Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение искусства экслибриса
Исходя из цели ставим задачи:
-изучить историю развития искусства экслибриса по литературным источникам;
-рассмотреть закономерности построения композиции экслибриса;
-рассмотреть экслибрис – как часть малой формы графики
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЭКСЛИБРИС ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ КАК ОСОБОГО ВИДА КИЖНОГО ЗНАКА..............................................................................................5
1.1. Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре.....................6
1.1.1Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства……………9
1.2 Становление экслибриса как искусства в России……………….….10
1.2.1Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России
1.3 Виды экслибрисов…………………………………………………..…...15
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЭКСЛИБРИСА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ……...…….17
2.1 Общемировое значение в творчестве Фаворского……………......20
2.1.1 Учение Фаворского о шрифтах………………………………………21
2.1.2 Польские экслибрисы Фаворского…………………………….…….26
2.2 ВХУТЕМАСа – лаборатория современного ксилографического экслибриса……………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………..………………..37
Терминология……………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………..….40
Польские экслибрисы Фаворского (помимо экслибрисов Бухульского и Хвалевика) предполагал вырезать ещё один книжный знак для доктора Стефана Рыгля. В собрании государственного музея имени А.С.Пушкина в Москве хранится из коллекции П.Эттингера эскиз в карандаше этого неосуществленного экслибриса. Созданные в период наибольшей интенсивной работы художника в этом жанре – “интимного аккомпанемента”, сопутствующие его более крупным и выдающимся произведениям. Печатью высокого художественного совершенства отмечены экслибрисы Фаворского. Филигранная отточенность ксилографической техники, выразительность и красота уверенного и упругого штриха, мастерство всегда интересной и оригинальной композиции – все это придает графическим миниатюрам Фаворского значимость большого искусства.
Экслибрисы Бухульского и Хвалевика стали первыми ласточками, предварившими широкую известность и популярность Фаворского в Польше. Жаль, что эти два книжных знака как-то выпали из эвра Фаворского: так как доски за рубежом и до сих пор не вышел в свет задуманный альбом под заглавием “Польские экслибрисы Красной Москвы”, в котором должны были найти место все экслибрисы, заказанные членами вышесказанной комиссии московскими графиками.
Уже в 1923 году в Варшаве появляется статья с высокой оценкой мастерства Фаворского. Во многих государственных и частных собраниях Польши хранятся сравнительно богатые коллекции гравюр Фаворского. Так два маленьких книжных знака исполненные художником в суровом 1922 году стали первой строкой из интересных и содержательных страниц в истории советско-польских творческих связей.
Среди остальных четырёх экслибрисов тот 22года, обращает на себя внимание, прежде всего, чрезвычайно изящный и мастерски нарезанный знак философа-математика Павла Алексеевича Флоренского, единственный, где Фаворский прибегнул к геральдическому мотиву. Сильно контрастируется со спокойной сосредоточенностью этого изящного рыцаря издёрганная фигура “вечного жида”, послужившего для экслибриса Вячеслава Павловича Полонского, известного литературного критика бывшего редактора журнала “Печать и революция”. Полонский заказал Фаворскому и гравированную обложку для этого ежемесячника, как и заголовки для разных отделов последнего, для чего в те годы, несомненно, требовалась некоторая доля смелости. Идея данного экслибриса была дана художнику самим заказчиком, который однако остался не совсем доволен воплощением своего замысла, так как тип “вечного жида” мыслился Полонскому в каком-то более современном и менее трагическом аспекте. Для художника Владимира Алексеевича Свитальского награвировал экслибрис. Воздушный и красноречивый, в котором Фаворский ввёл известный элемент иронии. Владелец экслибриса в то время страстно увлекавшийся собиранием книг и библиофилией, отображен в наклонённой над стопкой книг обнажённой фигуре крылатый гений, жестом руки, указывая на сияющее солнце и в нём мир, пытается оторвать книголюба от пыльных страниц и вовлечь его в орбиту более широких, разнообразных ощущений. Здесь противопоставляется книга и природа. Цветистый штрих в передаче гения и едва намеченная эскизная линия библиофила – определённо указывает на чьей стороне симпатия создателя экслибриса.
Последний из шести экслибрисов 1922 года для Виктора Гавриловича Памфилова. Эмблематика целиком принадлежит заказчику, который счел нужным и фамилию свою перевести на греческий лад, а смысл знака персонально тесно связана с ним. Изображена чаша жизни, её скоротечность и конечное просветление в виде сияющего нимба. Фаворский чудесно награвировал данное ему задание, но кроме своего мастерства не внёс в этот знак ничего индивидуального.
