Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:35, реферат
Многие из нас уже в ранние годы познакомились с акварелью. Ведь все мы, за редким исключением, в детстве рисовали. Рисовали смело, интересно и, конечно, любили раскрашивать свои рисунки. Тут на помощь приходили акварель и цветные карандаши. Все было просто. Потрешь мокрой кисточкой нужную краску, прикоснешься к бумаге, и возникали яркие картинки. Так рождалось первое чувство творческой радости. Потом те, кто посвятит себя искусству, узнают все многообразие, сложность, капризный характер и удивительные свойства акварели. Поймут, что овладение этим, казалось бы, таким простым материалом требует настойчивости и упорного труда.
Введение
Живопись
Что такое живопись
Техника живописи
Акварель
I.1. История акварели
I.2. Акварельные техники
Предметы и материалы
Кисти
Краска
Бумага
Вспомогательные приспособления
Заключение
Список литературы
Большие листы бумаги, перед рисованием на них, должны быть предварительно смочены (кроме самых краев) и в таком виде натянуты и наклеены краями на доске или защемлены рамкой стиратора. Из листов меньших форматов делают стопочки, так называемые блоки; пишут акварелью на верхнем листке, который по окончании работы легко снимается с нижних ножичком. Краска должна ровно ложиться на хорошей бумаге; иногда для этой цели прибавляют к воде несколько бычачьей желчи. Для акварели употребляются и лаки, однако не с целью покрытия их лаком, наподобие масляных картин, но лишь для сообщения прозрачности темным местам акварели, обыкновенно лишенным этого свойства из-за белесоватости.
Материальная часть акварелиста гораздо менее сложна, чем для живописи масляными красками, и занимает гораздо меньше места. Ящик с красками имеет крышки, служащие одновременно палитрой; металлический футляр или флакон с чашечками назначается для воды, а иногда и для хранения кистей. Кисти приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), что требует большой тщательности, и потому цена им высокая, но зато акварелисту достаточно полудюжины кистей, тогда как живопись масляными красками требует гораздо больше кистей, которые, вдобавок, гораздо скорее портятся, чем акварельные. Губка, замша, стальные скоблилки, агатовые гладилки и некоторые другие принадлежности дополняют багаж акварелиста.
Глава II. Акварель
II.1. История акварели
Акварель (итал. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, англ. painting in water colours, нем. Wasserfarbengem ä lde, Aquarellmalerei) — означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в "Trait é Complet de la peinture" упоминает о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски с растушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483—1520), Лебрена (1619—1690), Лесюера (1617—1655), Миняра (1610—1695) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались.
Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием — как отдых или как эскиз для жанровых картин — занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556—1626), Рюнедаль (1670), Бот (1650), Винантес (1600—1670); Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682—1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Рише и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контуров и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект, и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Ослабление контуров и способ растушевки кистью был первоначально введен при раскраске архитектурных и топографических планов, где первоначально употреблялась китайская тушь, затем тушь с лак-кармином, сепия, а затем и другие водяные краски. Вскоре итальянец Багетти и многие другие искусные живописцы доказали, что акварель с большим успехом может соперничать с масляною живописью, именно там, где требуется сила, прозрачность и в особенности тщательная отделка подробностей рисунка.
Первоначально эта живопись скромно приютилась в альбомах для памяти и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках, привлекая и восхищая любителей живописи.
При возрождении этого рода живописи художники скромно пользовались лишь тушью, гуммигутом, кармином и берлинскою лазурью. Позднее пейзажисты, а за ними и портретисты ввели большее число красок, выбор которых благодаря успехам химии сделался весьма обширным и удовлетворяет самым капризным требованиям художника. В настоящее время для художника открыто новое поприще для проявления своего таланта, когда жесткая, сухая гуашь уступила место сильной, легкой и прозрачной акварели.
