Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:55, контрольная работа
Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой то мере отражением изменчивости самой природы. Еще в 15 столетии процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: во-первых, костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; во-вторых, формы его, начиная с этого периода, сменяются довольно часто; в-третьих, в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание, таким образом, служит обязательной предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречия.
Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры………………………………………………………………………. 5-9
Понятие моды……………………………………………………. 5-6
Мода как феномен культуры……………………………………. 6-9
Глава II. История моды как феномена культуры…………………... 10-16
2.1. Мода в истории русской философии и культуры……………....10-13
2.2. Мода – связующее звено между прошлым настоящим и
будущим………………………………………………………………. 13-16
Заключение…………………………………………………………… 17-18
Список литературы…………………………………………………........ 19
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
исследования моды как феномена культуры…………………………………………………………
Глава II. История моды как феномена культуры…………………... 10-16
2.1. Мода в истории русской
философии и культуры……………....
2.2. Мода – связующее звено между прошлым настоящим и
будущим……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Слово «мода» произошло от латинского «modus», что в буквальном переводе означает мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого понятия подразумевается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, предметов быта, одежды. Кроме того, для моды характерна довольно частая сменяемость этих вкусов. Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют ветреной, легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Позиция эта абсолютно неправомерна, так как мода, именно благодаря своему непостоянству, помогает человеку спастись от скучного однообразия.
Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой то мере отражением изменчивости самой природы. Еще в 15 столетии процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: во-первых, костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; во-вторых, формы его, начиная с этого периода, сменяются довольно часто; в-третьих, в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание, таким образом, служит обязательной предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречия. Человек приемлет моду, старается точнее соответствовать ее образцам и требованиям, быть «как все», а с другой стороны, с помощью именно этой моды стремится выделиться из окружающих его людей, осуществить собственную «самостилизацию», утвердить свое представление о самом себе.
Каждая мода так или
иначе является зеркалом своего времени,
отражая общественно-
Нельзя недооценивать значение моды. Она отражает весь стиль жизни общества и выражает себя в феномене культуры, культуры времени, быта, нравов, традиций.
Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры.
Мода – один из самых
широко известных феноменов
«…Мода существует в контексте индустриального прогресса; она тесно связана с развитием потребительского капитализма и общества массовой культуры. Через моду люди выражают себя – как индивидуально, так и коллективно» [10]. Данную мысль подтверждает высказывание писательницы Марии Эбнер-Эшенбах: «Если мода сделалась общей, значит, она отжила» [2]. Коллективное увлечение делает моду непривлекательной в глазах общества. С этого момента начинается этап в становлении новой моды.
Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и
привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид делают человека уверенным, собранным и энергичным. Чтобы одеваться красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и вкусом.
Для понимания моды как
культурно-исторического
В отличие от обычаев (неписанных законов, обозначающих нормативный аспект поведения и внешнего вида человека) мода – это то, чему хотят следовать (социально-ценностный аспект). Если одежда – это средство, костюм – способ репрезентации определенно образа, то мода – правила создания этого образа.
Исторически мода возникает
гораздо позднее, чем одежда и
костюм. Можно говорить, что мода
появляется только в период позднего
средневековья; не случайно в истории
костюма существует такое понятие,
как «бургундские моды». Еще одно
важное замечание – до девятнадцатого
века мода распространялась только на
очень небольшое количество людей
– правители, аристократы, придворные
(по разным источникам, около 5–10 % населения
Европы); костюм остальных людей
носил традиционный характер и веками
менялся мало. Основным принципом
такого костюма был принцип
Важными чертами моды являются:
демонстративность (мода не существует
без зрителя), социокультурная
В моде высоко ценится все,
что создает барьер недоступности.
Для моды характерно стремление к
экспансии, захвату все новых
и новых слоев, групп и территорий.
Но чем больше людей ее принимает,
тем быстрее начинается ее смена.
Мода – процесс, постепенно создающий
массовое поведение. Чем ближе различные
социальные слои друг к другу, тем
быстрее происходит подражание, что,
в свою очередь, вызывает ускорение
смены моды. Понятие «мода» сегодня
актуализируется в нескольких контекстах:
во-первых, это индустрия моды, в
которой существуют длинные, средние,
короткие модные циклы; есть разделение
на «от кутюр» (фр. haute couture, итал. alta moda)
и «прет-а-порте» (фр. pret-a-porter); во-вторых,
мода как искусство реализация эстетических
представлений конкретного
Таким образом, при анализе
тенденций моды в первую очередь
внимание обращается на смену силуэта,
пропорций костюма, цветовую гамму,
фактуру, новые технологии, а так
же на аксессуары, обувь, прическу и
макияж и воплощение в костюме
образов «мужественности» и «женственности».
