Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 03:51, реферат
Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного и современного танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.
1. Введение. Понятие «хореография» стр.3
2. Виды танца и их краткая характеристика стр.4
3. Общее представление о профессии балетмейстера стр.10
4. Список литературы и интернет источники стр.22
Негосударственное образовательное
Учреждение высшего профессионального
образования
«Институт Современного Искусства»
По дисциплине Искусство хореографа
Тема: Хореографическое искусство в нашей стране
Преподаватель :
Содержание
1. Введение. Понятие «хореография» стр.3
2. Виды танца и их краткая характеристика
3. Общее представление о профессии
балетмейстера
4. Список литературы и интернет источники стр.22
Введение.
Термин «хореография» (от греч. c horeia и graph, то есть «танец» и «пишу») впервые появился в обращении в начале XVIII века и использовался в его буквальном значении – как стенографическая запись танцевальных па.
Прошедшие столетия изменили смысл термина: сегодня хореография – это танцевальное искусство во всех его проявлениях от современного танца до балета, или собственно искусство сочинения танца, в котором с помощью условных выразительных движений создается полноценный художественный образ.
Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного и современного танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные танцы. Описания танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов.
Виды танца и их краткая характеристика.
Хореография имеет четыре основных раздела : а) бытовой (или, как мы еще называем его, бальный) танец; б) народный танец; в) современный танец; г) классический балет.
Историко-бытовые танцы.
Исторические танцы — общее название для танцевальных композиций прошлых эпох, которые с успехом исполняются и в настоящее время.
Историко-бытовые танцы в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов: музыке, одежде танцующих, религиозными обрядами, играми и трудовыми процессами.
Влияние бытового танца на современную сценическую хореографию огромно. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.
Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Обычные люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.
Трудно назвать бытовые танцы XVI—XVII веков, которые не появлялись бы на сценических подмостках. Некоторые из них на многие десятилетия удерживались в профессиональном театре. Модный в XVI веке пасспье до 30-х годов XVIII столетия исполнялся артистками балета. Одна из крупнейших французских балерин Франсуаза Прево прославилась исполнением именно пасспье. Ряд танцев, навсегда исчезнув из салонов, обретал новую жизнь в балетном театре: сарабанда, шакон, павана, романеска и др.
Развитие бытовой и сценической хореографии в значительной мере связано с музыкой. При создании балетных партитур композиторы Люлли и Рамо, Иомелли и Глюк нередко использовали ритмы и мелодии бытовых танцев.
В историко-бытовой, как и в классической, хореографии пользуются французской терминологией. Французские термины в танцевальном искусстве утвердились давно. Уже в эпоху Возрождения Франция была страной с очень развитой танцевальной культурой. Она с необыкновенной быстротой опередила Италию, где в свое время были созданы первые ученые трактаты, посвященные танцу, откуда вышли первые знаменитые учителя танцев.
Народные танцы, попадая в аристократическое общество, нередко получали иные названия. По-другому именовались отдельные фигуры, движения, видоизмененные согласно придворному этикету. Иногда танец называли по одному из его движений. Менуэт получил свое название от маленьких шагов (pas menus) грациозной сельской пляски местечка Пуату.
Во второй половине XVII века сценический танец уже оперировал множеством канонических поз и движений, в своей первоначальной форме заимствованных из народного или бытового танца.
В историческом танце balance — не только покачивание из стороны в сторону. В учебнике И. Кускова под balance подразумевается реверанс, который в соединении с pas grave получил название balance menuet; в танце вольта одна из восмитактовых фигур именуется balance. В некоторых бытовых танцах XVIII столетия приходится встречаться с огромным количеством названий, прочно вошедших в азбуку классического танца.
Народные танцы, давшие жизнь всем формам хореографического искусства, жили в изустной передаче из поколения в поколение. Тенденция освещать исключительно танцы своей эпохи начинается с Антониуса де Арена, который «дает список шестидесяти бассдансов, излюбленных в его время, и сообщает указания, как их разучивать и танцевать» (Лисициан С. Запись движения (кинетография). М., 1840, с. 16.).
Классификация и периодизация бальных танцев очень затруднены. Дело в том, что многие из них, будучи принадлежностью какой-либо одной народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились модными. Так было с менуэтом, гавотом, полонезом, контрдансом, вальсом, полькой, мазуркой. Правда, в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам и привычкам. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали свой отпечаток на исполнение.
В России, например, церемониальные танцы XVIII века исполнялись более оживленно, чем в других странах, чопорный и степенный гросфатер нередко превращался в танец-игру, в менуэте не соблюдалось строгого чинопочитания, какое имело место во Франции. Даже вальс в различных странах получал разную интерпретацию.