Художники, наиболее работавшие над этого рода живописью и наиболее способствовавшие ее развитию: Козен († 1794) — работал коричневой и серой краской, употребляя для световых частей и рефлексий красную и синюю краски; Гартин († 1802) — хороший колорист; его последователь Котман — пейзажист итальянской и северной природы; Турнер — хороший итальянский живописец; за ними с 1805 года следуют акварелисты, которые ввели большее число красок в свои рисунки: Фильдинг, пейзажист; С. Фраут (1852) — архитектурных зданий; Давид Кокс (1783—1859) широко писал воздух и даль. Достопримечательный живописец фигур Левис (1805—1876), Гунт (1790—1864), который также писал хорошо цветы и фрукты; жанрист Топлан, архитектурных построек: Нас, Роберт Гаге, Станфильд, морских видов — Кук, Дункан; ландшафтных: Фрипп, Гардинг, Бодингтон, Давидсон, Биркель и проч.
Французские акварелисты, как Деларош, Гуден, Иоганнот, занимались более миниатюрной живописью.
Между настоящими акварелистами, работающими для Франции, отметим: Исабэ отец, Губерт — знаменитый французский акварелист-пейзажист. Снимки с его рисунков распространены повсеместно. Главный основатель, учитель и распространитель этого рода живописи — Ж. Дюврие, также Гюэ, Фор, портретисты Оливье Гран; наиболее замечат. по рисованию Вандаель, Шазаль, Редуте (1759—1840), Дамен, Депорт и Мартен Бушер.
Из английских — Валерио (181 9 —79) Дикемпс (жанрист); Рефит (батальной живописи), Геверни, Гайрер. Из немецких акварелистов выдвигаются К. Векерс в Лейпциге, Гильдебранд, Бирман в Берлине и Отто — портретист. В Вене: Гейнрих, Штеклер, Зеллени, Агрикола, Фенди, Гауерман; в Мюнхене — Нейрейтер, в Дюссельдорфе — Шейрен.
Из русских, наиболее выдающихся в последнее время: Раулов — превосходный портретист и профессор, Премацци — пейзажист, великолепно владеющий своей специальностью. Кроме того, можно упомянуть Чернецова и Бориспольца — замечательный русский художник-любитель, писал одинаково хорошо исторические и духовные сюжеты, морские виды, портреты, перспективы, семейные сцены масляными красками, акварелью и гуашью. В 1839 г. русскими художниками Ивановым, Рихтером, Моллером, Каневским, Шуппе, Никитиным, Дурново, Ефимовым, Скотти и Пименовым изготовлен альбом акварельных рисунков, поднесенный покойному императору Александру II во время посещения им Рима. Для акварельной живописи употребляется или бристольский картон, ватманская бумага, или торшон, кисти беличьи, куньи, барсука или хорьковые. Однотонные рисунки делаются или по способу Губерта, употребляя сепию, или нейтральтинтом. Для цветных акварелей наиболее употребительные краски следующие: гуммигут, индийская желтая, желтая охра, терр де Сиена натуральная, таковая же жженая киноварь, кармин гараис, лак-гараис, кармин жженый, охра красная, венецианская красная, индийская красная, кобальт, ультрамарин, берлинская лазурь, индиго, нейтральтинт и сепия. Для получения хорошей акварели следует писать сочно, то есть с обилием воды в красках и по бумаге, содержимой во время прикладки тонов и отделки деталей всегда влажною. Для сего служат особые рамки (стираторы), дозволяющие во время письма бумагу смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Только этим способом Губерта можно достигнуть мягкости и силы в рисунке.
Глава II.2 Акварельные техники
В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.
Работа по-мокрому.
Суть этого приема заключается в том, что
краска наносится на предварительно смоченный
водой лист. Степень его влажности зависит
от творческого замысла художника, но
обычно начинают работать после того,
как вода на бумаге перестает «блестеть»
на свету. При достаточном опыте можно
контролировать влажность листа рукой.
В зависимости от того, насколько наполнен
водой волосяной пучок кисти, принято
условно различать такие способы работы,
как «мокрым-по-мокрому» и «сухим-по-мокрому».
Достоинства техники по-мокрому.
Такой способ работы позволяет получить
легкие, прозрачные цветовые оттенки с
мягкими переходами. Особенно успешно
этот метод используется в пейзажной живописи.
