История народного театра на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Русская народная драма и народное театральное искусство в целом — интереснейшее и значительное явление национальной культуры.
Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
И всюду актеры находили множество благодарных зрителей

Содержание работы

Введение………………………………………………..
3
II.
Глава 1. Театр кукол:


а)
Вертеп…………………………………………………..
3
б)
Театр Петрушки………………………………………..
8


Глава 2. Театр актера:



а)
Скоморохи - родоначальники русского театра………
10
б)
Представитель городской смеховой культуры: балаган………………………………………………….

14
в)
Представитель городской смеховой культуры: раек...
17

III.

Заключение…………………………………………….

19
IV.
Библиография………………

Файлы: 1 файл

Курсовая НАРОДНЫЙ ТЕАТР.doc

— 872.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание.

I.

Введение………………………………………………..

   3

II.

Глава 1. Театр кукол:

   

 

         а)

Вертеп…………………………………………………..

    3

          б)

Театр Петрушки………………………………………..

    8

   

 

Глава 2. Театр актера:

    

 

 

           а)

Скоморохи - родоначальники русского театра………

   10

           б)

Представитель городской смеховой культуры:  балаган………………………………………………….

   

   14

           в)

Представитель городской смеховой культуры: раек...

   17

 

III.

 

Заключение…………………………………………….

  

   19

IV.

Библиография…………………………………………..

   20


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Русская народная драма и народное театральное  искусство в целом — интереснейшее  и значительное явление национальной культуры.  
      Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.                                     
      И всюду актеры находили множество благодарных зрителей. Народные актеры в большинстве своем не были профессионалами, это были особого рода любители, знатоки народной традиции, которая переходила по наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению деревенской молодежи допризывного возраста. Такие же традиции существовали в военных частях, квартировавших в провинциальных российских городках, на небольших фабриках и даже в тюрьмах и острогах.                            
      Все эти сферы бытования не разделялись непроницаемой стеной. Это были как бы единая, подлинно народная, демократическая аудитория и один многосоставный актерский коллектив с общим репертуаром излюбленных пьес. Приходил со службы или с промыслов мужик и приносил в родное село полюбившуюся пьесу, выученную назубок или списанную в тетрадку. Пусть он был в ней вначале всего лишь статистом — воином или разбойником, но знал ведь всю наизусть. И вот уже собирается группа молодежи и в укромном месте перенимает «выходку», учит роли.

 

Глава 1. Театр кукол.

По просторам  России бродило и много странствующих актёров. Одни приходили с востока, из Азии, другие - с запада , из Европы. Принесённое ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрёстке, порождало формы, которые со временем воспринимались как "своё" искусство, да и по сути становилось им. Всё это происходило и в народном кукольном театре.

а) Вертеп.



 В XIX веке накануне Рождества Христова в Белоруссии и на Украине, на Псковщине и в Сибири ходили с вертепом. Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках1 — это «персидские цари», пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, — это рождественский кукольный театр или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщи-ки вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!». Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая Ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядами, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода.

В конце XIX — начале XX в. вертепную рождественскую драму могли показывать не только дети, но взрослые семинаристы, а также постоянные мужские коллективы, насчитывающие от двух до восьми — десяти человек разных возрастов. Присутствие ряженых во время кукольного представления не было обязательным. Самыми распространенными образами «вертепного» ряженья можно считать Пастухов и Волхвов.

Слово «вертеп» происходит от старославянского «вертепъ» — «пещера». Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово «вертеп» с глаголом «вертеть». Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.

Вертеп в узком смысле этого слова — народное рождественское представление, разыгрываемое в специальном ящике при помощи стержневых кукол, сопровождаемое пением и диалогами. В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми. Вертепное действо обязательно должно сопровождаться пением различных религиозных кантов, что отличает его от светской народной драмы живых актеров, которая также могла показываться на Рождество.

Неподвижное изображение Христа в подвесной колыбели пришло в вертепный театр из рождественского убранства костелов. Возможно, и форма одноярусного вертепного театра сложилась под влиянием стоящих в костеле «пещерки» или одноэтажного домика (хлева) с колыбелью.

 

На рисунке показана принципиальная схема вертепа, состоящего из двух ярусов, каждый из которых в свою очередь складывается из двух Вертеп - не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. Вертепу свойственна кукольная техника особого рода - вертепные куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Схема отсеков: коробки сцены и узкого пространства для движения руки кукловода.


Кроме того, в  пространстве под крышей вертепа  может быть помещена лампа или  свеча, для освещения Вифлеемской  звезды.

Обозначены  щели в полу сцены, по которым движутся куклы, ведомые рукой, перемещающейся под полом. Кроме двух основных этажей и "чердака", украинский вертеп, имел еще один нижний этаж для устройства ада.

Троичное вертикальное строение вертепа освящено трех частным  строением Рождественской мистерии, изображающей жизнь на небе - в Раю, на земле, и в Аду. Верхний этаж предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов, для благовестия ангела. Нижний этаж изображает покои царя Ирода., На нем играется основные сцены вертепа: диалоги Ирода и воинов, Ирода и волхвов, Ирода и Рахили, Ирода и Смерти, избиение младенцев воинами по приказу Ирода, усекновение головы самого Ирода и избиение его слуг Смертью и чертями, падение их в ад - все разыгрывается на нижней сцене.

Трехчастное строение мистерии не позволяет жителям рая: Святому семейству, ангелам, пастухам, спускаться на нижний этаж, а обитателям нижней сцены: Ироду, его слугам, адским силам - подниматься наверх. Это очень важное свойство мистериальной сценографии: жизнь верхнего и нижнего этажей никогда не пересекаются.


