Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:26, реферат
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на окраине лесов Фонтенбло. Непосредственно в ней жили лишь немногие художники (главным образом Руссо и Милле), но почти все пейзажисты того времени писали этюды в окрестных лесах.
|
Edouard Manet. Le Bar aux Folies-Bergere |
В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда
стоял человек, в то время как пейзаж, едва
ли не ведущий жанр импрессионистов, не
играл в его творчестве значительной роли.
Большой почитатель Энгра, он придавал исключительное значение
рисунку. В Италии он восхищался Мантеньей,
из французских художников интересовался
Пуссеном и копировал его картины.
Пройдя краткий период увлечения историческими
сюжетами и позднее портретом, в котором
уже проявилась его острая наблюдательность,
Дега переходит под влиянием Мане к изображению
сцен современной жизни. Главные его темы
- мир балета и скачек, лишь в редких случаях
он выходит за их пределы, обращаясь к
жизни парижской богемы, изображая модисток,
гладильщиц и прачек.
|
Edgar Degas. Race Horses |
В отличие от своих друзей-импрессионистов
Дега не склонен был преувеличивать
значение этюда. Основной формой его
живописи всегда была сюжетная композиция. В ней ярко
раскрываются характерные особенности
творческой индивидуальности художника
- естественность и необычайная зоркость
художественного видения, обостренный
интерес к передаче движения, беспощадная,
почти бесстрастная аналитичность и одновременно
насмешливая, подчас горькая ирония.
Обе излюбленные темы Дега - театр и скачки
- давали ему возможность изучить и показать
движение во всем его многообразии. Он
штудирует его и как художник, с карандашом
в руке, за кулисами и на ипподроме, и как
ученый, изучая по книгам его биологические
механизмы у людей и животных и интересуясь
опытами художественной фотографии Радара
(Дега сам был умелым фотографом). Чтобы
добиться непринужденности в передаче
мимолетного движения, художник разлагает
его на составные части, включающие моменты
предшествующие и последующие.
Новаторство Дега в передаче движения
неразрывно связано с его композиционным
мастерством. У него еще сильнее, чем у
Мане, чувствуется непреднамеренность,
случайность, выхваченность отдельного
эпизода из потока жизни. Он достигает
этого неожиданной ассиметрией и необычностью
точек зрения (часто сверху или сбоку,
под углом), "вздыбленностью" пространства,
как бы подсмотренного в зеркале, выразительной
кадрировкой и смелыми срезами рамы. Это
ощущение естественности и полной свободы
было завоевано упорным трудом, точным
расчетом и выверенностью композиционного
построения.
|
Edgar Degas. The Dance Class |
Стремление к
Острая наблюдательность и глубокий психологизм
были неизменно присущи работам Дега.
В таких шедеврах, как "Ночное кафе"
и "Абсент", тема безысходной тоски,
отчужденности и одиночества человека
в толпе достигают у него поразительной
силы, предвосхищая достижения Ван Гога и Тулуз-Лотрека.
|
Edgar Degas. L'absinthe |
Трудно представить себе
большую антитезу искусству Дега,
чем живопись Огюста Ренуара (1841-1919), одного из самых солнечных и жизнеутверждающих
художников Франции, которого А.В.Луначарский
называл "живописцем счастья".
В юные годы художнику пришлось для заработка
заниматься живописью по фарфору и расписыванием
вееров и штор. Это занятие наложило известный
отпечаток на его дальнейшее творчество.
Он навсегда сохранил любовь к чистым,
незамутненным краскам на белом просвечивающем
грунте, а знакомство с художниками XVIII
века, прежде всего с Ватто, Буше и Ланкре,
определило сюжеты его росписей вееров
и тканей.
Общение с К.Моне, Сислеем и другими импрессионистами и работа
на пленэре вместе с Э.Мане оказали решающее воздействие на Ренуара.
От ранних произведений, близких по системе
живописи Курбе, он переходит к импрессионистической
манере. Расцвет его творчества падает
на 1870-е годы. В дальнейшем, после посещения
Италии и увлечения искусством Возрождения
и помпейскими фресками, он на какое-то
время изменяет ей. "Я достиг пределов
импрессионизма, - вспоминал позднее художник,
- и пришел к сознанию, что не умею ни писать,
ни рисовать. Словом, я оказался в тупике".
