Художественные направления и течения в современном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:52, реферат

Описание работы

Мы живём в современном мире, который влияет на все сферы нашей жизни. Люди с древних времён старались украсить свой повседневный быт, так и возникло искусство. С развитием общества искусство тоже меняется, оно отражает эпоху.
Во время обучения на художествено-графическом факультете я узнала много различных стилей в современном искусстве, которые привлекли моё внимание. Захотелось узнать о них больше.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………..3
Предисловие…………………………………………………………3
Абстракционизм……………………………………………………..5
Авангардизм…………………………………………………………7
Боди-арт……………………………………………………………...8
Видео-арт……………………………………………………………..9
Граффити…………………………………………………………..10
Инсталляция………………………………………………………..11
Кинетическое искусство…………………………………………...12
Кубизм………………………………………………………………13
Оп-арт………………………………………………………………14
Орфизм……………………………………………………………..15
Поп-арт……………………………………………………………..16
Пуризм……………………………………………………………...17
Футуризм…………………………………………………………19
Хэппенинг………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 2.86 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….2
  2. Основная часть……………………………………………………………..3
    1. Предисловие…………………………………………………………3
    1. Абстракционизм……………………………………………………..5
    2. Авангардизм…………………………………………………………7
    3. Боди-арт……………………………………………………………...8
    4. Видео-арт……………………………………………………………..9
    5. Граффити…………………………………………………………..10
    6. Инсталляция………………………………………………………..11
    7. Кинетическое искусство…………………………………………...12
    8. Кубизм………………………………………………………………13
    9. Оп-арт………………………………………………………………14
    10. Орфизм……………………………………………………………..15
    11. Поп-арт……………………………………………………………..16
    12. Пуризм……………………………………………………………...17
    13. Футуризм…………………………………………………………19
    14. Хэппенинг………………………………………………………….20
  1. Заключение………………………………………………………………..22
  1. Список литературы………………………………………………............23
  2. Приложение……………………………………………………………....24

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

Введение

 Мы живём в современном мире, который влияет на все сферы нашей жизни. Люди с древних времён старались украсить свой повседневный быт, так и возникло искусство. С развитием общества искусство тоже меняется, оно отражает эпоху.

 Во время  обучения на художествено-графическом  факультете я узнала много различных стилей в современном искусстве, которые привлекли моё внимание. Захотелось узнать о них больше.

 Поэтому  меня заинтересовала тема современного  искусства. Своё будущее я собираюсь связать со сферой искусства, для этого я должна знать, какие черты характерны искусству и какие стили и техники существуют на современном этапе, чтобы научится их применять и различать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Предисловие

XX век –  век острых противоречий, глубоких социальных конфликтов и разочарований и вместе с тем надежд человечества, век настойчивых исканий новых, более совершенных путей развития общества. Он принес с собой глубокие изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе идеологии, культуре, искусстве. В сознание человека вошла мысль о катастрофичности бытия, а искусство воспринималось на фоне социальных потрясений и научных открытий. Стремление запечатлеть особый характер современной жизни с ее динамикой общественных событий, конфликтами и противоречиями, напряженностью человеческих чувств и переживаний приводит к тесной связи искусства с действительностью.

 Никогда раньше живопись, скульптура и графика не были столь тесно и непосредственно связаны с реальной жизнью, никогда раньше не проявлялась в них так ясно критическая направленность, отрицание всего и вся, никогда раньше борьба нового со старым не приобретала столь резкого и непримиримого характера. Бурно развивающееся искусство утрачивало свою прежнюю стилевую цельность, его развитие становилось все более неравномерным, скачкообразным, творческое взаимодействие отдельных видов искусства нарушалось, возрастали индивидуалистические тенденции. Как в прежние времена, так и в XX веке художественные стили тесно связуются со смыслами эпохи, с ее мифологией. Очевидно, что место мифа в искусстве Новейшего времени занимает научно-технический прогресс, заставивший художников отказаться от привычного взгляда на мир.