Конструкция нижнего  этажа вертепа должна обеспечивать все сценические эффекты, предусмотренные  в спектакле: появление черта  из-под пола иродового дворца, усекновение  головы Ироду и падение его  обезглавленного тела в ад. Люк  для появления черта из-под сцены, обычно делается вблизи трона Ирода или непосредственно под троном. В момент появления черта царский трон опрокидывается, разваливается на части или проваливается в ад, черт появляется в "снопе пламени", вырывающегося из люка. Кроме скольжения по прорези, вертепная кукла может немного наклоняться в щели, и это позволяет сыграть сцены "усекновения головы" и "избиения младенцев".

Ширина щелей  и их конфигурация должны разрешить  свободное и плавное движение кукол.

Кукловод, манипулируя  куклами под полом сцены, наблюдает за ними, вплотную приблизив лицо к задней стенке вертепа с потайными отверстими для его глаз.

Кроме того конструкция  вертепа предусматривает освещение  верхнего и нижнего ярусов живым  пламенем свечей в навесных фонарях, и возжжение Вифлеемской звезды потайным светильником из-под крыши вертепного ящика.

Сценография этажей традиционна, как и само действие: на верхнем этаже изображается Святое семейство, на нижнем - покои Иродового  дворца.

Изображение Святого  семейства - одна из самых трогательных картин христианской культуры. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, склонившиеся над яслями с младенцем Иисусом, тесный вертеп, который обычно изображался как сводчатое помещение, волы, овцы, ослик, заглядывающие в окна или робко теснящиеся у входа, коленопреклоненные пастухи, волхвы с дарами, ангелы, парящие над вертепом, и, конечно же сияющая Вифлеемская звезда, все это тысячи и тысячи раз изображалось, описывалось, воспевалось всеми христианскими народами! 

Традиция православия  в белорусском, украинском русском вертепах не допускает каких-либо сценических действий с прямым участием Святого семейства: диалогов, манипуляции куклами и прочего. Святое семейство лишь объект поклонения, шествующих по дуге верхнего этажа пастухов, волхвов, животины. От имени Господа говорят ангелы, которые напрямую вмешиваются в сценическое действие и определяют его течение.

Куклы вертепа конструкции простейшей: тело куклы насаживается на стержень - рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшивается тканью или раскрашиваются.

Они изготовлены  из драпированных тканью деревянных брусочков с подложенной под  ткань ватой для придания телу куклы объема. Высота кукол 25-30 сантиметров  с рукояткой, которая составляет приблизительно половину общей их высоты. Рукоятка этих кукол оканчивается круглой подставкой, на которой кукла могла стоять неподвижно в момент действия других персонажей пьесы. Ткани и материалы, примененные для создания этих кукол, удивительно гармоничны соответствующим костюмам: лоскут старинного светлого сукна в мантии Ирода, золоченая жесткая бумага для лат воина, в одежды Ангела включены кусочки золотой парчи, волосы его выполнены из льна, крылья из настоящих перьев. Головы кукол из коллекции Бартрама вырезаны отдельно от тела из материала, напоминающего гипс. Имеются свидетельства о том, что заготовки голов для вертепных кукол продавались на базарах, и возможно в данной коллекции мы имеем дело с подобным случаем. Лица раскрашены условно: намечены глаза и рот, но для вертепного действа этого вполне достаточно.

Вертепные куклы  лишены пластики, все их действия построены  на диалогах, точнее сказать монологах, поскольку куклы даже обращаются друг к другу, обращаясь в зрительный зал. Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы античной трагедии, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации страстей.

Избиение  тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и, воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери. Я не знаю более страшной картины в театральном искусстве, хотя на пику, по сути, накалывается маленький тряпичный кулечек, не имеющий даже глаз.

Традиционно черт - одна из более подвижных кукол вертепа. В народном представлении черт не страшен, а противен: скользкий, на тоненьких ножках он вихляет развинченными членами. Появление черта вызывало не ужас, а смех, тем более, что он уносил в ад главного злодея - Ирода.

Волхвы или "три царя", как они себя сами величают, одна из оригинальнейших кукол вертепа. Три волхва в сознании создателей вертепа - один персонаж. Они никогда не появляются по одному, их подарки: золото, ладан и мирра - триедины. И кукла, изображающая "трех царей", часто изготавливалась триединой - три тела, прикрепленные к одной ручке.

Пастухам, самым близким народному сознанию персонажам, часто отдавались слова той искренней живой радости Рождества, которую испытывали создатели вертепа и которая в наименьшей степени поддавалась канонизации. Потому и куклы пастухов и их овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности.

Куклы ангелов и Святого семейства возможно исполнить только в случае искреннего благоговейного отношения к ним, в противном случае они превратятся в святотатственную карикатуру.

Из основных действующих лиц вертепа выше описаны практически все, однако два слова следует сообщить еще  о двух: служке, зажигающем свечи, и  Вифлеемской звезде. Зажигание свечей в начале представления вертепа и погашение свечей по его окончании - два из важнейших и красивейших момента всего действа. Не всегда, но в некоторых вертепах изготавливается специальная кукла служки, которая обходит с горящей свечей этажи, зажигая одну за другой светильни, а затем обходит вертеп, гася их. Кукла служки, по сути своей, единственный собственно театральный персонаж, придуманный специально для обслуживания сцены, для создания театрального эффекта, и которому единственно разрешено свободно перемещаться между вертепными сакральными этажами. Конструктивно служка должен иметь непропорционально длинные руки, дабы дотянуться до свечей в светильниках, вынесенных за пределы сцены вертепа.

Информация о работе История народного театра на Руси