Искусство экслибриса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение искусства экслибриса
Исходя из цели ставим задачи:
-изучить историю развития искусства экслибриса по литературным источникам;
-рассмотреть закономерности построения композиции экслибриса;
-рассмотреть экслибрис – как часть малой формы графики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЭКСЛИБРИС ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ КАК ОСОБОГО ВИДА КИЖНОГО ЗНАКА..............................................................................................5
1.1. Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре.....................6
1.1.1Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства……………9
1.2 Становление экслибриса как искусства в России……………….….10
1.2.1Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России
1.3 Виды экслибрисов…………………………………………………..…...15
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЭКСЛИБРИСА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ……...…….17
2.1 Общемировое значение в творчестве Фаворского……………......20
2.1.1 Учение Фаворского о шрифтах………………………………………21
2.1.2 Польские экслибрисы Фаворского…………………………….…….26
2.2 ВХУТЕМАСа – лаборатория современного ксилографического экслибриса……………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………..………………..37
Терминология……………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТАпо ХОШ.docx

— 434.00 Кб (Скачать файл)

      В работах Фаворского поражаешься, насколько содержательной может быть форма, насколько выразительной и гибкой становится сама гравюрная техника, какими высокими и значительными оказываются маленькие бумажные листочки гравюр. Он сравнивал книгу с архитектурой: он всегда стремился строить организм книги, как здание, пространственно и завершено. Он относился к книге не только как к месту помещения своих гравюр, но и как к вещи, которую нужно сделать эстетически завершенной и утилитарно оправданной. К каждому элементу и частности, равно как и к целому, в знаках Фаворского проявлена огромная уважительность, бережливость, как к драгоценности, соразмерной, взвешенной, трогательно любимой. Более пятидесяти лет длилась творческая деятельность Фаворского. Все знаки, кроме двух последних, сделаны им в первую половину этого пятидесятилетия. Можно лишь сожалеть, что во второй половине жизни он создал мало экслибрисов. Экслибрисы его экспонировались на отечественных и зарубежных выставках: “Русский книжный знак” – Казань, 1923, Ленинград 1925 год, “Московский экслибрис 26”, “Художественный экслибрис 1917-27 годов” - Ленинград и многие другие. Таких произведений, как книжные знаки Фаворского, было бы достаточно любому художнику для бессмертия, но по отношению к тому, что создано Фаворским за всю жизнь, его экслибрисы, это серьёзные шутки гения, большие произведения малого размера, вызывающие восторг и восхищение.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Воспоминания о художнике.  В.А.Фаворский. /сост.Г.А.Загянская, Е.С.  Левитин.-М.:Книга, 1990.

2.Восток в творчестве  народного художника СССР В.А.Фаворского. – М.: Книга, 1968.

3.Голербах Э.Художественныйэкслибрис.-Л.:”Ленинградское  общество экслибристов”, 1928.

4.Голубенский Л.О. К  вопросу о периодизации русского  и советского экслибриса. – Воронеж,  Издательство Воронежского университета, 1965.

5.Гончаров А.Д. А.В.Фаворский-художник  книги./ Книга. Исслед. и материалы.-1965.-Сб.11.-С.140-155.

6.Загянская Г. Творческий  поиск и философия художника./Искусство.- 1986. - №4.-с.40-47.

7.Ивенский С.Г. Мастера  русского экслибриса.- М.: Изд-во “Художник  РСФСР”, 1973.

8.Ивенский С.Г. Русские  книжные знаки. Вопросы его  теории и практики /Автореферат/.-М.: Книга, 1986.

9. Ивенский С.Г. Книжные  знаки. История, теория, практика  художественного развития. – М.:Книга,1980.

10. Ивенский С.Г. Выставка  советского и зарубежного экслибриса. Кириллов 1968год. – Кириллов, 1968.

11.Ивенский С.Г. Искусство  книжного знака. – Л.: Наука, 1966.

12.Книга о Владимире  Фаворском./сост. Молок Ю.-М.:Прогресс, 1968.

13.Книговедение: Энциклопедический  словарь.-М.:Современная энциклопедия, 1981.

14.Книжные знаки русских  художников./Под ред.Д.М.Митрохина,  П.И.Нерадовского.-Л.: “Петрополис”, 1922.-с.32-45.  

15.Королюк В. Развитие  экслибрисного жанра. //Художник.-1968.- №8. – с.54-55. 

16.Кравцов Г.А. Экслибрисы  Фаворского В.А.- М.: Книга, 1968.

17.Кравцов Г.А. В.А.Фаворский.- М.: Искусство, 1969.

18.Ласунский О.П. Книжный  знак. Некоторые проблемы изучения  и использования.- Воронеж: Изд-во  Воронежского университета, 1967.

19.Ласунский О.П. Рассказ  об экслибрисе.//Подъем.-1963.-№5.-с.18-25.

20.Масеев И. Развитие  искусства экслибриса.// Искусство.- 1968.-№12.-с.12-18.

21.Минаев Е.Н. Экслибрисы  художников Российской федерации  (500 экслибрисов). – М.:Советская Россия, 1971.

22.Минаев Е.Н., Фортинский  С.П. Экслибрис.- М.: Наука, 1970.

23.Московская деревянная  гравюра в экслибрисе за 1928 год./Гравюра  на дереве.-1929. – Сб.-4.-с.31-32.

24.Островский Г. Польские  экслибрисы Фаворского./Советское  славяноведение.-М.:Наука, №2, 1971.-с.77-79.

25.Розанова Н.Н. Московская  книжная ксилография 1920-1930 годов.-М.:1982.

26.Розов Н.Н. Когда появился  в России книжный знак? //В кн.:Археологический  ежегодник.-М.,1963.-с.88-91.

27.Тараканова О.Л.История  художественно-полиграфического оформления  русской антикварной книги:Учеб.пособие._М.:Изд-во  МПИ, 1980.

28.Фаворский В.А. Об  искусстве, о книге, о гравюре. /сост. Е.С.Левитина .-М.:Книга, 1986.

29.Фаворский В.А./Искусство.-М.,Наука,№2, 1965.-с.80.

30.Фортинский С.П. Современные  художественные книжные знаки.// Книга. Исслед. И материалы.-1960.-Сб.2.-С.332-372.

31.Халаминский Ю. В.А.Фаворский.М.:Искусство, 1964.

32.Эттингер П.Д. Книжные  знаки В.А.Фаворского. – М.:”Современный  коллекционер”,1933.

33.Эфрос А. Владимир  Фаворский и современная ксилография.//Русское  искусство.М.:№1, 1923.-с.37-54.

 

                                                 Терминология

        Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта.

       Ярлыки – книжные знаки, преимущественно исполненные наборным шрифтом или иным способом, но содержащие в себе лишь текст “из книг такого-то лица”, “такого-то учреждения”.

       Суперэкслибрис — экслибрис, оттиснутый на корешке или на сторонке переплетной крышки.

 

 

 

Приложение

Примеры экслибриса

 


Информация о работе Искусство экслибриса