 Наука пересмотрела большую часть "непреходящих истин" Нового времени, а также изменила отношение к гуманистическим ценностям эпох Возрождения и Просвещения. Отныне человек сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн, тоталитарных режимов, атмосфере катастроф, где достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром. Распалась гармоничная картина мира, а за ней и гармоничная композиция в искусстве. Каждый стал искать свой выход: одни – в продолжении культурной традиции прошлого, вторые, третьи – в обретении утраченных связей с природой, в научно-технической революции, в нигилистическом самоутверждении.

 Поиски новых путей, экспериментирование и революционное преобразование, многоликость, разнообразие и контрастность творческих исканий – отличительные особенности искусства ХХ-ХХI веков. Искусство начала XX века все настойчивее отходит от принципа жизнеподобия формы. Первыми в этом направлении пошли кубисты, деформировавшие натуру, разложив ее на простые геометрические формы. Их сменили футуристы, воспевающие динамизм жизни и красоту скорости; орфисты, ищущие гармонию в цветовых сочетаниях; пуристы, пропагандирующие машинную эстетику.

 Но основным течением первой половины XX столетия становится абстракционизм, полностью отошедший от передачи реального мира, предметной достоверности, отрицающий объективное существование мира и утверждающий стихийно-импульсивное самовыражение художника. Абстрактное искусство – это искусство без распознаваемых образов, сочетания чистых красок и линий. Оно появилось в Европе около 1910 года и разрушило идею классической красоты в искусстве. Его тенденцию продолжил дадаизм, культивировавший идею изобразительности безобразного. Как отмечал один из создателей дадаизма Марсель Дюшан, "картины стало уже невозможно писать. Этим и так занимались на протяжении нескольких столетий, и почему это должно было продолжаться бесконечно. Поэтому, если можете найти иные формы самовыражения, вы должны ими воспользоваться...

 Искусство все больше становится своеобразным знаком, оно не сводится больше к декоративности". Одна из особенностей XX века – гипертрофированный индивидуализм. Одно из его проявлений – психоаналитические копания в глубинах индивидуального. Наиболее ярко это проявилось в сюрреализме, который более полувека доминировал в мировой художественной жизни. Его концепция утверждала загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощным перед трудностями.

 Со второй половины XX века, особенно в 1960 – 1970-е гг., на художественную арену выходят абсолютно новые в содержательном плане направления: кинетическое и концептуальное искусства, оп-арт и поп-арт, развиваются такие своеобразные формы, как боди-арт, видео-арт, инсталляция. То новое, что появляется в искусстве, представляет собой продукты распада классической изобразительной системы, приобретающие автономный характер, которые используют для создания различных визуальных форм игровой деятельности: хеппенинг. Искусство выходит из залов художественных галерей на городские площади и улицы, осваивает огромные земные пространства, ударяясь в массовость и зрелищность, стирая различие между художником и зрителем, музеем и повседневной жизнью. Художник навязывает обществу свой культурный канон, состоящий из какой-либо акции, события, которое вызывает у вовлеченного в него зрителя чувства отвращения или восхищения.

 Совершив виток в абстрактно-авангардистское направление, искусство 1970-1980-х гг. попыталось вернуться к классическим традициям в эстетике постмодернизма, главной особенностью которой стала эклектичность, смешение стилей разных эпох и национальных субкультур, свободное владение ими в живописном пространстве. Эта тенденция остается основополагающей и для наших дней. Искусство XX века, явив собой отсутствие Большого стиля предыдущих эпох, представило совокупность авторских стилей, ярко выраженных индивидуальностей в русле разнообразных интернациональных течений.

Абстракционизм

 Абстракционизм (от лат.abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве XX в., в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.

 Абстракционизм как направление возник в начале XX в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях. Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. "Освобожденный" от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных "духовных сущностей", "космических сил".

С момента  появления абстракционизма в нем наметились две основные линии. Первая – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К. Малевича, неопластицизме П. Мондриана, орфизме Р. Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта. Вторая – лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В. Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.

Как художественное явление абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.

 Мастера  абстракционизма: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пауль Клее, Франтишек Купка, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Робер Делоне, Соня Терк-Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Поллок, Йозеф Альберс.

Авангардизм

 Авангардизм (от фр. Avantgard – передний край,  передовой отряд), авангард – совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. На разных исторических этапах роль авангарда играли сменявшие друг друга течения: 1900 – 1910-е гг. – время появления фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, дадаизма, абстрактного искусства; в 1920-1930-х гг. на первый план выходит сюрреализм; в послевоенный период возникаютновые течения   абстракционизма абстрактный экспрессионизм, ташизм, информальное искусство и др.; 1960 – 1970-е гг.– переходная эпоха от "классического" авангарда к неоавангарду, или постмодернизму с его составляющими – акционизмом, поп-артом, концептуализмом, кинетическим искусством и другими художественными арт-практиками.

 При всем многообразии творческих программ, идей и методов авангардистских течений в них можно выделить присущие всем общие черты: прежде всего, стремление к "освобождению от формы", полной свободе выражения и раскрепощения, что выразилось в первую очередь в отрицательном отношении к традиционному искусству, в отказе от классических норм изобразительности и красоты; а также ассоциативность мышления и эпатажный характер представления своих творений.

 Главной целью художники-авангардисты видели создание своей субъективной модели мира, своеобразной "второй реальности" в пределах самой жизни. Поэтому они стремились стереть границы между искусством и реальностью, вторгнуться в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством, включить произведения искусства в окружающую человека среду. Лозунг "Искусство – в жизнь" как нельзя лучше подходит для определения основополагающего принципа Авангардизма, получившего бурное развитие в таких формах, как реди-мейд, инсталляция, энвай-ронмент, хэппенинг.

  Расшатывая устои традиционного искусства, создавая множество приемов, методов, форм художественного и антихудожественного выражения, авангардисты способствовали появлению и развитию новых видов искусств, таких как фотография, кино, электронная музыка.

Боди-арт

Боди-арт (англ. body - искусство тела) - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело самого художника (или модели), а содержание раскрывается с помощью поз, жестов, а также нанесенных на тело знаков. Тело рассматривается как вещь для манипулирования, объект собственности, которым каждый вправе распоряжаться по своему усмотрению, при этом повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям: жизнь – смерть, Эрос – Тана – тос, сознание – бессознательное; другая доминанта в Боди-арте – садомазохистские мотивы, фрейдистская символика, сексуальная самоидентификация. Будучи проявлением акционизма, Боди-арт сближается (но не тождествен) с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (в частности панк-культуры 1970-х гг. с ее проблемами агрессии и саморазрушения) – татуированию и раскрашиванию тел, нудизму, "сексуальной революции".

 Композиции  Боди-арта создаются по принципу живых картин, которые разыгрываются прямо перед зрителями или записываются на фото и кинопленку и демонстрируются в выставочных залах. Художники прибегают к разнообразным, зачастую болезненным манипуляциям: некоторые исследуют физические реакции своего организма – загар, вдох, рост волос, производя многочасовые изнурительные дыхательные упражнения или сжигая на себе волосы. Кто-то исследует всевозможные ракурсы телесности, такие, как гримаса, укус, порез, царапина или погружение в ванну со льдом, демонстрируя результаты опытов публике. Кто-то иронически обыгрывает предшествующие традиции, например, дадаизма (человек-фонтан Б. На-умана – парафраз дюшановского писсуара) или изучает взаимосвязи поэтического и телесного языков (акции В. Аккончи). Несмотря на во многом изуверский характер Боди-арта, в нем сильно игровое начало, импровизационность, что наиболее ярко проявилось в "живых скульптурах" творческого дуэта Гилберта и Джорджа, пародирующих облик "среднего англичанина", или композициях Л. Онтани, копирующих знаменитые произведения искусства.

Информация о работе Художественные направления и течения в современном искусстве