Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение творчества Андрея Рублева и исследование исторических памятников связанных с его именем и привлекающих интерес иностранных туристов.
Исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. Изучить имеющуюся литературу по данной проблеме.
2. Изучить историю и особенности русской иконописи.
3. Исследовать творчество Андрея Рублева;
4. Рассмотреть его творчество в выбранных памятниках русской культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Русская иконопись: история и особенности………………..…………….5
1. История иконописи…………………………………………………………...5
2. Особенности русской иконописи…………………………………………....8
3. Привлекательность иконы для туриста……………………………………11
Глава II. Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов……………………………………………………………………………..17
2.1. Основные работы Андрея Рублева…………………………………………...17
2.2. Успенский Собор в Звенигороде…………………………………………….21
2.3. Музей имени Андрея Рублева………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………….30
Приложение…………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

А.Рублев.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

    Архитектурность иконы выражает одну из центральных  и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись, по существу, соборную: в том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которая в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общей архитектуре целого. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Привлекательность иконы для туриста 

    Огромное  значение в иконописи имеют цвета  красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. Древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Однако определенные правила цвета все же существовали.

    Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых.

    Пурпурные тона используются для изображения  небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

    Таким образом, мы находим все эти цвета  в их символическом, потустороннем  применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного  от реального. [13]

    Однако  иконописная мистика - прежде всего  солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.

    Такова  в нашей иконописи иерархия красок вокруг “солнца незаходного” . Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название “ассист” . Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.

    Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная  живопись византийцев с ее чуть приглушенными  тонами, выражавшими покаянное настроение. В ХIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов: вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра.

    Древнерусские мастера противились этому пониманию  света, всячески стремились утвердить  нечто свое. В старинных текстах  перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: вохра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие. Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных, различной светосилы и насыщенности.

    Уже в иконах XIII-XIV веков пробивается любовь к чистым и ярким цветам, незамутненным пробелами. Благодаря этим открытым краскам иконы получают способность светиться и в полутемных интерьерах храмов. Нередко чистые цвета сопоставляются друг с другом по контрасту: красные синие, белые - черные. Они плотны, вещественны, почти весомы и осязаемы, что несколько ограничивает их светозарность. Вместе с тем они сообщают иконе большую силу выражения.

    Новгородская  иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, легким краскам с преобладанием киновари. Но раньше цвет имел предметный характер, теперь он становится светоносным. Например, в “Чуде Георгия о Змие” красный фон заполняет поля иконы, ограничивает белизну коня. В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослепительной белизны, из золотистого фона иконы.

    Интенсивное чувство цвета свойственно Псковской школе, но в отличие от звонкого колорита Новгорода, в ней преобладают землистые тона, зеленые, иногда довольно глухие. Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. Краска рождается из глубины доски, загорается светом, выражает внутреннее горение души, соответствует духовному напряжению в ликах псковских святых.

    В новгородской иконе краски горят  при ясном свете дня. В псковском  “Рождестве Христовом с избранными святыми” краски и свет возникают  из таинственной мглы, символизируя “святую ночь”. [1]

    В отдельных школах древнерусской  иконописи не было строгой регламентации  цвета. Но определенные правила все  же существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто  целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас.

    Все это исчезает в иконописи XVI-XVII веков. Побеждают темные тона: сначала насыщенные, звучные, благородные, потом все более тусклые, землистые, с изрядной примесью черноты.

    От  красочной мистики древнерусской  иконописи теперь перейдем к ее психологии - к тому внутреннему миру человеческих чувств и настроений, который связывается с восприятием этого солнечного откровения.

    Не  один только потусторонний мир Божественной славы нашел себе место в древнерусской  иконописи. В ней мы находим живое. Действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны - потусторонний вечный покой, с другой стороны страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование - мир ищущий, но еще не нашедший Бога.

    Мы  имеем здесь необычайно многообразную  и сложную гамму душевных переживаний, где солнечная лирика переплетается с мотивом величайшей в мире скорби - с драмою встречи двух миров.

