Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:36, реферат
Описание работы
Цель: Что нового принесла эпоха Ренессанса в искусство? Задачи: Что делает эпоху Ренессанса такой значимой в культуре мира? Кто такие «Титаны Эпохи Возрождения»?
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………3-4 Глава1 Культурно-историческая характеристика Эпохи Ренессанса. …4 1.1Термин и понятие Возрождения. ……………………………………...4-5 1.2 Исторические условия возникновения и развития Возрождения. …5-7 1.3Гуманизм. …………………………………………………………….....7-9 1.4 Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения. …..9-10 Глава 2 Искусство Эпохи Ренессанса. …………………………………….11-12 2.1 Проторенессанс (Предвозрождение). …………………………………12 2.2 Раннее Возрождение. …………………………………………………..12-14 2.3 Высокое Возрождение. ………………………………………………...14-17 2.4 Позднее Возрождение. …………………………………………………18-19 2.5 Северное Возрождение. ………………………………………………..20-22 Заключение. ………………………………………………………………....23-24 Список используемой литературы. ………………………………………..25 Приложение 1 Словарь терминов. …………………………………………26
Создателем архитектуры Высокого
Возрождения был Донато Браманте (1444-1514),
который приехал в Рим в 1499, когда ему было
55 лет. Римский папа Юлий II (правил в 1503-13)
назначил Браманте папским архитектором,
и они вместе разработали план замены
старого (IV столетия) собора св. Петра новым
храмом гигантских размеров. Строительство
собора было завершено лишь многие годы
спустя после смерти Браманте с участием
Микеланджело.
2.4 Позднее Возрождение
Главным водоразделом в развитии
искусства итальянского Ренессанса был
захват Рима германскими войсками в 1527
г. и его разграбление. Город на какое-то
время перестал быть покровителем искусств,
и художники разъехались по городам Италии,
Франции и Испании.
Ещё перед смертью Рафаэля (1520)
в римском искусстве начали проявляться
антиклассические тенденции. Трения между
христианской верой и классическим гуманизмом
в конце XVI столетия (чинквеченто) привели
к стилю, называемому маньеризмом.
Маньеризм характерен для периода
между Ренессансом и барокко (ок. 1520 —
ок. 1570). Это не было художественное
движение с определёнными принципами
или бунт против предшествовавших стилей.
Напротив, маньеризм их как бы продолжал
— и даже утрировал. Образцы совершенной
манеры, или «стиля», современники находили
у Микеланджело и Рафаэля Маньеризм высоко
ценил рафинированное изящество и элегантность
— красивую манеру» (maniera), откуда и произошло
название стиля.
К XVII веку слово стало уничижительным.
Сегодня о маньеризме часто пишут, что
это стиль, который акцентировал технические
навыки и причудливые эффекты и вместе
с тем отступил от стандартов классического
искусства. Художники-маньеристы часто
использовали приёмы, которые первоначально
имели свои выразительные функции, и применяли
их непривычно, так, чтобы демонстрировать
своё мастерство. Изящество этого стиля
и его тенденции абстрагироваться от природы
часто порождали работы исключительной
красоты (например, «Мадонна с длинной
шеей» Пармиджанино и «Мертвый Христос
с ангелами» Россо Фьорентино).
Маньеризм возник в Риме, но
быстро распространился по всей Италии
в работах Джулио Романо и Перино Де Вага.
У истоков маньеризма были живописцы Якопо
Каруччи Понтормо, Пармиджанино и Россо
(Россо Фьорентино). Россо (Россо Фьорентино)
уехал из Рима в 1530 г., получив приглашение
оформлять дворец Фонтенбло; он принёс
стиль во Францию. К 1540 году маньеризм
стал европейским явлением. Он оставался
преимущественно итальянским стилем,
но Жан Гужон развил непосредственно французский
маньеризм, а в Нидерландах Хендрик Гольтциус
приспособил его к фламандской традиции.
В северной Европе Альбрехт Альтдорфер
примирил маньеризм с поздним готическим
искусством. Влияние маньеризма часто
заметно в творчестве живописцев, которые
не принимали его искренне. Сюда относятся
Якопо Понтормо, Тинторетто и эль Греко.
Маньеристская скульптура достигла
пика виртуозности в бронзовых фигурах
Джованни да Болонья и Бьенвенуто Челлини.
Характерная для маньеризма любовь к художественному
оформлению, оторванному от функции, и
восхищение неисчерпаемой изобретательностью
характеризуют итальянскую архитектуру
середины XVI столетия (чинквеченто). В работах
Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати
(Флоренция, 1550-60-е гг., дворцы Уффици и
Питти) использованы элементы классической
архитектуры для неожиданных декоративных
эффектов, безотносительно к их первоначальному
назначению. Самого яркого выражения маньеризм
достиг в творчестве Джорджо Вазари и
Джованни да Болонья.
