Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа
Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.
Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69
27 Логинов, В. М. «Гжель» - наукоград керамики России / В. М. Логинов // Аккредитация в образовании. 2007. N 14: Апрель. С. 25-27.
28 Маклашевский, А.И. Технология художественной керамики / А. И. Маклашевский. СПб, 1981. 372 с.
29 Малевская-Малевич, М.В. Керамика западнорусских городов X-XIII вв. / М.В. Малевская-Малевич. СПб.: Нестор-История, 2005. 160 с.
30 Малолетков, В. А. Керамика / В. А. Малолетков. М.: Юный художник, 2004. 33 с.
31 Малолетков, В. А. Керамика : Советы начинающим. Ч.1. / В. А. Малолетков. М., 2000. 32 с.
32 Менчикова, Н. Будет продолжаться дымковская сказка... Нинель Скурихина / Н. Меньшикова // Русская галерея - XXI век. 2009. N 7. С. 59-63.
33 Менчикова, Н. Ветка дымковского древа / Н. Меньшикова // Русская галерея - XXI век. 2008. N 3. С. 53-58.
34 Мокунев, Д. Народные промыслы - душа народа / Д. Мокунев // География для школьников. 2009. N 2. С.36-41.
35 Монахов, С. Ю. Греческие амфоры в Причерноморье : Комплексы керамической тары YII-II до н.э. / С.Ю. Монахов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 680 с.
36 Моран, А. История декоративно-прикладного искусства / А. Моран. М.: Искусство, 1982. 577 с.
37 Мухотина, Н. А. Гжель : историко-культурные традиции промысла и формирование личности художника / Н. А. Мухотина // Изобразительное искусство в школе. 2008. N 2. С. 45-51.
38 Неклюдова, О. Судьба скопинской керамики / О. Неклюдова // Хроники краеведа. 2009. N 1. С. 59-63.
39 Николаева, Т. Уральская сказка Галины Медведевой /Т. Николаева // Народное творчество. 2008. N 2. С. 64-68.
40 Отрощенко, А. Гжель: 600 лет русской истории / А. Отрощенко Отечество. 2011. N 2. С. 28-30.
41 Платонова, Н. Нетипичная гжель / Н. Платонова // Юный художник. 2005. N 3. С. 22-46.
42 Поверин, А.И. Гончарное дело : Чернолощеная керамика / А. И. Поверин. М.: Культура и традиции, 2002. 117 с.
43 Повитков, Г.Ф. Технология производства керамики : (Огнеупорные материалы и изделия): Учеб. пособие для вузов / Г.Ф. Повитков. Саратов: Изд-во СГТУ, 2004. 66 с.
44 Приходько, З. М. Синенький скромный цветочек. Изготовление гжельской композиции / З.М. Приходько // Дополнительное образование и воспитание. 2010. N 7. С. 52-59.
45 Проблемы развития промыслов художественной керамики : Сб. науч. тр. / НИИ худож. пром-сти. М. НИИХП, 1987. 122 с.
46 Ульянова, Н. Б. Народные художественные промыслы России. Керамика гжели / Н.Б. Ульянова // География в школе. 2008. N 6. С.32-37.
47 Уткин, П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы / П.И. Уткин, Н.С. Королева. М.: Высш. школа, 1992. 159с.
48. Фалалеева, Л. С. Дымковская игрушка: каталог выставки / Л.С. Фалалеева. М. : Сов. художник, 1990. 23с.
49 Химическая технология керамики: учеб. пособие для вузов / под ред. Гузмана, И. Я. М.: РХТУ им. Д. И. Мендилеева: Стройматериалы, 2003. 496 с.
50 Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея: каталог / Авт.-сост. Григорьева0 Н.С. - Л. : Искусство. Ленингр. отделение, 1987. 149с.
51 Шпикалова, Т. Я. Дымковская игрушка: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Т. Я. Шпикалова. М. : Мозаика-Синтез, 1999. 24 с.
52 Этрусская художественная керамика : Проспект выставки. Л., 1990. 18 с.
53 Эткин, Д. Керамика для начинающих : создание, декорирование и обжиг изделий из глины / Д. Эткин; пер. с англ.: Е. В. Петровой, Ю. В. Устиновой; гл. ред. Т. И. Хлебникова; ред.: О. Е. Волынцева, Л. В. Семенова. М.: АРТ - РОДНИК, 2006. 128 с.
Методические материалы
Комбинированный урок на тему «Искусство Гжели»
(Школа искусств)
Тема 3-ей четверти: Русское народно-прикладное творчество
Тема урока: Искусство гжели
Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве
Задачи:
Материалы и оборудование:
Для учителя:
Иллюстративный ряд:
Для обучающихся:
План урока.
Ход урока
Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Объявление темы урока. Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями работы мастеров Гжели и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика.
- Как еще украсил художник чайник и сахарницу? (Ручка у крышки в виде птицы)
- Данное украшение называется лепнина.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая.
- Что напоминают вам эти часы? (Теремок. Из окон теремка выглядывают все герои сказки).
Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
“
Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает около 30 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге.
Самое первое упоминание
о Гжели встречается в
- Что сейчас, по вашему мнению, изготавливают гжельские мастера?
В настоящее время все изделия Гжели можно четко разделить на две группы: посуду и малую пластику. Сюжеты: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок.
Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.
- Какие цвета используют гжельские мастера в росписи изделий? (Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки).
Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.
Учитель выполняет педагогический рисунок, комментируя свои действия:
У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”.
Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки.
“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.
Обучающиеся украшают
трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской
розой и декорирующими
Вот они! Удивительно
бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Решите в группе как вы будите расписывать трафареты, чтобы получился сервиз.
Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ коллективных работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке. На доске написаны вопросы:
Выставляются оценки за работу на уроке.
Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).