Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:39, курсовая работа
Русская народная драма и народное театральное искусство в целом — интереснейшее и значительное явление национальной культуры.
Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
И всюду актеры находили множество благодарных зрителей
Введение………………………………………………..
3
II.
Глава 1. Театр кукол:
а)
Вертеп…………………………………………………..
3
б)
Театр Петрушки………………………………………..
8
Глава 2. Театр актера:
а)
Скоморохи - родоначальники русского театра………
10
б)
Представитель городской смеховой культуры: балаган………………………………………………….
14
в)
Представитель городской смеховой культуры: раек...
17
III.
Заключение…………………………………………….
19
IV.
Библиография………………
Звезда Вифлеема также важнейшее "действующее лицо" не только вертепа, но самого Рождества, важнейший и непреходящий его символ. Придумать самому как встроить ее в вертепный ящик, как и в какой момент действия ее зажечь - большая радость и ответственность вертепщика. И я не стану отнимать у вас радости потрудиться над Вифлеемской звездой описаниями известных мне конструкций и приемов.
Одноэтажный
вертеп. В русской традиции известна
одноэтажная конструкция вертепа, с куклами,
управляемыми снизу, как и в вертепе многоэтажном.
Некоторые исследователи (см. Давидова
М.Г. Вертепный театр в русской традиционной
культуре. Традиционная культура 1/2002)считают
одноэтажную конструкцию вертепа собственно
русской традицией.
Одноэтажный вертеп вынужденно представляет
только сцену Иродового дворца, а Святое
Семейство помещается слева (для зрителей)
от трона Ирода, или, как и адские сцены,
в обязательном трех частном строении
вертепа, выносится за пределы ящика на
картинки.
б) Театр Петрушки.
|
Этого героя звали Петрушкой, Петром Ивановичем Уксусовым, Ванькой Рататуем. Он стал главным героем русского народного кукольного театра. Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день. Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был "ходячий" Петрушка. "Театр"
состоял из складной легкой
ширмы, набора кукол, |
В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой "театр" под открытым небом. И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом. А для этого кукловод-комедиант должен был положить на язык маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки.
Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии; другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным.
Представление в театре Петрушки состояло из отдельных сцен, но в каждой из них было обязательно участие главного героя - Петрушки. Основными сценами традиционной комедии о Петрушке были следующие: выход Петрушки, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, лечение Петрушки, обучение его солдатской службе (иногда сцена с квартальным, барином)и финальная сцена. Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя. "Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган! Без меры вино пью, всегда весел и пою..." - так начинал Петрушка свою комедию. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой - это был один из самых живых эпизодов представления. Далее начинались приключения с самим Петрушкой. Он сообщал публике о своей женитьбе, расписывал достоинства своей невесты и ее приданое. На его зов являлась крупная нарумяненная девица, которая к тому же оказывалась курносой или "хромой на один глаз". Петрушка требовал музыки. Шарманщик или музыкант начинали играть, а он плясал со своей невестой. Часто сценка заканчивалась буйством героя и он побивал свою невесту. Далее следовала сцена покупки лошади. Тут же являлся цыган и предлагал ему лошадь, которая "не конь, а диво, бежит - дрожит, а упадет, так и не встанет". Петрушка с цыганом торговался, потом уходил за деньгами, а когда возвращался, то ударами палки расплачивался с цыганом. Затем садился на лошадь и сразу падал. Петрушка начинал громко стонать от удара, звал доктора. Доктор, появляясь, начинал свой монолог, в котором были и такие традиционные слова: "Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь. Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах..." Далее следовала любимая зрителями сценка, когда Петрушка не мог объяснить доктору, где у него болит. Доктор сердился, а Петрушка ругал врача, не сумевшего определить, что же следует лечить. В конце концов Петрушка колотил и доктора. Далее могла следовать сценка обучения Петрушки "солдатскому артикулу" - он комически выполнял все команды, а его речь состояла из сплошных передразниваний. Петрушка и тут колотит обучающего его капрала. Иногда капрала заменял квартальный, офицер или барин. Естественно, он и их всех поколачивал, этот непобедимый любимец зрителей. Но в финальном эпизоде Петрушка расплачивается за содеянное им: черт, а чаще собака или домовой уносит его за ширму, вниз. Такая символическая смерть Петрушки воспринималась как формальный конец спектакля, так как герой вновь оживал и снова оказывался на ширме. Все победы Петрушки объяснялись его характером - никогда не унывающим, задиристым, веселым. Финал комедии публика не воспринимала как трагический. Итак, Петрушка завершал свои приключения в лапах собаки. Это вносило дополнительный комизм и веру в невозможность "всамделишной смерти" любимца публики. Смешным и нелепым выглядел испуг Петрушки перед небольшой шавкой после внушительных побед над квартальным, барином и всеми прочими недругами. Исчезновение Петрушки воспринималось без сожаления. Ибо все знали, что вновь выскочит он с дубинкой и опять будет колотить всех направо и налево.