В то же время в северной Италии
и в северной Европе продолжали создаваться
великие произведения искусства, вдохновляемые
духом Ренессанса. Техника масляной живописи,
введённая в северной Италии Антонело
да Мессина и быстро принятая венецианскими
живописцами, которые не могли использовать
фреску из-за влажного климата, оказалась
особенно подходящей к жизнерадостной,
любящей удовольствие культуре Венеции.
Череда блестящих живописцев — Джованни
Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Веронезе — развивала лирический венецианский
стиль живописи.
2.5 Северное Возрождение
В течение XV столетия памятники
и философия античности были признаны
в Европе классикой. Чтобы их изучать,
в Италию приезжали студенты из многих
европейских стран. Поэтому гуманизм распространился
на север от Альп во все страны западной
Европы. Итальянской художественной культуре,
даже одежде итальянцев и дизайну мебели,
подражали во Франции, Испании, Англии,
Нидерландах и Германии. Изобретение книгопечатания
создало условия для распространения
грамотности и широкого распространения
античных текстов.
Первыми среди северных гуманистов были
Эразм Роттердамский (Дезидериус Эразмус)
в Нидерландах и Джон Колет (около 1467-1519)
в Англии. «Похвала глупости» (1509) Эразма Роттердамского
воплощала мораль гуманизма с её требованиями
искренней религиозности и нравственности
в противоположность формальному благочестию.
Однако на севере ценности Ренессанса
были преобразованы. Когда северные гуманисты
применяли разработанные в Италии критические
методы к изучению Нового Завета, они закладывали
первые камни в фундамент религиозной
Реформации. Интеллектуальный подъём,
осуществлённый северными гуманистами,
подготовил Реформацию.
Художники северной Европы в XV столетии
мало обращались к античным источникам
и не выказывали склонности к разработке
теорий живописи. Ян ван Эйк, выдающийся мастер нидерландской
школы, первым сумел полностью раскрыть
потенциал новой техники масляной живописи.
В его шедеврах «Гентский алтарь» (1432)
и в портретах, например, свадебном портрете
Джованни Арнольфини и его жены (1534), эта
техника используется с предельной изощрённостью
для передачи мелких подробностей, тонких
структур и световых эффектов.
Рогир ван дер Вейден, известный портретами и алтарными
образами типа «Снятия с Креста» (1439-43),
работал в более идеалистическом русле,
придавая своим композициям монументальность
и эмоциональную интенсивность.
Вполне соответствуют духу Ренессанса
работы Хьюго ван дер Гоэса, работавшего в Генте и Брюгге.
Его «Алтарь Портинари» (1474-76), написанный
для флорентийской церкви Сан Эджидьо,
знакомит итальянских художников с живым
реализмом нидерландской техники масляной
живописи.
Ближе по духу флорентийцам кватроченто
был немецкий живописец Альбрехт Дюрер (1471-1528), который экспериментировал
с оптикой и изучал природу. Посредством
гравюр на меди и на дереве Дюрер распространил
свой мощный синтез Ренессанса и стилей северной
готики на западный мир. Гуманизм стал
принципом творчества художников Ганса Гольбейна
Младшего (1497-1543),Лукаса Кранаха
Старшего (1472-1553).
Испытала влияние гуманизма немецкая
литература. Её выдающимся представителем
был Иоганн Рейхлин (1455-1522), создатель знаменитого
сатирического памфлета «Письма темных
людей». Широко известны были Ганс Сакс (1494-1576), автор назидательных
басен, песен, шванков, драматических произведений,
и Иоганн Фишарт (1546-1590) — памфлетист, последний
представитель немецкого Возрождения.
Не остались в стороне и другие страны
Европы. В Испании стали популярны, своеобразным эхом которых
стал великий «Дон-Кихот» Мигеля де Сервантеса (1547-1616). Лопе де Вега (1562-1635) написал более чем 1800
драм, в том числе «Собаку на сене», «Учитель
танцев». В живописи работали Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660). Во Франции в начале
XVI в. Франсуа Рабле (1494-1553) создал сатирический
роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Поэты Пьер де Ронсар (1524-1585) и Жоакен Дю Белле (1522-1566) возглавляли литературное
направление «Плеяды». Мишель де Монтень (1533-1592) написал «Опыты» — эссе
на философские, исторические, этические
темы. В этих очерках развивались идеи
гуманизма и рационализма, опытному знанию
отдавался приоритет перед схоластикой.
В Англии работал Шекспир. Особое место занимает живопись
голландца Иеронимуса Босха (ван Аакена), чьи образы как
бы взяты из галлюцинаций, часто изображают
с натуралистическими подробностями адские
муки и невероятных монстров. Когда практически
все художники стремились воспевать красоту
и благородство человека, такая тенденция
как бы плохо вписывается в общий контекст.
В целом радикальное изменение художественных
традиций, которое имело место на севере
Европы в течение XV и XVI столетий, безусловно
вписывается в рамки Возрождения.[1 ст80-85]
Заключение
1. Ренессанс как период
развития европейской культуры
соединил в себе две мощные
тенденции: античную и христианскую.
