Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:36, реферат
Описание работы
Цель: Что нового принесла эпоха Ренессанса в искусство? Задачи: Что делает эпоху Ренессанса такой значимой в культуре мира? Кто такие «Титаны Эпохи Возрождения»?
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………3-4 Глава1 Культурно-историческая характеристика Эпохи Ренессанса. …4 1.1Термин и понятие Возрождения. ……………………………………...4-5 1.2 Исторические условия возникновения и развития Возрождения. …5-7 1.3Гуманизм. …………………………………………………………….....7-9 1.4 Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения. …..9-10 Глава 2 Искусство Эпохи Ренессанса. …………………………………….11-12 2.1 Проторенессанс (Предвозрождение). …………………………………12 2.2 Раннее Возрождение. …………………………………………………..12-14 2.3 Высокое Возрождение. ………………………………………………...14-17 2.4 Позднее Возрождение. …………………………………………………18-19 2.5 Северное Возрождение. ………………………………………………..20-22 Заключение. ………………………………………………………………....23-24 Список используемой литературы. ………………………………………..25 Приложение 1 Словарь терминов. …………………………………………26
Таким образом, величайшим открытием
Возрождения был сам человек: его внешний
облик, его внутренний мир, его разум, его
деяния. Петрарка говорил, что люди удивляются
многим природным явлениям, однако ничему
не следует удивляться более, чем человеческой
душе, с которой ничто более не может сравниться,
поскольку главную роль и в счастье, и
в несчастье человека играет его собственная
воля. После автобиографических и философских
трудов Петрарки в мировоззрении мыслителей
Ренессанса в качестве главного объекта
рассмотрения и познания надолго утвердился
человек.[7 ст378]
Гуманисты разработали свой
идеал человека, названный универсальным
человеком. По определению одного из наиболее
известных представителей гуманизма,
Леона Баттиста Альберти (1404-72), это «человек,
который может сделать всё, если он будет».
«Универсальный человек» воплотил основные
принципы возрожденческого гуманизма,
который считал человека центром вселенной,
неограниченным в способностях к развитию.
«Универсальный человек» стремился охватить
всё знание, развивать свои способностей
настолько полно, насколько возможно,
совершенствоваться в физическом развитии,
в социальных достижениях и в искусствах.
Такой идеал блестяще иллюстрировался
Альберти — он был признанным архитектором,
живописцем, знатоком античности, поэтом,
учёным и математиком, а также гордился
навыками наездника и спортивными достижениями
— и Леонардо да Винчи (1452-1519), чья одарённость
проявилась в искусстве, науке, музыке,
изобретательстве и литературе. Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и других
гениев часто называют «титанами Возрождения».
1.4 Философская, научная
и хозяйственная культура Возрождения
Ранние гуманисты использовали
гибкий подход к проблемам общества и
активной жизни на службе человечеству.
В интеллектуальной жизни Возрождения
ни одна философия или идеология не доминировала.
Усиливался, скорее, философский синкретизм:
стремление соединять очевидно противоречивые
философские концепции, находить точки
соприкосновения для соглашения об истине,
как это сделал Джованни Пикоделла Мирандола
в трактате «О достоинстве человека» (1486).
Платон, хотя и чтимый гуманистами, в университетах
не подавался как философ, стоящий выше
Аристотеля.
Наука Ренессанса состояла
главным образом в изучении медицины,
физики и математики по рукописям древних
мудрецов, таких, как Гален, Аристотель
и Евклид. Экспериментальная наука (анатомия
и алхимия) вела к открытиям в университетах
и вне их.
Эмпирические основания физиологии
установились в ходе исследования человеческого
тела, которое велось ещё в средневековой
медицинской школе и, как это блестяще
иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи,
в среде художников Ренессанса, чей интерес
к точности и деталям в живописи и скульптуре
привел их к внимательному изучению анатомии
человека.
Особенно сильными, буквально
поразительными, были в эпоху Возрождения
изменения в хозяйственной культуре, в
технологии. Повысилась продуктивность
сельского хозяйства. Всё шире использовался
порох, развивалось оружия и решались
проблемы баллистики. Расширялась торговля,
совершенствовались морские суда и искусство
навигации, совершались великие географические
открытия. В астрономии начали использовать
телескопы. Заслуживает самой высокой
оценки весь ряд механических искусств
Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное
дело, оптика, конструирование ручных
и башенных часов. Это значит, простые
принципы механики, физики, астрономии
и, со временем, химии начали пониматься
практически и широко применяться. Ко
времени Коперника и Галилея в XVI веке
уже существовал достаточно широкий фундамент
физических наук, но в основном эмпирический,
без того сложнейшего теоретического
аппарата, с помощью которого построено
здание современной физической науки.
