Характерным
отличием от пластилина является возможность
длительного хранения изделий.
Благодаря
простоте работы и доступности технологий
изготовление изделий ручной работы из
полимерной глины стало источником дополнительного
и основного дохода для многих людей.
ГЛАВА
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ
КУКЛЫ
2.1.
Работа над образом авторской
куклы
В руках
разных художников один и тот же материал
становится той самой «божественной глиной»,
из которой рождаются сотни миров и галактик.
Ведь приступая к работе над куклой, мы
начинаем выстраивать свой собственный
мир, шаг за шагом погружаясь в его магическую
философию. Этот мир может быть похож на
тот, что окружает нас, а может быть чрезвычайно
далек от реальности, выдуман от начала
до конца. В данном случае никаких общих
правил и никаких предписаний. Художник
свободен и всесилен, его девиз — «Делайте
то, что вам подсказывает ваше сердце...»
Для данной
исследовательской работы был выбран
и утвержден образ авторской куклы «Славянская
Русь».
Славянский
богатырь – основа древнерусских сказаний
это, как правило, богатыри. Если говорить
об этимологии самого слова «богатырь»,
то оно трактуется, как человек-полубог,
либо же человек, наделенный силой бога.
Традиционные народные сочинительства
становились причиной того, что герои
эпоса были уже не просто героями, и отважными
воинами, выступавшими против захватчиков,
но настоящими борцами с нечистью. И действительно,
очень часто можно встретить произведения,
в которых богатырям приходится сражаться
против драконов, ведьм и прочих потусторонних
существ. Помимо этого, богатырям отводилась
и большая роль в жизни народа, потому
как они являлись неким психологическим
подтекстом непобедимости Руси, свидетельством
тому, что среди простого народа есть люди,
которые всегда готовы выступить на защиту
родной земли от любой напасти
Основной
задачей для практической части являлось
найти технические приёмы для воплощения
данного образа в авторской кукле.
Утвержденный
эскиз увеличили до натуральной величины.
Рабочим материалом для авторской куклы
была выбрана полимерная глина.
Авторскую
куклу можно создавать из различных материалов.
У каждого мастера есть свои «секреты
и хитрости». Инструменты и материалы
также очень разнообразны и выбираются
мастером в соответствии с удобством в
применении. Полимерная глина, как материал
для изготовления кукол, достаточно интересен
и обладает рядом достоинств.
К ним относятся
пластичность, легкость по весу, не токсичность,
простота в обработке, достаточная прочность
и возможность работы с ним на пространстве
рабочего стола в домашних условиях. Для
начала самый подходящий материал, тем
более что он отвердевает на воздухе и
не требует запекания в конце работы.
Создание
куклы – процесс трудоемкий, требующий
вдохновения, усидчивости и любви к творчеству.
Это синтетический вид искусства. При
создании авторской куклы используются
материалы, не создающие материальной
сложности для изготовителя.
2.2.
Технологические особенности создания
авторской куклы
Технологические
особенности создания авторской куклы
определяются устойчивой базовой (антропоморфной)
структурой произведения, его «коллажностью».
То есть использованием многих материалов
в одном произведении, применением материалов
с определенным характеристиками (пластичность,
легкость окрашивания, относительная
прочность), традиционных для исторических
типов кукол (игрушек, играющих). Можно
выделить две основные методики создания
куклы — коллажную и скульптурную. При
изготовлении куклы по коллажной методике
технологически необходимых этапов —
шесть (эскиз, создание скульптурных частей,
изготовление парика, разработка каркаса
и создание форм тела куклы, изготовление
костюма, закрепление куклы на подставке),
при использовании скульптурной методики
– четыре (эскиз, создание основного объема,
роспись, закрепление куклы на подставке).
На каждом указанном этапе создаются художественно-значимые
элементы произведения, которые, будучи
соединенными, должны представлять собой
единый комплекс.
Художественное
своеобразие авторской куклы связано
со многими факторами: традиционными представлениями
о кукле и желанием художников выйти за
рамки этих представлений, особенностями
технологии создания куклы и неизбежным
стремлением куклы к конкретности и повествовательности.
Авторская
кукла многообразна: сочетание различных
композиционных решений (однофигурная,
многофигурная и сюжетная композиция)
с подходами к решению кукольного образа
в целом (идеализация, характерность и
реалистичность), а также работа в различных
жанрах (костюмная, портретная кукла и
кукла-персонаж) дают художнику широчайшее
поле для самовыражения.
2.3.
