Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

С древних времён Египет привлекал путешественников , школьников, внешние соседние страны. Греки египетской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищались уму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причислены к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренессанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы.
Цель: Познакомиться с Искусством Древнего Египта. Историей. Эпохами. Мифами.

Содержание работы

Введение.
История Египта.
Искусство Древнего Египта.
Древний Египет (3100 – 2000 г)
Средний Египет (2000- 1570 г)
Новый Египет (1570 – 575 г)
Легенды и мифы Древнего Египта
- Древнейшие верования
-Богини - покровительницы Египта и короны богов.
- Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет.
- Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Адыгейский Государственный Университет.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

 

 Вместо архитектуры гробниц  расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной  политической силой, конкурирующей  даже с властью царя. Поэтому  облик Египта Нового царства  стали определять храмы Амону,  а не фараонам. В течение нескольких  веков достраивались храмы Амона-Ра - современные Карнакский и Луксорский. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль - аллея сфинксов.

 Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.

 Ей воздавались все подобающие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале.

Две статуэтки из черного дерева - фигуры жреца Аменхотепа и его  жены Раннаи - могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты.

Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример - туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки. При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.

 

Легенды и мифы Древнего Египта

Древнейшие  верования

Сведения о космогонических  мифах Додинастического и Раннединастического периодов восстанавливаются по содержащимся в более поздних источниках обрывочным и хаотическим фрагментам, которые сохранили следы древнейших представлений, и по иконографии богов на поздних изображениях. Один из самых древних богов, почитавшихся в долине Нила, - Хор (Гор): сокол, летящий сквозь мировое пространство; левый глаз Хора - Луна, правый - Солнце; очевидно, с полётом сокола связывались смены времён года и времени суток. Вместе с Хором почитался аналогичный ему бог неба и света Вер (Ур). Образ солнцеокоп птицы очень сильно повлиял на мифы, религиозные представления и верования, которые складывались позже: боги с именем Хор или производными от него (Хор - сын Исиды, Хор Бехдетский, Харсомт и др.) часто изображались в виде сокола, бог Pa - в виде сокологолового человека, во многих текстах Солнце и Луна называются глазами Ра или Амона(-Ра): И стал свет после того, как ты (Амон-Ра) возник. Озарил ты Египет лучами своими, Когда диск твой засиял. Прозрели люди, когда сверкнул твой правый глаз впервые, Левый же твой глаз прогнал тьму ночную. "Во многих сказаниях в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что Солнце было рождено в виде золотого телёнка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему её телу звёздами. Ещё "Тексты Пирамид" говорят о "Pa, золотом телёнке, рожденном небом", а позднейшие изображения показывают эту Небесную Корову с плывущими по её телу светилами. Отклики этого сказания, бывшего, повидимому, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах и на ряде изобразительных памятников, причём иногда миф о Небесной Корове сохраняется в переработанном виде, а иногда он даже сплетается с Другими сказаниями. Так, Небесная Корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две Небесные Коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное Солнце. Упоминание о Небесной Корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец "сел на спину Небвсшгц Коровы Мехет Урт и поплыл по горизонту"." Долгое время существовало представление о ежедневном рождении и умирании Светила. Согласно ему, богиня неба Нут, принимая облик коровы Мехет Урт, утром рождает золотого телёнка (розовый цвет зари - это кровь богини при родах); за день телёнок взрослеет, становится Быком-Ра; вечером Бык совокупляется с Небесной Коровой - Нут, после этого богиня проглатывает солнечного Быка, а утром рождает опять, и всё повторяется; с этим представлением связаны распространённые эпитеты Ра "Бык своей матери" и "Тот, кто воскресает в своём сыне". "Пережитки древнейших представлений о том, что зачатие происходит и в результате проглатывания <...> живут очень долго в религии исторического Египта, и вплоть до поздних периодов мы встречаем <...> изображение небесной богини, утром рождающей Солнце, а вечером проглатывающей его, чтобы, вновь зачав, вновь родить его на рассвете следующего дня", а египетские фараоны, "уподобляясь Солнцу Ра, Изображают себя сынами Небесной Коровы то в виде младенца, сосущего её молоко, то в виде зрелого мужа, стоящего под её защитой. По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звёзды - рожденными ею поросятами. Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса позади Небесной Коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца поднятием рук. <... > Существовали <...> рассказы о том, что Солнце - это огромный шар, который катит по небу солнечный жук, подобно тому, как навозные жуки катят свои шарики по земле. В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В одной из таких легенд небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто над землёй, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. <...> "Тексты Пирамид", несмотря на то, что в них господствующим представлением является уже единоличное сотворение мира богом-творцом, всё же хранят строки, следующим образом прославляющие богиню Нут, некогда почитавшуюся величайщей матерью и самого Солнца и всей вселенной: Могуче сердце, твоё <...> О Великая, ставшая небом <...> Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою - ты охватила её, Окружила ты и землю, и все вещи своими руками. <...> Нут, ты сияешь, как царица Нижнего Египта. И могуча ты над богами, Души их - твои, и наследие их - твоё, Жертвы их - твои, и имущество их всё - твоё. <...> По другому сказанию, бог-творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Это представление живёт вплоть до позднейших времён, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном, круге тела и души новорожденных детей".

