Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетиче-ского влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Апплика-ция имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АППЛИКАЦИИ 6
1.1 Понятие «аппликации», ее виды и технические приемы 6
1.2 Оборудование и материалы для выполнения аппликации 14
1.3 Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах 17

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 4.

Уровни владения средствами выразительности на этапе контрольного эксперимента

 

Высокий

Средний

Низкий

Абс.ч

%

Абс.ч

%

Абс.ч

%

Экспериментальная

4

43.5

6

57.9

0

0

Контрольная

3

37.5

4

43.5

3

37.5


 

В ходе итогового  эксперимента дети проявили интерес  к содержанию работы. Дети экспериментальной  группы показали достаточно высокий  уровень владения техническими умениями,  свободно смогли воспользоваться их возможностями. В работах дети смогли проявить творчество в подборе цветовой гаммы, проявили самостоятельность в выборе материала, техники в продумывании содержания.

          По итогам данной таблицы, мы можем сделать следующее заключение (экспериментальная группа): на низком уровне не оказалось никого, на среднем уровне – 6 детей, на высоком – 4.

Сравнительный анализ контрольного и констатирующего этапов эксперимента представлен на диаграмме 1, из которой виден существенный прогресс, который произошел за время проведения формирующего эксперимента, в  котором у детей формировались технические навыки в процессе аппликационной деятельности.

 

Из данной диаграммы мы видим, что на контрольном эксперименте повысился уровень овладения техническими навыками по сравнению с констатирующим экспериментом.

Таким образом, мы можем также сказать, что в результате занятий по аппликации (что подтвердил опрос среди педагогов и родителей) дети стали проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

 

ВЫВОДЫ

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом  трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается  умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса.

В процессе занятий  аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются аппликационной деятельностью, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.

Основная цель работы полностью подтверждается. Для  проверки этой цели были проведены занятия констатирующего, формирующего и итогового эксперимента.

На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

Было легко  добиваться от детей проявления самостоятельности  и творчества.

Сравнивая результаты констатирующего и итогового  экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Таким образом, поставленная цель в начале исследования была достигнута, поставленные задачи работы осуществлены.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия аппликацией  помогут воспитателям и родителям  заинтересовать ребенка этим видом творчества. Яркие узоры, забавные зверюшки и игрушки из бумаги, сделанные своими руками, станут действительно дорогими и любимыми. А первые шаги в мире цвета и формы и первые удивительные открытия в нем - все это оставит незабываемый след в детской душе и поможет ребенку вырасти открытым и восприимчивым ко всему прекрасному. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер и основана на активном взаимодействии с различными предметами. Аппликация же предполагает подбор предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.

Занятия аппликацией  в младшей группе рекомендуется проводить 2 раза в месяц, чередуя их с конструированием.

Многие свойства предметов, их форма и цвет уже  известны малышу. Он уже способен сравнивать, и соотносить их по нескольким признакам, например, чередовать разноцветные геометрические фигуры по цвету и размеру.

При этом необходимо обращать внимание ребенка на различие цветов и оттенков (красный, желтый, синий, оранжевый, белый, черный), размеров, форм, назначения предметов.

Элементарные  навыки работы с клеем, кисточкой, тряпочкой для промокания клея лучше закреплять в игровой форме, разнообразно поощряя аккуратность и усидчивость малыша.

Готовые поделки  должны быть использованы в повседневной жизни, в играх, в сказках, на прогулке - это создаст у ребенка положительную  установку на дальнейшие занятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богатеева,  З.А. Занятия аппликацией в  детском саду/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1989.

2. Григорьева, Г.Г.  Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - Москва: Просвещение, 1998.

3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - Москва: Просвещение, 1999.

4. Гусакова,  М. А. Аппликация / М. А. Гусакова. - Москва: Просвещение, 1987.

5. Гусакова,  М. А. Подарки и игрушки своими  руками / М. А. Гусакова. - Москва: Просвещение, 2001.

6. Комарова, Т.С.  Изобразительная деятельность в  детском саду. Обучение и творчество / Т.С. Комарова. - Москва, 1990.

7. Комарова, Т.С.  Обучение детей технике рисования  / Т.С. Комарова. - Москва, 1996.

8. Косминская, В.Б.  Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей / В.Б. Косминская - Москва: Просвещение, 1987.

9. Корчикова,  О.В. Декоративно-прикладное творчество  в детском саду / О.В. Корчикова. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.

10. Паромонова,  Л.А. Детское творческое конструирование / Л.А. Паромонова, - Санкт-Петербург, 1997.

11. Программа  дошкольного образования «Пралеска» / под ред. Е.А. Панько. – Минск:  НИО, 2007.

12. Рисование  с детьми дошкольного возраста / под ред. Т.Г. Казаковой. – Москва, 2005.

13. Сакулина, Н.  П. Изобразительная деятельность  в детском саду /

Н. П. Сакулина, Т.С. Комарова. – Москва, 2001.

14. Силивон, В.А.  Совместная творческая деятельность  дошкольников / В.А. Силивон. –  Минск. 1992.

15. Усова, А.П.  Русское народное творчество в детском саду / А.П. Усова. – Москва, 1999.

16. Шайдурова,  Н.В. Методика обучения рисованию  детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. - Москва, 2008.

17. Щеблыкин, И.К.  Аппликационные работы в начальных  классах / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина. – Москва, 1983.

