Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:35, реферат
Многие из нас уже в ранние годы познакомились с акварелью. Ведь все мы, за редким исключением, в детстве рисовали. Рисовали смело, интересно и, конечно, любили раскрашивать свои рисунки. Тут на помощь приходили акварель и цветные карандаши. Все было просто. Потрешь мокрой кисточкой нужную краску, прикоснешься к бумаге, и возникали яркие картинки. Так рождалось первое чувство творческой радости. Потом те, кто посвятит себя искусству, узнают все многообразие, сложность, капризный характер и удивительные свойства акварели. Поймут, что овладение этим, казалось бы, таким простым материалом требует настойчивости и упорного труда.
Введение
Живопись
Что такое живопись
Техника живописи
Акварель
I.1. История акварели
I.2. Акварельные техники
Предметы и материалы
Кисти
Краска
Бумага
Вспомогательные приспособления
Заключение
Список литературы
Стоит так же отметить, что многослойность
письма зачастую скрывает фактуру бумаги
и красок или фактурность штрихов полусухой
кисти по зернистому листу.
Как и любая живопись акварелью, лессировка
предполагает очень аккуратную работу
– мазки надо класть осторожно, чтобы
не смазать нижние, уже высохшие, слои
краски. Потому как совершённую ошибку
не всегда можно потом исправить без последствий.
Если позволяет бумага и фрагмент изображения,
можно размыть жестким колонком, предварительно
смоченным в чистой воде, неудачное место,
после чего промокнуть его салфеткой или
тряпочкой, а затем, когда все просохнет,
осторожно восстановить цвет.
Так же, работы могут выполняться в комбинированной
(смешанной) акварельной технике, когда
в одной картине гармонично сочетаются
как приемы «по-мокрому», так и «по-сухому».
Например, первый слой краски кладется
на мокрую бумагу, для создания нужной
размытости заднего плана (или/и отдельных
фрагментов среднего и переднего планов),
а затем, после высыхания бумаги, кладутся
последовательно дополнительные слои
краски при детальной прорисовке элементов
среднего и ближнего планов. При желании
используются и другие варианты сочетаний
письма по-сырому и лессировки.
Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда последний смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. Соответствующим образом изменится и тональность такого мазка в разных по степени влажности областях бумаги.
По используемой художником цветовой палитре мы условно выделим монохромную акварель – гризайль, и многоцветную - классическую. В последней нет ограничения на количество используемых красок и их оттенков, в гризайле же используются различные тона одного цвета, не считая цвета бумаги. Чаще всего используется сепия и, реже, черный цвет, охра.
Иногда в отношении
По степени влажности можно разделить
не только рабочую поверхность, но и волосяной
пучок кисти во время сеанса живописи.
Конечно, это деление более чем условно,
так как, в зависимости от желаний художника,
одна и та же кисть может менять степень
влажности с каждым мазком. Вместе с тем
выделим работу сухой (отжатой) кистью,
полусухой и мокрой, так как мазки в этих
случаях различаются между собой.
Мазок отжатой кистью при письме «по-мокрому»
обеспечивает меньшую «текучесть», позволяет
лучше сохранять контроль над краской,
наносимой на лист. При письме «по-сухому»
такой мазок может покрывать бумагу лишь
частично, «проскальзывая» (особенно это
касается рельефной бумаги, среднезернистой
и торшона), что представляет особый интерес
для конкретных творческих решений.
Письмо полусухой кистью
универсально и хорошо подходит для
письма на бумаге разной степени влажности.
Конечно, в каждом случае будут свои
особенности. Мокрой кистью пишут, как
правило «по-сухому», так как по влажной
поверхности листа точечные мазки дают
сильное «растекание» и плохо поддаются
контролю. Вместе с тем мокрая кисть хорошо
подходит для заливок, растяжек, отмывок
и других приемов, когда требуется сохранить
в кисти по возможности максимальное количество
воды.
Существуют техники, когда акварель смешивается
с другими красящими материалами, например,
с белилами (гуашью), акварельными карандашами,
тушью, пастелью и др. И, хотя результаты
также бывают весьма впечатляющими, такие
техники не являются «чистыми».
В акварели можно условно выделить такие
приемы письма, как: мазки, заливка, отмывка,
растяжка, резерважи, «вытягивание» краски.
Мазки - это, пожалуй, один из самых распространенных
способов письма в живописи, по характеру
которых легко отличить динамичный рисунок
от скучной работы. Наполненная краской
кисть, соприкасаясь с поверхностью листа,
выполняет то или иное движение, после
чего отрывается от бумаги, завершая тем
самым мазок. Он может быть точечным, линейным,
фигурным, четким, размытым, сплошным,
прерывистым и т.п.
Заливка - прием, выполняемый в тех случаях,
когда требуется прокрыть значительную
площадь рисунка одним цветом или сделать
плавные переходы между разными цветами.
Исполняется по бумаге, наклоненной под
углом, как правило, длинными горизонтальными
мазками крупной кистью, таким образом,
чтобы каждый следующий мазок стекал вниз
и «захватывал» часть предыдущего, тем
самым органически сливаясь с ним в одну
фактуру. Если после завершения заливки
остались излишки красящего пигмента,
то их можно аккуратно удалить отжатой
кистью или салфеткой.
Отмывка - прием акварельной живописи,
при котором используется сильно разбавленная
водой краска - ею начинают писать прозрачные
слои, неоднократно проходя те места, которые
должны быть темнее. Общий тон каждого
из участков изображения в итоге достигается
путем повторных наложений этих слоев,
при чем каждый из них наносится только
после полного высыхания предыдущего,
чтобы краски не смешались между собой.
При этом не рекомендуют наносить более
трех слоев краски, чтобы не появилась
грязь. Поэтому чаще всего второй пропиской
усиливают цвета полутонов, а третьей
насыщают цвет теней и вводят детали. По
сути, отмывка представляет собой многократную
заливку одного тона на другой раствором
одной концентрации. Чаще всего этот прием
применяется архитекторами и дизайнерами,
поскольку обычный чертеж не дает зрителю
наглядного представления о форме и цвете
постройки. Кроме того, работая цветом,
архитектор находит наилучшее сочетание
материала для восприятия задуманного,
уточняет тональные отношения, достигает
выразительного силуэтного и объемного
решения проекта.
Градиентная растяжка – серия последовательных плавно переходящих друг в друга мазков, при которой каждый последующий является более светлым по тону, чем предыдущий. Кроме того, иногда так же называют плавный переход от одного цвета к другому.
Часто в акварели применятся
такой метод, как «вытягивание» краски.
К еще влажному живописному слою аккуратно
прикладывается чистая отжатая кисть,
волос которой впитывает в себя часть
пигмента с бумаги, делая в нужном месте
тон мазка светлее. Лучше всего краска
вытягивается при письме «по-мокрому»,
так как поверхность еще влажная и пигмент
держит слабо. Если же мазок уже высох,
его можно аккуратно смочить чистой мокрой
кистью, после чего «вытягивать» краску
до нужного тона. Однако по сухой бумаге
этот метод менее действенен.
Резерваж – это часть листа, которая сохраняется
белой в процессе живописи. Настоящий
акварелист соблюдает правила чистоты
данной техники, отказываясь от белил.
Поэтому уровень мастерства художника,
помимо всего прочего, определяется умением
качественно выполнить прием резерважа.
Существует несколько основных способов.
«Обходка» – самый сложный и самый «чистый»
прием резервирования. При таком письме
художник оставляет нужные места картины
не закрашенными, аккуратно «обходя» их
кистью. Метод выполняется как «по-сухому»,
так и «по-мокрому». В последнем случае
нужно иметь в виду, что краска, нанесенная
на сырую бумагу, растекается, поэтому
резерваж следует выполнять с некоторым
«запасом».
Часто употребляется такой способ, как
механическое воздействие на высохший
слой краски. В нужных местах та процарапывается
острым предметом (например, бритвой) до
белой поверхности листа. Однако такой
прием требует определенного навыка и
нарушает фактуру бумаги, что может в итоге
привести к негативным последствиям.
Возможно так же применение различных
так называемых «маскирующих средств»,
которые могут использоваться практически
на любой стадии развития картины, препятствуя
попаданию краски на закрытые ими участки.
С помощью этих растворов можно сохранить
белыми яркие световые акценты, блики,
брызги, добиться разнообразных эффектов
при методе наложения, когда маскировка
применяется после того, как нанесена
первая отмывка цвета, а поверх наносится
второй, более темный оттенок.
Однако, при таком резерваже получаются
резкие и контрастные границы между красочным
слоем и защищенным участком. Смягчить
подобные переходы не всегда успешно удается,
поэтому лучше не злоупотреблять использованием
маскривовочных средств, применяя их лишь
для создания интересных и красивых эффектов.
Глава III. Предметы и материалы
III.1. Кисти
Удобно иметь несколько штук разных кистей. Большая плоская кисть - чтобы покрывать бумагу водой, одновременно смывая пыль. Плоская кисть нужна достаточно мягкая - белка или коза. Большая круглая кисть, основной инструмент живописи акварелью, из белки или колонка. Ею можно наносить большие объемы краски, или рисовать кончиком кисти. Кисть из жирафа более жесткая и длинная, такой кистью удобно добавлять краску в не просохшие места. Для проработки деталей можно использовать маленькие круглые кисти из белки или колонка. Сравнительно жесткие соболиные кисти использовать не стоит.
