Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Апплика-ция имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы 6
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации 14
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах 17

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

 

                                     

                                      

 

 

                                          "Ромашки в корзине" 
Цель. Закреплять умение вырезать круги, складывать бумагу "гармошкой" и разрезать ее на полоски по линии сгиба; создавать объемное изображение лепестков ромашки, сгибая бумагу петлей. Закреплять навык переплетения полос бумаги. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение. 
Материал. Цветной картон или тонированный ватман формата А2; вырезанный из картона силуэт корзины с прорезями для переплетения. Бумага коричневого и оранжевого цвета (1/4 листа формата А4) - на двоих детей. Клей, ножницы, бумага зеленого (1/4 листа формата А4), желтого (квадрат 7x7 см) и белого цвета (1/2 листа формата А4) на каждого ребенка. 
Ход занятия  
Воспитатель. 
Желтоглазые подружки  
На лугу кружились,  
Без диванов и подушек  
Спать они ложились.  
Утром рано все вставали,  
Дружно наряжались. 
В белоснежных сарафанах 
Снова в пляс пускались. 
Что это? (Ромашки.) 
Как выглядят эти веселые цветы? (Дети отвечают.) Если мы все вместе постараемся, то сможем собрать целую корзину ромашек и украсить ими нашу группу к празднику 8 Марта. 
Воспитатель распределяет задания. Два ребенка складывают бумагу оранжевого и коричневого цвета "гармошкой", по линиям сгиба разрезают на полосы и вплетают их в силуэт корзины. Остальные дети складывают зеленую бумагу "гармошкой" и "на глаз"вырезают несколько длинных листьев- Из бумаги желтого цвета вырезают круг - середину цветка. Бумагу белого цвета складывают "гармошкой", разрезают по линиям сгиба на полоски, сгибают их пополам петлей и приклеивают края полосок к обратной стороне середины цветка. Ромашки размещают на подготовленном фоне. Для придания композиции объемности используется способ частичного приклеивания готовых цветов и листьев. 
Воспитатель. Если бы кто-нибудь из вас захотел сделать такой большой букет, долго ему пришлось бы трудиться! Каждый сделал один цветок, а все вместе - замечательную композицию в корзинке. 
Дети самостоятельно выбирают место для оформленной работы в групповом помещении.

Аппликация  «Ситцевые гвоздики для мамы»

Задачи: Учить составлять целый цветок гвоздики из оторванных кусочков салфетки двух цветов, чередуя цвета. Упражнять в аккуратном наклеивании элементов. Воспитывать желание порадовать маму. Развивать мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание букета гвоздик в вазе; рассматривание цветов на открытках, рисование цветов гвоздики карандашами и красками, чтение стихов о цветах.

Раздаточный материал: цветные бумажные салфетки, клей ПВА, клеенки, подносы, цветная бумага зеленых оттенков, ножницы, кисточки для клея, тряпочки, листы картона разных цветов А4.

Демонстрационный материал: картинка с готовыми гвоздиками, кусочек ситцевой ткани.

 

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Нежная гвоздика,

Ситцевый цветок,

Радуется солнцу

Каждый лепесток.

Мама дорогая,

Милая моя,

Эта вот гвоздика

Будет для тебя!

Воспитатель показывает детям картинку с готовой гвоздикой  и кусочек ситцевой ткани.

Вопрос детям:

- о чем стихотворение? (о цветке, о гвоздике);

- почему гвоздика  ситцевая? (потому что она похожа  на ситцевую ткань);

- какого цвета  гвоздика? (белая и розовая, белая  и красная).

Воспитатель:  сегодня мы будем делать красивые ситцевые салфетки для любимых мам.

Воспитатель  предлагает детям взять салфетку белого цвета и оборвать углы салфетки, получается треугольник с одним неровным краем. Так же проделать операции и с другими салфетками. Из цветной зеленой бумаги вырезать полоски, из них сделать стебель, листья, бутон гвоздики. Чередуя ряды кусочков салфетки разного цвета, сформировать цветок гвоздики. Приклеить аккуратно с помощью клея ПВА; красиво и ровно приклеить стебель и листочки.Воспитатель рассматривает детские работы, хвалит всех детей за старание и желание сделать подарок для мамы. 

 


Приложение 2.

Консультация  для родителей на тему "Салфеточная  аппликация как средство развития мелкой моторики рук, способствующее интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста"

 

Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.

