Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа
Таким образом, цель написания данной курсовой работы – изучение теоретико-методологических основ стилей и направлений в художественной культуре.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследовательского и методического характера:
-изучение сущности стилей и направлений в художественной культуре;
-рассмотрение основных видов стилей и направлений в художественной культуре
Введение………………………………………………………………………….…..3
1.Искусство и художественная культура как сфера
духовно-практической деятельности людей………………………………………5
1.1. Понятие художественной культуры и ее особенности………………………5
1.2. Понятие модернизм и его направленность……………………………………8
2.Практический анализ художественных стилей и направлений,
их особенности и элементы………………………………………………….….…12
2.1.Художественные стили и направления,
их особенности и элементы……………………………………………….………12
2.2.Стили и направления художественной
культуры Республики Беларусь…………………………………………….….…26
Заключение………………………………………………………………….………31
Список использованных источников…………………………………………..….32
Но, естественно, наиболее полно представлена в музее белорусская живопись второй половины ХХ века. Характер собрания позволяет говорить о монографичности коллекций крупнейших белорусских художников 1950-х—1980-х гг. Наиболее исчерпывающе представлено искусство И.Ахремчика, В. Волкова, В. Цвирко, Н. Воронова, Е. Зайцева, М. Данцига, А. Гугеля, Р. Кудревич, В. Жолток, А. Шибнева, В. Громыко, В. Стельмашонка, Г. Ващенко, П. Масленикова, А. Кищенко, Я. Роздзяловской, А. Бархаткова, Н. Залозного, А. Малишевского, Л. Щемелева и самого известного белорусского художника, академика, Героя Беларуси – М. Савицкого. Значительное место занимают произведения живописцев, сформировавшихся на рубеже 1960-х—1970-х годов: И. Басова, З. Литвиновой, В. Сумарева, Б. Казакова, С. Катковой, А. Марочкина, М. Рогалевича; также художников, пришедших в искусство в 1970-е—1980-е годы: Н. Бущика, А. Кузнецова, Н. Селещука, Г. Скрипниченко, В. Товстика, В. Ольшевского, А. Ксендзова, В. Кожуха, Ф. Янушкевича и других.
В последние годы коллекция не могла расти с прежней интенсивностью, но все же она обогатилась работами, хоть и единичными, нового поколения художников – И. Кашкуревича, Н. Залозной, И. Тишина, А. Задорина, А. Гришкевича, С. Римашевского, И. Бархаткова, В. Шкарубо и других.
В фондах музея находится более двух тысяч произведений тиражной и около пяти тысяч оригинальной графики ХХ века.
Значительный интерес в разделе графики конца ХIХ — первой трети ХХ века представляют работы Л. Альперовича, Ю. Пэна, Я. Кругера, И. Дроздовича, А. Бразера, К. Гедды, С. Ковровского, М. Севрука, П. Сергиевича, В. Волкова, П. Гутковского, Г. Змудзинского, как питомцев петербургской, одесской, виленской, московской, парижской, витебской, варшавской художественных школ. 1920-е годы представлены композициями и портретами А. Ахола-Вало, М. Аксельрода, А. Астаповича, З. Горбовца, М. Моносзона, экслибрисами П. Гутковского, Е. Минина, С. Юдовина, иллюстрациями М. Филипповича. 1930-е годы – творчеством А. Тычины, Б. Малкина, Н. Пашкевича, И. Гембицкого. В нашем собрании есть работы первых выпускников графического отделения Витебского художественного техникума.
Период Великой Отечественной войны включает более двухсот произведений, в которых можно проследить хронологию темы, начиная от беженства из родных мест и заканчивая надписями на рейхстаге. Это листы С. Андруховича, Г. Бржозовского, Д. Генина, И. Давидовича, М. Житницкого, Ф. Дорошевича, А. Кроля, Е. Зайцева, Л. Лейтмана, Н. Тарасикова, С. Романова, Б.З виногродского, С. Каткова, Л. Рана.
Значительный интерес представляют произведения второй половины ХХ века – портреты Л. Рана, А. Зайцева, С. Геруса, иллюстрации В. Савича и Н. Селещука, акварели Г. Поплавского, Ф. Гумена, В. Павловца, Л. Марченко, Г. Шутова, Н. Овчинникова. Довольно значительную часть фонда составляют иллюстрации к белорусским изданиям В. и Е. Тихановичей, сатирической графики Л. Чурко, А. Чуркина, М. Лисовского, плакаты М. Бельского, Е. Тараса, Т. Игнатенко, Л. Кроля, П. Калинина, Л. Замаха, Н. Стомы, В. Круковского и др. В составе фонда не только произведения графиков, но и живописцев и скульпторов. Он пополнялся рисунками и акварелями Н. Гусева, В. Волкова, В. Стельмашонка, М. Романюка, Я. Роздзяловской, З. Литвиновой, В. Цвирко, В. Сахненко, В. Хмызникова, Л. Щемелёва, Г. Тихановича, Г. Буралкина.
В послевоенные годы достигает высокого художественного уровня тиражная графика: в 1953 году начинает работу эстампная мастерская в театрально-художественном институте. Фонды НХМ РБ хранят дипломные работы выпускников графического отделения 1959—1966 годов Л. Асецкого, Г. Лойки, Г. Денисова, И. Немогая, И. Романовского, В. Ткачука, К. Тихонова, Г. Витковского, Ф. Выходцева, Ю. Тышкевича, П. Лысенки, В. Егорова, В. Кандера, Э. Агуновича. В 1970—1980-х гг. на всесоюзных и международных выставках книги получило высокую оценку творчество народных художников Беларуси А. Кашкуревича, Г. Поплавского, В. Шаранговича, заслуженных деятелей искусств Беларуси А. Последович, Н. Поплавской, С. Волкова, художников М. и В. Басалыго, Ю. и А. Зайцевых, работы которых представлены в коллекции музея. Среди наиболее крупных и признанных произведений белорусской тиражной графики ХХ века в нашем собрании можно назвать такие, как серия “Город и люди”, иллюстрации к “Фаусту” И. Гёте А. Кашкуревича, серии “Льны Браславщины” Г. Поплавского, “Памятники зодчества Беларуси” В. Басалыги, “Памяти огненных деревень” В. Шаранговича, “Квадрат Чернобыля” Л. Асецкого, натюрморты А. Последович, иллюстрации Б. Заборова к “Кроткой” Ф. Достоевского, “Ружанские предания” Е. Лось, “Брестская крепость-герой” П. Дурчина, “Белорусские пословицы” Е. Бусла, офорты 1990-х гг. В. Баранова, В. Вишневского, М. Борздыко, Л. Журавович.
Фонд белорусской скульптуры относительно невелик в сравнении с другими белорусскими коллекциями. На сегодняшний день он насчитывает более 680 экспонатов. Формирование фонда началось в 1939 году и своего расцвета достигло в 1970-е годы. Хронологические границы фонда укладываются в столетие. Самое раннее произведение – гипсовая медаль М. Керзина “Плодородие” 1913–1914 гг. Общий характер и особенность фонда – это то, что коллекция на 80% состоит из произведений 1950-х–1980-х гг.
Коллекция белорусской скульптуры представлена 112 авторами. Это восемь поколений художников-скульпторов. Старейшие из них: М. Керзин, И. Дроздович, А. Бразер, А. Грубе, М. Айзенштадт. Их произведения – уникальные экспонаты нашего музея.
Основу коллекции составляет творчество семи классиков белорусской скульптуры, которые наиболее полно представлены в нашем собрании: А. Бембеля, З. Азгура, А. Глебова, С. Селиханова, С. Вакара, Г. Муромцева, А. Аникейчика. Произведения перечисленных художников разнообразны по времени создания, темам, образам, жанрам и дают возможность проследить эволюцию их творчества.
В коллекции представлены и другие скульпторы, принадлежащие к разным поколениям и разным художественным направлениям в истории белорусского ваяния: А. Заспицкий, Н. Кондратьев, Л. Гумилевский, И. Миско, Н. Яковенко, В. Гросс, В. Летун, А. Шатерник, Л. Давиденко, В. Слободчиков, С. Горбунова, А. Бочкарев, Э. Астафьев, А. Финский, А. Метлицкий и другие. Творчество этих художников в совокупности с другими формирует картину перемен и тенденций в искусстве второй половины ХХ века.
В последнее время в нашей коллекции появились произведения художников поколения 1990-х годов – В. Янушкевича, С. Гумилевского, О. Варвашени, К. Селиханова.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать определенные выводы.
Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности, опредмечивание и распредмечивание эстетической информации. Художественная культура – это создание, распространение (с помощью каналов и средств массовой коммуникации), коллективное и индивидуальное восприятие, духовное и материальное освоение эстетических, художественных ценностей. Все звенья и слагаемые динамики художественной культуры взаимно предполагают и опосредуют друг друга, образуя сложно структурированную систему.
Стилем также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана. В советской теории существуют различные мнения об объёме понятия стиля: с ним иногда связывают весь комплекс явлений содержания и формы, но чаще ограничивают его значение структурой образа и художественной формой. Независимо от этого в теории стилей подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур социальным и культурно-историческим содержанием искусства, его методом, мировоззрением художника. Не менее важно, что эта обусловленность не носит прямого, механического характера и связана с относительной самостоятельностью развития стиля: стилистические признаки могли сохраняться и тогда, когда искусство существенно меняло своё содержание.
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений.
В Беларуси особое внимание при формировании коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь уделялось приобретению произведений художников, родившихся на белорусской земле, судьбой и творчеством связанных с Беларусью: И. Олешкевича, И. Хруцкого, С. Зарянко, А. Горавского, Ф. Ходоровича, Ф. Рущица, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули. Профессиональное образование эти художники получили в основном в Петербурге и Москве, что обусловило развитие их творчества преимущественно в русле русского искусства XIX–XX веков. Художественное наследие многих из них – достояние культуры не только России и Беларуси, но Литвы и Польши.
Список использованных источников
1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. - М., 2010
2. Введение в культурологию, - М., 2008
3. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - В 3-х ч. - М., 2007
4. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб.пособие. В 2-х ч. - М. , 2009
5. История культуры России, - М., 2011
6. Кармин А. С. Основы культурологии. - СПб, 2008.
7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М. , 2004.
8. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. - СПб, 2006.
9. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2005.
10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 2008.
11. Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 2008.
12. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 2006.
13. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Учеб. пособие. - Л., 2009
14. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 2002
15. Орлова Э.А. Введение в социальную, культурную антропологию. - М., 2004 16. Основы теории и истории культуры. - СПб., 2006.
17. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 2007.
18. Полищук В.И. Культурология. - М., 2008.
19. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 2010.
НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
Заочное отделение.
Контрольная работа по дисциплине
Культурология
На тему: «Искусство как код культуры: художественные
стили и направления».
Нижний Новгород 2010г.
Информация о работе Искусство как код культуры: художественные стили и направления