К родственному типу экслибриса, сокровенный смысл, которого полностью раскрывается лишь для самого владельца, принадлежит и своеобразный декоративный знак Алексея Алексеевича Сидорова, нарезанный Фаворским в 28 году. При оценке композиционной стороны экслибриса и его сюжета, следует помнить его чисто персональный характер, где художнику часто ставятся определённые границы, не позволяя свободно развивать свои творческие замыслы. Рисунок называется “Фантастические головы”, он изыскан и изобретателен. Во время случайных карандашных пометок появился женский профиль – античная голова. Потом к профилю пририсовали конус, потом острый конец конуса загнули, получился извивающийся хвост, сначала изгибы хвоста были случайными и беспорядочными, но потом приобрели ритмичность и упругость. Так был разыскан мотив, использованный для заставки и для экслибриса Сидорова.
После 22 года Фаворский на продолжении двух лет не приходилось вовсе, за исключением одного, коснуться экслибриса. Исключение это относится к конкурсу на экслибрис для библиотеки Государственного издательства, объявленному в 1923 году при поддержке “Комиссии по изучению искусства книги”. Фаворский в виде эскиза награвировал соответствующий знак, который, однако, не удовлетворил самого автора и совсем не был представлен членам жюри конкурса. Чувство самокритики не обмануло Фаворского, так как действительно этот эскиз стоял не на высоте предыдущих экслибрисов.
В 1925 году длительный интервал прерывается рядом новых заказов, и в этой новой серии экслибрисов Фаворского бросается в глаза одна новая композиционная деталь. Все экслибрисы, нарезанные Фаворским до 25 года за исключением ранних картушей, обязательно заключались в традиционную четырехугольную рамку. С 25 года она исчезает. Композиция экслибриса становится столь свободной, крепкой, уравновешенной, самодовлеющей, что не нуждается больше не в каком обрамлении, которое к тому же иногда удачно заменяется текстом. Книжные знаки Фаворского предназначались для узкого круга коллекционеров, а потому и арсенал употреблявшихся в них атрибутов и аллегорий был ограничен и сугубо специфичен. Это ещё не в полной мере касается первого экслибриса данного периода для инженера путей сообщения Сергея Георгиевича Пятина, вообще мало характерного для Фаворского, даже в некоторой степени, выпадающего изего экслибрисного эвра. Чисто производственная тема – с элеваторами, мостом, аэропланом, данная Пятиным, по- видимому не сильно вдохновили художника и во всей композиции мало специфически экслибриского.
В знаке для инженера Ивана Ивановича Федорова – композиционный сдвиг уже проведён в совершенстве, и всякая возможность линейного обрамления тут окончательно изжита. Это один из самых очаровательных экслибрисов вообще, как по своему замыслу, так и по числу ювелирных отделок. Как ясно и убедительно здесь олицетворён мотив человека пытливого ума, который с помощью гения пытается проникнуть в сущность вселенной. В ней ярко отражена и эволюция гравюрного стиля Фаворского, характерная для его творчества данной эпохи и сказавшаяся в полном отходе от раньше любимых звонких контрастов черного и белого, к усиленному теперь стремлении лишь к общему серебряному тону листа. На листе свободно разместились цветы, солнце, луна, звёзды. Кажется, мельчайшие изображения могли бы спокойно разбежаться, рассыпаться по листу, нет никакой условной рамки, которая бы сдерживала бы, ограничивала бы их. Любопытно, что в первоначальном состоянии доски экслибриса Федорова цветочки и звёзды нижнего левого угла выделялись на фоне густой черной плоскости, которая впоследствии целиком была удалена ради единства общего мягкого тона. Безупречное понимание пространства, как целого собирает все компоненты композиции воедино. Фаворский черпал мотивы для своих экслибрисов в истории, в мифологии, в философии. Но бывало и так, что они рождались от произвольного движения руки, рассеяно чертившей на бумаге какой-либо узор. В одинаковой мере последний прельщает и в натюрмортном экслибрисе доктора Л.Я. Белобородова – замечательная мастерская простота композиции и гравировки. Какой длительный путь технической эволюции проделан был Фаворским от большого декоративного натюрморта 20 года напечатанного в журнале “Москва” до любовной интимности этой маленькой гравюры.
С городом Саратовым связана группа из трёх экслибрисов, исполненная Фаворским в 1926 году. Приволжскому городу мы обязаны толчком к созданию двух настоящих шедевров. Такой вид экслибриса стоило бы назвать профессиональным, так как в первую очередь он пытается дать пластический образ профессии его владельца. Профессиональный момент научных занятий историка Екатерины Николаевны Кушевой выражен художником в изображении ватаги кочевников, стремительно мчавшихся, а динамичность этого фона контрастно подчёркивает плоскость сосредоточенной женской фигуры, перелистывающей древнюю летопись.
Экслибрис археолога Анны Николаевны Кушевой предоставил Фаворскому лишний случай показать исключительной умение развертывать и в мельчайших размерах композицию почти монументальную. Есть что-то фресковое в этой широко раскинутой равнине со спящим на переднем плане скифом, которого женщина осторожно старается разбудить. И какой поэзией вообще овеяна вся эта серебрящаяся гравюра.