Разработка авторской куклы из полимерной
глины
С тех пор
как ассортимент магазинов пополнила
полимерная глина (пластика) рукодельницы
с удовольствием занимаются изготовлением
кукол. Согретая теплыми человеческими
руками, глина позволяет сделать всевозможные
детали для кукол и соединить их друг с
другом.
Лепка кукол
из полимерной глины требует использования
следующих материалов и инструментов:
•
иглы для шитья;
•
зубочистки из дерева;
•
остро заточенный нож с тонким лезвием;
•
доска для лепки;
•
проволока различной толщины;
•
плоскогубцы;
•
хорошие кисти;
•
материал для грунтовки;
•
наждак;
•
акриловые краски;
•
поливинилацетатный клей;
•
ткань для пошива кукольной одежды;
•
любая шерсть, подходящая для валяния.
Лепка кукол
из глины (пластика) требует планомерных
действий. Прежде всего, создайте эскиз
будущей игрушки. Изобразите ее на листе
бумаги, не упустив ни одной мелочи, задайте
пропорции куклы, ее позу, детали лица,
прически и костюма. Лепка куклы из глины
дает широкий простор фантазии, вы можете
изготовить самую фантастическую игрушку.
Следующий
этап – создание из медной проволоки каркаса
будущего тельца. Для этого возьмите не
слишком тонкую проволоку, тогда детали
вашей новой куклы будут иметь достаточную
прочность. Лепка кукол из пластика позволяет
придать ей любую позу и объем. Хороший
помощник в этом виде рукоделия – смятая
фольга. С ее использованием лепка головы
куклы будет гораздо легче и быстрее. Кроме
того использование смятой фольги позволяет
быстро нарастить нужный объем для тела
куклы.
- Фото 1. Полтора метра пищевой фольги
смять, скатать с концов внутрь, сформировать
шар с пустотами. Из шара сформировать
череп (не нужно укатывать до состояния
камня, достаточно, чтобы не пружинило
в руках). (прил 2)
- Проверить: пропорции, высоту лба.
Осмотреть голову со всех сторон, исправить
погрешности, т.к. далее исправить будет
сложно. Вставить глаза.
- Фото 2. Если горизонтальную линию провести
по лицу, то видно, что она делит его на
два равных отрезка. Измерить ширину глаза. Если
вертикальные 5 линий провести по лицу
и щекам, в сторону затылка, поделив на
равные отрезки, то получится, что между
двумя глазами человека можно поместить
еще 1 глаз, (вот такой отрезок должен быть
между глазами). И в промежуток между ухом и глазом тоже
впишется один глаз. Вот и получается:
одна ширина глаза – переносица, два глаза +расстояние между глазами и ушами = 5 равных отрезков. (прил 2)
- Фото 3. Если смотреть сверху, голова должна
быть не круглой, а чуть удлиненной
и зауженная впереди. Лучше сразу исправить
недостатки. (прил 2)
- Фото 4. Отделить от общей массы пластик
(не более спичечного коробка) как следует в руках согреть и размять. Лепешки, толщиной 0,5мм — 1 см прижать к фольге, сровнять стекой. Хорошо подходят инструменты стоматолога. (прил 2)
- Фото 5. Чтобы вставить глазки, необходимо
наметить места на лице из фольги и сделать
углубления, не стесняясь, даже проковырять.
На донышко этих ямок можно кусочки пластика
придавить и уже к ним глазки прилепить.
Если нет стеклянных, или хочется самой попробовать,
скатать шарики из пластика и запечь, потом
их вставить. И уже с запеченными глазами как со стеклянными
лепить голову. И те и другие глаза выдерживают температуру духовки. Нужно внимательно рассмотреть живого человека и запомнить, на сколько глазное яблоко «выпячивается» из черепа, чтобы куколка не получилась пучеглазой или с «провалившимся» взглядом. (прил 2)
- Фото 6. Осторожно открыть глаза, из-под
пластика, внимательно посмотреть и оценить
симметрию. Возможно, есть косоглазие,
в таком случае, пальцем подвинуть в нужную
сторону. Теперь вообще срезать пластик
со щек, лба и подбородка. Оставить
минимум, но симметричный. А уже потом
скатать «колбаску», канцелярским ножом
разрезать ее пополам. Из двух отрезков
«колбаски» скатать шарики, строго одинаковой
величины. И уже из них можно сделать щеки,
скулы, надбровные дуги. (прил 2)
- Фото 7. Снизу проткнуть до середины голову
палочкой или вязальным крючком и установить
на подставку. (прил 2)
- Фото 8. Накрыть голову салфеткой и
на некоторое время переключиться на другую
работу, чтобы потом «свежим взглядом»
заметить недостатки. (прил 2)
- Фото 9. Сделать носик. Тщательно осмотреть
со всех сторон, чтобы щеки были одинаковые
и глаза «выпячивались» из глазниц на
одном расстоянии, ноздри на одном уровне.
