Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования исходит из необходимости создания авторской куклы, используя современные композитные материалы, что является сохранением наследия прошлого в декоративно-прикладном искусстве и создания на его основе нового, неповторимого, в духе современности.
Целью исследования является создание авторской куклы «Славянская Русь» с использованием современных композитных материалов.
Современность куклы
В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный – авторская художественная кукла. Двадцатый век – век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства – авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы – плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Классический материал, используемых для создания кукол – фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности. Это твердеющие на воздухе ЭФАППЛАСТ, ГЛОРПЛАСТ, ЛА ДОЛЛ, СУПЕРСКАЛПИ, ПУППЕН-ФИМО, ПРЕМО.
У производителей современных кукол главенствующая задача – приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».
Современная тенденция – очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает – ее можно научить говорить! Казалось бы, что может быть лучше: подарил малышке подобную «дочку», и не нужно никакой собаки или кошки: ребенок сидит, играет и развивается. Но лично я не дала бы своим детям подобного робота. Зачем заменять настоящую игру электроникой? (прил 1)
В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам».
«Растим фотомодель»... так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. На самом деле, Барби - удивительная кукла. Она была верным спутником не одного поколения девочек. И, кстати, кукла Барби – меньшая из «зол» современного рынка. Она хотя бы похожа не человека, а не на монстра! Хотя и воспитывает в ребенке потребителя. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.
Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц – это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. Выглядит эта ультрапопулярная куколка чрезвычайно вызывающе - яркий макияж, непропорционально длинные ноги и большая голова, сексуальная одежда. (прил 1)
Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!
Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились так называемые Expression dolls. Лица этих кукол – яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности – прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название – «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище.
Для изготовления кукол традиционно используемыми материалами являлось природное сырьё: дерево, глина, кость, пчелиный воск, а также различный текстиль. В конце 1700 годов начали использовать бумажную массу. В 1800 годах для промышленного изготовления стали использовать в качестве сырья фарфор, резину, гуттаперчу, а также целлулоид. Затем появилась для повсеместного использования пластмасса. Восковые куклы, изготовляемые в Европе, начиная с римских времён, и способ изготовления кукол оставались неизменными до конца 1800 годов. Из воска изготавливали целиком куклу, впоследствии делали уже отдельно голову и руки, которые потом добавляли к деревянной или покрытой холстом основе. Воск был всё-таки плохим материалом. Он имеет свойства затвердевать, плавиться и желтеть. Лучший результат получили, когда стали делать из воска только наружный слой, а куклу изготавливали из другого материала, например, из бумажной массы.
В конце 1700 годов начали использовать сжатую бумажную массу, которую изготавливали из сырого бумажного порошка, мела, гипса и клея. Из бумажной массы делали целиком маленьких кукол, а также головы кукол, руки и ноги. Отдельное изготовление головы кукол стало в своё время потрясающим новшеством, и явились переворотом в процессе изготовления кукол. Благодаря новой технологии можно было также заменить сломанную кукольную голову на новую. (прил 1)
В первой половине 1800 годов сильным конкурентом бумажной массе стал фарфор. Из фарфора делали голову, руки и ноги. Маленьких кукол делали целиком из фарфора, большим куклам пришивали туловище из кожи или холста. Первые фарфоровые куклы были белые, покрытые для блеска глазурью, с нарисованными глазами, ртом и волосами. По нижнему краю фарфоровой шеи были сделаны маленькие дырочки для прикрепления туловища. (прил 1)
Подвижность конечностей постоянно улучшали, например, с помощью плоского соединения в углублении или шарового соединения. В 1860 годах начали изготавливать головы кукол, у которых шея вставлялась в плечо, и голова стала поворачивающейся. В качестве материала тогда использовали неглазурованный, так называемый бисквитный фарфор, на котором потом рисовали черты лица. В 1870 годах придумали прозрачные бисквиты, целью которых был натуральный цвет кожи. Из этого материала были изготовлены розовые западные красавицы, шоколадного цвета африканские куклы и жёлтые китайцы. Кукол изготавливали также из металла. В 1800 годах запатентовали неломающуюся металлическую куклу. Куклы из металла были редкостью, если не считать механических кукол из листового железа.
