Искусство экслибриса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение искусства экслибриса
Исходя из цели ставим задачи:
-изучить историю развития искусства экслибриса по литературным источникам;
-рассмотреть закономерности построения композиции экслибриса;
-рассмотреть экслибрис – как часть малой формы графики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЭКСЛИБРИС ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ КАК ОСОБОГО ВИДА КИЖНОГО ЗНАКА..............................................................................................5
1.1. Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре.....................6
1.1.1Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства……………9
1.2 Становление экслибриса как искусства в России……………….….10
1.2.1Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России
1.3 Виды экслибрисов…………………………………………………..…...15
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЭКСЛИБРИСА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ……...…….17
2.1 Общемировое значение в творчестве Фаворского……………......20
2.1.1 Учение Фаворского о шрифтах………………………………………21
2.1.2 Польские экслибрисы Фаворского…………………………….…….26
2.2 ВХУТЕМАСа – лаборатория современного ксилографического экслибриса……………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………..………………..37
Терминология……………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТАпо ХОШ.docx

— 434.00 Кб (Скачать файл)

        Известно, что В.А. Фаворский не только был выдающийся художник, но ему так же принадлежит великая заслуга разработки теории книжной графики, в которой особое место занимает исследование эстетического значения конструкции книги. Исходя из этой теории можно понять многие особенности книжного знака. Даже тот факт, что экслибрис наклеивается именно на левой (внутренней) сторону обложки, не случаен. “Когда мы перелистываем книгу, то мы как бы видим все правые страницы, ведущие нас в глубь книги. Когда мы переворачиваем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая оказывается для нас несколько неожиданна, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски, заставки ставятся на правой стороне, они ведут нас вглубь книги, и поэтому большая страничка картинки на правой стороне будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведёт в свою собственную глубинку.

        Поэтому страничные иллюстрации нужно помещать на левой стороне. Как бы оглядываясь назад, мы можем сосредоточиться, рассмотреть изображение и это не будет мешать нашему движению в глубину книги”.1

        Всё это в ещё большей степени относится к экслибрису, который всегда являлся единственной “картинкой” на целой странице, привлекающий к себе специальное внимание читателя, перевернувшего обложку и только ожидающего первой встречи с содержанием книги. 

        Весьма важной особенностью композиции экслибриса, является так же его обязательная соотнесённость с конструкцией книги, как особой “ вещи” (по терми6нологии В.А.Фаворского), объём которой состоит из отдельных самостоятельных иллюстраций (страниц, обложки). У экслибриса, как и вообще у книжной графики, имеется много общего с монументальной живописью. Так же как и монументальная роспись (фреска, например) не должна прорывать плоскость стены, а должна “держать” стену, так и задача экслибриса – не прорывать плоскость переплёта, а как бы укреплять его, украшать и, главное, характеризовать книгу именно как книгу, при чем принадлежащую определённому лицу.

        Важно именно очищение экслибриса от “станковизма”, разрушающего цельность эстетического восприятия знака и книги. Молодые художники стремятся к стилистической чистоте своей работы, выступая против эклектизма и, пытаясь творчески сочетать использование лучших традиций (от Томаса Бьюика, отца современной ксилографической школы, до Фаворского) с настойчивым поиском собственного индивидуального лица в искусстве экслибриса.

              2.1   Общемировое значение в творчестве Фаворского

     Владимир Андреевич Фаворский – мастер графической миниатюры.  Если

 окинуть взглядом всю  жизнь Фаворского, она представится  жизнью человека прошедшего за  пятьдесят лет тот путь, который  у истории искусства занял  много веков. Он начал как  человек, творящий непосредственно,  не знающий никаких приёмов,  а окончил как классик мирового  искусства. По своей природе  он не мог не творить, это  его свойство, его особенность,  его своеобразие. Нет, наверное, ни одного из разновидностей  жанров и искусства, которым  не занимался бы Фаворский,  не обогатив их, не углубил,  не проявил себя оригинальным  мастером. Гравюра на дереве и  рисунок с натуры, монументальная  живопись и оформление театрального  спектакля, экслибрис и станковые  композиции, скульптура и искусство  шрифта, искусства оформления книги  в целом и каждого книжного  элемента в отдельности, плакат  и фирменный знак, создание новых  разновидностей искусства: автоцинк  и роспись фреской барельефа,  портреты, пейзажи, орнамент и  другие составляют огромный творческий  результат неустанного труда  художника. Владимир Андреевич-тонкий  поэт, в совершенстве владеющий  умением художественного образного  наблюдения, окрашивает его реальную  жизнь, отличается мощным талантом  реального  художественно-образного представления жизни прошедшей и воображаемой.

