Новосибирский аграрный университет
Биолого-Технологический факультет
Кафедра истории, политологии
и культурологии
Реферат по культурологии
Искусство Эпохи Ренессанса
Выполнила: Т.П. Писарева
студентка 2104 гр.
Проверила: Е.В. Подзюбан
Новосибирск 2014
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3-4
Глава1 Культурно-историческая
характеристика Эпохи Ренессанса. …4
1.1Термин и понятие
Возрождения. ……………………………………...4-5
1.2 Исторические условия
возникновения и развития Возрождения.
…5-7
1.3Гуманизм. …………………………………………………………….....7-9
1.4 Философская, научная и
хозяйственная культура Возрождения.
…..9-10
Глава2 Искусство Эпохи Ренессанса.
…………………………………….11-12
2.1 Проторенессанс (Предвозрождение).
…………………………………12
2.2 Раннее Возрождение. …………………………………………………..12-14
2.3 Высокое Возрождение. ………………………………………………...14-17
2.4 Позднее Возрождение. …………………………………………………18-19
2.5 Северное Возрождение.
………………………………………………..20-22
Заключение. ………………………………………………………………....23-24
Список используемой литературы.
………………………………………..25
Приложение1 Словарь терминов.
…………………………………………26
Введение
Термин «Возрождение» (франц.
- Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся
в XV веке, достаточно условен, так как сводит
всё содержание этого исторического явления
к возрождению культурного классического
наследия. Однако, в период Возрождения
начала создаваться новая культура, качественно
отличная от античной и от феодальной
культуры.
Основным идейным содержанием культуры
Возрождения стал гуманизм. Отказываясь
от догматизма церкви, деятели Возрождения
- гуманисты - создавали в противовес феодальному,
схоластическому новое, светское, рационалистическое
мировоззрение.
Актуальность темы обусловлена тем, что
в эпоху Возрождения в своих идеалах был
выработан и реализован совершенно новый
тип соотношения коллектива и индивида,
общества и личности, что способствовало
формированию неординарного типа культурного
деятеля. Ренессанс был ориентирован на
формирование определенного идеала человека,
интеллектуально и духовно активного,
стимулирующего культурный прогресс общества.
В исторической и культурологической
литературе сложилось преобладающее мнение
о том, что Ренессанс – это система, ориентированная,
прежде всего на воспитание и приобщение
к культуре конкретного индивида и только
через него стремящаяся к повышению культуры
в обществе.
Ренессанс увидел человека в его неповторимости
и способности к творческой деятельности,
только Ренессанс сделал значимыми его
эмоциональный мир, страсти и аффекты,
своеобразие отношения к действительности,
и только в эпоху Ренессанса главным героем
своего времени становится человек действующий.
Он раскрывает для себя меру своей разумности
и ответственности перед миром, меру воли,
свободы и личного достоинства. Ренессанс
пришел к мысли о богоподобии человека
и вывел из этого идею о беспредельности
его возможностей, которая реализовалась
в деятельности титанов Возрождения.
Гуманизм Возрождения рождает “ясное
стремление к бунту”, для этого периода
культуры характерна “программа разрыва
со старым миром с целью утвердить иные
формы воспитания и общения, иное общество
и иные взаимоотношения между человеком
и природой” [4, с. 34]. Стремление к бунту
не порывает с религией и церковью, но
создает светскую культуру, отходящую
от религиозного влияния. “Возрожденцы
удивительным образом умели сочетать
самые возвышенные, самые духовные ... идеи
с таким жизнерадостным, жизнеутверждающим,
веселым и игривым настроением, которое
иначе и назвать нельзя, как светским и
даже земным” [ 5 с. 50].
Лучше всего о противоречиях этой эпохи
сказал французский поэт XX века Поль Валери (1871—1945): в Италии происходило
“...кипение жизни и идей, в котором проявились
всемогущество и анархия, богатство и
благочестие, ощущение вечности и чувственность,
утонченность и насилие, наибольшее простодушие
и наибольшее дерзание интеллекта — в
сущности, все крайности жизненной и умственной
энергии в их единстве” [6 с. 266].
Цель: Что нового принесла эпоха Ренессанса
в искусство?
Задачи: Что делает эпоху Ренессанса
такой значимой в культуре мира?
Кто такие «Титаны Эпохи
Возрождения»?
Глава1 Культурно-историческая
характеристика Эпохи Ренессанса 1.1Термин
и понятие Возрождения
Термин (1) «Ренессанс», или «Возрождение»,
обозначает период европейской истории
от начала XIV до конца XVI столетия. Его буквальный
перевод «renaissance» (фран.яз) — «возрождение».
