Гжельская художественной керамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.

Содержание работы

Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69

Файлы: 1 файл

диплом керамика.docx

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Роспись дымковских игрушек  не менее значительна в художественном отношении, чем лепка. Сочетание  цветных горохов, клеток, полос, овалов и т. д. бесконечно разнообразно по масштабам, ритму, колориту, и каждая игрушка по-своему привлекательна, эмоциональна. Как правило, преобладает теплая гамма — красные, желтые, оранжевые цвета, которые еще усиливаются от соседства с синим, голубым. И в такой звучной расцветке удается достигать удивительной гармонии, чему помогает и присутствие нейтральных строгих белого и черного цветов, и сочетание пестрого орнамента со сплошной окраской, и перекличка одноцветных поверхностей с элементами узора, и ритмическая закономерность размещения цветов. Во всем проявляется большое традиционное искусство [1,44].

Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера  лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки  людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально  игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие  погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла  на светлой поверхности сосуда или  игрушки чёрный кружевной узор. Изготавливались  и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В росписи  фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние  орнаментальные мотивы [5,54].

Если для каргопольских игрушек свист не характерен, то в селе Абашево Пензенской области преобладают свистульки. Птицы, коровы, бараны, олени, козлы и т. д. с непомерно длинными шеями горделиво несут свою увенчанную золотыми рогами, гребнем или венчиком голову. Каждая фигурка покрыта цветным масляным лаком, одни — темно-красным, другие — более спокойным зеленым, синим или коричневым. Поверхность фигурок украшают налепы, изображающие оперение птиц или шерсть животных; но наносятся они не сплошь, а только на передней части фигуры и подчеркиваются золотой или серебряной краской. Изящество силуэта, статность постановки характерны для абашевских игрушек.

В XIX- начале XX веков характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным  орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX веков существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. [6,93] Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, различаясь в зависимости от образовательных свойств черепка и калильного жара. Большинство из них удерживается и по сей день.

Кроме народных промыслов  существовало и еще одно направление керамики – светская линия. Наиболее значительным периодом в истории развития русской керамики был XVIII век – век напряжённых технических и художественных исканий, интересных находок и изобретений. В 40-х гг. XVIII века стали выпускать русскую посуду с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора.

В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более  простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII веке, позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство [11,108].

В XVIII веке русские мастера  овладели техникой изготовления фаянса, но важнейшим достижением русского керамического дела явилось освоение фарфорового производства. В России изделия из китайского фарфора были известны с XVI века. При Петре I были сделаны безрезультатные попытки выведать секрет у китайских мастеров. Над изысканием фарфоровых составов работали М.В. Ломоносов и керамист И.А. Гребенщиков, но открыл состав фарфора из отечественного сырья и разработал технологию его производства талантливейший учёный-технолог Д.И. Виноградов.

Первый в России Императорский  фарфоровый завод был основан  в 1744 г. Это был один из первых в  Европе заводов твёрдого фарфора. Д.И. Виноградов работал на заводе с самого его основания. В начале 1747 г. он получил первые результаты, в 1748 г. были созданы экспериментальные образцы. В дальнейшем с деятельностью этого завода было тесно связано развитие отечественного художественного фарфора [11,109].

Продукция его, предназначавшаяся  в основном для двора и высшей знати, отличалась изысканностью форм и росписей, высоким мастерством  исполнения, техническим совершенством. Вначале здесь изготовлялись  лишь небольшие предметы с миниатюрной  живописью – чайные чашки, флакончики для духов, броши, курительные трубки и др. Особенно много делалось табакерок, очень модных в быту того времени. Они были чрезвычайно разнообразны по форме и декору – «круглые», «долговатые», «овалистые», «наподобие юбки», в манере раковины, с тайниками и различными забавными надписями. Для изделий этого периода – середины XVIII века – характерно изящество силуэтов и пропорций, живопись и узорность росписей. Стиль рококо, распространенный в европейском фарфоре тех лет, был воспринят русскими мастерами творчески, по-своему. Их изделия отличались значительно большей простотой и ясностью композиций.

В последней трети XVIII века искусство фарфора на Императорском  заводе достигает высшего расцвета. Вполне освоенная техника производства позволяла делать более сложные  и крупные вещи. Посуда стала разнообразнее  по формам и разделкам, чем прежде. В росписи широко использовались цветочные мотивы, в большинстве  случаев на белом фоне. Изготовлялись  богатые сервизы, вазы, ажурные корзиночки с лепными цветами, настольные скульптуры [6,31].

Интереснейшими произведениями декоративного искусства стали  чайные, кофейные и столовые сервизы. Были сервизы для одного человека, называющиеся «солитер» или «эгоист», для двух – «тет-а-тет», столовые сервизы, состоявшие из различных сосудов, число которых достигало нескольких сотен тарелок, соусников, мисок, солонок и т.д. Причём большие сосуды нередко принимали формы ваз, поднимались на особые пьедесталы – поддоны, позволяющие им господствовать на столе над окружавшими их более мелкими предметами. Парадные сервизы имели обычно и специальные настольные украшения – подлинные декоративные сооружения, включавшие оригинальные скульптурные композиции. Таким образом, создавался сложный художественный ансамбль, объединявший посудные формы, скульптуру и живопись в декоративное целое [11,125].

В начале XX века керамика все  чаще стала применяться в архитектуре  в виде плоских облицовочных плиток, белых или цветных, иногда с вычурным слабо намеченным орнаментом. Употребление плоских стандартных плиток в  облицовке сводит на нет роль керамики как материала для выразительных  декоративных решений; уделяется внимание лишь ее утилитарным качествам: дешевизне, долговечности.

Таким образом, керамическими  называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками  и обожженные до камнеподобного состояния. В зависимости от основного исходного сырья, дополнительных компонентов и техники изготовления получают терракоту, фаянс, майолику, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду, способам декорирования, качеству черепка.

Керамическое  производство относится к числу  наиболее древних на земле, получившее распространение в странах Европы, Азии, Африки, Америки. Археологические  раскопки на территории нашей страны свидетельствуют о владении керамической техникой уже в III тыс. до н.э. Существует разделение керамических изделий по черепку на фарфор, фаянс, майолику и терракоту. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями- эмалями. Терракота – это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями. Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Своего подъема керамическое производство на Руси достигло в XVII -  XVIII веках, когда складываются основные народные керамические промыслы: скопинская, гжельская, дымковская, каргопольская, филимоновская керамика, развивается его светская линия.

 

 

 

 

 

 

 

II. Гжельский народный  промысел

2.1. История развития и  технология производства  гжели

 

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел в России –  подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где жило много народных умельцев, создававших прекрасные гончарные изделия.

Впервые местность Гжель  упоминается в духовной грамоте  Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. Уже с тех времен известны первые гончарные изделия.

В XVII веке крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же XVII века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарских сосудам» [26,42].

В 1710 Гжельская волость  была приписана к Аптекарскому приказу  «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора — порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов и А. Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс. пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Д. И. Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее» [22,199]. Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Д. И. Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин.

В самой Гжели работало много мастеров, некоторое время  обучавшихся на заводе А. Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык  у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия  в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.

В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «... на фасон заморских самолутчей доброты» [16,31].

В произведениях  майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или  на передней плоскости кольцевидного  тулова квасника изображалась гордо  выступающая птица типа журавля  или цапли – тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например, дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски – все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни:  женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д.

Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

В XVIII веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. В начале XIX века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. И как высшее достижения керамического искусства – с 1806 года – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовали гжельцы, образное содержание, композиционные приёмы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале XIX века. Фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок [16,35].

Информация о работе Гжельская художественной керамики