Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 03:51, реферат
Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного и современного танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.
1. Введение. Понятие «хореография» стр.3
2. Виды танца и их краткая характеристика стр.4
3. Общее представление о профессии балетмейстера стр.10
4. Список литературы и интернет источники стр.22
Только полное понимание, творческая согласованность усилий композитора и балетмейстера способствуют созданию хореографического произведения, цельного по художественному замыслу, направленности, по музыкально-пластическому языку, по слитности видимого и слышимого образов.
Прежде чем композитор пишет музыку по замыслу драматурга, драматург, — обычно это балетмейстер, — создает композиционный план, или план-сценарий, как это иногда называется. Создание композиционного плана балета требует от балетмейстера, работающего над ним, знания не только законов хореографии, но и солидной осведомленности в области законов музыкальной драматургии, музыкальных жанров и форм. Это весьма существенно для выстраивания структуры танца, номера, композиции спектакля, распределения смысловых акцентов, кульминации, для видения нового хореографического произведения в целом и в отдельных его частях. Балетмейстер должен знать, как строится в музыке простая двухчастная, трехчастная формы, рондо, вариации, сонатное аллегро. Выдающийся русский балетмейстер М. Фокин, чрезвычайно тонко чувствующий стиль и характер музыкального произведения, придавал большое значение процессу совместной работы композитора и балетмейстера. «...Наиболее увлекательным, — писал он, — является система совместного творчества балетмейстера и композитора, когда два художника вместе вырабатывают смысл каждого момента музыки. Конечно, для этого нужно взаимное понимание, нужно, чтобы один другого зажигал своей фантазией. Тогда два мира: мир пластических видений и мир звуковых образов постепенно сближаются, пока не сольются в одно целое».
Так же создание хореографического произведения требует творческого труда, таланта не только балетмейстера и актеров, не только композитора, но и художника. Балетмейстер знакомит художника с сюжетом спектакля, описывает время и место действия, какими они ему представляются, объясняет идею произведения, обрисовывает основные образы героев, как они будут развиваться в ходе спектакля, высказывает свои соображения по поводу планировки сцены. Важно, чтобы художник проникся замыслом балетмейстера и, развивая его, предложил свое изобразительное решение спектакля. О необходимости тесного сотрудничества балетмейстера и художника писал еще Ж. Ж. Новерр: «Не зная, как следует содержания произведения, художник-декоратор легко впадает в ошибки; он не советуется с автором, а пишет декорации, следуя лишь собственным представлениям, нередко превратным, которые мешают ему достигнуть правдоподобия, требуемого от декорации... Каждый народ имеет свои законы, нравы, обычаи, особенности, обряды, каждая нация отличается своими вкусами, своей архитектурой и собственной манерой в искусстве. Искусный художник должен уметь охватить все это многообразие. Кисти его надо быть верной природе; если она оказывается неспособной передать характер той или иной страны, художник перестает быть правдивым и теряет право на успех. Рисовальщик костюмов никого ни о чем не спрашивает, и нередко случается, что обычаи, нравы и одежды какого-нибудь древнего народа приносятся в жертву сегодняшней моде либо капризу знаменитой танцовщицы или певицы. Декорация, какого бы рода она ни была, есть большая картина, на фоне которой размещаются фигуры. Актрисы и актеры, танцовщики и танцовщицы являются персонажами, которые должны придать ей вид и приукрасить ее. Но для того, чтобы эта картина нравилась, необходимо, чтобы правильные пропорции блистали равномерно в различных ее частях. Когда декорация будет сделана для костюма, а костюм для – декорации, то полнота очарования спектакля будет достигнута».
Итак, сценографическое решение балетного, как, впрочем, и любого другого, спектакля является составной частью художественного целого. Оговорив основной принцип решения спектакля, художник и балетмейстер переходят к детальному обсуждению планировки сцены, решению каждого эпизода, костюмов.
Совместная работа балетмейстера и художника — важный компонент в создании хореографического произведения. Его успех во многом зависит от их взаимопонимания, общности идейно-творческих позиций.
Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности — создать художественный образ.
Создание образа — процесс сугубо индивидуальный у каждого художника, общее же в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни, причем не только окружающей, но и прошлой, для чего тщательно изучают всевозможные материалы. Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник, в нашем случае — балетмейстер, вырабатывает свое суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы — создания хореографического произведения. Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Для верного решения сценического образа, для того, чтобы этот образ раскрывал идею произведения, режиссер должен знать и верно отразить историческую обстановку. Балетмейстер, работая над образом героя, должен продумать его историю, биографию. Не только то, что с ним будет происходить на сцене, но и то, что было с ним до этого и что будет потом. Автор только тогда добьется убедительного художественного результата, если сделает поведение своего героя логичным, правдивым, естественным.
В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее «слово», наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли. Именно через пластику, через танцевальный язык воспримет зритель замысел балетмейстера. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Все это придает действующему лицу те или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться. Несмотря на условность хореографического жанра, балетмейстер и артисты должны добиваться правды сценического образа, поскольку воздействие произведения на зрителя возможно лишь в том случае, если зритель будет верить в происходящее на сцене.