Первоначально так называли возрождение
основных ценностей и художественной
культуры классической античности, начавшееся
в то время в Италии. Учёные и мыслители
XV-XVI веков поставили цель возродить античную
образованность и мудрость после долгого
культурного упадка и застоя.
В XVIII столетии значение термина
«Возрождение» было расширено. Вольтер
определял итальянский Ренессанс как
эпоху важнейших достижений в культуре.
В XIX веке Жюль Мишле и Якоб Буркхардт ввели
и распространили понимание «Возрождения»
как особого исторического периода, предвещавшего
современный век и начало возвышение индивидуальности,
рост научных и географических исследований,
усиление значимости светских ценностей.
Сегодня Возрождение рассматривается
как культурное и интеллектуальное движение,
которое произвело в европейской культуре
XV и XVI столетий радикальные и всесторонние
изменения. В их основе был подъём интереса
к учениям и идеалам античности. Эти преобразования
знаменовали упадок Средневековья и впервые
воплотили ценности современного мира.
В эпоху Возрождения исчерпала
свои политические, правовые и хозяйственные
возможности феодальная система. Укрепилось
сельское хозяйство, поскольку малоурожайные
земли перестали обрабатываться. Возобновилась
международная торговля; её лидерами были
Венеция в Средиземноморье и Ганзейский
союз на севере Европы. Реальный душевой
доход европейцев, спасшихся от Черной
Смерти во второй половине XIV столетия,
как считают учёные, повысился. В эту же
эпоху были открыты и исследованы новые
континенты; Птолемеева система в астрономии
сменилась на систему Коперника; европейцы
изобрели или применили бумагу, печать,
порох, морской компас — новшества, имеющие
громадный культурный и цивилизационный
потенциал.
Более всего Возрождение прославлено
небывалым расцветом художественной культуры.
Оно установило каноны вкуса и создало
в искусстве особый стиль, восходящий
к античным образцам.
1.2 Исторические условия
возникновения и развития Возрождения.
В последние столетия Средневековья,
с конца XIII — начала XIV вв., в Италии сложилась
новая общественная ситуация. Через её
рынки шла торговля Европы с Востоком,
и североитальянские города — Венеция,
Генуя, Милан, Болонья, Флоренция и др.
— стали крупными экономическими центрами.
Вместе с тем в Италии сохранились многочисленные
памятники античного мира, а через Венецию
и Геную туда попадали рукописи греческих
философов и учёных. И первое, что обращало
на себя внимание при сопоставлении памятников
античности и норм средневековья, были
различия в понимании человека, его земной
жизни. Если средневековая церковь предписывала
умерщвлять плоть, бежать от земных соблазнов,
считать красоту тела греховной и скрывать
её, то античная скульптура изображала
прекрасных, гармонично развитых людей,
а философия учила, что человек есть мера
всех вещей.
Вспомним, что именно город
является главной средой развития культуры.
Средневековая культура порождала новую
трансформацию: в XII столетии в европейском
обществе возникло острое ощущение, что
римско-католическая церковь и Священная
Римская империя не могут обеспечить устойчивую
организацию духовной и материальной
жизни. Это вызвало в социальной, политической
и духовных сферах культуры ряд преобразований,
которые достигли кульминации в Ренессансе.
Они проявились, в частности, в усилении
городов-государств и национальных монархий,
в развитии национальных языков, разрыве
старых феодальных структур.
В Италии, в отличие от Англии
и Франции, в XIV столетии не было одной
доминирующей столицы, но развивалось
множество небольших государств: Милан
в Ломбардии, Рим в Папской области, Флоренция
и Сиена в Тоскане и Венеция в северо-восточной
Италии. В них, как и в Ферраре, Мантуе и
Урбино вокруг блестящей жизни дворов
возникли очаги культуры Возрождения.
В городских коммунах северной Италии
богатые образованные люди, адвокаты и
нотариусы начали подражать древнему
латинскому стилю и изучать римскую археологию.
Ключевой фигурой в изучении классического
наследия был Петрарка, который посвятил
большую часть жизни попыткам понять античную
культуру.
Идея, что мудрость и красноречие
покоятся в далёких веках и должны пробудиться,
была создана непосредственно Ренессансом.
Возрождение античной культуры — один
из великих мифов, сопоставимых с идеей
универсальной цивилизаторской миссии
имперского Рима или с идеей прогресса
современного индустриального общества,
которым эпоха определяет себя в истории.
Подобно всем таким мифам, это — смесь
факта и измышления.
Преобразования Возрождения,
в том числе развитие искусства, поддерживали
торговые слои Флоренции и Венеции. Они
утверждались в эпохе, завоёвывали своё
собственное место в обществе, занимая
ключевые позиции в управлении городами.