Богини - покровительницы Египта и короны богов

В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области - Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась "Две Земли". Эти реальные исторические события отразились и на мифологии: по логике мифологических сюжетов Египет с самого начала мироздания делился на две части и у каждой была своя богиня-покровительница. Южная часть страны находится под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и с цветком лотоса или водяной лилии - эмблемой Верховья. Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается в красной короне Низовья и с эмблемой Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения. Боги, под надзором и охраной которых пребывает государственная власть в Египте, носят "Объединённую корону Двух Земель" - корону "Пшент". Эта корона представляет собой как бы соединение корон Верхнего и Нижнего Египта в одно целое и символизирует объединение страны и власть над ней. На короне "Пшент" изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент" венчались на царство наследники богов после Золотого века - фараоны, "владыки Двух Земель". Верховные божества носят и корону "атеф" - головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величия. В короне "атеф" всегда изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога также и в сочетании в другими коронами, чаще всего - с короной Верхнего Египта (наиболее распространённый головной убор Осириса).

 

Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет.

 

Тот (Джхути) - один из древнейших египетских богов. В Додинастическую эпоху он, как божество Луны, идентифицировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной птицы; реже - в облике павиана (кииокефала) и совсем редко - в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) - полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны "атеф". Тот - исчислитель времени, поэтому он часто изображается с символом владычества над временем - пальмовой ветвью - в руке. Он - писец Ра, посыльный богов, покровитель знаний, магии и медицины; ему известны все волшебные слова и чудодейственные заклинания, которые существуют в мире земном и потустороннем. Тот составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта; он - непременный участник любого суда. В Загробном Царстве на Суде Осириса Тот записывает приговоры Суда. Серебряная лодка Тота - Луна - перевозит души умерших через ночное небо в потусторонний мир - за горизонт. Жена Тота - богиня Сешет, покровительница письменности и геометрии. В ведении этой богини находится священное Небесное Дерево - Дерево Ишед. Когда на земле рождается новый фараон и когда он восходит на престол, Сешет записывает на листьях Дерева имя нового владыки и тем самым дарует фараону бессмертие. На листьях Дерева записываются также все исторические события, которые произошли в прошлом и которым суждено произойти в будущем. Изображается Сешет в виде женщины в головном уборе, состоящем из семиконечной звезды и перьев (значение этого символа неизвестно), или в короне из папирусных листьев; иногда она бывает одета в шкуру леопарда. В руках богиня, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные приспособления - дощечку с красками и тростинки.

 

Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы.

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп - злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают  обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский - сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.

Но чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Солнце, нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его спутники неизменно  повергают врагов. Одного из злодеев - гигантского разноцветного змея - Ра убил под священной сикоморой Гелиополя, приняв обличье Великого Кота.

 

И всё же среди змей у бога Солнца есть не только недруги. Кобра-урей сама истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны.

Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце

На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный бог пребывал в Ну-бии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета.

Ра плыл в своей Ладье <...> И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:

- Я вижу врагов, злоумышляющих,  против своего могучего владыки!

Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился  к бою, издал воинственный клич и  так стремительно обрушился на демонов  мрака, так забушевал против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Торжествующий Хор вернулся в Ладью  отца и пригласил Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.

Владыка мира и его свита долго  созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:

 

- Это значит, что мои враги  наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!

Но не всех врагов Ра истребил Хор  в египетской земле. Много ещё  осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах  Хапи, и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики <...> Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.

После этой блистательной победы, уже второй по счёту, Хор снова  принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи  Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение - в номе Мерет. Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.

Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий - Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.

После окончательной победы над  силами зла Ра-Хорахте велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта - как память о подвигах Хора

Список литературы .

http://www.artprojekt.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://duat.egyptclub.ru

Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство Древнего Египта