Куклу поставить перед зеркалом и посмотреть
на ее отражение, вот где сразу перекосы
будут видны. (прил 2)
- •Фото 10. Голова готова. Ушки лепить отдельно,
сравнить, потом зубочистками отметить
места их крепления. Уши у человека, если
провести горизонтальные линии по голове,
на линии — между бровью и кончиком носа.
Глаза по горизонтальной линии, которая
проходит по центру лица. Нижнюю половину
лица, делим еще на 2 части, на этой линии
будет кончик носа. Оставшееся место на
лице делим еще раз на две части, на этой
линии расположим рот. (прил 2)
- Фото 11. Шею сделать из цельной колбаски,
потом «юбочкой» расплющить низ. Другой
конец хорошо примазать к голове. Голова
чуть наклонена вперед, стоит обратить
внимание как строение позвоночника человека.Перед запеканием необходимо покрасить пластик. Румяна сухие компактные, самые дешевые, но без перламутра. Румянами пройтись по щечкам, все ямки и бугорки, в носике, в ушках, слезнички во внутренних уголках глаз (там малюсенькие кругляшки пластика размещены), стесняться и жалеть румян не нужно. Компактной пудрой, тоже самой дешевой, спонжем поверх румян, это выравняет, и так можно несколько раз. Голова готова и ждет запекания в духовке.
«Перед началом также пластик разогреваем
в руках и формируем «колбаску», режем
на две части. Лепить нужно обе сразу, сравнивая
их «одинаковость». На детских ручках
пальчики похожи на морковки, с зауженными
кончиками (подушечками пальцев), и, конечно
же, все пальцы не одной длины, нужно рассмотреть
свою ладошку, а вот большой палец похож
на куриный окорочок, вылепить такой и
приложить к ладошке. (прил 2)
- Фото 12. Сделать кисти рук. Прикрепить пальчики, на ладошке нанести линии. (прил 2)
- Фото 13. Ручки до запястья полые внутри. Ногти сделать трафаретом. Нанести румяна и пудру. (прил 2)
- Фото 14. Голову, руки, ноги отправить в духовку на запекание. Время запекания и температурный режим смотреть на упаковке материала, из которого они сделаны. После запекания в полые отверстия рук и ног будет вставляться каркас. (прил 2)
- Фото 15. Голову, ручки и ножки запекать одновременно, т.к. может быть разный оттенок в готовом виде, или время разное, или температура на градус выше. Если запекать
в газовой духовке, то необходимо закрыть
пластик фольгой. (прил 2)
- Фото 16. Для каркаса куклы использовать проволоку 2-х или3-х жильную в оплётке. Для устойчивости куклы лучше использовать 3-х жильную. Из одного отрезка проволоки будут шея и руки, а из другого — туловище и ноги. Изначально оба отрезка одинаковы по длине. Один отрезок согнуть по середине и плоскогубцами прижать столько, сколько войдет в голову, это шея. Второй отрезок тоже согнуть, но плавно, затем подставить к первому и изолентой зафиксировать в плечах. (прил 2)
- Фото 17. Определиться с тем, какой будет кукла, «сидячей или «стоячей». Если сидит, то и попка должна быть по форме пышнее. Рост куклы тоже зависит от возраста. Если у живого ребенка по вертикальной линии высота его головы поместится 6 раз по высоте тела, называется у художников МОДУЛЬ. Лучше, если модуль будет равен 1:4, т.е., если голову приложить, то войдет 4 раза, до пояса, до колен,
до щиколоток, ну и так до пяток. Ступня
должна быть не меньше ладошки и не быть
равной ей, а обязана быть побольше. (прил 2)
- Фото 18. Для формирования тела, рук и ног нам потребуются поролоновые ленточки. На рынках есть в продаже такие для утепления
окон. Также в хозяйственных магазинах продаются листы поролона тонкие по 1 см. толщиной. Можно порезать на ленточки. В том месте, где
туловище заканчивается, прикрепить отрезок
проволоки, небольшой, примерно см.10
к ногам изолентой, по бокам этот отрезок
согнуть полукругом и приставить к ногам.
