Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение искусства экслибриса
Исходя из цели ставим задачи:
-изучить историю развития искусства экслибриса по литературным источникам;
-рассмотреть закономерности построения композиции экслибриса;
-рассмотреть экслибрис – как часть малой формы графики
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ЭКСЛИБРИС ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ КАК ОСОБОГО ВИДА КИЖНОГО ЗНАКА..............................................................................................5
1.1. Экслибрис его зарождение и роль в мировой культуре.....................6
1.1.1Экслибрисы 19 века – предвестники будущего искусства……………9
1.2 Становление экслибриса как искусства в России……………….….10
1.2.1Двадцатый век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России
1.3 Виды экслибрисов…………………………………………………..…...15
ГЛАВА 2 РОЛЬ ЭКСЛИБРИСА В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ……...…….17
2.1 Общемировое значение в творчестве Фаворского……………......20
2.1.1 Учение Фаворского о шрифтах………………………………………21
2.1.2 Польские экслибрисы Фаворского…………………………….…….26
2.2 ВХУТЕМАСа – лаборатория современного ксилографического экслибриса……………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………..………………..37
Терминология……………………………………………………………………39
Приложение…………………………………………………………………..….40
В работах Фаворского поражаешься, насколько содержательной может быть форма, насколько выразительной и гибкой становится сама гравюрная техника, какими высокими и значительными оказываются маленькие бумажные листочки гравюр. Он сравнивал книгу с архитектурой: он всегда стремился строить организм книги, как здание, пространственно и завершено. Он относился к книге не только как к месту помещения своих гравюр, но и как к вещи, которую нужно сделать эстетически завершенной и утилитарно оправданной. К каждому элементу и частности, равно как и к целому, в знаках Фаворского проявлена огромная уважительность, бережливость, как к драгоценности, соразмерной, взвешенной, трогательно любимой. Более пятидесяти лет длилась творческая деятельность Фаворского. Все знаки, кроме двух последних, сделаны им в первую половину этого пятидесятилетия. Можно лишь сожалеть, что во второй половине жизни он создал мало экслибрисов. Экслибрисы его экспонировались на отечественных и зарубежных выставках: “Русский книжный знак” – Казань, 1923, Ленинград 1925 год, “Московский экслибрис 26”, “Художественный экслибрис 1917-27 годов” - Ленинград и многие другие. Таких произведений, как книжные знаки Фаворского, было бы достаточно любому художнику для бессмертия, но по отношению к тому, что создано Фаворским за всю жизнь, его экслибрисы, это серьёзные шутки гения, большие произведения малого размера, вызывающие восторг и восхищение.
Список литературы
1.Воспоминания о художнике. В.А.Фаворский. /сост.Г.А.Загянская, Е.С. Левитин.-М.:Книга, 1990.
2.Восток в творчестве
народного художника СССР В.А.
3.Голербах Э.
4.Голубенский Л.О. К
вопросу о периодизации
5.Гончаров А.Д. А.В.Фаворский-
6.Загянская Г. Творческий
поиск и философия художника./
7.Ивенский С.Г. Мастера русского экслибриса.- М.: Изд-во “Художник РСФСР”, 1973.
8.Ивенский С.Г. Русские книжные знаки. Вопросы его теории и практики /Автореферат/.-М.: Книга, 1986.
9. Ивенский С.Г. Книжные знаки. История, теория, практика художественного развития. – М.:Книга,1980.
10. Ивенский С.Г. Выставка
советского и зарубежного
11.Ивенский С.Г. Искусство книжного знака. – Л.: Наука, 1966.
12.Книга о Владимире Фаворском./сост. Молок Ю.-М.:Прогресс, 1968.
13.Книговедение: Энциклопедический
словарь.-М.:Современная
14.Книжные знаки русских
художников./Под ред.Д.М.
15.Королюк В. Развитие экслибрисного жанра. //Художник.-1968.- №8. – с.54-55.
16.Кравцов Г.А. Экслибрисы Фаворского В.А.- М.: Книга, 1968.
17.Кравцов Г.А. В.А.Фаворский.
18.Ласунский О.П. Книжный знак. Некоторые проблемы изучения и использования.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1967.
19.Ласунский О.П. Рассказ
об экслибрисе.//Подъем.-1963.-
20.Масеев И. Развитие искусства экслибриса.// Искусство.- 1968.-№12.-с.12-18.
21.Минаев Е.Н. Экслибрисы
художников Российской
22.Минаев Е.Н., Фортинский С.П. Экслибрис.- М.: Наука, 1970.
23.Московская деревянная гравюра в экслибрисе за 1928 год./Гравюра на дереве.-1929. – Сб.-4.-с.31-32.
24.Островский Г. Польские
экслибрисы Фаворского./
25.Розанова Н.Н. Московская книжная ксилография 1920-1930 годов.-М.:1982.
26.Розов Н.Н. Когда появился в России книжный знак? //В кн.:Археологический ежегодник.-М.,1963.-с.88-91.
27.Тараканова О.Л.История
художественно-
28.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. /сост. Е.С.Левитина .-М.:Книга, 1986.
29.Фаворский В.А./Искусство.-
30.Фортинский С.П.
31.Халаминский Ю. В.А.
32.Эттингер П.Д. Книжные знаки В.А.Фаворского. – М.:”Современный коллекционер”,1933.
33.Эфрос А. Владимир
Фаворский и современная
Экслибрис – книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплёта.
Ярлыки – книжные знаки, преимущественно исполненные наборным шрифтом или иным способом, но содержащие в себе лишь текст “из книг такого-то лица”, “такого-то учреждения”.
Суперэкслибрис — экслибрис, оттиснутый на корешке или на сторонке переплетной крышки.
Приложение
Примеры экслибриса