      Но, кроме того, Фаворский реалист при воплощении своих замыслов в материале. Когда смотришь его произведения, появляется ощущение осязаемости, материальности, весомости. Он активный борец с натурализмом, бездумным, машинальным копированием внешности предметов. Так и формализмом (с созданием форм схематически, пустых, бессодержательных). Его творчество современно и глубоко связано с жизнью – оно отражает жизнь в работах, сделанных с натуры, оно отражает раздумья художника о жизни в композициях, оно вторгается в жизнь, художественно её оформляя. Его произведения очаровывают тем, что при внешней простате, при внешней логичности эти произведения раскрываются многими сторонами и мы, воспринимая их, становимся духовно богаче. Его работы – единство противоположностей, единство контрастов. Они всегда духовны, благородны, человечны, эпичны. К этому нужно добавить абсолютность его зрения. Очаровывает абсолютный вкус в его работах, пластичность, четкость рисунка и лепки форм. Поражает полнота и распространённость характеристик. В гравюрах виртуозная техника, которая даже и сама по себе покоряет, а при прочих достоинствах и подавно. Он глубоко идейный художник. Его произведения – зримые идеи. Он считал, что всякое искусство, а особенно изобразительное, строится на художественно-поэтическом видении.

2.1.1 Учение Фаворского о шрифтах

      Фаворский так же разработал вопросы художественного шрифта, и в этом отношении его вклад очень ценен. Он увидел в знаках нашего алфавита художественные образные качества, которые выражают положение речевого аппарата, произносящего звуки, положение, отвечающее характеру звуков. В шрифтовых комбинациях он видел не только прикладную функцию, но и художественно-образное содержание. Фаворский ввёл в систематизацию шрифтов вместо внешнего описательного принципа – по наличию подсечек, по контрастности штрихов, по светлоте, ширине, росту -–принцип художественно-образный. По его классификации шрифты делятся на плоскостные, когда буквы как бы совпадают с плоскостью листа, объемные – когда возникает ощущение, что буква лежит, возвышаясь над поверхностью листа, и пространственные, когда создаётся впечатление, что шрифт лежит глубже, чем поверхность листа. Всё выше сказанное должно дать представление о Владимире Андреевиче и как о мастере экслибриса,… ибо каков весь образ мысли и искусство, каковы вся жизнь, вся артистичность и мудрость, таковы и его экслибрисы. Он вкладывал в них всё своё духовное богатство и душевную щедрость. Всего Фаворский сделал 25 знаков.

Экслибрисы В. А. Фаворского – маленькие гравюры большого искусства

       С точки зрения художественной концепции экслибрис особенно привлекателен для мастера-графика как пробный шар для испытания и применения своего композиционного дара, как нечто цельное и законченное, не смотря под час насовсем крошечные размеры. В границах относительно не сложной и быстро осуществимой задачи тут является возможность показать изобретательность в области сюжета и остроумную выдумку символа или аллегории, блеснуть новаторским или эффектным техническим приемом.

       Здесь возможно осуществить то, что при большом формате и более широком задании далеко не всегда удается облечь в реальную форму. Не удивительно, что композиционная природа экслибриса, часто используется для педагогических опытов в художественных школах, а обзор экслибрисов определяет эпохи во многих случаях очень убедительно раскрывает эволюцию её стиля, вкусов и излюбленных родственных графической технике. В ещё большей степени, это касается круга экслибрисов, исполненных одним автором. После того, что происходило в искусстве в начале XX века, Творчество Фаворского производит впечатление спасительной пристани. Правда, отголоски бурных потрясений дают о себе знать и у него. Мир не кажется Фаворскому чем-то непроницаемым и несоизмеримым человеку. В основе его искусства заложено то жизнеутверждающее начало, которое составляет живую традицию русской литературы и искусства. Любовное, отзывчивое отношение к реальному миру сочетается в Фаворском с уверенностью, что художник не может его понять, не воплотив увиденного в совершенной художественной форме. Непосредственность и поэтическая наивность восприятия счастливо сочетаются у него с мудрой взвешенностью художественных приёмов. Порывы личного, субъективного не нарушают непреложных законов искусства. П.Д.Эттингер в книге “Книжные знаки Фаворского” тоже упоминает 25 знаков, но два из них не экслибрисы, а фирменные знаки. Однако известно ещё два экслибриса, сделанные в 1955 году и 1959 году - Гунста и Дервиз Разумовского. Из упомянутых Эттингером знаков, первый сделан в 1906 году, последний – 1928 году. Больше всего – 6 штук Фаворский создал в 1922 году. По содержанию книжные знаки Фаворского, которые можно скорее считать марками, так как некоторые из них принадлежат не частным лицам, а целым организациям (“Книжная лавка писателей”, конкурсный знак государственного издательства). Экслибрисы Фаворского разнообразны и было бы искусственным пытаться выявить в этой области эволюцию творчества художника, ибо экслибрис составляет не стройную цепь последовательного развития, а кажутся порой довольно случайными явлениями. Однако, когда в гравюре Фаворского появляется особенная легкость, это в период создания цикла “Руфь” – и в экслибрисе будут ощутимы те же перемены. Первоначально Фаворский гравировал книжные знаки, как решают интересную математическую задачу или разыгрывают сложный музыкальный этюд.

      Нет теперь возможности установить с полной точностью дату, когда В.А. Фаворским был исполнен его первый экслибрис для школьного друга Михаила Владимировича Шика, относящийся, во всяком случае, к периоду первых опытов художника в области деревянной гравюры, то есть к 1906-07 году. Это была просто проба штихеля, в которой ещё ничего не указывало будущего мастера экслибриса, как и беспомощная надпись “exlibrisM.Schick” ничем не предвещала того исключительного шрифтовика, каким Фаворский выявил себя в дальнейшем. Экслибрис Шика никогда, впрочем, не был напечатан и не дождался практического применения, что следует сказать и о автоэкслибрисе Владимира Андреевича, награвированного около 1908 года.

      Надо отметить, что в родительском доме художника имелась уже некоторая традиция экслибриса, так как отец художника Андрей Ефграфович пользовался для своей библиотеки владельческим знаком в виде незатейливого наборного ярлыка. Для своего собственного экслибриса Фаворский скомпоновал барочный картуш, в которой совместил начальные буквы своего имени и отчества. Примерно в таком же духе задуман экслибрис 1909 года для Всеволода Сергеевича Шервуда, московского живописца и двоюродного брата гравюра. Шервуд отличался богатой библиотекой ценных изданий по искусству, так как шервудский знак существовал в двух вариантах, был предназначен уже для настоящего книжного собрания, то эту гравировку стоит поставить во главе всей сюиты экслибрисов Фоворского, возникшим главным образом уже в революционное время.

       С гравюрной точки зрения, шервудский экслибрис свидетельствует об определённом прогрессе ксилографа, употребившего для них дощечки, тогда как предыдущие два знака были награвированны (нацарапаны) на плохо поддающейся обработке дубовых досках. Сама гравировка стала более тонкой и изящной, в особенности во втором, несомненно, позднейшем варианте. Который и композиционно производил более цельное впечатление. Первый экслибрис скорее был похож на этикетку, где слова "exlibris" явно втиснуты без органической связи с композицией картуша, и каллиграфия фамилии владельца не вполне соответствовала стилю последнего. Совсем другое во втором варианте. Тут архитектурное оформление, замыкающее фамилию “В.С.Шервуд” естественно скрепляется надписью “exlibris”, которую два амура держат в руках. Из довоенного времени можно привести ещё один экслибрис, награвированный в 1910 году тоже для школьного товарища Вильгельма Юльевича Вольфа. Хотя момент расцвета Фаворского ещё не наступил, индивидуальные черты его стиля в данном экслибрисе уже определённо замечены и частью осуществлены. Перед нами не только орнаментально украшенная владельческая метка, но уже подлинная композиция экслибриса, где элементу книги присвоена первенствующая роль и прекрасно разрешено полное слияние текста с рисунком – этой труднейшие из основных задач всякого экслибриса. В смысле органичного объединения шрифта с тематическим рисунком Фаворский тут дал один из первых и уже достаточно красноречивых образов своего композиционно-гравёрного стиля. Рисунок изображал массивное кресло, дающее тёмное пятно, вокруг читающего человека свободно расположились книги. Волнистая линия их рядов создаёт ощущение пространства. Изображение окружено рамкой, но можно было бы легко обойтись и без неё, так как утяжеление крайней стойки надписи ограничивают изображение снизу и сверху, а слева и справа можно легко установить боковые границы. После этого знака наступает десятилетняя пауза в экслибрисном творчестве, заполненная другими крупными работами, учением в Московском университете, военной службой на фронте, участие в рядах Красной армии во времена гражданской войны с финалом в виде жестокого тифа. Далее московская культурная жизнь начинает постепенно входить в норму, одна за другой возникала целая сеть интеллигентских книжных лавок, руководимых столичными книголюбами и книговедами. С кругом последних тесно связана серия –послереволюционных экслибрисов Фаворского, начавшихся с 20 годов вензелевым и эмблематическим экслибрисом Александра Милетиевича Кожебаткина. Лёгкий и воздушный знак Кожебаткина, с ладьёй и путеводной звездой Альцион – так называлось его издательство - инициалами имени и фамилии формально в известной мере примыкает к куаньяровским буквам, но уступает им в выразительности и яркости пятна.

