Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования исходит из необходимости создания авторской куклы, используя современные композитные материалы, что является сохранением наследия прошлого в декоративно-прикладном искусстве и создания на его основе нового, неповторимого, в духе современности.
Целью исследования является создание авторской куклы «Славянская Русь» с использованием современных композитных материалов.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»
Кафедра ДПИ и Дизайна
Направление 050501-00 – дизайн
Профиль «Профессиональное обучение (дизайн)»
Курс 5, группа 52
очная форма обучения
ГАБДРАХМАНОВА АЛИЯ РАВИЛЕВНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКЛЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
Ртищева Н. Л. доцент, к.п.н.
Регистрационный номер __________________________
по журналу регистрации курсовых работ
Дата представления_________________
Дата защиты________________________
Оценка________________________
подпись научного руководителя
Уфа 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ…………………………
|
6 6 14 16 |
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ… . 2.1. Работа над образом авторской куклы «Славянская Русь»……… 2.2. Технологические особенности создания авторской куклы …...
2.3. Разработка авторской куклы из полимерной
глины ……………………………………………………………………………… |
19 19 21
22 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… |
31 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства –
авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. Довольно долгое время во всём мире предметом вожделения для коллекционеров являлись лишь антикварные куклы. Но, в конце XX века художественная авторская кукла вновь ожила и стремительно ворвалась в мир искусства. И сегодня огромную коллекционную ценность имеют не только старинные куклы, но и работы современных мастеров — настоящих «кукольных» художников-профессионалов.
Сегодняшние технологии далеко шагнули вперед, и современные мастера делают кукол из многих материалов: из классического фарфора, современных пластиков и даже текстиля.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Из обрядов рождался кукольный театр.
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Авторская кукла – это уникальное художественное произведение, которое создает профессиональный художник. Из игрушки она превратилась в важный элемент оформления интерьера, она наполняет дом теплом, отражает индивидуальность хозяев и вносит изюминку в повседневную жизнь. Авторская кукла стала объектом коллекционирования знатоков и ценителей искусства. Автор наделяет ее характером и определяет ее судьбу. Кукла говорит без слов, языком, понятным всем, и способна вызвать как восхищение и радость, так и грусть. Каждая деталь, будь то одежда или миниатюрные аксессуары, продумана до мелочей и является составляющей цельного образа.
Актуальность темы исследования исходит из необходимости создания авторской куклы, используя современные композитные материалы, что является сохранением наследия прошлого в декоративно-прикладном искусстве и создания на его основе нового, неповторимого, в духе современности.
Целью исследования является создание авторской куклы «Славянская Русь» с использованием современных композитных материалов.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать методическую, научную литературу по данной теме;
2. ответить на вопрос теоретической основы истории куклы;
3. выявить технологические особенности создания авторской куклы;
4. разработать эскизы авторской куклы «Славянская Русь»;
5. подобрать подходящий современный материал, а также технологии для создания авторской куклы «Славянская Русь»;
6. выполнить авторскую куклу из полимерной глины;
7. оформить проект «Авторская кукла «Славянская Русь»;
8. апробировать имеющийся материал.
Предметом исследования является создание авторской куклы.
Объектом исследования является изучение приемов изготовления авторских кукол с использованием композитных материалов (полимерная глина).
Практическая значимость: Готовые куклы, выполненные из полимерной глины, выступают как самостоятельное произведение искусства, как методическая наглядность, экспонироваться на выставках.
Научная значимость: разработка методических рекомендаций для учащихся художественных факультетов по созданию авторских кукол из полимерной глины.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое – детская игрушка в виде фигурки человека. Второе – в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). К ним относят куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье – фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны – от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита – столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений – в живописи, графике и мелкой пластике – свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.
В Чехословакии, в захоронении «Брно-2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из «Брно», по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция «жизнь-смерть» становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы «Брно-2» не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.
Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.
Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета – куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп –
переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена – Вифлеемские ясли, нижняя – дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением. (прил 1)
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. (прил 1)
Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья – андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.
Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона «Игрок на флейте». Каждый из посетителей салона – философ, художник, биолог, композитор – видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была посвоему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.
Информация о работе Использование современных композитных материалов в изготовлении куклы