    Эта радость сбывается в зачатии  пресвятой Богородицы. Замечательно, что наше иконописное искусство  всегда глубоко символично, когда приходится изображать потустороннее и проникается реализмом в изображении реального мира. В старинных иконах “Рождества Пресвятой Богородицы” можно видеть, как Иоаким и Анна ласкают новорожденного младенца, и белые голуби слетаются смотреть на семейную радость. В некоторых иконах за ними изображается двуспальное ложе, а возвышающийся над ложем храм освящает супружескую радость своим благословением.

    Как бы ни было прекрасно и светло это  явление земной любви, все-таки оно  не доводит до предельной высоты солнечного откровения. За подъемом неизбежно следует спуск. Чтобы освободить земной мир от плена и поднять его до неба приходится порвать эту цепь подъемов и спусков. От земной любви требуется величайшая из жертв: она должна сама принести себя в жертву. Подъем земной любви навстречу запредельному откровению здесь неизбежно готовит трагическое столкновение ее с иной, высшей любовью: ибо эта высшая любовь так же исключительна, как и земная любовь: она тоже хочет владеть человеком всецело без остатка.

    Иконописец  усматривает зарождение этой драмы  в самом начале Евангельского  благовествования, тотчас вслед за появлением первого весеннего луча Благовещения. Драма происходит в  душе Иосифа - мужа Марии.

    Эта иконопись, воcпевшая счастье Иоакима и Анны, тонко воспроизвела, что в душе праведного Иосифа живет все то же человеческое понимание любви и счастья, усугубленное ветхозаветным миропониманием, считавшим бесплодие за бесчестие. Тайна зарождения “от Духа Свята и Марии Девы” в рамки этого понимания не умещается, а для ветхозаветного миропонимания - это катастрофа, невообразимый переворот, космический и нравственный в одно и то же время. Как же вынести простой, бесхитростной человеческой душе Иосифа тяжесть столь безмерного испытания? В стране, где за бесплодие выгоняют из храма. голос с неба призывает его быть блюстителем девства, обрученной ему Марии. Русский иконописец, у которого оба эти мотива присутствуют на одной и той же иконе прекрасно передает какая буря чувств человеческих рождается в этом столкновении Нового Завета с Ветхим.

    И может быть, самая трогательная, самая привлекательная черта  тех иконописных изображений. Где выразилось это понимание мира, заключается в любовном, глубоко христианском отношении к тому несчастному, который бессилен подняться духом над плоскостью здешнего.

    На  иконах, изображающих рождение Христа, Богоматерь смотрит не на младенца в яслях. Ее взгляд, полный глубокого  сострадания, устремлен сверху вниз на Иосифа. В той жертве, которая  требуется от Иосифа, есть предвкушение совершенной жертвы: в ней уже чувствуется зарождающееся в человеке горение ко кресту и пригвождение к нему всех своих помыслов. Иконописец изображает, как выстрадана та радость о спасении, которая совпадает с радостью человека о близости его земного конца. Он передает ту глубину скорби, которая заставляет принимать этот конец как избавление. Эта скорбь - то самое горение ко кресту. Которое зажигает сердца и тем самым готовит их к смирению.

    Таково  откровение двух миров в древнерусской  иконописи. Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором  великая радость сочетается с  глубокой душевной болью. Понять, что  мы имели в древней иконописи, - значит почувствовать, что мы в  ней утратили. [5] 
 
 
 
 

     Выводы  по главе I:

     Таким образом, иконопись (от икона и писать) – иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

     Образ появился в христианском искусстве  изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

     Русская иконопись – христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов 

    2.1. Основные работы Андрея Рублева 

    Говоря  о русской иконе, невозможно не упомянуть  имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

    Нам не известно в точности, когда родился  Андрей Рублев. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе... а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного автора.

    Следующее сообщение Троицкой летописи относится  к 1408 году: 25 мая “начался подписывати  церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире  повелением князя Великого а мастеры  Данило иконник да Андрей Рублев”. Уминаемый здесь Даниил - “содруг” Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. [4]

    Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а  так же нарисован целый ряд  деисусных, праздничных и пророческих икон.

    Владимирский  Успенский собор, упоминаемый в  летописи, древнейший памятник домонгольской  поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. От работ А. Рублева и Д. Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. [6]

Информация о работе Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов