Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

С древних времён Египет привлекал путешественников , школьников, внешние соседние страны. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причислены к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренессанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы.
Цель: Познакомиться с Искусством Древнего Египта. Историей. Эпохами. Мифами.

Содержание работы

Введение.
История Египта.
Искусство Древнего Египта.
Древний Египет (3100 – 2000 г)
Средний Египет (2000- 1570 г)
Новый Египет (1570 – 575 г)
Легенды и мифы Древнего Египта
- Древнейшие верования
-Богини - покровительницы Египта и короны богов.
- Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет.
- Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Адыгейский Государственный Университет.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

 Более всего заботились о  том, чтобы обеспечить вечную  жизнь властителю страны - фараону.  Уже при его жизни, на протяжении  десятилетий, тысячи его подданных  вырубали из скал, перетаскивали  и водружали на место огромные  каменные блоки для царской  гробницы. Если вспомнить, как  низок был уровень техники  в те времена, нетрудно представить,  каких затрат труда и скольких  человеческих жизней стоило это  строительство. Затем появились  большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится  в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

 Величайшее и самое поразительное  сооружение этого рода входит  в знаменитый ансамбль пирамид  в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров и в  ней может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

 Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

 Египетские мастера создали  множество прекрасных, простых и  величественных скульптур, ничего  подобного не знала ни одна  из позднейших эпох. Изваяния  из окрашенного дерева или  шлифованного камня отличает  особое достоинство. Фараонов  изображали обычно в одной  и той же позе, чаще всего  стоя, с руками, вытянутыми вдоль  тела, и с выставленной вперёд  левой ногой. Несмотря на идеализацию,  портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

 Стены и колонны египетских  зданий украшали рельефы и  росписи, которые легко узнать  по своеобразным приёмам изображения  человека. Каждая часть фигуры  была представлена в своём  повороте так, чтобы её было  видно как можно полнее: ступни  ног и голова в виде сбоку,  а глаза и плечи- спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

 Древние египтяне не знали  перспективы, дальние предметы  они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

 Особый расцвет египетского  искусства наступил в эпоху  правления фараона Эхнатона в  14 веке до нашей эры. В то  время в искусстве получали  отзвук и реальные события.  Среди других произведений тогда  были созданы замечательные изображения  дочерей царя и его жены, красавицы  Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

 Благодаря верованиям и строгим  правилам древнее египетское искуство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Искусство древнего Египта

 В древнем Египте размышляли  о значении ремесла, учёбы и  искусстве. Искусство имело высокий  социальный статус, он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире - приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.

 Египтяне верили ,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим клали амулет, который был сделан из камня, дерева или металла , а так же на них клали украшения и дорогие вещи.

 АРХИТЕКТУРА - это одна основная  ветвь культуры древнего Египта.

 С древних времён Египет привлекал путешественников , школьников, внешние соседние страны. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта . В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.

Культура  Древнего Египта делится на 3 периода:

Древний Египет (3100 – 2000 г)

Средний Египет (2000- 1570 г)

Новый Египет (1570 – 575 г)

 

 

Древнее Царство 

В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок три четкие тени, стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св.Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.

К пирамидам примыкали низкие заупокойные  храмы, у подножия рядами располагались  гробницы придворных и родичей фараона  – “мастаба” (“каменные скамьи”). И храмы и мастаба рядом с пирамидами выглядели очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.

Писатель Иван Бунин, иного путешествовавший, влюбленный в седую грозную старину  Востока, оставил путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса. “Вокруг  меня мертвое жаркое море дюн и  долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света… Я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

 Туловище его высечено из  гранита целиком, - приставлены только  голова и плечи. Грудь обита,  плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно- громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю “Страны Солнца”, страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу”.

Среднее царство (2000-1570 г.)

 Хотя искусство Среднего  царства тщательно соблюдало  каноны и традиции Древнего, оно  не осталось совершенно тем  же самым. После долгого периода  смуты и распада Египта на  отдельные номы, государство в  21в. до н.э. снова объединилось под властью фиванских правителей - этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды стали скромнее, меньше размерами. Как отразились эти перемены на стиле искусства? С одной стороны - снижается пафос монументальности: в искусстве появляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.

 Но каноны, с другой стороны,  все-таки преобладают и, имея  за собой слишком уж большую  давность, поневоле сбиваются на  шаблон и схему. Когда древние  скульпторы высекали из скалы первого Великого Сфинкса, их благоговение и тайный ужас запечатлелись в этом громоздком, но истинно величавом стороже пустыни.

 Когда же в Среднем царстве  искусные мастера изготовляют  неизвестно какую по счету  фигуру льва с лицом фараона, - они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более “виртуозно”, чем его древний предок, - уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета III, превосходна лепка лица - и все же это произведение выглядит официально-холодным.

 Зато много непосредственности, даже наивности в мелкой пластике  Среднего царства - деревянных  и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. Часто они комбинировались  в группы, в целые жанровые  сценки.

Большой шаг вперед был сделан в  искусстве росписей. Раньше, в Древнем  царстве, преобладали раскрашенные рельефы, теперь же их заменяли живописью, темперой. Росписи допускали большую  гибкость рисунка и богатство  цвета. Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах  Антилопьего дома, хохяеином его был номарх Хнумхотеп. Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями. Между тем, рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей, они пользовались канонами: как нужно строить фигуру, как располагать изображение на плоскости. Однако для успешного исполнения своей работы, художник должен был знать, как выглядядт те предметы, которые он изображает. Тут нужны были и наблюдательность, и практика. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или на глиняных черепках, остраконах. Их во множестве находили при раскопках. На остраконах рисовались или мотивы, которые могут понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах. Такие рисунки именее каноничны и более эскизны, чем сами росписи.

Новое царство (1570-525 г.)

Новое царство - эпоха третьего, и  последнего, подъема египетского  государства, наступившая после  победы над азиатскими племенами  гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя.

Информация о работе Искусство Древнего Египта