|
Своеобразие театра Петрушки было в том, что зритель получал удовольствие не от знакомства с новым произведением, а от того, как играли всем давно известную комедию. Все внимание было сосредоточено на оттенках игры, на движениях Петрушки, на ловкости и мастерстве петрушечника. На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке. А введение дополнительных персонажей в сценку, естественно, требовало большего количества кукловодов. |
В театре Петрушки важную роль выполнял и музыкант. Он не только сопровождал музыкой действие, но и участвовал в диалоге - был собеседником Петрушки. В состав петрушечной комедии могли входить и пантомимические сценки, не связанные с действием комедии. Так, известен театр Петрушки, где показывалась пантомима с участием "кукол, представляющих разные национальности". Все они пели и танцевали, а Петрушка в это время сидел на краю ширмы и распевал "По улице мостовой...". В других представлениях присутствовал танец двух арапов. Но, несмотря на все вставные номера и пантомимы, Петрушка оставался единственным главным героем в этом своеобразном театре. Федор Михайлович Достоевский в "Дневнике писателя" за январь 1876 года так говорит о представлении Петрушки в петербургском клубе художников: "Дети и отцы их стояли сплошной толпой и смотрели бессмертную народную комедию, и право, это было чуть ли не всего веселее на всем празднике. Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, и детям, и старикам?" В других европейских культурах также существовал герой театра кукол, имеющий много родственных черт с Петрушкой.
Почти сто лет - целый век - существовал этот уникальный театр. Петрушка, был любимцем простого народа. С ннго начался и профессиональный театр кукол.
В наше время интерес к миниатюрному театру Петрушки начал стремительно возрастать, особенно с появлением неограниченных возможностей сети Интернет. Особенный интерес к миниатюрному театру Петрушки проявлен в самое последнее время. Создаются новые произведения к спектаклям Петрушки, в который отражается современная жизнь многополярного мира.
Глава 2. Театр актера.
а) Скоморохи - родоначальники русского театра.
Становление русского
народного театра издавна и справедливо
связывают с деятельностью
|
|
Слово скоморох пришло на Русь в XI веке, вместе с первыми переводами греческих текстов на древнеславянский язык, сделанными в Болгарии. Надо отметить, что к этому времени у нас уже существовало довольно много слов, примерно равнозначных новому. Это игрец, глумец, глумотворец, прелестник, смехотворец и др. Все эти слова употреблялись и позже, когда в полную силу вошло слово скоморох.
Основная масса документальных свидетельств о скоморохах говорит о них как об участниках всевозможных праздников и обрядов, имевших очевидную связь с язычеством. Как известно, с принятием христианства Русь вступила в длительный период двоеверия. Язычество не только не было сразу ликвидировано, но местами продолжало существовать почти официально. Не имея сил справиться с язычеством в открытой борьбе, христианство стало на путь подмены собой старых верований. Церкви строились на местах поклонения языческим богам; основные моменты христианского календаря приурочивались к календарю народному. Так новая религия пыталась превратить народные праздники в свои. Но традиции старых верований оказались очень живучими и в виде пережитков язычества оставались в сознании людей до новейшего времени.
