История моды как феномена культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой то мере отражением изменчивости самой природы. Еще в 15 столетии процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: во-первых, костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; во-вторых, формы его, начиная с этого периода, сменяются довольно часто; в-третьих, в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание, таким образом, служит обязательной предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры………………………………………………………………………. 5-9
Понятие моды……………………………………………………. 5-6
Мода как феномен культуры……………………………………. 6-9
Глава II. История моды как феномена культуры…………………... 10-16
2.1. Мода в истории русской философии и культуры……………....10-13
2.2. Мода – связующее звено между прошлым настоящим и
будущим………………………………………………………………. 13-16
Заключение…………………………………………………………… 17-18
Список литературы…………………………………………………........ 19

Файлы: 1 файл

реферат Мода как феномен культуры.docx

— 41.49 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3-4

Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры………………………………………………………………………. 5-9

    1. Понятие моды……………………………………………………. 5-6
    2. Мода как феномен культуры……………………………………. 6-9

Глава II. История моды как  феномена культуры…………………... 10-16

2.1. Мода в истории русской  философии и культуры……………....10-13

2.2. Мода – связующее  звено между прошлым настоящим и

будущим………………………………………………………………. 13-16

Заключение…………………………………………………………… 17-18

Список литературы…………………………………………………........ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «мода» произошло от латинского «modus», что в буквальном переводе означает мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в широком смысле этого понятия подразумевается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, предметов быта, одежды. Кроме того, для моды характерна довольно частая сменяемость этих вкусов. Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют ветреной, легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Позиция эта абсолютно неправомерна, так как мода, именно благодаря своему непостоянству, помогает человеку спастись от скучного однообразия.

Стремление людей к  внутренним и внешним переменам является в какой то мере отражением изменчивости самой природы. Еще в 15 столетии процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: во-первых, костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; во-вторых, формы его, начиная с этого периода, сменяются довольно часто; в-третьих, в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание, таким образом, служит обязательной предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречия. Человек приемлет моду, старается точнее соответствовать ее образцам и требованиям, быть «как все», а с другой стороны, с помощью именно этой моды стремится выделиться из окружающих его людей, осуществить собственную «самостилизацию», утвердить свое представление о самом себе.

Каждая мода так или  иначе является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь, уровень и характер развития экономики, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда видоизменяются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание. Причем с момента «умирания» старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой.

Нельзя недооценивать  значение моды. Она отражает весь стиль  жизни общества и выражает себя в феномене культуры, культуры времени, быта, нравов, традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры.

    1. Понятие моды.

Мода – один из самых  широко известных феноменов повседневной жизни, неразрывно связанный с искусством, общением, массовой культурой. В сферу действия моды входят одежда, формы быта, автомобили, эстетические и художественные вкусы и т.п. В большинстве случаев исследователи под модой подразумевают образцы одежды, наиболее популярные в конкретный исторический период. «Отрезок между 1880 и 1914 гг. представляет собой этап в формировании вестиментарной моды в значении, близком к современному» [9, с. 14]. Мода оказывает большое влияние на культуру внешнего вида человека. Социум, следуя модным тенденциям, проявляет креативное стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения. Как ученые, так и обыватели оказались во власти моды и, прежде всего, ее объективно фиксируемого результата – массового увлечения новой вещью или идеей. В наше время моде уделяется пристальное внимание (повсеместные показы моды от кутюр, прет-а-порте, телевизионные передачи). На авансцене появляются все больше молодых дизайнеров. Это детерминировано тем, что профессия модельера не теряет своей актуальности и востребованности, поскольку человек во все времена заботился о своем внешнем облике. В научной среде существует большое количество исследований, посвященных моде, где она рассматривается с разных позиций. Для социологов мода является средством внедрения новых социокультурных форм. Культурологи под модой понимают периодическую смену образцов культуры. Искусствоведы рассматривают моду как эстетический идеал. Экономисты – как стремление к обновлению. Психологи утверждают, что мода есть механизм подражания и внушения. Все эти области изучают моду в разных научных ракурсах, выражая специфику предмета. Мода пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Точнее других природу моды отражают те, кто ее создает. Мнение М. Килошенко, автора книги «Психология моды: теоретический и психологический аспекты», которая утверждает, что научный анализ проблемы без учета мнений модельеров, окажется не только неполным, но и лишенным жизни [7, с. 16]. Каждый рассматривает ее с позиции своего времени и отношения к ней.

«…Мода существует в контексте индустриального прогресса; она тесно связана с развитием потребительского капитализма и общества массовой культуры. Через моду люди выражают себя – как индивидуально, так и коллективно» [10]. Данную мысль подтверждает высказывание писательницы Марии Эбнер-Эшенбах: «Если мода сделалась общей, значит, она отжила» [2]. Коллективное увлечение делает моду непривлекательной в глазах общества. С этого момента начинается этап в становлении новой моды.

 

    1. Мода как феномен культуры.

Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и

привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид  делают человека уверенным, собранным  и энергичным. Чтобы одеваться  красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и вкусом.

Для понимания моды как  культурно-исторического феномена необходимо четко разграничить понятия  «мода», «костюм», «одежда». Одежда –  конкретная форма изделия. Костюм –  система определенным способом подобранных  предметов одежды, обусловленная  конкретной целью. Мода (фр. Mode; лат. modus) – «мера, способ, правило, господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта, главным образом в одежде»[1]. Сегодня  в дискурсе параллельно употребляются  такие термины, как fashion, vogue, fad (причуда), fancy (склонность), crazy (мания). Мода –  отражение духовных идеалов социальной группы в конкретных объектах, выражающих определенные ценности.

В отличие от обычаев (неписанных законов, обозначающих нормативный  аспект поведения и внешнего вида человека) мода – это то, чему хотят  следовать (социально-ценностный аспект). Если одежда – это средство, костюм – способ репрезентации определенно  образа, то мода – правила создания этого образа.

Исторически мода возникает  гораздо позднее, чем одежда и  костюм. Можно говорить, что мода появляется только в период позднего средневековья; не случайно в истории  костюма существует такое понятие, как «бургундские моды». Еще одно важное замечание – до девятнадцатого века мода распространялась только на очень небольшое количество людей  – правители, аристократы, придворные (по разным источникам, около 5–10 % населения  Европы); костюм остальных людей  носил традиционный характер и веками менялся мало. Основным принципом  такого костюма был принцип соответствия, то есть, «кто я есть, так я и  выгляжу». По костюму можно было точно определить не только социальное положение и семейное положение, но и профессию, место жительства человека. Мода сначала существует только для узкого круга, но постепенно, кроме принципа подбора одежды «кто я есть», актуальным становится принцип  «кем я хочу казаться, так я и  одеваюсь». Так, еще в семнадцатом  веке взявшие на прокат на последние  деньги модное платье провинциальные альфонсы очаровывали городских барышень.

Важными чертами моды являются: демонстративность (мода не существует без зрителя), социокультурная обусловленность (модный костюм служит и способом авторепрезентации, и средством идентификации своих  и чужих), изменчивость, как писал  еще У. Шекспир в комедии «Много шума из ничего»: «фасон изнашивает платье быстрее, чем человек». Другое важное качество моды – это современность. Мода актуальна только «здесь и сейчас». Часто говорится об игровом характере  моды. Моде присущи такие черты  игры, как состязательность – желание  быть самым модным; подражание –  через копирование модных образов; притворство – желание не «быть, а казаться»; добровольность; наличие игровых площадок (кафе, улицы, клубы).

В моде высоко ценится все, что создает барьер недоступности. Для моды характерно стремление к  экспансии, захвату все новых  и новых слоев, групп и территорий. Но чем больше людей ее принимает, тем быстрее начинается ее смена. Мода – процесс, постепенно создающий  массовое поведение. Чем ближе различные  социальные слои друг к другу, тем  быстрее происходит подражание, что, в свою очередь, вызывает ускорение  смены моды. Понятие «мода» сегодня  актуализируется в нескольких контекстах: во-первых, это индустрия моды, в  которой существуют длинные, средние, короткие модные циклы; есть разделение на «от кутюр» (фр. haute couture, итал. alta moda) и «прет-а-порте» (фр. pret-a-porter); во-вторых, мода как искусство реализация эстетических представлений конкретного модельера  и эпохи в целом об идеале; в-третьих, социальное явление, позволяющее атрибутировать внешний вид в соответствии с  желаемым или реальным социальным положением, религиозной, национальной принадлежностью [6].