Сложности техники по-мокрому.
Основная трудность кроется в главном
достоинстве - это текучесть акварели.
При наложении красок этим методом художник
нередко зависит от капризов растекающихся
по
мокрой бумаге мазков, которые в процессе
творчества могут получаться далеко не
такими, как предполагалось изначально.
При этом исправить лишь отдельный фрагмент,
не затронув остальные, практически невозможно.
В большинстве случаев переписанный участок
будет дисгармонировать с общей структурой
остального полотна. Может появиться определенная
замызганность, грязь и т.п.
Этот способ работы требует постоянного
самоконтроля, свободного владения кистью.
Лишь значительная практика позволяет
художнику некоторым образом спрогнозировать
поведение краски на сырой бумаге и обеспечить
достаточный уровень контроля над ее растеканием.
Живописец должен иметь ясное представление
о том, что он хочет и как он должен решить
поставленную задачу.
Техника A la Prima.
Это живопись по-сырому, написанная быстро,
в один сеанс, при которой создаются неповторимые
эффекты разводов, переливов и перетеканий
краски.
Достоинства техники A la Prima.
Попадая на влажную поверхность бумаги,
краска растекается по ней неповторимым
образом, делая картину легкой, воздушной,
прозрачной, дышащей. Не случайно, работу,
выполненную в такой технике, практически
нельзя скопировать, так как каждый мазок
по мокрому листу уникален и неповторим.
Сочетая различные цветовые комбинации
с многообразием тональных решений, можно
добиться удивительных переливов и переходов
между тончайшими оттенками. Метод а-ля
прима, поскольку он не предполагает многократных
прописок, позволяет сохранить максимальную
свежесть и сочность красочных звучаний.
Кроме этого, дополнительным преимуществом
данного приема будет определенная экономия
времени. Как правило, работа пишется «на
одном дыхании», пока лист влажный (а это
1-3 часа), хотя, при необходимости, можно
дополнительно намочить бумагу в процессе
творчества. В быстрых по выполнению набросках
с натуры и эскизах этот метод незаменим.
Уместен он и при выполнении пейзажных
этюдов, когда непостоянные состояния
погоды обязуют к быстрой технике выполнения.
При письме рекомендуется составлять
смеси из двух, максимум из трех цветов.
Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению,
к потере свежести, яркости, цветовой определенности.
Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый
мазок призван отвечать своему назначению
— строго согласовываться с формой и рисунком.
Сложности техники A la Prima.
Достоинство и одновременно сложность
здесь в том, что изображение, мгновенно
возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся
под действием движения воды, впоследствии
невозможно подвергнуть никакому изменению.
Каждая деталь начинается и заканчивается
в один прием, все цвета берутся сразу
в полную силу. Поэтому данный способ требует
необычайной сосредоточенности, отточенности
письма и идеального чувства композиции.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные
временные рамки исполнения подобной
акварели, так как нет возможности неторопливой
работы с перерывами между сеансами живописи
(в том числе при написании картины большого
формата, путем постепенного исполнения
отдельных фрагментов). Изображение пишется
практически без остановки и, как правило,
«в одно касание», т.е. кисть по возможности
касается отдельной части бумаги лишь
один-два раза, более не возвращаясь к
ней. Это позволяет сохранить абсолютную
прозрачность, легкость акварели, избежать
грязи в работе.
Работа «по-сухому».
Заключается в том, что краска наносится
на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная
акварель) или несколькими (лессировка)
слоями, в зависимости от идеи художника.
Этот способ позволяет обеспечивать хороший
контроль над растекаемостью краски, тональностью
и формой мазков.
Однослойная
акварель «по-сухому».
Как видно из названия, в данном случае
работа пишется одним слоем по сухому
листу и, как правило, в одно-два касания.
Это позволяет сохранить чистоту цветов
на изображении. По мере необходимости
можно «включить» краску другого оттенка
или цвета в нанесенный, но еще не высохший
слой.