Глава2 Художественная культура Возрождения
Самого полного выражения «дух Возрождения» достиг в художественной
культуре. Искусство стало рассматриваться
как отрасль знания, ценного своей собственной
истиной, способного дать человеку образы
Бога и его созданий, постичь положение
человека во Вселенной. В руках гения,
подобного Леонардо да Винчи, оно было
даже наукой, средством для исследования
природы и фиксации открытий. Искусство
должно было базироваться на наблюдении
видимого мира и осуществляться согласно
математическим принципам равновесия,
гармонии и перспективы, которые были
развиты в это время. Достоинство человека
нашло выражение в искусстве в работах
поэтов Данте и Петрарки, писателя Боккаччо,
живописцев Джотто, Мазаччо, братьев Лоренцетти,
Фра Анджелико, Боттичелли, Перуджино,
Пьеро делла Франческа, Рафаэля и Тициана;
скульпторов Пизано, Донателло, Вероккио,
Гиберти и Микеланджело; архитекторов
Альберти, Брунеллески, Палладио, Микелоццо
и Филарете.
«Возрождение» искусства в Италии было
связано с переосмысление древней философии,
литературы и науки, с развитием эмпирических
методов получения знаний. Классическая
наука предлагала познавать мир путём
прямого наблюдения, изучения природы.
Следовательно, для художников становились
всё более важными светские темы. Знакомство
с античностью предложило новый репертуар
сюжетов — из греческой и римской истории
и мифологии. Принципы, заложенные в античных
зданиях и различных произведениях искусства,
вдохновляли на развитие новых художественных
методов, пробуждали желание обновить
формы и стили искусства.
Главным для развития искусства Возрождения
было появление художника как творца,
востребованного и уважаемого за его талант
и образованность. Искусство также стало
ценимым — не просто как средство религиозной
и социальной дидактики, но всё больше
как способ личного эстетического выражения.
Процесс развития итальянского искусства
Возрождения традиционно делится на четыре
главных стадии: Проторенессанс (Предвозрождение),
раннее, высокое и позднее Возрождение.
Иногда их называют по первым двум цифрам
годов, входящих в соответствующие века
— 13, 14, 15, по-итальянски треченто, кватроченто,
чинквеченто.
2.1 Проторенессанс (Предвозрождение)
В Италии собственно Возрождению
предшествовал в конце XIII и начале XIV (треченто)
столетий «проторенессанс», который опирался
на идеи францисканского богословия. Св.
Франциск критиковал схоластику и формальное
благочестие преобладавшего тогда христианского
богословия и выступил с похвалой красоты
бедности и духовной ценности природы.
Проторенессанс(4) (от греч. protos
— первый и франц. Renaissance — Возрождение),
этап в истории итальянской культуры конца
13 века и начала 14 столетия, подготовивший
почву для искусства Возрождения. Сложившемуся
главным образом в Тоскане проторенессансу
были свойственны пробуждающийся интерес
к античному наследию (пластика Никколо
Пизано), стремление к уравновешенности
и спокойствию архитектурной формы (постройки
Арнольфо ди Камбио), к убедительности
пространственных построений, эмоциональной
выразительности образов, материальной
осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини
и в особенности Джотто, а также братьев
Лоренцетти). Творчество самого известного
художника периода проторенессанса, Джотто
(1266/67 или 1276-1337), демонстрирует новый живописный
стиль. Он характеризовался ясной, простой
структурой и глубоким психологическим
проникновением; это резко отличалось
от плоской, линейной декоративности и
иерархических композиций его предшественников
и современников, таких, как флорентийский
живописец Чимабуэ и сиенские художники
Дуччо и Симоне Мартини. Приблизительно
в то же самое время, что и Джотто, жил великий
поэт Данте. Его поэзия показывает пристальное
внимание к внутреннему миру человека,
к тонким оттенкам и движениям человеческой
души. Хотя его «Божественная Комедия»
сюжетными и стилевыми особенностями
и идеями принадлежит Средневековью, её
субъективный дух и мощь выражения предвещают
Возрождение. Проторенессансу принадлежат
также Петрарка и Боккаччо, которые изучали
латинскую литературу, но писали не на
латыни, а на родном языке.
2.2 Раннее Возрождение
Термин «Раннее Возрождение»
характеризует фактически всё искусство
XV столетия (кватроченто). В ходе осуществления
идей гуманизма развернулась работа по
обнаружению истинных законов пропорций
в изображении человеческого тела, в архитектуре,
в систематизации представлений изображаемого
пространства. Основные представители
первого поколения художников Возрождения
— скульптор Донателло, архитектор Филиппо
Брунеллески и живописец Мазаччо — имеют
много общего. Главным в их взглядах было:
вера в теоретические основы искусства;
убеждение, что развитие и прогресс не
только возможны, но и существенны в жизни;
признание значимости искусства. Древнее
искусство почиталось не только как вдохновляющая
модель, но также и как память об испытаниях
и ошибках, как сокровищница достижений
великих художников прошлого.