Хореографическое произведение — это сплав танца и пантомимы. Соотношение танца и пантомимы зависит от задач, которые ставит перед собой хореограф, от их художественного решения. Причем пантомима в хореографическом произведении отличается от цирковой и от пантомимы, как самостоятельного жанра. Таким образом, балетмейстер-сочинитель должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, мастерством режиссерского построения мизансцены, умением создавать драматургию хореографического произведения, так как иначе он не сможет в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения, не сможет раскрыть свой замысел. Творчество балетмейстера-сочинителя сродни творчеству композитора или поэта, разница в том, что каждый из них сочиняет произведение, пользуясь языком своего искусства.
Балетмейстер-сочинитель сам является автором балета, сочинителем всего хореографического текста, а затем уже и постановщиком его на сцене. Принято говорить — балетмейстер-постановщик, подразумевая под этим балетмейстера-сочинителя. Но балетмейстер-постановщик — это тот, кто ставит артистам уже сочиненное произведение. Значит, балетмейстер-сочинитель — это тот, кто сочиняет балет или танец, а постановщик — это тот, кто показывает это сочинение артистам. Разумеется, чаще всего эти два типа балетмейстера объединяются в одном лице. Работа балетмейстера-постановщика заключается в том, что он должен безукоризненно знать произведение, которое собирается ставить, тщательно изучить замысел балетмейстера-сочинителя, постичь образный строй произведения, хореографический текст, композицию танцев, мизансцены, характер исполнения движений, чтобы суметь передать все это исполнителям.
В создании номера или балета все имеет значение: и деятельность балетмейстера, сочинившего его, и труд исполнителя, и работа балетмейстера-репетитора. Работа балетмейстера-репетитора — тоже творческая. От того, как будет номер отрепетирован, зависит, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел сочинителя, что, в свою очередь, влияет на то, как танцевальный номер или спектакль будет воздействовать на зрителя.
Балетмейстер-репетитор, как правило, присутствует на постановочных репетициях. Если номер или балетный спектакль создается заново, то он присутствует при всей постановочной работе, которую проводит балетмейстер-сочинитель. Если, например, ставится уже поставленный ранее или в другом месте спектакль, то балетмейстер-репетитор, присутствуя на репетициях постановщика, учит хореографический текст, мизансцены, изучает стиль, характер сочинения. Нередко бывает, что балетмейстер- репетитор помогает балетмейстеру-сочинителю в выборе того или иного исполнителя.
Балетмейстер-репетитор должен не только отработать с исполнителями движения, но и раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Он так же обязан выявить почерк создателя хореографического произведения, его индивидуальную манеру. Балетмейстер-репетитор должен ясно представлять конечную цель своей работы, четко определить ее задачу и, исходя из нее, наметить такую последовательность и методику репетиционной работы, которая способствовала бы наиболее быстрому и качественному ее завершению. Балетмейстер-репетитор должен быть и педагогом: ему нужно уметь распределить силы исполнителей, распланировать нагрузку в процессе занятий так, чтобы избежать перенапряжения мышц, что может привести к травмам. Для этого технически сложные эпизоды необходимо чередовать с легкими или работу с одной группой исполнителей сменять работой с другой. Работа балетмейстера-репетитора чрезвычайно ответственна и важна. Он ближайший помощник балетмейстера — создателя произведения, от него во многом зависит успех постановки.
Роль и место балетмейстера в процессе создания нового балета станут совершенно ясными, когда мы проследим этот процесс. Состоит он из пяти звеньев единой, неразрывной цепи. И хотя каждое из этих пяти звеньев — самостоятельный и сложный творческий процесс, в то же время все они находятся в органической связи друг с другом.
Первое звено — это возникновение у драматурга (или у самого балетмейстера) идеи — темы будущего спектакля и воплощение ее в программе. Программа должна быть составлена по законам драматургии и содержать изложение сюжета — событий, происшедших в определенное время, в определенных условиях,— с обозначением и описанием места, времени и характера действия, перечисление и развернутые характеристики всех основных действующих лиц.
Вторым звеном является композиционный план или музыкально-хореографический сценарий, который создается балетмейстером для композитора. Прежде чем приступить к составлению композиционного плана, балетмейстер проделывает большую подготовительную работу по изучению всех необходимых для этого материалов.
Третье звено – это получение композиционного плана композитором. Он приступает к сочинению музыки, консультируясь в процессе этой работы с балетмейстером.
Четвертое звено включает в себя весь период сочинения балета, всех его танцев и сцен, вернее, спектакля в целом с галереей художественных образов, которые существуют и действуют в атмосфере конкретной исторической эпохи. И это все — и танцы, и сольные и массовые сцены, и образное видение декораций и костюмов, и световая партитура — входит в понятие синтетический спектакль.
Пятое звено — постановка всего сочинения в репетиционных залах, показ и разучивание с солистами их партий, а с артистами кордебалета — массовых танцев и сцен. Завершающий этап этой работы — репетиции на сцене с оркестром, в декорациях, костюмах, гриме и с освещением. И как результат всего творческого процесса — встреча со зрителями на премьере.
Заключение.
Работая над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом народного, классического, историко-бытового, современного бального танцев, он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера.
«Какими качествами должен обладать балетмейстер, какими знаниями должен он владеть? Конечно, главное – это дарование. Но без знаний дарование бесполезно… Стало быть первое и самое главное для балетмейстера – высокая степень культуры. Чем выше окажутся его общие знания, тем выше художественный уровень его произведений…» (Ф. Лопухов).
Список литературы
«Искусство», Москва 1989г.
Интернет источники
http://www.fiziolive.ru/html/
Информация о работе Хореографическое искусство в нашей стране