В 1820 годах полученная из млечного сока тропических растений гуттаперча не оказала сильного влияния на материалы для изготовления игрушек. Но всё-таки начиная с середины 1800 годов её стали использовать достаточно много. В это же время в Америке был придуман способ изготовления резины из каучука резинового дерева. Старые резиновые куклы это большая редкость, так как поверхность резины со временем становится хрупкой и портится.
Изготовление целлулоидных кукол началось в 1870 годах. Несмотря на опасность целлулоида по причине восприимчивости к огню, его использовали много вплоть до 1950 годов, когда пластмасса заменила целлулоид. Триумфальное шествие пластмассы началось в 1948 году. Но тканевые тряпичные куклы будут всегда.
Полимерная глина (также, пластик или пластика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, полимеризующийся (затвердевающий) при нагревании до температуры 100-130°C (в зависимости от производителя). Иногда полимерной глиной называют самозатвердевающие массы для моделирования и создания цветов (Deco, холодный фарфор и др.), однако это не совсем верно, так как эти глины застывают на воздухе, не образуя каких-либо полимеров.
Основные свойства
Полимерная глина — это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин, обладает характерным запахом. Пластичность материалу обеспечивают пластификаторы, которые улетучиваются при нагревании материала до температуры 100-130°C (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке). В процессе температурной обработки в материале происходит необратимый процесс полимеризации с образованием поливинилхлорида. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами.
Полимерные глины выпускают окрашенными в разные цвета. У различных производителей существуют линейки полимерных глин со специальными эффектами: металлик, полупрозрачный, блестящий, цвет камня, светящийся в темноте.
Некоторые производители изготавливают также жидкую полимерную глину – это прозрачный гель, который, аналогично обычной полимерной глине, твердеет при запекании. Жидкая полимерная глина используется в качестве клеящего вещества, а также как эмаль, застеклитель и маскирующий состав. Также с помощью жидкой полимерной глины, возможно, скопировать изображение, нанесённое на бумагу.
Все полимерные глины содержат основу из ПВХ и один или несколько видов жидких пластификаторов. Пигменты могут быть добавлены к прозрачной основе, чтобы получить требуемый цвет, вместе с малыми количествами каолина, белого фарфора или других прозрачных компонентов там, где требуется прозрачность. Слюда может быть добавлена, чтобы создать перламутровый или металлический эффект.
Появление полимерной глины в широкой продаже началось в 1964 году, когда появилась торговая марка Fimo. В начале 1930-х, в Германии инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (Eberhard Faber), который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).
В то же время другие производители разрабатывали продукт, очень похожий на Фимо. в конце 1950-х, в Аргентине итальянка Моника Рэста использовала глину, которая называлась Лиммо (Limmo). Лиммо также была разработана немецкой компанией, но не Эберхардом Фабером. Вероятным производителем скорее всего был Рудольф Рейзер, который придумал глины «Формелло» (Formello) и «Моделло» (Modello).
В те времена пластика использовалась для кукол, и моделирования миниатюр для КУКОЛЬНЫХ ДОМОВ (Doll’shouse). Поскольку пластика получила широкое распространение, то ее можно было купить в игрушечных магазинах. Пьер Воулкос заказывал пластику Фимо из магазина в Германии в 1970. Тони Хаджес, который жил в Европе, еще будучи ребенком открыл для себя Фимо, Кэтлин Дастин познакомилась с Фимо, когда ходила в колледж за границей.
В начале 1970-х семья по фамилии Шауп, которая эмигрировала в США из Германии в 1950 году, получила рождественскую посылку от бабушки. Внутри находилась упаковка Фимо. Миссис Шауп была очарована этой пластикой, стала лепить из нее орнаменты, фигурки и вскоре люди стали интересоваться у нее, где она достала эту пластику. Тогда безработный в тот момент муж миссис Шауп решил заняться импортом пластики в США. В 1975 году организованная им компания «Эксент Импортс» начала свою работу по импорту Фимо в США. Мистер Шауп демонстрировал магазинам все, что можно было делать с этой пластикой и организовал продажи.
Как только популярность пластики стала расти, другие американские компании, включая «Ди’с Дэлайт» в 1970 и «Американ Арт Кампани» (АМАСО) в 1980 г. стали импортёрами немецкой полимерной глины.
Полимерная глина широко используется в декоративно-прикладном искусстве.
Применяется для изготовления:
Полимерная глина позволяет передать тонкие скульптурные детали, эффективно имитировать различные материалы и текстуры.
Информация о работе Использование современных композитных материалов в изготовлении куклы