Наряду с блестящими достижениями
в культуре, особенно художественной,
Возрождение имело тёмную сторону. Постоянно
велись какие-нибудь войны, в порядке вещей
были эпидемии («моровая смерть») и насилие.
Подавляющее число людей верили в оккультизм,
волшебство и астрологию: официально санкционированное
преследование колдовства, свирепство
инквизиции началось именно в эпоху Возрождения.
По сравнению с процветанием Высокого
Средневековья период Возрождения по
многим показателям мог считаться упадком.
Черная Смерть (бубонная и лёгочная чума),
которая опустошала Европу в середине
XIV столетия, уменьшила её население более
чем на треть. Найти работу стало трудно,
производство сократилось, экономика
пришла в застой.
Поэтому многие образованные
люди выражали серьёзную тревогу по поводу
зла и коррупции в обществе. Это видно,
например, в злых и беспощадных памфлетах
гуманистов Джованни Франческо Поджо
Браччолини (1380-1459) и Эразма Роттердамского.
Сэр Томас Мор в своей «Утопии» предложил
радикальное решение в форме бесклассового,
коммунистического общества, лишенного
христианства и ведущего к диктату рационального
рассудка. Крупнейший мыслитель Возрождения
Николо Макиавелли в книгах «Государь»
и «Беседы» построил реалистическое учение
о человеческой природе, направленное
на реформу итальянского общества и создание
безопасной гражданской жизни. Республиканские
принципы Макиавелли, дополненные прагматическими
взглядами на силовые меры в политике,
на необходимость насильственных изменений,
были самым оригинальным вкладом Ренессанса
в современную политическую культуру.
Главным культурным достижением
эпохи стало новое мировоззрение — гуманизм,
установки и ценности которого прочно
вошли в жизнь и определили дух эпохи.
1.3Гуманизм
Гуманизм (2) (от лат. humanus — человеческий)
— термин, обобщающий разнообразные
верования, философские учения и методы,
которые сфокусированы на мире человека
и считают человека высшей ценностью.
Гуманизм создали не ученые клирики и
монахи, доминировавшие в средневековой
интеллектуальной жизни и развившие схоластическую
философию, а светские образованные люди.
Гуманизм возник в Италии. Его предшественниками
были Данте и Петрарка; в число его главных
создателей входили Джианозо Манетти,
Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Пкоделла
Мирндола, Лоренцо Влла, Колуччио Салютти.
Гуманизм как мировоззрение
взял своим предметом человеческую природу
во всех её проявлениях и различных достижениях.
Он встал на позиции гносеологического
синкретизма, то есть настаивал, что истина
одна, в какой бы философской и теологической
школе она ни найдена. Наконец, он акцентировал
достоинство человека. Вместо средневекового
идеала жизни-епитимьи(3) как самой высокой
и благородной формы человеческой деятельности
гуманисты ставили на первое место творчество,
доказывали превосходство мастерства
над природой. Гуманизм возвещал возрождение
утраченного величия человеческого духа
и мудрости; он должен был вернуть людям
свободу от ментальных структур религиозной
ортодоксальности, вдохновлять свободный
поиск и критику, вселять новую веру в
возможности человеческого мышления и
творчества.
Одним из самых главных проявлений
свободы называли любовь, полагая ее высшей
формой осуществления человеческих возможностей.
Появляется множество трактатов о любви,
любовь для человека этой эпохи — не только
чувство, страсть, Эрос, но и красота, на
которой зиждется искусство. В любви объединяются
эстетическое и нравственное. Рассуждая
о красоте, итальянский мыслитель, прозванный
“вторым Платоном”, Марсилио Фичино писал:
“Когда мы говорим о любви, ее надо понимать
как желание красоты... Красота же является
некоей гармонией, которая рождается по
большей части от сочетания как можно
большего количества частей. По природе
своей она трояка.Ведь гармония в душах
возникает от сочетания многих добродетелей;
в телах гармония рождается из согласия
красок и линий; величайшая же гармония
в звуках — из согласия множества голосов”.
И далее: “Мы восхвалим красоту тела, мы
оценим красоту души и будем стремиться
всегда сохранить ее, чтобы любовь была
столь же сильной, сколь велика красота.
Там же, где тело прекрасно, душа же — нет,
мы будем любить красоту лишь немного,
как тень и зыбкий образ красоты. Где же
прекрасна душа, мы страстно возлюбим
неизменную красоту духа. Но с еще с большей
силой восхитимся мы соединением и той,
и другой красоты” [8, с. 53, 55].