Затем постепенно обмотать поролоновыми
полосками. Когда закончится полоска,
ее конец обмотать в несколько витков
ниткой (лучше светлой),и узелки завязывать не надо, она никуда и так не денется. (прил 2)
- Фото 19. Примерить ноги, руки и голову, но на клей сажать рано. (прил 2)
- Фото 20. И так поролоном обматывается все тело, полоски плотно прижимаются друг к другу. Сформировать плечи. (прил 2)
- Фото 21. Если все пропорции частей тела соблюдены, продолжить формировать тело: обмотать полосками синтепона. Синтепон должен быть мягким и без корочки.
Животик и попку выразить синтепоном в
зависимости от персонажа. (прил 2)
- Фото 22. После синтепона, надеваем отрезок колготки. Сначала отрезать примерно от горловины до пояса, если приложить к кукле. Трубу эту осторожно надеть на куклу через ноги. Кончики проволоки можно оплести немного лейкопластырем, чтобы не задевали и не рвали колготки. Дотянуть до шеи и по плечам сколоть англ. булавками, осторожно подтягивать по всему телу и также скреплять булавками. Разделить для ножек и сшить. Чтобы колготки не пускали стрелки, места разреза обработать лаком для ногтей. Нужно максимально растягивать колготину, чтобы тело и конечности были крепкими, «набитыми». Нитками в тон колготок, потайным швом, аккуратно, утопив первый шов, выполнить чистовой шов. (прил 2)
- Фото 23. В «Детском мире» купить детские колготки эластичные и по тому же принципу, как и с женскими колготками, поверх их сделать «белье», чтобы не стыдно было раздеться. Руки, ноги и голова еще не приклеены, т.к. может потом быть затруднение при одевании, или голова не пролезет, или нога в штанине застрянет. Ручки до запястья и ножки от ступней, шея полые — в эти отверстия вставить руки ноги предварительно густо выдавить из тюбика клей «Момент» бесцветный водостойкий «Кристалл». (прил 2)
- Фото 24. Так как ноги вылеплены без пальчиков, в форме обувной колодки, желательно сделать обувь, которая не снимается. На ножке фломастером нарисовать линии обуви, приложить просвечивающуюся ткань, перевести линии на ткань. На каждую
ногу сделать отдельные выкройки. Обувь
делать из натуральной кожи — ее кожу
легко подтянуть и приклеить, кроме того, она не расползается от клея. (прил 2)
- Фото 25. На деталях обуви сделать отделочную строчку, затем приклеить и прижать. Установить люверсы. Подошву сделать из толстой светлой кожи. (прил 2)
- Фото 26. Потянуть кожу на подошве и приклеить к стопе. (прил 2)
- Фото 27. Вверху все гладко, складочки на подошве. (прил 2)
- Фото 28. Приклеить подошву к ботинку. (прил 2)
- Фото 29. Между приклеенной подошвой и ботинком проложить кант из шнура или полоски кожи. (прил 2)
- Фото 30. На голове нарисовать карандашом полоски, от затылка по спирали к макушке. На эти полоски приклеить клеем Момент «Кристалл» маленькими прядками, не больше 0,5 мм. Так вокруг головы и клеится вся прическа. (прил 2)
- Фото 31. Волосы можно купить в кукольном магазине, называются трессы, на ниточке, натуральные, из овечьей шерсти. (прил 2)
- Фото 32. Прядки клеить по спирали снизу вверх. (прил 2)
- Фото 33. В самом конце, острой стекой сделать углубление в голове, капнуть туда клей, но так, чтобы не растекался вокруг, и утопить там конец последнего пучка. (Можно пучок сложить пополам и утопить его серединку, тогда совсем не будет видно «оконцовки») (прил 2)
- Фото 34. Стрижку сделать по своему вкусу. (прил 2)
- Фото 35. Одежда и обувь готовы. Чтобы приклеить реснички, капельку клея протянуть по ресничке, как ниткой ровно и тонко, прижать к верхнему веку. Брови нарисовать акриловой краской. Теперь можно одеть и только потом посадить на клей ноги в обуви. В этой кукле я позволила себе уже руки и голову приклеить. Клей густо промазать на внутреннюю сторону шеи и рук и до упора
вставить на место. К ткани хорошо приклеивается. (прил 2)
- Фото 36. Если вы хотите самостоятельно нарисовать глаза, то стоит сначала попробовать нарисовать на бумаге. Обратить внимание, что открытой остается только радужка, верхнее и нижнее веко прикрывают часть глаза, поэтому нет «выпученности» во взгляде. Зрачок ВСЕГДА в центре радужки, какой бы взгляд при этом ни был. Зрачок черный, не слишком большой (а то придаст эффект дефекта зрения, увеличенный зрачок — признак близорукости), к центру радужка светлее, а по окантовке темнее. Стоит нарисовать темнее кругляшек, после
высыхания, прямо на нем — кругляшек чуть-чуть светлее, вот и получится тёмный ободок в радужке. Потом в центре зрачок, а рядом белое пятнышко — блик света. Только точно «ткнуть», один
раз, не совать кисточкой несколько раз,
блики должны быть симметричны в двух
глазках. Потом акриловым глянцевым лаком
покрыть глаза. (прил 2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изготовление
кукол занимает особое место среди других
видов декоративно-прикладных ремесел.