Наиболее активно остатки языческих верований проявлялись при совершении обрядов и в дни народных праздников. Главными фигурами здесь зачастую выступали скоморохи. Отсюда постоянная, непримиримая вражда к ним церкви, начавшаяся сразу после принятия христианства и длившаяся до исчезновения скоморохов, т. е. примерно до рубежа XVII-XVIII веков.
Тесная связь скоморошества с явлениями, оставшимися от язычества, дает основание говорить о существовании скоморохов задолго до XI века и предполагать, что у скоморохов была весьма важная роль во время языческих богослужений.
Роль скоморохов в развитии театра в более поздний период была разнообразной. Скоморохи делились на несколько категорий. Были среди них такие, что жили при дворах князей, бояр и т.д. Их принято называть «дворовыми», или «придворными». Чаще всего они были как бы штатными потешниками, шутами. Такие скоморохи не оставили заметного следа в развитии народного искусства.
|
Остальные скоморохи в свою очередь делились на две большие группы: оседлых и странствующих, или бродячих. Оседлые жили в городах, селах, деревнях. Главное поле их деятельности — народные праздники и обряды. В остальное время такие скоморохи мало отличались от прочих жителей. Среди них были мелкие землевладельцы, ремесленники, даже торговцы. Но основная масса оседлых скоморохов (это четко зафиксировано документами) принадлежала к беднейшим слоям населения.
Прекрасно зная традиции праздничных игр и обрядов, оседлые скоморохи были незаменимыми участниками каждого праздника и обряда. Именно скоморох был тем человеком, вокруг которого на игрище разворачивались главные события. Он организовывал самые различные праздничные «мероприятия», в том числе и такие, которые постепенно превратились в сцепки и затем в спектакли народного театра.
На долю оседлых скоморохов следует, таким образом, отнести активную роль в превращении элементов театра на праздниках и в обрядах в народный театр живого актера.
Бродячие скоморохи
действовали вне
Разные условия, в которых приходилось действовать оседлым и бродячим скоморохам, породили значительные различия в характере их творчества и сказались па итогах их деятельности. Если оседлые были активными участниками процесса становления народного театра живого актера, то бродячие оказались почти монопольными хозяевами таких форм, как «театр Петрушки», «медвежья потеха» — форм мобильных, дающих возможность устраивать представления без долгих приготовлений, в любых условиях и в любое время.
Тип скомороха певца-поэта.
В былевом эпосе некоторые герои переряживаются в скоморошный костюм, появляются на пир к Владимиру и здесь показывают свое искусство. На основании тех данных, которые при этом сообщаются в песнях, можно воссоздать тип скомороха, ведущего "великую игру", т.е. певца-поэта. Воссоздающиеся на основании этих данных черты очень напоминают черты древнего Бояна.
Во-первых, скоморох - в
одно и то же время музыкант (гусельщик)
и поэт: он по стрункам похаживает и
голосом поваживает; его пение, сопровождаемое игрой на гуслях, производит сильное
чарующее впечатление: под впечатлением
"великой игры" все на пиру притихают,
прислушиваются, оглядываются, ужасаются;
его игра признается "великой", его
"утехи" - "нежными".
Во-вторых, скомороху, ведущему "великую
игру" приписывается такая же разносторонность,
какой обладал вещий Боян: подобно последнему
скоморох-поэт ведет "игру", "выигрыши",
"тонцы" (т.е. рассказы), приплетая
в ним события из разных стран; тонцы ведутся
от Киева, Новгорода, Чернигова, Царьграда,
Иерусалима, Сорочинской земли (Сарацинской).
Эта особенность "великой игры" в
некоторых былевых песнях прямо формулируется
самими певцами: "Высота ли, высота поднебесная
глубота, глубота океан-море, широко раздолье
по всей земли, глубоки омуты Днепровские". Или: "Реки то, озера ко Новугороду,
мхи то, болота ко Белоозеру, широки раздолья
ко Опскому, тесные леса ко Смоленскому,
чистые поля к Ерусалиму".