Таким образом, при анализе  тенденций моды в первую очередь  внимание обращается на смену силуэта, пропорций костюма, цветовую гамму, фактуру, новые технологии, а так  же на аксессуары, обувь, прическу и  макияж и воплощение в костюме  образов «мужественности» и «женственности». В системе моды манера ношения  одежды подразумевает соответствие ситуационного стиля одежды ситуационному  поведению. Одежда, аксессуары, визуальная стилистика, манера поведения, внешние  отличительные характеристики человека, создающие социально, нормативно, культурно  воспринимаемую телесность. Совокупность данных позиций доказывает возможность  понимания костюма как визуального  образа.

 

 

 

 

Глава II. История моды как феномена культуры.

2.1. Мода в истории  русской философии и культуры.

Впервые слово «мода» появляется в русском языке при Петре I. Внимание к моде в этот исторический период было не случайным, поскольку смена социально-культурной парадигмы предполагала семиотическую фиксацию преобразований на всех уровнях, и прежде всего на уровне визуальном, который эффективнее всего свидетельствовал о совершающихся переменах и утверждал их в качестве нормы [5].

В течение XVIII в. мода функционирует  в русской культуре наряду со смежным понятием вкуса, причем русские мыслители не видели принципиального отличия между ними, употребляя понятия «мода» и «вкус» как синонимы.

Так, А. Н. Радищев, размышляя  в «Путешествии…» о русском стихотворстве, несколько разводит моду и вкус, а именно, указывает, что мода, в отличие от вкуса, всегда преходяща и может оказывать как плодотворное, так и пагубное влияние. Вкус, скорее, имеет отношение к традиции и призван фиксировать ценное в культуре как уже ставшее и доказавшее свою значимость, это консервативное начало в культуре, обеспечивающее поступательность ее развития1.

В XIX в. в русской культуре понятия моды и вкуса (обычая) размежевываются все больше и больше, что в результате приводит к обнаружению их контрастности. При этом наблюдается интересная тенденция «бичевания» моды, которая оказывается характерной не только для сторонников идеализации допетровской Руси с ее истинно-православной культурой (славянофилов, консерваторов, представителей русской религиозной философии в целом), но и для радикально настроенной части русского общества (западников, разночинцев, народников, социалистов). Как ни странно, но идеологи противоборствующих направлений сходились именно в критическом отношении к моде, в результате чего в России XIX в. доминирующей интерпретацией модя является негативная. Только в ХХ в. вследствие резких социально-культурных потрясений и трансформации всего уклада жизни феномен моды получает другую трактовку, которую можно назвать положительной, так она предполагала содержательный анализ явления моды с точки зрения ее существа или как необходимого элемента социальной структуры.

Наиболее интересная и  развернутая негативная интерпретация моды в России XIX в. принадлежит К. С. Аксакову. В статье «О некоторых современных собственно литературных вопросах», посвященной прежде всего анализу искусства, как одной из высших сфер деятельности духа, и критическому разбору современной русской литературы, Аксаков большое внимание уделяет рассмотрению моды, которая, на его взгляд, и является причиной печального состояния русской словесности. Согласно Аксакову, «мода есть идол толпы», и поскольку мода становится регулятором литературной деятельности, определяя рейтинг читаемости того или иного автора, а значит, вырабатывая критерии ценности художественного произведения, то нет ничего удивительного в том, что именно мода становится причиной упадка литературы. Негативная интерпретация моды, предложенная Аксаковым, была отражением общего настроения русского общества. В частности, моду и модников было принято критиковать в русской литературе и публицистике. В качестве примера можно привести рассуждения Н. В. Гоголя, который в «Выбранных местах из переписки с друзьями»1 высказывал мысли о моде, весьма сходные с положениями Аксакова.

В произведениях Ф. М. Достоевского понятие моды также фигурирует исключительно в негативном контексте. Подчеркивая, что «мода действительно в свете царица не малая»2, Достоевский считал ее причиной нарушения социальной стабильности и деградации нравов человека. Так, ни чем иным, кроме как отрицательным влиянием моды, нельзя объяснить «крайности», характерные для российской действительности XIX в.: повальное увлечение Дарвином и естествознанием, атеизм, переходящий в богоненавистничество, нигилизм с его тотальным отрицанием всего традиционно ценного, социальный вопрос, понятый как проблема жизни и смерти, народничество с его идеологией самопожертвования и утопией счастливого будущего, а также «бегать да вешаться всем на шею от любви к человечеству да сгорать слезами умиления – это только мода».

Информация о работе История моды как феномена культуры