Искусство Эпохи Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:36, реферат

Описание работы

Цель: Что нового принесла эпоха Ренессанса в искусство?
Задачи: Что делает эпоху Ренессанса такой значимой в культуре мира?
Кто такие «Титаны Эпохи Возрождения»?

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3-4
Глава1 Культурно-историческая характеристика Эпохи Ренессанса. …4
1.1Термин и понятие Возрождения. ……………………………………...4-5
1.2 Исторические условия возникновения и развития Возрождения. …5-7
1.3Гуманизм. …………………………………………………………….....7-9
1.4 Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения. …..9-10
Глава 2 Искусство Эпохи Ренессанса. …………………………………….11-12
2.1 Проторенессанс (Предвозрождение). …………………………………12
2.2 Раннее Возрождение. …………………………………………………..12-14
2.3 Высокое Возрождение. ………………………………………………...14-17
2.4 Позднее Возрождение. …………………………………………………18-19
2.5 Северное Возрождение. ………………………………………………..20-22
Заключение. ………………………………………………………………....23-24
Список используемой литературы. ………………………………………..25
Приложение 1 Словарь терминов. …………………………………………26

Файлы: 1 файл

Новосибирский аграрный университет.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Создателем архитектуры Высокого Возрождения был Донато Браманте (1444-1514), который приехал в Рим в 1499, когда ему было 55 лет. Римский папа Юлий II (правил в 1503-13) назначил Браманте папским архитектором, и они вместе разработали план замены старого (IV столетия) собора св. Петра новым храмом гигантских размеров. Строительство собора было завершено лишь многие годы спустя после смерти Браманте с участием Микеланджело.

2.4 Позднее Возрождение

Главным водоразделом в развитии искусства итальянского Ренессанса был захват Рима германскими войсками в 1527 г. и его разграбление. Город на какое-то время перестал быть покровителем искусств, и художники разъехались по городам Италии, Франции и Испании.

Ещё перед смертью Рафаэля (1520) в римском искусстве начали проявляться антиклассические тенденции. Трения между христианской верой и классическим гуманизмом в конце XVI столетия (чинквеченто) привели к стилю, называемому маньеризмом.

Маньеризм характерен для периода между Ренессансом и барокко (ок. 1520 — ок. 1570).  Это не было художественное движение с определёнными принципами или бунт против предшествовавших стилей. Напротив, маньеризм их как бы продолжал — и даже утрировал. Образцы совершенной манеры, или «стиля», современники находили у Микеланджело и Рафаэля Маньеризм высоко ценил рафинированное изящество и элегантность — красивую манеру» (maniera), откуда и произошло название стиля.

К XVII веку слово стало уничижительным. Сегодня о маньеризме часто пишут, что это стиль, который акцентировал технические навыки и причудливые эффекты и вместе с тем отступил от стандартов классического искусства. Художники-маньеристы часто использовали приёмы, которые первоначально имели свои выразительные функции, и применяли их непривычно, так, чтобы демонстрировать своё мастерство. Изящество этого стиля и его тенденции абстрагироваться от природы часто порождали работы исключительной красоты (например, «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино и «Мертвый Христос с ангелами» Россо Фьорентино).

Маньеризм возник в Риме, но быстро распространился по всей Италии в работах Джулио Романо и Перино Де Вага. У истоков маньеризма были живописцы Якопо Каруччи Понтормо, Пармиджанино и Россо (Россо Фьорентино). Россо (Россо Фьорентино) уехал из Рима в 1530 г., получив приглашение оформлять дворец Фонтенбло; он принёс стиль во Францию. К 1540 году маньеризм стал европейским явлением. Он оставался преимущественно итальянским стилем, но Жан Гужон развил непосредственно французский маньеризм, а в Нидерландах Хендрик Гольтциус приспособил его к фламандской традиции. В северной Европе Альбрехт Альтдорфер примирил маньеризм с поздним готическим искусством. Влияние маньеризма часто заметно в творчестве живописцев, которые не принимали его искренне. Сюда относятся Якопо Понтормо,  Тинторетто и эль Греко.

Маньеристская скульптура достигла пика виртуозности в бронзовых фигурах Джованни да Болонья и Бьенвенуто Челлини. Характерная для маньеризма любовь к художественному оформлению, оторванному от функции, и восхищение неисчерпаемой изобретательностью характеризуют итальянскую архитектуру середины XVI столетия (чинквеченто). В работах Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати (Флоренция, 1550-60-е гг., дворцы Уффици и Питти) использованы элементы классической архитектуры для неожиданных декоративных эффектов, безотносительно к их первоначальному назначению. Самого яркого выражения маньеризм достиг в творчестве Джорджо Вазари и Джованни да Болонья.