18. Эстетическое  воспитание в детском саду / под  ред. Н.А. Ветлугиной. - Москва: Просвещение, 1999.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Конспекты занятий по аппликации

"Яблоня в цвету"

Задачи: Учить вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной "гармошкой"; продолжать учить приему гофрирования бумаги. Развивать глазомер и координацию движений рук при рисовании тычком. Учить обсуждать композицию, выслушивая мнение других детей. Развивать воображение. 
Материал. Картон или ватман формата А4 с изображением ствола и ветвей яблони; полоски бумаги зеленого и белого цвета (5x10 см) на каждого ребенка; изображения бабочек; желтая гуашь, тычки, клей, ножницы, карандаши. Музыкальное сопровождение по выбору воспитателя. Стихотворение Н.Забилы "Яблонька". 
Ход занятия  
Воспитатель (показывает изображение яблони). 
Солнышко весеннее 
Ярче с каждым днем. 
Мы сажаем яблоньку 
Б садике своем. 
Маленькую яблоньку 
Мы водой польем. 
Песенку веселую 
Про нее споем: 
"Расти, расти, яблонька, 
Подрастай! 
Цвети, цвети, яблонька, 
Расцветай!" 
Посмотрите, какая стройная яблонька выросла! Жаль только, нет на ней ни листьев, ни цветов. Давайте все вместе поможем яблоне одеться в зеленые листочки и зацвести. 
Воспитатель показывает детям приемы выполнения работы. 
Бумагу зеленого цвета сложить гармошкой так, чтобы получился прямоугольник, из которого "на глаз" вырезается овальный лист. Готовые листья гофрировать наискосок, чтобы получились прожилки. 
Бумагу белого цвета сложить пополам, из полученного квадрата вырезать круг. Положив его на ладонь, тупым концом карандаша продавить середину; при вращении карандаша сформировать объем цветка. 
Листья и цветы приклеить частично (на каплю клея), чтобы сохранить объемность деталей аппликации. 
Желтой гуашью при помощи тычка выделить серединки приклеенных цветов. 
Дети приступают к работе. Те, кто выполнил задание раньше других, по желанию дополняют общую композицию травой (из обрезков зеленой бумаги) и бабочками, используя прием частичного приклеивания.

Воспитатель. Вот и расцвела наша яблонька. Сколько на ней свежих зеленых листьев. На ее душистые цветы слетелись яркие бабочки. У ее корней растет мягкая и густая трава. Вы дружно потрудились, а теперь отдохните под этим чудесным деревцем. 
Дети рассаживаются рядом с работой на ковер, еще раз рассматривают ее, выделяя наиболее понравившиеся детали. 
Какая она, наша яблоня? (Дети подбирают эпитеты.) 
Какие еще деревья и кустарники расцветают весной? Что появляется на плодовых деревьях, когда они отцветают? (Ответы детей.) 
Оформленная работа размещается в уголке природы.

 

 

«Божьи  коровки» 
Задачи:  
1. Продолжать учить вырезать фигуры по контуру. 
2. Закреплять навыки работы с ножницами и дыроколом. 
3. Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение. 
4. Обучать нетрадиционным приемам аппликации. 
Материалы для занятия: цветная и белая бумага, черный картон, клей, ножницы, карандаши, заготовки из красной бумаги. 
Предварительная работа: 
Воспитатель предлагает детям обвести круглый предмет (трафарет из картона) на красной бумаге, аккуратно вырезать круг и с помощью дырокола сделать на нем отверстия. 
Ход занятия: 
Воспитатель: Ребята, давайте с вами перенесемся в лето. Представьте, что мы гуляем по зеленому лугу, слушаем пение птиц, ласковое солнышко согревает нас своими лучами. Во что вы одеты? Что вы  видите? (Ответы детей). Ой, посмотрите вниз! На стебельке травы сидит маленькое насекомое - божья коровка! Как она выглядит? Добрая она или злая? Конечно, забрать ее домой нельзя, но мы сегодня сделаем аппликацию, которая будет и зимой напоминать нам о летних теплых днях. 
Перед вами лежат будущие «божьи коровки»- красные круги с отверстиями. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы они превратились в веселых насекомых? Оказывается, просто наклеить их на черный картон! А как же голова? Можно или нарисовать ее карандашом, или приклеить кружок из цветной бумаги.  
Дети наклеивают заготовки на черный картон. Воспитатель объясняет, что нужно делать это очень аккуратно, чтобы клей не выступал на месте черных «точек» на теле «божьих коровок». 
Воспитатель: Молодцы! Пока сохнет клей, сделаем зарядку! 

Физминутка «Божьи коровки»: 
Мы божьи коровки (прыжки)- 
Быстрые  и ловкие (бег на месте)! 
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками), 
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу). 
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)… 
Устали ноги от ходьбы (наклоны)! 
И кушать мы давно хотим (гладим животик)… 
Домой  скорее полетим («летим» нас свои места)! 
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши божьи коровки совсем заскучали, ведь они привыкли ползать в зеленой травке, а на наших аппликациях ее нет. Сейчас я покажу вам, как сделать настоящие задорные стебельки! 
Воспитатель показывает детям, как можно «закрутить» полоски цветной бумаги с помощью карандаша, и предлагает украсить аппликации «травой». 
 
Итоги занятия. 
Воспитатель: Какие красивые и яркие у нас получились  картины! И пусть сейчас зима,  но при одном взгляде на наши поделки настроение становится по-настоящему летним! Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).

Информация о работе Формирование технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликационной деятельности