Однако после краткого периода поисков
пластически ясной формы, именуемого "классическим"
или "энгровским", он возвращается
к прежней манере.
Наивысшие достижения Ренуара связаны
с изображением женщин и детей. Его излюбленный
тип - женщины с пышными формами, припухлыми
губами, курносым носиком и очаровательно
бездумными глазами. Он пишет их одетыми
и обнаженными, на улице под дождем, на
качелях в саду, во время купанья или за
завтраком с загорелыми лодочниками. Его
модели - девушки из народа и небогатые
буржуазки, здоровые и свежие, не знающие
корсета и не стесняющиеся своей наготы.
|
Pierre Auguste Renoir. Bather Arranging Her Hair |
В портретах Ренуара не интересует
внутренний мир человека, хотя он прекрасно
умеет передать внешний облик
и мимолетное настроение модели. Поэтому
столь удачны и привлекательны его
женские портреты и столь банальны
и невыразительны лица мужчин. Особенно
очаровательны его изображения
детей с их живой непосредственностью
и своим, совсем непохожим на взрослый
миром, быть может, лучшие в европейской
живописи XIX века.
Картины Ренуара кажутся написанными
на едином дыхании, хотя он больше, чем
другие художники-импрессионисты, уделял
внимания живописной технике. Он пишет
то мелкими, положенными рядом мазочками,
то широкими полупрозрачными мазками, перетекающими
друг в друга, и тогда сквозь них просвечивает
холст, а живопись своей прозрачностью
напоминает акварель. Тонко нюансированные
лессировки сменяются густыми, плотнозернистыми
кусками живописи, причем очень часто
эти приемы соседствуют в одной картине.
Кажется, что художнику доставляло особое
наслаждение разыгрывать эти блестящие
красочные гармонии, которые были выражением
его артистического темперамента. Он продолжал
работать до глубокой старости, привязывая
кисти к сведенным подагрой пальцам.
Самое последовательное, но и
далеко идущее выражение импрессионизм
получил в творчестве Клода Моне (1840-1926). С его именем нередко связывают
такие достижения этого живописного метода,
как передачу неуловимых переходных состояний
освещения, вибрацию света и воздуха, их
взаимосвязь в процессе непрестанных
изменений и превращений. "Это, несомненно,
было великой победой искусства Нового
времени, - пишет В.Н.Прокофьев и добавляет:
- Но и финальной его победой". Не случайно Сезанн, пусть несколько
полемически заостряя свою позицию, утверждал
позднее, что искусство Моне - это "только
глаз".
Ранние работы Моне вполне традиционны,
их живопись свидетельствует о связи с
искусством Курбе и барбизонцев. В них еще присутствуют человеческие
фигуры, которые в дальнейшем все более
превращаются в стаффаж и постепенно исчезают
из его картин. В 1870-х годах окончательно
складывается импрессионистическая манера
художника, отныне всецело посвятившего
себя пейзажу. С этого времени он работает
почти исключительно на пленэре. Именно в его творчестве окончательно
утверждается тип большой картины-этюда.
|
Claude Monet. Garden at Sainte-Adresse |
Одним из первых Моне начинает создавать
серии картин, в которых один и
тот же мотив повторяется в
разное время года и суток, при
разном освещении и состоянии
погоды. (Возможно, в этом следует
видеть воздействие японской гравюры
на дереве, где этот принцип играл
ведущую роль). Так появляются его
знаменитые серии, посвященные вокзалу
Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому
собору, лондонским мостам и др. Не все
они равноценны, но лучшие полотна этих
серий поражают свежестью красок, интенсивностью
цвета и артистизмом передачи эффектов
освещения.
|
Claude Monet. The Thames at Westminster (Westminster
Bridge) |
В поздний период творчества в живописи
Моне усиливаются тенденции
|
Claude Monet. The Japanese Bridge |
Другие художники-
Среди них должны быть в первую
очередь названы имена Альфреда Сислея (1839-1899) и Камиля Писсарро (1831-1903). Произведениям Сислея, англичанина
по происхождению, присуща особая живописная
элегантность. Блестящий мастер пленэра, он умел передать
прозрачный воздух ясного зимнего утра,
легкую дымку согретого солнцем тумана,
бегущие по небу в ветреный день облака.