В то же время в северной Италии и в северной Европе продолжали создаваться великие произведения искусства, вдохновляемые духом Ренессанса. Техника масляной живописи, введённая в северной Италии Антонело да Мессина и быстро принятая венецианскими живописцами, которые не могли использовать фреску из-за влажного климата, оказалась особенно подходящей к жизнерадостной, любящей удовольствие культуре Венеции. Череда блестящих живописцев — Джованни Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто Веронезе — развивала лирический венецианский стиль живописи.

 

 

2.5 Северное Возрождение

В течение XV столетия памятники и философия античности были признаны в Европе классикой. Чтобы их изучать, в Италию приезжали студенты из многих европейских стран. Поэтому гуманизм распространился на север от Альп во все страны западной Европы. Итальянской художественной культуре, даже одежде итальянцев и дизайну мебели, подражали во Франции, Испании, Англии, Нидерландах и Германии. Изобретение книгопечатания создало условия для распространения грамотности и широкого распространения античных текстов.  
 Первыми среди северных гуманистов были Эразм Роттердамский (Дезидериус Эразмус) в Нидерландах и Джон Колет (около 1467-1519) в Англии. «Похвала глупости» (1509) Эразма Роттердамского воплощала мораль гуманизма с её требованиями искренней религиозности и нравственности в противоположность формальному благочестию. Однако на севере ценности Ренессанса были преобразованы. Когда северные гуманисты применяли разработанные в Италии критические методы к изучению Нового Завета, они закладывали первые камни в фундамент религиозной Реформации. Интеллектуальный подъём, осуществлённый северными гуманистами, подготовил Реформацию.  
 Художники северной Европы в XV столетии мало обращались к античным источникам и не выказывали склонности к разработке теорий живописи. Ян ван Эйк, выдающийся мастер нидерландской школы, первым сумел полностью раскрыть потенциал новой техники масляной живописи. В его шедеврах «Гентский алтарь» (1432) и в портретах, например, свадебном портрете Джованни Арнольфини и его жены (1534), эта техника используется с предельной изощрённостью для передачи мелких подробностей, тонких структур и световых эффектов. 
 Рогир ван дер Вейден, известный портретами и алтарными образами типа «Снятия с Креста» (1439-43), работал в более идеалистическом русле, придавая своим композициям монументальность и эмоциональную интенсивность.  
 Вполне соответствуют духу Ренессанса работы Хьюго ван  дер Гоэса, работавшего в Генте и Брюгге. Его «Алтарь Портинари» (1474-76), написанный для флорентийской церкви Сан Эджидьо, знакомит итальянских художников с живым реализмом нидерландской техники  масляной живописи.  
 Ближе по духу флорентийцам кватроченто был немецкий живописец Альбрехт Дюрер (1471-1528), который экспериментировал с оптикой и изучал природу. Посредством гравюр на меди и на дереве Дюрер распространил свой мощный синтез Ренессанса и стилей северной готики на западный мир. Гуманизм стал принципом творчества художников Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543),Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). 
 Испытала влияние гуманизма немецкая литература. Её выдающимся представителем был Иоганн Рейхлин (1455-1522), создатель знаменитого сатирического памфлета «Письма темных людей».  Широко известны были Ганс Сакс (1494-1576), автор назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590) — памфлетист, последний представитель немецкого Возрождения. 
 Не остались в стороне и другие страны Европы. В Испании стали популярны, своеобразным эхом которых стал великий «Дон-Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547-1616). Лопе де Вега (1562-1635) написал более чем 1800 драм, в том числе «Собаку на сене», «Учитель танцев». В живописи работали Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660). Во Франции в начале XVI в. Франсуа Рабле (1494-1553) создал сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566) возглавляли литературное направление «Плеяды». Мишель де Монтень (1533-1592) написал «Опыты» — эссе на философские, исторические, этические темы. В этих очерках развивались идеи гуманизма и рационализма, опытному знанию отдавался приоритет перед схоластикой.  
 В Англии работал Шекспир. Особое место занимает живопись голландца Иеронимуса Босха (ван Аакена), чьи образы как бы взяты из галлюцинаций, часто изображают с натуралистическими подробностями адские муки и невероятных монстров.  Когда практически все художники стремились воспевать красоту и благородство человека, такая тенденция как бы плохо вписывается в общий контекст. 
В целом радикальное изменение художественных  традиций, которое имело место на севере Европы в течение XV и XVI столетий, безусловно вписывается в рамки Возрождения.[1 ст80-85]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Ренессанс как период  развития европейской культуры  соединил в себе две мощные  тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого  времени, отталкиваясь от античной  традиции, выделили в качестве  главного действующего лица в  картине мира человека. К человеку, признанию его совершенства и  богоподобия шли в своих размышлениях гуманисты. Человека как существо, способное принимать на себя ответственность за собственные деяния, ставят в центр религиозного мировоззрения сторонники Реформации, начиная с Лютера.