Однослойный метод сухим-по-сухому более
прозрачен и воздушен, чем лессировка,
но не имеет красоты мокрых переливов,
достигаемых техникой A la Prima. Однако в
отличие от последней, без особых сложностей
позволяет выполнять мазки нужной формы
и тональности, обеспечивать необходимый
контроль над краской.
Используемые в работе
цвета, во избежание возникновения
грязи и замызганности, желательно
продумывать и готовить заранее, в самом
начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно
их наносить на лист.
В данной технике удобно работать, заранее
наметив контуры рисунка, так как нет возможности
внести корректировку дополнительными
слоями краски. Этот метод хорошо подходит
для графических изображений, так как
мазки на сухой бумаге сохраняют свою
четкость. Кроме того, такую акварель можно
писать как за один сеанс, так и за несколько
(при фрагментарной работе) с перерывами
по мере необходимости.
Другой способ исполнения однослойной акварели – мокрым-по-сухому, заключается в том, что каждый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая его, пока тот еще не просох. Благодаря этому образуется естественное смешение оттенков и мягкий переход между ними. Для усиления цвета можно влить кистью необходимую краску в еще не просохший мазок. Работать надо достаточно быстро, чтобы закрыть весь лист до того, как подсохнут ранее нанесенные мазки. Это позволяет создать красивые живописные переливы, а сухая поверхность бумаги способствует достаточному контролю над текучестью и очертаниями мазков.
Многослойная акварель (лессировка).
Лессировками называется способ нанесения
акварели прозрачными мазками (как правило,
более темные поверх более светлых), один
слой поверх другого, при этом нижний всякий
раз должен быть сухим. Таким образом,
краска в разных слоях не смешивается,
а работает на просвет, и цвет каждого
фрагмента складывается из цветов в его
слоях. При работе в этой технике можно
увидеть границы мазков. Но, так как те
прозрачны, это не портит живопись, а придает
ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются
аккуратно, чтобы не повредить и не размыть
уже высохшие живописные участки.
Достоинства техники многослойной
акварели.
Пожалуй, главным достоинством является
возможность создания картин в стиле реализма,
т.е. максимально точно воспроизводящих
тот или иной фрагмент окружающей среды.
Такие работы внешне имеют определенное
сходство, например, с масляной живописью,
однако, в отличие от нее, сохраняют прозрачность
и звонкость цветов, несмотря на наличие
нескольких слоев краски.
Яркие, свежие лессировочные краски придают
акварельным работам особую полнозвучность
цвета, легкость, нежность и лучезарность
колорита.
Лессировка — это техника насыщенных
цветов, глубоких теней, наполненных красочными
рефлексами, техника мягких воздушных
планов и бесконечных далей. Там, где стоит
задача добиться интенсивности цвета,
многослойный прием стоит на первом месте.
Лессировка незаменима в
затененных интерьерах и удаленных
планах панорам. Мягкость светотени
интерьера в спокойном
При письме в данной технике художник
относительно независим в вопросе хронологических
рамок: не нужно торопиться, есть время
подумать без спешки. Работу над картиной
можно разбить на несколько сеансов, в
зависимости от возможностей, необходимости
и, собственно, желания автора. Это особенно
важно при работе с изображениями большого
формата, когда можно отдельно друг от
друга выполнять различные фрагменты
будущей картины с их последующим финальным
объединением.
Благодаря тому, что лессировка выполняется
по сухой бумаге, удается достичь великолепного
контроля над точностью мазков, что позволяет
максимально воплотить свой замысел. Постепенно
нанося один слой акварели за другим, легче
подобрать необходимый оттенок для каждого
элемента в рисунке и получить нужное
цветовое решение.
Сложности многослойной акварели.
Главная критика, направленная в адрес
данной техники, заключается в том, что,
в отличие от однослойного стиля письма,
максимально сохраняющего прозрачность
красок, акварельные работы, исполненные
лессировкой, теряют свою воздушность
и напоминают изображения маслом или гуашью.
Однако, если лессировки накладывать тонко
и прозрачно, то падающий на картину свет
будет способен дойти до бумаги и отразиться
от нее.