Эти художники были тонкими наблюдателями
природных явлений. Они стремились из
отдельных явлений экстраполировать общие
правила. В то же время они избегали прямого
копирования природы, старались придавать
произведению искусства идеальные, неосязаемые
качества, наделяя изображаемые объекты
большей красотой и более постоянным значением,
чем в реальной действительности. Данные
характеристики — представление идеальных
форм, а не буквальных явлений, понимание
физического мира как средства для передачи
или несовершенного воплощения монументальной
духовной красоты — фундаментальны для
характера и развития искусства итальянского
Ренессанса.
Основателем живописи Возрождения был Мазаччо (1401-28).
Интеллектуальность его концепций, монументальность
его композиций и высокая степень реализма
его работ делают Мазаччо основной фигурой
в живописи Ренессанса.
Флоренция, колыбель возрожденческой
художественной мысли, оставалась одним
из ведущих центров новаторства. Ситуация
во Флоренции была уникально благоприятна
искусствам. Гражданская гордость флорентийцев
нашла выражение в статуях святых покровителей,
помещённых Гиберти и Донателло в нишах
на бирже зерновой гильдии, известной
как Ор Сан Микеле, и в самом большом со
времён античности куполе, возведённом
Брунеллески на Флорентийском соборе.
Стоимость строительства и художественного
оформления дворцов, церквей и монастырей
была гарантирована богатыми торговыми
семействами, возглавлявляемые семейством
Медичи. Медичи торговали со всеми главными
городами в Европе; один из самых известных
шедевров Северного искусства Возрождения, «Алтарь Портинари» Хьюго ван дер Гоэса (ок. 1476),
был заказан их агентом Томмазо Портинари.
Считается, что именно этот алтарный триптих
впервые показал итальянским живописцам
возможности масляной живописи.
Около 1450 г. во Флоренции выдвинулось новое
поколение художников, включавшее таких
мастеров, как Пьеро делла Франческа, Поллайоло,
Вероккьо и Сандро Боттичелли. Они сделали
упор на дальнейшее исследование линейной
и воздушной перспективы и анатомии, развивая
стиль научного реализма. Начали конкурировать
в художественном новаторстве с Флоренцией
другие итальянские города — Милан, Урбино,
Феррара, Венеция, Падуя, Неаполь. Работы
Леона Баттиста Альберти в Римини и Мантуе
представляли архитектуру нового гуманизма;
картины Андреа Мантенья в Падуе демонстрировали
передачу линейной перспективы, реалистическую
технику и понимание античности; поэтический
классицизм Джованни Беллини показывал
силу венецианской школы.
К концу XV столетия дерзкая новизна
первых новинок стиля Ренессанса сменилась
общим принятием таких основных понятий,
как пропорция, контрапост (contraposto — перекрёстная
поза) и линейная перспектива.
2.3 Высокое Возрождение
Стиль Высокого Возрождения
просуществовал только краткое время
(ок. 1495-1520 гг.) и был создан несколькими
гениальными художниками: Леонардо да
Винчи, Донато Браманте, Микеланджело,
Рафаэлем и Тицианом.
В живописи стиль Высокого Возрождения
завершает поиски XV века (кватроченто),
когда высшей целью было достижение равновесия
и гармонии. Движение важно и необходимо,
однако всегда имеется фокус, точка отдыха
для глаз. Композиция самодостаточна,
она соответствует определению красоты,
данному Альберти: «такая гармония частей,
к который ничего нельзя добавить или
убрать, не уничтожая целое». Движение
подразумевается в позах фигур, но это
движение всегда благородно, оно создаёт
впечатление спокойствия. Стиль разнообразен
и богат, но вместе с тем утверждает простоту
и единство. По спокойствию и монументальности
его часто сравнивают с греческим искусством
V столетия до н.э.
Леонардо да Винчи — образцовый
пример ренессансного мыслителя («универсального
человека»). Он увлечён всеми видами экспериментов,
и от этого его искусству присущ дух беспокойного
поиска: художник-исследователь стремится
обнаруживать законы, управляющие природными
явлениями. Он напряжённо исследовал анатомию
человека, природу полёта птиц, структуру
растений, жизнь животных. Всё это оставляло
ему для живописи очень мало времени, но
Леонардо был признан современниками
как великий художник. Его известность
опирается на немногие законченные работы;
среди них – «Мона Лиза» (1503-05) и полуразрушенная
«Тайная вечеря» (1495-98).
Незаконченное «Поклонение
волхвов» Леонардо да Винчи (1481) является
первым образцом единой живописной композиции,
реализованной затем полностью во фреске
«Тайная вечеря» (1495-97 гг.). «Мадонна в скалах»,
нежное видение младенца Христа и Иоанна
Крестителя с их матерями, была написана
Леонардо ок. 1500 г. Работа иллюстрирует
его стиль светотени, где виртуозное сочетание
света и теней создаёт эффект объёмности.
Микеланджело, напротив,
символизировал художника, одарённого
необъяснимым, уединённым гением. Он излучал
творческую мощь. Шедевры Микеланджело
вдохновлены человеческим телом как совершенным
средством для выражения эмоций. Ранние
скульптуры Микеланджело, как «Пьета»
(1499) и «Давид» (1501-04), показывают потрясающее
умение использовать пространственную
форму, пропорции и законы анатомии для
достижения величайшей выразительности.
«Давид» Микеланджело, великолепная мраморная
статуя высотой 5,4 м., мощно выражает идею
человеческой красоты и духовности. Хотя
Микеланджело считал себя прежде всего
скульптором, его самая известная работа
— гигантская фреска на сводах Сикстинской
капеллы в Ватикане. Она была написана
за четыре года, с 1508 до 1512. Это невероятно
сложная, но философски единая композиция.
Произведения Микеланджело, в том числе
гробница Юлиуса II (ок. 1510-15), часовня Медичи
(1519-34), росписи сводов (1508-12) и Страшный
Суд (1536-41) в Сикстинской капелле, купол
собора Святого Петра (начат в 1546), считаются
непревзойдёнными достижениями скульптуры,
живописи и архитектуры.
Рафаэль, человек совершенно
иного темперамента, образами Мадонн и
великолепными фресками вызывал чувства
не подавляющей силы, но возвышенной гармонии
и лирической, изящной красоты. Его работы
точно выражали дух классической античности.
Самая большая работа Рафаэля, «Афинская
школа» (1508-1511), была создана в Ватикане,
в то же самое время, когда Микеланджело
расписывал Сикстинскую капеллу. В этой
большой фреске Рафаэль примирял представителей
аристотелевской и платонических философских
школ. Вместо плотно населённого, бурного
шедевра Микеланджело, Рафаэль поместил
свои группы спокойно разговаривающих
философов и художников в обширный дворец
с анфиладой уходящих вдаль сводчатых
залов. Рафаэль поначалу находился
под влиянием Леонардо, он использовал
красиво моделированные лица «Мадонны
в скалах» во многих из собственных образов
Мадонны. Однако, в противоположность
Леонардо, у него была потрясающая продуктивность.
Рафаэль предпочитал классическую гармонию
и ясность.
Стилю Высокого Возрождения
следовали и другие художники: Андреа
дель Сарто и Фра Бартоломео во Флоренции,
Корреджо в Парме, Джованни Беллини, Джорджоне
и Тициан в Венеции. Наиболее прославлен
из них Тициан.
Тициан Вечеллио, или Тициан
(1488-1578) — крупнейший ренессансный живописец
Венеции XVI века (чинквеченто), основатель
венецианской колористической живописной
традиции. Он считается одним из самых
блестящих и влиятельных мастеров, входит
в число ключевых фигур в истории западного
искусства. Его творчество, которое постоянно
влияло на развитие европейской живописи,
представляло своеобразную альтернативу
линейной и скульптурной флорентийской
традиции, созданной Микеланджело и Рафаэлем.
Многие картины Тициана достигают высшего
уровня человеческих возможностей в живописи.
Тициану могут быть достоверно приписаны
около 400 сохранившихся до наших дней картин,
и известно, что в течение своей чрезвычайно
длинной и плодотворной карьеры он написал
множество других, ныне утраченных холстов.
Почти всю свою жизнь, за исключением
множества коротких поездок в другие города,
Тициан работал в Венеции. Он учился у
известных живописцев Джентиле и Джованни
Беллини, однако его стиль сложился в основном
под влиянием Джорджоне. Молодой Тициан
полностью освоил колористику и технику
мазка Джорджоне его и возвышенное, поэтическое
видение пейзажа и живописных фигур.
Уже при жизни Тициан был признан
как великий живописец. Художественный
критик Джованни Ломаццо в 1590 году объявил
его «солнцем среди малых звезд не только
среди итальянцев, но и всех живописцев
мира». Он был велик во всех аспектах искусства
живописи. В портретах он блестяще проникал
в человеческий характер. Его религиозные
композиции охватывают полный диапазон
эмоций, от обаяния его юных Мадонн до
трагических глубин последнего «Распятия»
и «Положения во гроб». В основе культуры
Ренессанса лежит возрождение культуры
древнего мира в искусствах и в литературе.