2. Новая картина мира  в эпоху Возрождения была противоречивой. С одной стороны, гуманисты видели  и прославляли величие человека, его способность к созиданию  и познанию мира. С другой стороны, идеи Коперника и особенно  Джордано Бруно относительно  множественности миров разрушали  радостный и оптимистический  взгляд гуманизма. “...Коперник и  Бруно превратили землю в какую-то  ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек  оказался несравнимым, несоизмеримым  с бесконечным пространством, темным  и холодным, в котором лишь  кое-где оказывались мелкие небесные  тела, тоже несравнимые по своим  размерам с бесконечностью мира” [5, с. 544].

3. Эти противоречия отразились  не только в искусстве, но и  в религиозных разногласиях. Гуманизм  действительно является главным  пафосом Возрождения. Нужно заметить, что сами гуманисты были малочисленны, и только их многообразная  титаническая деятельность во  всех областях культуры была  настолько значительна, что образовала  могучую культурную ценность. Они  разрушили средневековое мировоззрение, вернув человеческое человеку. Гуманизм  и Реформация не совпадают  по своим целям, тем не менее  они взаимосвязаны. Гуманизм Возрождения  противопоставляет “человека потусторонним  силам, Лютер освятил и узаконил  земной мир человека. Возрождение, используя материал античности, возродило человеческую природу; ранняя Реформация, используя материал Священного писания, попыталась утвердить самостоятельность человека” [9, с. 43].

4. Возрождение открыло  человечеству самую желанную  из всех областей его существования  — сферу свободы: в области  познания мира, в области социальных  и экономических отношений, в  области самосознания человека. Свобода этой эпохи — это  личное достоинство человека, требующее  от него ответственности, самостоятельности  в выборе решения, это превращение  человека из объекта различных  отношений с природой и обществом  в активного действующего субъекта.

5. Эпоха Возрождения породила  титанов во всех сферах деятельности  — так значимо было гуманистическое  начало, вдохновившее незаурядных  людей своего времени на деяния, судьбой которых стала вечность.

6 Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти- Наследие итальянской живописи, в частности Высокого Возрождения, стали бесценные произведения искусства, прививающие с момента их создания по настоящее время эстетический вкус мировому сообществу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1Лалетин Д.А. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Воронеж, ВГПУ 2008-174ст

2 Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии  культуры Возрождения. М., 1999.

3 Шрамкова Г. Искусство Возрождения. М, 1977.

4Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.— М., 1986.

5Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.— М.: Мысль, 1978.

6 Valeri P. Pieces sur l’art. — Paris, 1934.

7 Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.

8 О любви и красотах женщин / Трактаты о любви эпохи Возрождения. — М.: Республика, 1992.

9 Культура Западной Европы: от Возрождения до Реформации / Учебное пособие.— М., 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1 Словарь терминов

1Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Его буквальный перевод «renaissance» (фран.яз) — «возрождение». Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии.

2Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — термин,  обобщающий разнообразные верования, философские учения и методы, которые сфокусированы на мире человека и считают человека высшей ценностью.

3Эпитимия или епитимья (греч. «Наказание по законам»): у католиков означает покаяние, наказание или возмездие за грех, которое накладывается духовником. Обычно заключается в исполнении тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.). Эпитимия могла назначаться и судом на основании уголовных законов, за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние и др. В данном контексте имеется в виду, что в средние века церковь считала целью земной жизни искупление первородного греха и, соответственно, человек должен был нести наказание.

4 Проторенессанс (от греч. protos — первый и франц. Renaissance — Возрождение), этап в истории итальянской культуры конца 13 века и начала 14 столетия, подготовивший почву для искусства Возрождения.

 

 

 

 


Информация о работе Искусство Эпохи Ренессанса