Практически все мыслители этого
времени, отталкиваясь от античной
традиции, выделили в качестве
главного действующего лица в
картине мира человека. К человеку,
признанию его совершенства и
богоподобия шли в своих размышлениях
гуманисты. Человека как существо, способное
принимать на себя ответственность за
собственные деяния, ставят в центр религиозного
мировоззрения сторонники Реформации,
начиная с Лютера.
2. Новая картина мира
в эпоху Возрождения была противоречивой.
С одной стороны, гуманисты видели
и прославляли величие человека,
его способность к созиданию
и познанию мира. С другой стороны,
идеи Коперника и особенно
Джордано Бруно относительно
множественности миров разрушали
радостный и оптимистический
взгляд гуманизма. “...Коперник и
Бруно превратили землю в какую-то
ничтожную песчинку мироздания,
а вместе с тем и человек
оказался несравнимым, несоизмеримым
с бесконечным пространством, темным
и холодным, в котором лишь
кое-где оказывались мелкие небесные
тела, тоже несравнимые по своим
размерам с бесконечностью мира” [5, с.
544].
3. Эти противоречия отразились
не только в искусстве, но и
в религиозных разногласиях. Гуманизм
действительно является главным
пафосом Возрождения. Нужно заметить,
что сами гуманисты были малочисленны,
и только их многообразная
титаническая деятельность во
всех областях культуры была
настолько значительна, что образовала
могучую культурную ценность. Они
разрушили средневековое мировоззрение,
вернув человеческое человеку. Гуманизм
и Реформация не совпадают
по своим целям, тем не менее
они взаимосвязаны. Гуманизм Возрождения
противопоставляет “человека потусторонним
силам, Лютер освятил и узаконил
земной мир человека. Возрождение,
используя материал античности,
возродило человеческую природу;
ранняя Реформация, используя материал
Священного писания, попыталась утвердить
самостоятельность человека” [9, с. 43].
4. Возрождение открыло
человечеству самую желанную
из всех областей его существования
— сферу свободы: в области
познания мира, в области социальных
и экономических отношений, в
области самосознания человека.
Свобода этой эпохи — это
личное достоинство человека, требующее
от него ответственности, самостоятельности
в выборе решения, это превращение
человека из объекта различных
отношений с природой и обществом
в активного действующего субъекта.
5. Эпоха Возрождения породила
титанов во всех сферах деятельности
— так значимо было гуманистическое
начало, вдохновившее незаурядных
людей своего времени на деяния,
судьбой которых стала вечность.
6 Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти- Наследие
итальянской живописи, в частности Высокого
Возрождения, стали бесценные произведения
искусства, прививающие с момента их создания
по настоящее время эстетический вкус
мировому сообществу.
2 Соколов М.Н.
Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии
культуры Возрождения. М., 1999.
3 Шрамкова Г. Искусство
Возрождения. М, 1977.
4Гарэн Э. Проблемы
итальянского Возрождения.— М., 1986.
5Лосев А. Ф. Эстетика
Возрождения.— М.: Мысль, 1978.
6 Valeri P. Pieces sur l’art. — Paris, 1934.
7 Быстрова А. Н. Мир
культуры (Основы культурологии). Учебное
пособие.— М.: Издательство Фёдора Конюхова;
Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”,
2002.— 712 с.
8 О любви и красотах женщин /
Трактаты о любви эпохи Возрождения. —
М.: Республика, 1992.
9 Культура Западной Европы: от Возрождения
до Реформации / Учебное пособие.— М., 1993.
Приложение1 Словарь терминов
1Термин «Ренессанс», или «Возрождение»,
обозначает период европейской истории
от начала XIV до конца XVI столетия. Его буквальный
перевод «renaissance» (фран.яз) — «возрождение».
Первоначально так называли возрождение
основных ценностей и художественной
культуры классической античности, начавшееся
в то время в Италии.
2Гуманизм (от лат. humanus — человеческий)
— термин, обобщающий разнообразные
верования, философские учения и методы,
которые сфокусированы на мире человека
и считают человека высшей ценностью.
3Эпитимия или епитимья (греч.
«Наказание по законам»): у католиков означает
покаяние, наказание или возмездие за
грех, которое накладывается духовником.
Обычно заключается в исполнении тех или
иных дел благочестия (продолжительная
молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество
и т.п.). Эпитимия могла назначаться и судом
на основании уголовных законов, за вероотступничество,
ложную присягу, прелюбодеяние и др. В
данном контексте имеется в виду, что в
средние века церковь считала целью земной
жизни искупление первородного греха
и, соответственно, человек должен был
нести наказание.
4 Проторенессанс (от греч. protos
— первый и франц. Renaissance — Возрождение),
этап в истории итальянской культуры конца
13 века и начала 14 столетия, подготовивший
почву для искусства Возрождения.