Ученые – физиологи  доказывают, что тренировка пальцев  через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Систематическая тренировка пальцевых движений является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, что очень важно в раннем возрасте ребенка от двух лет. Тренировка пальчиков детей младшего дошкольного возраста облегчается использованием различных пальчиковых игр. Игры для малышей подбираются соответственно возрасту. Действие пальчиков и стихотворный текст должны быть доступны конкретному возрасту и усложняются по мере усвоения пальцевых движений.

Очень важно, чтобы ребенок, еще не достигший возраста двух лет, дома с мамой уже играл в  самые первые пальчиковые игры: “Ладушки, Сорока – белобока”. Даже легкое перебирание пальчиков малыша мамиными пальцами, легкое поглаживание ладошек малыша, каждого пальчика, касание пучок пальчиков, потирание ладошки о ладошку является преддверием пальчиковых игр.

Подрастая, ребенок более  умело владеет пальчиками, кистями  рук. Теперь можно переходить к играм, где участвуют обе руки. Синхронное, одновременное выполнение действий обеими руками способствует активизации работы обоих полушарий головного мозга.

Пальчиковые игры с текстом  способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, координации движений.

В среднем и в старшем  дошкольном возрасте целесообразно  использовать для развития мелкой моторике рук элементы теневого пальчикового театра.

Кроме игр с пальчиками развитию мелкой моторике рук способствует рисование пальчиками пучками пальчиков, ладошками, кулачками. Аппликация из готовых форм в раннем возрасте и самостоятельное вырезание в старшем дошкольном возрасте также способствует развитию мелкой моторике рук.

Особенно положительное  влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу.

Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать  работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.

Работая с детьми трехлетнего  возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. Предлагая детям сминать пучками пальчиков обеих рук кусочки бумажных салфеток, воспитатель способствует активизации мелкой моторики рук. Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 1:16, затем с каждым годом квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими комочки – более плотными.

Создание рисунков было коллективным. На готовый контур дети наклеивали комочки салфеток, плотно прикладывая, их друг к другу. Необходимый участок работы вначале промазывал клейстером воспитатель. Затем, когда дети становились старше, они самостоятельно промазывали необходимые участки рисунка. Вначале рисунки были одноцветные: солнышко, осенние листья. Дети в процессе работы закрепляли основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Постепенно с взрослением детей, рисунки усложнялись кусочки салфеток брались меньшего размера, комочки становились плотными и совсем не большими расширялась цветовая гамма: сиреневый, фиолетовый, оранжевый, голубой, розовый. Расширялся спектр оттенков бледно – голубой нежно – сиреневый, темно – розовый, ярко – оранжевый, светло – зеленый и т.д., что способствует умению детей отличать оттенки цвета. Постепенно усложнялся рисунок, что требует внимания, аккуратности и точности в работе. Проклеивание тонких линий, мелких деталей дает возможность дополнительно активизировать кончики пальцев рук.

Продуктивная деятельность всегда была интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд. За четыре года детьми моей группы было создано около тридцати работ различной тематике. В занятиях салфеточной аппликацией не последним фактором является воспитание эстетического вкуса, понимания красоты окружающего мира.


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  консультации для родителей «Аппликация  в семье»

Уважаемые родители!

Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей аппликацией на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия аппликацией очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут в себе огромный развивающий потенциал.

Итак, чем же можно заниматься с детьми дома?

  1. Выводите ребенка на экскурсии в музеи, по городу, знакомьте с архитектурой города, с природой, образцами фольклора.
  2. Важно предоставлять ребенку игровой и обучающий материал в виде «полуфабриката», чтобы он сам мог собрать игрушку, дооформить ее.
  3. Занимайтесь вместе с детьми аппликацией (сделать настенный «коврик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку).
  4. Положительно оценивайте старания детей, поощряйте их успехи словом и делом, совместными играми, прогулками и т.д. Обязательно перед началом работы укажите ребенку на важность ее выполнения для близких (подарок,  комнаты, праздника). Очень полезно показать достижения ребенка родным, близким, друзьям.
  5. Оборудуйте постоянное место для занятий ребенка с хорошим освещением, удобным столом с ящиками.
  6. Приучайте ребенка к порядку.
  7. Используйте в работе с детьми разнообразные материалы, разнофактурную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, шаблоны, трафареты, пластилин, глину.

Помните, что  только вместе с вами мы сможем достичь  хороших результатов!

Примерный перечень изделий, которые дети могут выполнить  дома вместе с вами:

- коробочки  для подарков;

- закладки для  книг;

- открытки;

- оформление  кукольной одежды;

- пригласительные  билеты к празднику;

- конверты;

- и др.

 


Информация о работе Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности