Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:55, контрольная работа
Стремление людей к внутренним и внешним переменам является в какой то мере отражением изменчивости самой природы. Еще в 15 столетии процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: во-первых, костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; во-вторых, формы его, начиная с этого периода, сменяются довольно часто; в-третьих, в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания. Подражание, таким образом, служит обязательной предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречия.
Введение………………………………………………………………… 3-4
Глава I. Теоретические основы исследования моды как феномена культуры………………………………………………………………………. 5-9
Понятие моды……………………………………………………. 5-6
Мода как феномен культуры……………………………………. 6-9
Глава II. История моды как феномена культуры…………………... 10-16
2.1. Мода в истории русской философии и культуры……………....10-13
2.2. Мода – связующее звено между прошлым настоящим и
будущим………………………………………………………………. 13-16
Заключение…………………………………………………………… 17-18
Список литературы…………………………………………………........ 19
Л. Н. Толстой также внес свою лепту в создание негативной интерпретации моды. Критикуя современную культуру за ее несовместимость с нравственной и физической природой человека, он определял моду как попытку обмануть естественные требования человеческой природы. Прежде всего, мода – это явление, характерное только для высших слоев общества, живущих в материальном достатке и паразитирующих на жизни простого народа. Стремление к моде, таким образом, должно пониматься как желание отгородиться от народа, как презрение трудовой жизни, а значит, и как забвение истинного существа человека. Негативная трактовка моды получила дальнейшее свое развитие в русской религиозной философии. Так, например, Н. А. Бердяев рассматривал моду преимущественно в контексте усвоения поверхностных идей. Мода на те или иные философские учения, которые нет времени или сил изучать основательно и которые поэтому принимаются целиком, догматически, как последняя истина, свидетельствует о незрелости ума, чем, согласно Бердяеву и страдает русская радикально настроенная интеллигенция, унаследовавшая примитивизм «незрело-юношеского» западничества XIX в. Мода сделала свое дело опошления и вульгаризации, и только подлинное философское чутье позволило некоторым русским мыслителям не сбиться с пути [4].
Подобные мысли о моде высказывает и другой русский религиозный философ – И. А. Ильин. Прежде всего он отмечает, что «мода наблюдается не только в сфере одежды, но и во всех сферах жизни»6. Причина моды в том, что люди переимчивы и подражательны; к тому же, изобрести нечто свое, новое им гораздо труднее, чем перенять готовое у других. Не менее вредна и мода в искусстве. Ильин выделяет четыре силы, увлекающие современное безрелигиозное человечество и обрекающие его на погибель.
2.2. Мода – связующее звено между прошлым настоящим и будущим.
Развитие современного костюма и связанная с этим развитием мода являются важнейшей частью материальной и духовной жизни человеческого общества. Мода – это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим.
Каждая эпоха порождает
те или иные формы одежды, которые
выполняют практическое
Наука к проблемам бытования и повседневности обратилась в конце XVIII и особенно на рубеже XIX–XX веков. Появились теории моды, в которых были раскрыты ее закономерности и связи с другими явлениями. До этого представления о моде в науке формировались лишь в системе и на фоне других теорий и феноменов. Английский философ конца XVII – начала XVIII века Энтони Эшли Купер лорд Шефтсберн обратил внимание на деспотическую власть, которую «правильная мода» приобретает над людьми, на то, как искажает она порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей. В то же время Шефтсберн признавал и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, кому «природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе». С этого периода мода становится предметом изучения в различных областях гуманитарного знания. И. Кант дал свое определение феномену диктата моды: «Закон – это стремление казаться не менее значительным, чем другие, и именно в этом, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой. Моду в равной степени можно отнести и к „рубрике тщеславия“, и к „рубрике глупости“, так как при этом имеется некоторое принуждение – поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие. Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни»[9]. Г. Гегель в «Феноменологии духа» рассматривает положительную роль моды как средства коммуникации, формирования привлекательности одного человека для другого, привязанностей, симпатий. Эта ориентированность моды на личность, на межличностные отношения становится доминантой в существовании и осмыслении этого явления.
Р. Барт, автор фундаментального труда «Система моды», разделяет понимание одежды на «реальную» – то, что мы надеваем, «одежду-образ» – визуально воспринимаемую и «одежду-описание» – преображенную в речь[5]. В исследованиях моды (в частности той ее сферы, которая связана с одеждой и костюмом) как объект подражания и тиража рассматривается образ. Образ становится сосредоточием и источником информации. Образ как непосредственное переживание, связанное с миром повседневности, является базой знаний и представлений для человека, соответственно, костюм может рассматриваться как «модель мира», мира его автора/обладателя.
Заключение
Современный модельер Кэлвин Клайн считал: «Нет смысла пытаться постоянно выглядеть как манекенщицы из журнала «Вог». Собственный стиль означает попытку найти собственный образ, нечто такое, что люди связывали бы только с вами». Создание индивидуального образа или стиля сопровождается, как известно изобретением знаковой детали, которая может быть как статистической, так и динамической. Они могут явиться дополнительными элементами повышения концентрации внимания людей и отграничения себя от массы как уникальность. Выработанный собственный стиль остается постоянным, несмотря на изменения моды.
В следующем понимании моды отражается ее непостоянный характер. «Мода – это, прежде всего, искусство изменения» – подчеркивает дизайнер Д. Гальяно. Трансформация – одна из существенных признаков современной моды. Если мода предшествующих столетий менялась в течение продолжительного времени, то сейчас она меняется в течение одного сезона. Неустойчивость и прихотливый характер становится важнейшей характеристикой моды, тесно связанный с ее экономической основой, поскольку спрос на новинки обеспечивает загрузку промышленности, постоянно расчищая рынок для сбыта. Моду также можно трактовать как искусство создание образа красивого, совершенного человека, когда костюм является средством для преобразования индивида согласно эстетическим идеалам [8, с. 54]. «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, значит, – она была одета идеально» говорила Коко Шанель. Здесь уместно вспомнить принцип заметной незаметности, который использовал известный денди XIX в. Д. Браммел. Он считал, что если кто-то «оборачивается, чтобы посмотреть на тебя, значит ты одет не лучшим образом: или излишне чопорно, или излишне стесненно, или чересчур модно»[9, с. 69]. В современной жизни важным признаком правильно одетого человека считается то, что никто не замечает его костюма, цвета, фасона, деталей, а все видят только прекрасного, гармоничного человека. Каждое из приведенных выше высказываний подчеркивает ту или иную характерную черту моды. Несмотря на это, все высказывания объединяет одно: понятие моды, употребляемое для обозначения периодической смены форм костюма, сложилось как одно из основных значений этого слова.
В заключение будет актуально ещё одно определение: мода – это искусство оформления внешнего облика человека, который наделен смыслами и идеями культуры.
Список литературы: