Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа
Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.
Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69
Содержание
Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69
Народное декоративно
– прикладное искусство – результат
творчества многих поколений мастеров.
Оно едино в своей
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материалы для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм жизни людей сменой дня и ночи, чередованием времен года. И все это находит отражение в произведениях народного творчества, составляет целостное явление культуры каждого народа. Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь у родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.
Издревле народные мастера в своем творчестве использовали, то что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. За время своего бытования декоративно-прикладное искусство освоило множество видов: резьба по дереву и кости, роспись по дереву и папье-маше, литье и чеканка металлических изделий, финифть, скань, флигрань.
С древнейших времен и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве. Развиваясь на всей территории Руси, основные художественные центры русской керамики сконцентрировались в определенных регионах: город Скопин Рязанской области, слобода Дымково близ города Вятка, город Каргополь Архангельской области, деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.
Гжельский керамический промысел расположен в Подмосковье. Это один из самобытных видов гончарного искусства, мало исследованный современными искусствоведами.
Объектом дипломной работы является художественная керамика.
Предмет – гжельская художественной керамики.
Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать
Методологической основой
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе мы рассматриваем виды и технику изготовления керамики; историю возникновения керамики и ее основные исторические центры. Вторая глава посвящена исследованию гжельского промысла.
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает глина. В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства [15,21]. Среди всех известных материалов по совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика не имеет себе равных.
Существует разделение керамических изделий по черепку на фарфор, фаянс, майолику и терракоту. Эта классификация достаточно полно отражает состояние керамической технологии к началу XX века, когда в качестве основного сырья для изготовления изделий используется преимущественно глины или их смеси с минеральными непластичными материалами (кварц, полевой шпат и др.).
Фарфоровые изделия
Отличительными признаками фарфора являются белый цвет, отсутствие пористости, прочность, термостойкость и химическая стойкость, которые - определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфоровая посуда имеет черепок, просвечивающий в лучах света.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 году бергмейстером Д. И. Виноградовым. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин фарфор в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала [28,21].
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твердого не твердостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге. Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д., и который отличается особой белизной и просвечиваемостью.
Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Он используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда) [45,18].
Фарфор бывает покрытый и непокрытый глазурями. Фарфор не покрытый глазурями называется «бисквитный фарфор». Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. Бисквитный фарфор нечасто встречается в посуде, (глянцевую глазурованую поверхность удобнее мыть) его матовая, шелковистая поверхность гораздо шире востребована в пластике. Чем качественнее фарфор, тем лучше он выглядит без глазури. Дорогие сорта мягкого фарфора, применяемые для художественных целей, в бисквите искрятся как рафинированный сахар, или свежевыпавший снег. Из тонированного пигментами бисквита делаются тела и лица фарфоровых кукол.
Фарфор сегодня декорируют несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.
Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия.
Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок, как их еще называют) проходит при 1200- 1350 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок [45,18].
Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.
Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая черная или коричневая жидкость, содержащая 8 - 12% золота для блестящей позолоты фарфора или 18 - 52% мелкой золотой пыли и химически растворенного золота для матовой позолоты фарфора. Во время обжига фарфора блестящая позолота начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки. Матовая позолота после обжига фарфора остается матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым "карандашом". Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске [27,25].
Фаянсом называют керамические крытые прозрачной глазурью изделия с водопоглощением от 9 до 12%; цвет фаянса может быть различным: преимущественно от светлых тонов до белого. Это плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики; применяется в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики (глазурованных белых и цветных плиток), санитарно- технических изделий [20,27].
Состав фаянсовых масс можно разделить на три группы: глинистый древний фаянс - из глины и молотого обожжённого кремня или кварца; известковый, или мягкий, фаянс (типичный средневековый) - из глины, обожжённых кремня или кварца и мергеля или мела; полевошпатовый, или твёрдый (steingut), - из глины, кремня или кварца и полевого шпата, впервые изготовленный в начале XVIII века в Германии. Фаянсы первых двух групп считаются мягкими, обладают довольно значительной пористостью, характеризующейся водопоглощением 19-22%. Фаянс третьей группы твёрдый, имеет гораздо меньшую пористость (водопоглощение 9-12%), ему предшествовал в Германии 1526 года мягкий фаянс [17,108].
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Этому способствовал расцвет ремёсел в предыдущие века. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году и принадлежал купцу первой гильдии Афанасию Гребенщикову. В 1752 году в Петербурге был открыт Казённый фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский завод (Кузнецовский). Крупнейшим фаянсовым предприятием своего времени (1789 год) стал Казенный Киево-Межигорский фаянсовый завод. Существовали и другие производства, сведения о которых весьма кратки.
Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85%, температура обжига была 950-960 °С, такой фаянс покрывали цветной и глухой глазурью. Этот фаянс характеризовала высокая пористость по водопоглощению (19-20%) и малая механическая прочность.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4% мела, MgCO., и доломит, а также повышение температуры обжига на 20-40 °С может устранить цек. Обычно многие фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объёма через два-три года [42,33].
Майолика – это изделия
из цветной обожжённой глины с
крупнопористым черепком, покрытые глазурью;
им свойственны массивность форм,
плавная текучесть силуэта, яркий
блеск полив, контрастные сочетания
цветов [49,129]. Блюда, вазы, аптекарские
банки, различная посуда для домашнего
употребления и комнатного убранства,
архитектурные украшения и
Название майолика произошло от острова Майорки (Maiolica - имя о-ва, смягченное итальянским народным произношением) откуда в 1115 г., были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в борьбе с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства Майолики [53,109] . Кроме этих образцов, между которыми особенно замечательны вазы и блюда, орнаментированные чаще всего немного цветными узорами и отсвечивающие на своей поверхности металлическим отблеском стали или меди, на развитие Майолики несомненно имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии, занесенные в Италию через сношения ее торговых городов с Сицилией и Востоком.