В системе моды манера ношения
одежды подразумевает соответствие
ситуационного стиля одежды ситуационному
поведению. Одежда, аксессуары, визуальная
стилистика, манера поведения, внешние
отличительные характеристики человека,
создающие социально, нормативно, культурно
воспринимаемую телесность. Совокупность
данных позиций доказывает возможность
понимания костюма как
Глава II. История моды как феномена культуры.
2.1. Мода в истории русской философии и культуры.
Впервые слово «мода» появляется в русском языке при Петре I. Внимание к моде в этот исторический период было не случайным, поскольку смена социально-культурной парадигмы предполагала семиотическую фиксацию преобразований на всех уровнях, и прежде всего на уровне визуальном, который эффективнее всего свидетельствовал о совершающихся переменах и утверждал их в качестве нормы [5].
В течение XVIII в. мода функционирует в русской культуре наряду со смежным понятием вкуса, причем русские мыслители не видели принципиального отличия между ними, употребляя понятия «мода» и «вкус» как синонимы.
Так, А. Н. Радищев, размышляя в «Путешествии…» о русском стихотворстве, несколько разводит моду и вкус, а именно, указывает, что мода, в отличие от вкуса, всегда преходяща и может оказывать как плодотворное, так и пагубное влияние. Вкус, скорее, имеет отношение к традиции и призван фиксировать ценное в культуре как уже ставшее и доказавшее свою значимость, это консервативное начало в культуре, обеспечивающее поступательность ее развития1.
В XIX в. в русской культуре понятия моды и вкуса (обычая) размежевываются все больше и больше, что в результате приводит к обнаружению их контрастности. При этом наблюдается интересная тенденция «бичевания» моды, которая оказывается характерной не только для сторонников идеализации допетровской Руси с ее истинно-православной культурой (славянофилов, консерваторов, представителей русской религиозной философии в целом), но и для радикально настроенной части русского общества (западников, разночинцев, народников, социалистов). Как ни странно, но идеологи противоборствующих направлений сходились именно в критическом отношении к моде, в результате чего в России XIX в. доминирующей интерпретацией модя является негативная. Только в ХХ в. вследствие резких социально-культурных потрясений и трансформации всего уклада жизни феномен моды получает другую трактовку, которую можно назвать положительной, так она предполагала содержательный анализ явления моды с точки зрения ее существа или как необходимого элемента социальной структуры.
Наиболее интересная и развернутая негативная интерпретация моды в России XIX в. принадлежит К. С. Аксакову. В статье «О некоторых современных собственно литературных вопросах», посвященной прежде всего анализу искусства, как одной из высших сфер деятельности духа, и критическому разбору современной русской литературы, Аксаков большое внимание уделяет рассмотрению моды, которая, на его взгляд, и является причиной печального состояния русской словесности. Согласно Аксакову, «мода есть идол толпы», и поскольку мода становится регулятором литературной деятельности, определяя рейтинг читаемости того или иного автора, а значит, вырабатывая критерии ценности художественного произведения, то нет ничего удивительного в том, что именно мода становится причиной упадка литературы. Негативная интерпретация моды, предложенная Аксаковым, была отражением общего настроения русского общества. В частности, моду и модников было принято критиковать в русской литературе и публицистике. В качестве примера можно привести рассуждения Н. В. Гоголя, который в «Выбранных местах из переписки с друзьями»1 высказывал мысли о моде, весьма сходные с положениями Аксакова.
В произведениях Ф. М. Достоевского понятие моды также фигурирует исключительно в негативном контексте. Подчеркивая, что «мода действительно в свете царица не малая»2, Достоевский считал ее причиной нарушения социальной стабильности и деградации нравов человека. Так, ни чем иным, кроме как отрицательным влиянием моды, нельзя объяснить «крайности», характерные для российской действительности XIX в.: повальное увлечение Дарвином и естествознанием, атеизм, переходящий в богоненавистничество, нигилизм с его тотальным отрицанием всего традиционно ценного, социальный вопрос, понятый как проблема жизни и смерти, народничество с его идеологией самопожертвования и утопией счастливого будущего, а также «бегать да вешаться всем на шею от любви к человечеству да сгорать слезами умиления – это только мода».