       В следующем году возникает прелестный знак “Книжной лавки писателей”, в котором тип экслибриса удачно переплетается с характером фирменной карточки. Фаворский как нельзя лучше увековечил “Московскую книжную лавку писателей” в своей мастерской крошечной гравюре, столь колоритно насыщены звучные её аккорды черного и белого очень знаменательны для данной эпохи творчества гравёра. Это довольно сложная горизонтальная композиция, включающая в себя пять действующих фигур и книги. От новых ещё в двух экслибрисах того же времени, родственных с данным знаком по своей тематики и профессии владельцев, именно в экслибрисе Абрама Марковича Эфроса. Заваленный книгами стол и заставленный всякой всячиной кабинет олицетворяют в данном случае деятельность собственников экслибрисов, а в добавок интерьеры оживлены то Амуром-библиофилом, простреливающем громадный фолиант, то появляющемся из глубины Амурчиком со светильником. В данном случае Амур – символ пристрастия, увлечения, а не легкомысленной любви.

     Перечисленные до сих пор экслибрисы являлись преимущественно дарами художника товарищам и друзьям, но с момента, когда гравюрное искусство Фаворского приобрело большую известность, к нему всё чаще стали поступать заказы со специальными сюжетными требованиями и от посторонних лиц.

       Так в 1922 году, который вообще оказался очень продуктивным в области экслибриса, Фаворскому пришлось исполнить знаки для двух поляков.

2.1.2 Польские экслибрисы Фаворского

       Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность художника или владельца книжного знака, их мысли, чувства, взгляда. Тогда маленькие книжные знаки становятся явлением большого искусства, а не редко и своеобразным художественным документом времени. Так случилось и с Экслибрисами Фаворского Владимира Андреевича. Среди экслибрисов Фаворского особое место занимают два, исполненные в 1922 году. На одном из них изображен мужчина, рассматривающий открытую книгу и жестом руки отстраняющий летающую обнаженную женщину. Любовь к книге сильнее! И в знак этого Амур ломает свой лук. Надпись гласит:”Zksiegozbioru Edward Chwakewika”. Очень необычно экспрессивен и оригинален на тему “Книга и женщина”. Аллегория наивна и дружелюбна, интересно другое, как на одной небольшой изобразительной поверхности гравюр разместил три взаимосвязанных фигуры, в то же время сумел показать их распространственное нахождение. Один из видных французских критиков говоря о международной выставке деревянной гравюры в Париже 1928 году, выделил из огромного количества экслибрисов некоторые листы Фаворского, за их необычную лёгкость и посредственность – качества, которые редко встречаются в четкой по своей природе ксилографии и по существу скорее свойственны наброскам и эскизам. На другом, самом крупном по размерам из всех экслибрисов Фаворского (но не самом четком, причина чему некоторая перегруженность композиции атрибутами летописцами), мы видим мужчину за письменным столом, обращенного лицом к бюсту античного мыслителя. Наверху надпись:”Exlibris Ksego Bachuulskiego”. Это экслибрисы хорошо известны польской науке. Эдвард Хвалевик (1873-1956) – заведующий библиотекой министерства труда и социального обеспечения. Историк и архивариус Алексей Бухульский (1893-1951)-возглавлял городской архив Варшавы. В 1921-22 году они входили в состав работавшей в Москве Комиссии по возращению в Польшу художественных и научных ценностей, вывезенных в своё время царским правительством. Они ознакомились за это время культурой и художественной жизнью России. Заинтересовавшись искусством гравюры и книжной иллюстрацией, переживающих в то время исключительный расцвет, некоторые из них пожелали иметь на память экслибрисы советского художника.На это откликнулись ведущие мастера, в том числе и Фаворский, Кровцов, Павлинов, Куприянов исполнившие в общем 32 польских экслибриса.

Информация о работе Искусство экслибриса