Его гамма отличается богатством оттенков
и верностью тонов. Пейзажи художника
всегда проникнуты глубоким настроением,
отражающим его лирическое в своей основе
восприятие природы.
|
Alfred Sisley. Bridge at Villeneuve-la-Garenne |
Более сложен был творческий
путь Писсарро, единственного художника, участвовавшего
во всех восьми выставках импрессионистов,
- Дж. Ревалд называл его "патриархом"
этого движения. Начав с пейзажей, близких
по живописи барбизонцам, он под влиянием
Мане и своих молодых друзей начал работать
на пленэре, последовательно высветляяпалитру. Постепенно
он вырабатывает свой собственный импрессионистический метод. Одним из первых
он отказался от употребления черной краски.
Писсарро всегда был склонен к аналитическому
подходу к живописи, отсюда его эксперименты
по разложению цвета - "дивизионизму" и " пуантеллизму". Однако
вскоре он возвращается к импрессионистической
манере, в которой созданы его лучшие произведения
- замечательные серии городских пейзажей
Парижа и Руана. Их композиция всегда продумана
и уравновешенна, живопись утонченна по
цвету и виртуозна по технике.
|
Camille Pissaro. La Foire a Dieppe, matin, soleil |
Писсарро, единственный из импрессионистов, не
склонных к отвлеченным рассуждениям,
которые им часто приписывались задним
числом, пережил краткий период увлеченияпуантеллизмом (от французского
point - точка). Эта теория была, в сущности,
умозрительно доведенным до предела принципом
импрессионизма, которому его классики
никогда не следовали буквально. Ее создатели Жорж Сёра (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935) стали
писать картины раздельными мазками (другое название
этого течения - дивизионизм, от division - разделять), полагая, что чистые,
несмешанные краски, наложенные на белый
грунт, должны сливаться в глазу зрителя.
Они пытаются возродить декоративно-монументальную ком
|
Georges Seurat. Gray Weather, Grande Jatte Painted |
|
Paul Signac. Port St. Tropez |
Искусство скандинавских стран проходит
в XIX веке под знаком сложения национальных
художественных школ, которые постепенно
вытесняют господствовавший здесь
в предшествующий период вненациональный
классицизм. В течение долгого
времени они отличались достаточно
провинциальным характером. Лишь во второй
половине XIX века в Скандинавии появляется
несколько крупных мастеров. С
именем одного из них - Андерса Цорна
(1860-1920) обычно связывается расцвет шведской
школы живописи.
Родившийся в крестьянской семье, Цорн
с детства начал заниматься резьбой по
дереву и на всю жизнь сохранил увлечение
скульптурой. Однако основные его достижения
лежат в области живописи и отчасти, в
поздний период творчества, графики. Многочисленные
путешествия заметно расширили его художественный
кругозор и обогатили видение, хотя при
этом он всегда стремился на родину и никогда
не порывал связи с народом. Отсюда пристрастие
художника к сценам гуляний, праздников
и шумных ярмарок и, главное, к повседневному
быту крестьян, рыбаков, ремесленников
и т.д. Не случайно во время пятилетнего
пребывания во Франции Цорна больше всего
привлекала живопись мастера крестьянского
жанра Бастьен-Лепажа. В характерных народных
типажах проявился его дар портретиста,
который прогремел во многих столицах
Европы и Америки - от Петербурга и Москвы
до Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Его живопись
получает мировое признание, становится
модной и порождает большое число подражателей,
не сумевших увидеть в нем ничего, кроме
бойкости кисти и широты пастозного письма.
Между тем, творчество Цорна значительнее
и глубже, его нельзя свести к виртуозной
живописной манере. Наиболее сильные стороны
таланта художника - исключительная непосредственность
видения, оптимизм, чувство радостного
приятия жизни - проявились не столько
в портретах, мастерски написанных, хотя
иногда довольно поверхностных, но главным
образом в своеобразных народных жанрах
и особенно в изображениях обнаженного
женского тела и сцен купания, исполненных
преклонения перед красотой и полнокровностью
натуры во всех ее проявлениях.