Основное требование к краскам - однородность красящего пигмента. Если краска остается на бумаге в виде большого количества песчинок, то лучше ею не пользоваться.
Я использую обычно сухие (точнее, полусухие) краски, продающиеся в ванночках. Краски в алюминиевых тубах я обычно выдавливаю на палитру, они быстро засыхают и используются так же, как и краски в ванночках.
Большое количество красок иметь не нужно, это просто неудобно, так как вам придется помнить, какие их сочетания живописны, а какие дают грязные оттенки. Достаточно иметь 6...12 наиболее употребимых красок. Список их можно найти в любой книжке по живописи. Это, например, голубая ФЦ, кадмий желтый, красный и оранжевый, охры, умбра, изумрудно-зеленая, нейтральная черная. Вместо того, чтобы всегда рисовать тремя основными цветами, можно подобрать и использовать при случае несколько приятных глазу сочетаний зеленых и коричневых тонов, синих и оранжевых и так далее.
Для рисования линий можно использовать обычное металлическое перо, набирая в него насыщенный раствор акварельной краски небольшой кистью.
Бумагу можно крепить кнопками к доске чуть большего размера, а можно взять офисный пластмассовый планшет с зажимом и пару прищепок (или зажимов для бумаг). Я не использую мольберт, так как постоянно меняю наклон планшета в зависимости от рисунка, который хочу получить. Доску или планшет я просто держу в левой руке.
К бумаге предъявляют три основных требования.
Во-первых, бумага должна быть белой. Если вы хотите использовать разнообразную цветовую гамму, то с белой бумагой работать будет проще. На тонированной бумаге цвета могут измениться непредсказуемым образом.
Во-вторых, бумага должна быть проклеенной. Это значит, что вода будет впитываться сравнительно медленно. Кроме того, быстрое и сильное впитывание воды приводит к излишнему высветлению положенной на бумагу краски. Акварельная бумага, продаваемая в пачках по несколько листов формата А3, страдает обычно и желтизной, и плохой проклеенностью.
В-третьих, бумага должна быть достаточно толстой. Рисование акварелью на писчей бумаге имеет право на жизнь, так же как и живопись на тонированной бумаге или сильно пористом картоне. Однако использование тонкой или тонированной бумаги я бы отнес к живописным приемам, а не к материалам, ввиду специфического ее поведения.
Фактура бумаги не имеет большого значения. На начальном этапе надо изобразить контуры изображаемых предметов. Степень проработки деталей определяется только вашим терпением, однако затем, записывая мелкие детали акварелью, вы рискуете потерять целостное ощущение от вашей работы.
Слишком твердый карандаш может испортить поверхность бумаги. Ни в коем случае нельзя вытирать неверно проведенные линии, это только сделает их более заметными. Вообще, карандашные линии могут добавить выразительности пейзажу. Пыль от карандаша в дальнейшем смывается водой с помощью большой плоской кисти. Если предполагается живопись по сухой бумаге, то этап промывки бумаги водой все равно необходим, так как он помогает удалить пыль и излишки клея из верхнего слоя бумаги.
Следующий этап - рисование неба и воды (если она присутствует в пейзаже). Большинство работ имеет сходное решение в том плане, что небо на горизонте светлее, чем предметы на заднем плане. В противном случае необходимо вначале нанести основной тон на задний план, и после высыхания обозначить границу заднего плана и сразу нарисовать верхнюю часть пейзажа. Контраст неба и облаков может быть прямым или обратным, рисуются они одновременно, так как граница между ними обычно размыта. Затем изображаются крупными цветовыми пятнами средние планы, при этом оставляются промежутки для светлых предметов переднего плана - дорога, стволы деревьев, дома и камни.
На последнем этапе отделываются детали, рисуются светлые предметы, выделяющиеся на фоне среднего плана. Иногда вводят еще один промежуточный этап, на котором покрывают большую часть или все изображение сильно разведенной акварелью желтого (или синего) отенка, это позволяет придать атмосфере рисунка особенное настроение и сделать детали богаче.
Хитроумные приемы вроде рисования разведенным резиновым клеем (или похожими на него жидкостями), чтобы иметь возможность оставить белые участки бумаги и отделать их на завершающем этапе, используют редко. Возможно, причиной явилось то, что такие материалы сложнее найти, чем просто приличный набор акварели отечественного производства.