В-третьих, скоморох - поэт, как и Боян,
поет "про старые времена и про
нынешние и про все времена доселюшны". Он и начинает свои песни на подобие
Бояна или подражавшего последнему автора
"Слова о полку Игореве": "Благословите, братцы,
старину сказать, как бы старину стародавнюю". Подобно тому, как автор "Слова о полку
Игореве" припоминал времена Траяна,
так и скоморох-поэт начинает свою "великую
игру" с воспоминания о самых далеких
от него временах: "При царе Давиде Евсевиче,
при старце Макарье Захарьевиче было беззаконство
великое".
В-четвертых, скоморох-поэт вводит в свои
песни "припевы", "припевки",
"наигрыши", т.е. остроумные изречения,
поговорки и намеки из-за синя моря, или
из-за Лукоморья. Так, переодетый скоморохом,
Добрыня, ведя "великую игру" на свадебном
пиру своей жены с Алешей Поповичем (после
долгого отсутствия), наигрывает два наигрыша,
предназначенные для его жены; первый
наигрыш: "Ох, вы гусли мои, гуслицы,
гусли мои звончатые! Вы лежали сорок шесть
лет, а еще лежали ровно три года, а еще
лежали ровно круглый год, на десятом играть
стали". Это - намек на собственное десятилетнее
отсутствие из дому. Второй "наигрыш": "Где это видано, еще где
же слыхано, от жива мужа замуж…идти"?
В-пятых, цель скомороха-поэта, как и у
вещего Бояна, - величание минувших героев
и современных князей. Поэтому былевые
песни заканчиваются обыкновенно возглашением
славы воспетому герою. Иногда, как и в
"Слове о полку Игореве", величаются
сперва старшие герои, а потом младшие.
Так, Добрыня-скоморох повыиграл всех
от старого до малого.
Несмотря па жестокую борьбу церкви против скоморохов, они пользовались постоянной любовью народа. Скоморохи были музыкантами, песенниками, плясунами, рассказчиками сказок, исполнителями былин и т. д. Старинные документы дают основание говорить, что деятельность скоморохов особенно активизировалась в моменты обострения классовой борьбы. В творчестве скоморохов отражались настроения и надежды народа, боровшегося за свою свободу.
С конца XVII века Россия вступает в новый период своей истории. Во всех областях жизни происходят существенные изменения. Коснулись они и народной культуры. Профессиональные скоморохи к этому времени изживают себя, их искусство начинает видоизменяться, приобретает новые формы. Одновременно из документов исчезает и слово «скоморох». Место скоморошьих игрищ занимают теперь спектакли народного театра — новая и высшая по сравнению со скоморошеством форма народного драматического искусства.
б) Представитель городской смеховой культуры: балаган.
Следующий этап в становлении народного театра характеризуется появлением спектаклей театра живого актера. Начало этого, высшего этапа принято относить к первым десятилетиям XVIII века.
Во второй половине XVIII в. происходит разделение и в сфере искусства — по критериям «высокого» и «низкого», а народного — на «городское» и «крестьянское». По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой «третий», «отщепенческий» культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; он тяготеет к социальному «верху», на который ориентируется, будучи, тем не менее, порождением крестьянской культурной среды. Этим объясняется изначальная лиминарность городской культуры, смешение в ней и европейских заимствований и народных традиций.2
Городской фольклор оказался тесно связанным с ярмарочной культурой, для которой XVIII в. также стал отправной точкой развития (к 1830 г. в стране действовало около 1700 ярмарок 3). Ярмарка воспроизводила атмосферу всенародного праздника по духу близкого карнавалу, в ее пространство включались трактиры, кабаки, центры увеселений, в нем находили свое место и торговцы, и праздный люд, бродяги, воры, нищие. Характеризуя специфику русского праздничного действа, исследователь Н.А. Хренов пишет: «В какой-то степени праздничное время с его безудержным разгулом и весельем в православной цивилизации представляло преодоление, пусть временное, жесткой зависимости от судьбы, отождествлявшейся в христианском мире с божьим промыслом. Это значит, что где-то на заднем плане праздничного веселья продолжают свое действие независящие от человека иррациональные силы, его судьба <...>...праздничное поведение русского человека с присущим ему разгулом представляет мир, контрастный по отношению к повседневному