Аристократическое общество воспринимало у народа не только отдельные танцевальные движения, но чаще всего сложившиеся хореографические формы. С ними и знакомились последующие поколения, так как именно эти, а не подлинные народные танцы были зафиксированы в пособиях, схемах, на рисунках и картинах.
Народный танец.
Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
Народное творчество является основой, на которой создается и развивается профессиональное искусство, источником, откуда черпались движения, фигуры, а зачастую и вполне сложившиеся танцевальные композиции. Танцы, лишенные народной основы, были недолговечны и скоро забывались.
Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушных зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.
В славянских танцах - от Балкан до России, несмотря на различия в языках, культуре, стилях жизни, очень много общих черт: кружения под руки, променады, воротца… Фигуры старинных русских хороводов и не менее старинной французской фарандолы во многом схожи. Элементы испанских, цыганских и андалузских танцев во многом напоминают шаги ирландской джиги. Вольта - предшественница вальса - танец французский, но шаги с поворотом дамы в паре появились в нескольких странах одновременно и сразу приобрели популярность. Исконный народный танец многих стран - хоровод. Старинные хороводные пляски продолжают жить во многих уголках земного шара, и каждый народ вносит в исполнение хороводных танцев изменения - национальную культуру и темперамент.
Интересно, что в развитии танца важную роль играл климат. Если вы собираетесь на поляне в мороз, что вы будете делать? Правильно, притоптывать. И двигаться быстро. Поэтому русские, ирландцы, другие славянские народы имеют характерные танцы с притопыванием и подскоками. (В испанских танцах тоже есть дроби, но нет таких подскоков). На морозе, конечно, можно двигаться и медленно, но только очень тепло одевшись. Теплая и соответственно тяжелая одежда порождает хороводы. Чем холоднее климат, тем теплее и тяжелее одежда, а потому и медлительней танец. Так, наш русский танец существенно различается на севере и юге. На севере больше "важничают", на юге двигаются легче и задорнее. Различные предметы и аксессуары также формируют определенные движения, которые затем исполняются и без данного предмета в руках. Например, траектории движения танца с веером можно проследить в танцах народов, использующих веер (испанские, японские и др.) и когда этот веер в руке отсутствует.
Огромную роль играют традиции, в том числе связанные с религией. В исламских странах женщины носят платки, паранджу, поэтому в танце мы видим закрывание шалью и платками лица, головы.
Кроме внутренних факторов, влияющих на формирование народного танца, есть и внешние - воздействие других национальных культур. Простое соседство или торговые отношения выливаются в некоторое взаимовлияние культур. Если одна страна находится под длительным гнетом другой, то некоторого смешения культур не избежать.
Народный танец в России популярен во многом благодаря ведущим ансамблям танца. Исполнение ими сложнейших узоров, рисунков и трюков привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого «продвинутым» народным танцем, который уже отличается от своих истоков.
Классический танец. Балет.
С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.
Самой сложной формой профессиональной хореографии является классический балет. Он основан на танце народном, который в свое время проник в салоны высшей знати. Разумеется, в первозданном виде он там исполняться не мог, так как вольная непосредственность его движений была чужда той среде. Попав туда, танец стал исполняться в совершенно иной манере, то есть «благородной», более сдержанной, иногда жеманной, даже напыщенной.
Развитие танцевальной техники в салонах пошло, естественно, по иному направлению, чем это происходило в народе : ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.
Из истории балета мы знаем, что первоначальными его исполнителями были сами придворные, а во Франции — даже король с королевой. Танцу тогда уделялось очень много внимания : обучение начиналось с детских лет, и, хотя танец тех времен по своей технике не шел в сравнение с тем, что стали исполнять позже профессионалы, уровень хореографических позиций любителей был достаточно высок.
Отсюда — уже один шаг для самоопределения собственно искусства балета: появились настоящие мастера танца — солисты и антураж для массовых сцен.
Классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга.
Привычное представление о классическом танце связано с внешним, традиционным обликом балерины: в белой пачке, трико и туфельках-пуантах с крепким носком, позволяющим танцевать «на пальцах».
Обязательным принципом классического танца является выворотность - основа исходных положений и поз. В классическом танце утверждено пять позиций ног и три позиции рук, строго установлены положения корпуса, головы, плеч, формы поз: en face (ан фас), croise (круазе), efface (эффасе), ecarte (экарте), т. е. основные, одновременные развороты корпуса, ног и рук по отношению к зрителям, а также развитие движений наружу: en dehors (ан деор) и внутрь: en dedans (ан дедан).
Схематизации подвергались все танцевальные движения: шаг, бег, повороты корпуса, переборы ног. Хаос движений приведен в порядок в классическом танце. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца.
Информация о работе Хореографическое искусство в нашей стране