Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:26, дипломная работа
Целью данной работы является изучение гжельского керамического промысла.
Поставленная цель определила следующие задачи дипломной работы:
- изучить виды и технику изготовления керамики;
- рассмотреть историю возникновения керамики и основные исторические центры;
- раскрыть историю и технологию производства гжели;
- охарактеризовать художественное оформление гжельских изделий.
Введение 3
I.Керамическое искусство 6
1.1 Виды керамики и техника ее изготовления 6
1.2.История возникновения керамики и основные исторические центры 17
II. Гжельский народный промысел 32
2.1. История развития и технология производства гжели 32
2.2. Художественное оформление гжельских изделий 45
Заключение 57
Список использованных источников 58
Приложение А 63
Приложение Б. Иллюстративные материалы 69
Роспись дымковских игрушек
не менее значительна в
Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы [5,54].
Если для каргопольских игрушек свист не характерен, то в селе Абашево Пензенской области преобладают свистульки. Птицы, коровы, бараны, олени, козлы и т. д. с непомерно длинными шеями горделиво несут свою увенчанную золотыми рогами, гребнем или венчиком голову. Каждая фигурка покрыта цветным масляным лаком, одни — темно-красным, другие — более спокойным зеленым, синим или коричневым. Поверхность фигурок украшают налепы, изображающие оперение птиц или шерсть животных; но наносятся они не сплошь, а только на передней части фигуры и подчеркиваются золотой или серебряной краской. Изящество силуэта, статность постановки характерны для абашевских игрушек.
В XIX- начале XX веков характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX веков существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение. В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. [6,93] Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, различаясь в зависимости от образовательных свойств черепка и калильного жара. Большинство из них удерживается и по сей день.
Кроме народных промыслов существовало и еще одно направление керамики – светская линия. Наиболее значительным периодом в истории развития русской керамики был XVIII век – век напряжённых технических и художественных исканий, интересных находок и изобретений. В 40-х гг. XVIII века стали выпускать русскую посуду с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора.
В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII веке, позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство [11,108].
В XVIII веке русские мастера овладели техникой изготовления фаянса, но важнейшим достижением русского керамического дела явилось освоение фарфорового производства. В России изделия из китайского фарфора были известны с XVI века. При Петре I были сделаны безрезультатные попытки выведать секрет у китайских мастеров. Над изысканием фарфоровых составов работали М.В. Ломоносов и керамист И.А. Гребенщиков, но открыл состав фарфора из отечественного сырья и разработал технологию его производства талантливейший учёный-технолог Д.И. Виноградов.
Первый в России Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 г. Это был один из первых в Европе заводов твёрдого фарфора. Д.И. Виноградов работал на заводе с самого его основания. В начале 1747 г. он получил первые результаты, в 1748 г. были созданы экспериментальные образцы. В дальнейшем с деятельностью этого завода было тесно связано развитие отечественного художественного фарфора [11,109].
Продукция его, предназначавшаяся в основном для двора и высшей знати, отличалась изысканностью форм и росписей, высоким мастерством исполнения, техническим совершенством. Вначале здесь изготовлялись лишь небольшие предметы с миниатюрной живописью – чайные чашки, флакончики для духов, броши, курительные трубки и др. Особенно много делалось табакерок, очень модных в быту того времени. Они были чрезвычайно разнообразны по форме и декору – «круглые», «долговатые», «овалистые», «наподобие юбки», в манере раковины, с тайниками и различными забавными надписями. Для изделий этого периода – середины XVIII века – характерно изящество силуэтов и пропорций, живопись и узорность росписей. Стиль рококо, распространенный в европейском фарфоре тех лет, был воспринят русскими мастерами творчески, по-своему. Их изделия отличались значительно большей простотой и ясностью композиций.
В последней трети XVIII века искусство фарфора на Императорском заводе достигает высшего расцвета. Вполне освоенная техника производства позволяла делать более сложные и крупные вещи. Посуда стала разнообразнее по формам и разделкам, чем прежде. В росписи широко использовались цветочные мотивы, в большинстве случаев на белом фоне. Изготовлялись богатые сервизы, вазы, ажурные корзиночки с лепными цветами, настольные скульптуры [6,31].
Интереснейшими произведениями декоративного искусства стали чайные, кофейные и столовые сервизы. Были сервизы для одного человека, называющиеся «солитер» или «эгоист», для двух – «тет-а-тет», столовые сервизы, состоявшие из различных сосудов, число которых достигало нескольких сотен тарелок, соусников, мисок, солонок и т.д. Причём большие сосуды нередко принимали формы ваз, поднимались на особые пьедесталы – поддоны, позволяющие им господствовать на столе над окружавшими их более мелкими предметами. Парадные сервизы имели обычно и специальные настольные украшения – подлинные декоративные сооружения, включавшие оригинальные скульптурные композиции. Таким образом, создавался сложный художественный ансамбль, объединявший посудные формы, скульптуру и живопись в декоративное целое [11,125].
В начале XX века керамика все
чаще стала применяться в
Таким образом, керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. В зависимости от основного исходного сырья, дополнительных компонентов и техники изготовления получают терракоту, фаянс, майолику, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду, способам декорирования, качеству черепка.
Керамическое
производство относится к числу
наиболее древних на земле, получившее
распространение в странах
Своего подъема керамическое производство на Руси достигло в XVII - XVIII веках, когда складываются основные народные керамические промыслы: скопинская, гжельская, дымковская, каргопольская, филимоновская керамика, развивается его светская линия.
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел в России – подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где жило много народных умельцев, создававших прекрасные гончарные изделия.
Впервые местность Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, затем — во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. Уже с тех времен известны первые гончарные изделия.
В XVII веке крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же XVII века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарских сосудам» [26,42].
В 1710 Гжельская волость
была приписана к Аптекарскому приказу
«для дела алхимической посуды». В 1744 попытались
проверить пригодность
В самой Гжели работало много мастеров, некоторое время обучавшихся на заводе А. Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы — подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся — не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.
В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда — тарелки, блюдца, супницы и др. — была «... на фасон заморских самолутчей доброты» [16,31].
В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли – тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например, дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски – все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д.
Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.
В XVIII веке к Гжели приходит слава крупного гончарного района, производящего художественную майолику. В начале XIX века в результате экспериментальных работ по созданию фарфора был получен так называемый «полуфаянс», роспись которого выполнялась синей смальтовой краской. И как высшее достижения керамического искусства – с 1806 года – освоен выпуск фарфора. Какой бы материал не использовали гжельцы, образное содержание, композиционные приёмы, художественно-стилевые особенности были типичны только для данного региона. Появившийся в начале XIX века. Фарфор отличается яркой многоцветной росписью с использованием золота, люстровых красок [16,35].