аппликационной деятельности.
(Приложение 1).
Задачи, которые решались в процессе организации и проведения занятий:
- Обучающая. Учить детей осваивать специальные умения и способы самоконтроля для работы с простейшими инструментами (ножницами, кистью, клеем).
- Развивающая. Развивать творческую активность, эстетические чувства, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
- Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к аппликационной деятельности.
Форма организации детей – мини-группа (по 5 человек)
Продолжительность занятий с каждой мини-группой – не более 20 минут. Гибкая форма организации позволила учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения умениями и навыками, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работал на своем уровне сложности, начинал работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводилась пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста аппликации применялись различные методы обучения: обследование, анализ образца, выполненного педагогом, анализ серии образцов, выполненных одним способом, показ и объяснение.
Обследование широко применялось как метод, помогающий ребенку в создании аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, обсуждалась техника их выполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их сочетания. Всё это помогло детям выбрать свой вариант работы.
С помощью анализа образца, выполненного педагогом, дети видели конкретный результат, который нужно достигнуть. Он помогал конкретизировать задачу, характер и последовательность действий, необходимых для ее решения. В начале занятия задавался вопрос и назывались внешние свойства основы и детали в аппликации (цвет, форма, величина). С усвоением детьми знаний о сенсорных эталонах опирались на опыт детей и задавили им вопросы.
На занятиях
учили детей анализировать
В старшей группе возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом. Представление сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, давал возможность вычленить обобщенный способ их создания. Анализ серии образцов помогал также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изображенные на рисунке фотографии. Анализируя серию образцов, дети ставились в ситуацию выбора конкретной аппликации. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решения. Варьируя анализ образцов, мы учитывали индивидуальные возможности детей. Так, одним для выбора способа создания аппликации нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны.
Основными методами рациональных действий являются показ и объяснение. Чтобы показ и объяснение были эффективными, важно было:
- четко представлять
алгоритм рационального
- помочь детям
осуществить перенос
- выбирая конкретные
приемы показа и объяснения, учитывать
трудности, с которыми
Поэтому при показе действий очень важно переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.
Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это отсутствие или недостаточность зрительно-кинестетического контроля за совершаемым движением.
Чтобы успешно преодолеть эту трудность, фиксировалось внимание детей на рисунке движения рук, побуждалось прослеживать глазами совершаемые движения, развивали способность к подражанию.
В процессе формирующего эксперимента использовались различные методы: как словесные (рассказ воспитателя, объяснения, пояснения, педагогическая оценка, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические:
-подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ,
- непосредственное изготовление изделий,
- обследование эскиза,
- упражнение (при усвоении приемов вырезания),
-вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В процессе работы дети овладели элементарными умениями при работе с простейшими инструментами (ножницами, кистями клеем).
Обращалось внимание детей на средства выразительности, присущие различным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов.
Учитывая специфику дошкольного возраста, активно использовались игровые методы и приемы.
Все методы и приемы использовались в комплексе, чередовались и дополняли друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Параллельно тому, как с детьми проводились занятия, с их родителями проводились специальные консультации «Аппликация в семье» (см. приложение 2), на которых родителям предлагалось заниматься с детьми дома аппликационной деятельностью и давались конкретные рекомендации по организации подобных занятий дома. Также родителям объяснялась важность бережного отношения к продуктам детской деятельности, важности выполнения детьми домашнего задания.
Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: выявить итоговый уровень технических навыков в процессе аппликационной деятельности у детей старшего дошкольного возраста после проведенных занятий и провести сравнительный анализ результатов.
Эксперимент проходил в форме занятия на тему: «Цветы на лугу».
Задачи:
1) Закреплять умение пользоваться знакомыми материалами, умение применять различную цветовую гамму для передачи образа.
2) Развивать фантазию, умение видеть в традиционном изображении новый образ.
3) Воспитывать эстетический вкус, увлеченность темой, содержанием и техникой.
Ход:
1) Организация детей.
2) Вспомнить содержание предыдущих занятий: что запомнили, что понравилось, какие успехи были достигнуты.
3) Показать технику
и последовательность
5) Самостоятельная работа детей.
6) Анализ детских работ, их оценивание.
7) Подведение итогов занятия.
Результаты занятия представлены в таблицах. Критерии оценивания были взяты, как и в констатирующем эксперименте, согласно программе «Пралеска».
Таблица 3.
Уровни технических умений детей на этапе контрольного эксперимента
п/п |
Содержание деятельности |
Количество детей, овладевших содержанием деятельности | |||
ЭГ |
КГ | ||||
Абс.ч |
% |
Абс.ч |
% | ||
1. |
Умение принять цель деятельности. |
6 |
56.2 |
4 |
43.7 |
2. |
Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла. |
4 |
43.7 |
4 |
43.7 |
3. |
Умение организовать рабочее место, выбрать материалы и инструменты, убрать рабочее место. |
7 |
68.2 |
5 |
50 |
4. |
Умение использовать пооперационных карт. |
5 |
50 |
4 |
43.7 |
5. |
Умение использовать средства выразительности аппликации. |
6 |
56.2 |
3 |
37.5 |
6. |
Умение использовать приемы вырезания. |
7 |
68.2 |
5 |
50 |
7. |
Умение использовать способы вырезания. |
7 |
68.2 |
5 |
50 |
8. |
Умение пользоваться ножницами. |
8 |
72.5 |
5 |
50 |
9. |
Умение правильно и аккуратно наклеивать детали работы. |
7 |
68.2 |
6 |
56.2 |
10. |
Умение подбирать цвета, формы, составлять красивые орнаменты, узоры. |
6 |
56.2 |
5 |
50 |