Третьему саратовскому экслибрису трудно соперничать с двумя предыдущими. Молодой инженер, даровитый саратовский музыкант Рафаил Ильич Рабинович в 1918 году трагически погиб во времена гражданской революции. Брат подарил это собрание нот Московской консерватории с обязательным условием, – чтобы на каждой из книг был экслибрис работы Фаворского. Первый эскиз вылился очень удачно, и центр его составлял рояль, на который опиралось ружьё, увенчанное веткой. Но, оказалось, что убитый Рафаил не был пианистом, а был виолончелистом. Последовал целый ряд других композиций, но свежести и непосредственности первого восстановить уже не удалось.
Два женских экслибриса, где Фаворский ещё больше расширил арсенал своих замыслов – Кире Николаевне Папа-Афанасопуло любовь к книге и науке нарисована в виде надёжного ковчега среди потопа жизненных невзгод.
Татьяне Сергеевне Модестовой дорого воспоминание Сергиева посада и бывшей Троицкой лавры, в экслибрисе воссоздан мотив старого местного лубка. В гравюрном отношении этом последнем и единственно чисто пейзажном экслибрисе Фаворского заметен какой-то возврат к сочным густым тонам его более ранних гравюр.
2.2 ВХУТЕМАСа – лаборатория современного ксилографического экслибриса
Одним из центров графического искусства стал в двадцатые годы полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Он являлся настоящей творческой лабораторией современной графики. Преподававшие здесь видные художники: В.А.Фаворский, П. Павлинов, Н. Пискарев, Л. Бруни, И. Нивицкий, А. Кравченко, Н.Куприянов, М. Маторин и другие создали десятки ярких по форме и глубоких по содержанию книжных знаков. В этих знаках, в многообразных индивидуальных проявлениях раскрыли основные черты графической школы ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, возглавляемой старейшиной современной ксилографии В. Фаворский философское углубление в сущность изображаемых прогрессов и явлений, поиски крупнейших обобщенных силуэтов и пластических форм, стремление обнаружить приёмы гравирования с тем, чтобы возможно полнее выявить фактуру материала такой специфической художественной техники, как ксилография.
Эстетический принцип этой школы оказал большое влияние на творчество последующих поколений современных графиков. Её непосредственные ученики: Г. Ечеистов, А. Гончаров, А. Усачев, М. Поляков, Г. Кравцов, Н. Лапшин, М. Пиков, С. Телингатер и другие внесли значительный вклад в искусство экслибриса. Законным приемником и наследником традиций ВХУТЕМАСы-ВХУТЕИНа, как в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и художественном конструировании, так и в области графики явилось воссозданное в 1945 году Московское высшее художественно0промышленное училище (бывшее Строгановское).
Годах в 65 в МВХПУ образовалась довольно большая группа молодых графиков, систематически занимающихся искусством экслибриса и в 1966 году на выставке МВХПУ “Книжные знаки” экспонировалось свыше 200 книжных знаков, выполненных строгановцами в 1963-1966 годы. Всего их создано свыше 500 . Всё это связано с новыми достижениями во всех видах и жанрах современного искусства, в том числе и в книжной графике. Единство и взаимопроникновение эстетических и утилитарных принципов - вот та главная закономерность, которая лежит в основе всех разновидностей декоративно-прикладного искусства.
Заключение
Графическая миниатюра – неотьемлемая часть мирового искусства. Есть область изобразительного искусства, которую не минул почти, что ни один серьёзный гравюр – ни Альбрехт Дюрер, ни Франциско Гойя, ни русские мастера – Сомов, Остроумова-Лебедева, Фаворский. А меж тем, эта область гравюры, оставаясь малоизвестной широкой публике, высоко ценима знатоками и коллекционерами. Это – экслибрис, небольшая гравюра, личный знак собственника книги. Экслибрис отнюдь не предназначается для широкого распространения. Их путь короток – от гравюра к заказчику.
Экслибрис прошел долгий путь. Они либо придавали личную характеристику владельца библиотеки и тогда в композицию включалось его портретное изображение, либо определяли его вкусы и склонности. Содержание экслибриса можно относить и к библиотеке и к её составу. Книжный знак может иметь так же геральдический характер. Очень часто гравюру приходилось учитывать прямые пожелания и указания заказчика.
Форма книжного знака привлекательна длягравюра тем, что на очень небольшой плоскости нужно разместить порой довольно сложную композицию и остроумно составить замысловатую аллегорию.
Имя Фаворского в первую очередь связано с гравюрой на дереве и с книжными иллюстрациями. Фаворский – художник книги. Один из тех мастеров, которые подняли технику ксилографии после трёхсотлетнего её упадка на уровень большого искусства. Он был главной фигурой в классическом направлении русской послереволюционной гравюры. Он старался воплотить основную идею знака “строго и беспристрастно”, помня о главном его значении – характеризовать самого владельца. Учения Фаворского наследовались по- разному: одни больше стремились подражать манере мастера, другие старались воспринять сам его принцип его художественной системы. Его ученики – Г. А. Ечиистов, М.И. Поляков, М. И. Пискарев, Л. А. Суворов, Г. А. Кравцов.