Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение творчества Андрея Рублева и исследование исторических памятников связанных с его именем и привлекающих интерес иностранных туристов.
Исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:
1. Изучить имеющуюся литературу по данной проблеме.
2. Изучить историю и особенности русской иконописи.
3. Исследовать творчество Андрея Рублева;
4. Рассмотреть его творчество в выбранных памятниках русской культуры.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Русская иконопись: история и особенности………………..…………….5
1. История иконописи…………………………………………………………...5
2. Особенности русской иконописи…………………………………………....8
3. Привлекательность иконы для туриста……………………………………11
Глава II. Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов……………………………………………………………………………..17
2.1. Основные работы Андрея Рублева…………………………………………...17
2.2. Успенский Собор в Звенигороде…………………………………………….21
2.3. Музей имени Андрея Рублева………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………….30
Приложение…………………………………………………………………………31
Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.
Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование. [8]
В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.
Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение А. Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению земель вокруг Москвы.
Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы; Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.
В состав иконостаса Троицкого собора вошла, как высокочтимый храмовый образ, икона “Троица”. В основе ее сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого изображена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.
Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос.
Следующей грандиозной работой А. Рублева было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Это была его последняя работа 29 января 1430 г. он скончался и был погребен в этом же монастыре.
Андрею
Рублеву удалось наполнить
Эпоха
Рублева была эпохой возрождения
веры в человека, в его нравственные
силы, в его способность к
2.2.
Успенский Собор в Звенигороде
Звенигород - один из древнейших городов Подмосковья. Он славится красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества. С каждым годом город становится все краше и благоустроеннее. Кроме природных красот Звенигород привлекает многочисленных путешественников и своими достопримечательностями. Большинство туристов начинают знакомство с городом с его исторического центра - места, где в XII в. на высоком холме, на левом берегу реки Москвы был заложен кремль. Сейчас эта территория называется Городок. До сих пор здесь сохранились насыпные земляные валы высотой от 2 до 8 м. Из-под холма, на котором стоит Городок, бьют ключи, вытекающие, как гласит местная легенда, из подземного озера.
Согласно преданию, сюда был проделан подземный ход для того, чтобы один из звенигородских князей смог спрятать там огромный драгоценный камень. Это неудивительно, ведь раньше на Городке находился княжеский дворец. Недалеко от него, в центре древнего кремля был выстроен белокаменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней под названием "собор на Городке". Его стены украшают фрески, автором которых считают величайшего русского иконописца Андрея Рублева. Три из семи уцелевших икон Звенигородского чина работы Андрея Рублева - "Спас", "Михаил Архангел", "Апостол Павел" ныне находятся в Третьяковской галерее.
Собор представляет собой комплекс разновременных построек и является всемирно известным памятником древнерусской архитектуры.
Первоначально собор был построен в 1158-1161 годах при князе Андрее Боголюбском на высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный храм всей Руси. Летописец сообщает, что "во Владимир Бог привел мастеров из всех земель", в числе которых и иноземных мастеров белокаменной техники с романского Запада. Это было демонстрацией отказа от Киевской помощи и художественных традиций. Белый камень для строительства собора привозили из Волжской Булгарии. Собор был одноглавый трехапсидный, шестистолпный, высотой более 32-х метров. В 1161 году стены расписаны искусными греческими изографами. Летописцы отмечают обилие золота в его отделке и сравнивают по богатству с храмом Соломона. 21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси - Чудотворная икона Божией Матери, для коей он, собственно, и строился. С тех пор образ стал называться Владимирской иконой Божией Матери.
После пожара 1185 года при князе Всеволоде III собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри обстроек, сооруженных с юга, севера и запада. В результате перестройки к XIII веку собор стал обширным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами, а его верх получил два яруса закомар. [9]
Собор сложен из белого камня в технике полубутовой кладки. Внутри его стены, своды и пилоны покрывает фресковая роспись. Снаружи украшением храма служат аркатурно-колончатый пояс аркатурно-колончатый пояс, уступчатые щелевидные окна, декор световых барабанов. Вопреки превратностям исторических судеб, слава собора была долгой и прочной. Вплоть до 1432 года под его сводами принимали великокняжеский титул московские государи.
В древности собор являлся еще и просветительским центром. Здесь находилась обширная библиотека, велась работа по составлению летописных сводов.
Успенский собор сохранил фрагменты фресок неизвестных мастеров середины XII века и творение гениального мастера древнерусской живописи Андрея Рублева, работавшего над росписью собора в 1408 году. Им же были написаны иконы для иконостаса.
Большая часть ныне существующих фресок выполнена в конце XIX века. В 1918 году академик И. Э. Грабарь впервые открыл и провел реставрацию древних фресок.
Алтарная часть храма отделена резным липовым с позолотой иконостасом, выполненным по указанию Екатерины II мастерами XVIII века (1773 год) в стиле модного тогда барокко, с царскими вратами. Среди икон была помещена Владимирская икона Богоматери кисти Андрея Рублева (ныне находится в фондах музея), написанная им взамен древней иконы, вывезенной в Москву.
В некрополе собора покоятся святые мощи владимирских князей и их родственников, епископов и настоятелей храма.
Успенский собор долго служил образцом для зодчих. По его подобию итальянец Аристотель Фьораванти строил Успенский собор в Московском Кремле.
Четырехъярусная, 56-метровая колокольня с высоким шпилем сооружена в 1810 году на месте шатровой колокольни XVII века, разрушенной молнией. Выполнена в формах классицизма по проекту архитектора А. Вершинского.
В 1862 году архитектором Н. А. Артлебеном между колокольней и древним собором был построен теплый Георгиевский придел, стилизованный под древний храм.
С 1926 по 1944 годы храм был закрыт для богослужения. В нем размещался антирелигиозный отдел.
В 1974-1982 годах проводилась последняя крупная реставрация собора. Были позолочены все пять куполов и некоторые декоративные детали отделки древнего храма.
3 декабря 1947 года на колокольню Успенского собора был поднят колокол. На следующий день на нем впервые после долгого перерыва звонили к богослужению, но с середины мая 1951 года звоны были прекращены и возобновились лишь в 1980-е годы.
Большим событием в жизни верующих явилось перенесение из Санкт-Петербурга в село Дивеево Нижегородской области мощей Преподобного Серафима Саровского. Раку торжественно провозили через г. Владимир в июле 1991 года, и два дня она пребывала в Успенском соборе, где владимирцы могли приложиться к святыне.
В октябре 1999 года рядом с колокольней собора был торжественно установлен первый Юбилейный Поклонный Крест в честь 2000-летия Рождества Христова, органично влившийся в архитектурный ансамбль храма .
Собор
вместе с Георгиевским приделом является
главным действующим храмом Владимире-Суздальской
епархии. Это памятник федерального
значения, занесен в список памятников
ЮНЕСКО. [3]
2.3.
Музей имени Андрея Рублева
Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.
Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.
В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, созданный в 1660-х годах.
Одновременно
велись исследования и научная реставрация
архитектурного ансамбля монастыря, в
первую очередь белокаменного
Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.
Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников
Информация о работе Иконопись Андрея Рублева и ее притягательность для иностранных туристов