Верное для любого вида творчества представление
о том, что подлинное произведение искусства
можно создать только по-настоящему любя
свою работу, вкладывая в нее чувства,
любовь, порывы души, абсолютно неоспоримо
при создании кукол. Кукла, являющаяся,
по сути, неким подобием человека, не может
собираться «на потоке» из штампованных
деталей. Выражение ее лица, характер отражают
чувства и настроения творца куклы. Даже
отлитые по одной модели лица могут принимать
различные выражения за счет крошечных,
почти незаметных штрихов, нанесенных
кистью художника. Только творческий,
очень личностный подход позволяет создать
игрушку, приносящую радость как самому
мастеру, так и всем, кто ее видит.
При выполнении
теоретической части исследовательской
были приобретены навыки самостоятельной
работы со специальной литературой, углублены
практические умения по работе с дополнительными
материалами.
В практической
части данной работы внимание было уделено
разработке и выполнению авторской куклы
«Славянская Русь». Разработка эскизов,
подбор материала, выбор способа выполнения
потребовали немало времени. Отработанный
прием даёт возможность для дальнейшего
применения в практической работе: как
в кружковой работе с детьми, так и в личных
творческих работах. Данная работа может
служить оформлением кабинета, а также
может экспонироваться на выставках.
ЛИТЕРАТУРА
- Артамонова
Е. В. Куклы / Е. В. Артамонова. - Эксмо, 2005 - 64 с.
- Арбат
Ю. Шесть золотых гнёзд. М., 1961.
- Анатьева Е., Евсеева Т. Куклы мира. М., 2005
-184с.
- Барадуллин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч. – М., 1986
- Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство.
– Л, 1976.
- Бартрам Н. Д. От игрушки к детскому театру. Л., 1925
- Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1997.
- Богуславская
И. Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1992
- Волков Г. М., В. М. Зуев. Материаловедение – М.
Академия., 2008 – 400 с.
- Голдовский Б. П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия / Б. П. Голдовский. - Дизайн Хаус, 2009 -
296 с.\
- Дайн
Г. Л. Русская народная игрушка. М., 2000
- Егупец О. Е. Кукла из паперклея / О. Е. Егупец. - Дизайн - Кора, 2004
- Егупец О. Е Искусство деталей / О. Е. Егупец. - Дизайн - Кора, 2007 -
41 с.
- Евсиков В.В., Оськин В.А. Материаловедение.
Технология конструкционных материалов.
– М., Колос С, 2009 с.164
- Зайцева
О. В. Декоративные куклы. Практическое
руководство по изготовлению кукол. / О.
В. Зайцева. - АСТ Издательство, 2009. - 111 с.
- Искусство стран и народов мира. Краткая
художественная энциклопедия. М.: Советская
энциклопедия, 1965. Т. 1-5.
- Кругликов
Г.И. Методика преподавания технологии
с практикумом: Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений.
/ Г. И. Кругликов; - М.: ИЦ Академия, 2007. -
480 с.
- Кей
Х. Куклы, игры и игрушки. С анг. М., 2003 - 80 с.
- Калмыкова Н.В. Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона.
Москва, Книжный дом «Университет», 2(ХХ) т.
- Лотман
Ю. М. Куклы в системе культуры. Избранные
статьи / Ю. М. Лотман. - T. I. Таллин, 1992. 3 т.т.
- Лотман
Ю. М. Кукла как феномен культуры// Декоративно-прикладное
искусство СССР 1972
- Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
- Ростовцев
Н. Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - Москва,
2000. - 251 с.
- Сокольникова
Н. М. Изобразительное искусство и методика
его преподавания в школе / Н. М. Сокольникова.
- Издательство Академия, 2008. - 392 с.
- Степанов А.В. и другие. Объемно-пространственная
композиция. Москва, Строй издат., 1993 г.
- Тарановская Н. В. Русская деревянная игрушка. Л. 2001
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск, 1999 г.
- Юрина Н. Куклы. М., 2002 – 48с.